155 миллиметров - самый доходный натовский калибр
Список желаний
В середине июня министры обороны стран НАТО, встречаясь в Брюсселе с представителями ВПК США и ЕС, обсудили «расширение военного производства» для восполнения собственных арсеналов и поставок снарядов Украине. «Расширяют» они его с марта, когда были определены меры оперативного обеспечения ВСУ необходимым количеством боеприпасов для перехода в контрнаступление.
Будем считать, что перешли, тем более что Запад этот факт не отрицает и, по заявлению генсека НАТО Йенса Столтенберга, сейчас альянс уделяет «большое внимание» тому, чтобы у Украины были работающие ракетные системы с боеприпасами, запасными частями и системами техобслуживания. А министр обороны Норвегии Бьёрн Арильд Грам заявил прямым текстом: во главе списка пожеланий Украины стоят артиллерия и артиллерийские боеприпасы. Речь идёт о производстве 155-мм снарядов, поскольку в артиллерийских дуэлях с ВС РФ Украина практически лишилась 152-мм орудий советского образца, которые составляли 60% её арсенала, и перешла на 155-мм артиллерию универсального калибра НАТО.
Известно, что ежегодно в Европе производится около 300 тысяч 155-мм снарядов. Примерно столько же ВСУ тратят за три месяца, поэтому Киев, по сообщению Financial Times, попросил ЕС нарастить поставки и отправлять на Украину в месяц хотя бы по 250 тысяч 155-мм артиллерийских снарядов. Утолить снарядный голод ВСУ в оперативном порядке вызвались Норвегия и Дания, договорившись передать Киеву 9 тысяч артиллерийских снарядов. Помимо этого, Норвегия взяла обязательство поставить ещё 7 тысяч полных боекомплектов. Но это, конечно же, капля в море - можно сказать, жест доброй воли. Поэтому ещё в мае Еврокомиссия анонсировала выделение 1,5 миллиарда евро из Европейского фонда мира: полмиллиарда на расширение производства снарядов в Европе, остальное - на закупку миллиона боеприпасов, что называется, на стороне, которые должны быть поставлены ВСУ в течение года.
Но компенсироваться расходы странам ЕС будут только на «украинские» снаряды, закупки же для своих армий они должны будут оплатить сами. При этом подразумевается наращивание производства артиллерийских боеприпасов более чем в три раза. Европарламент поддержал эту инициативу, финальное голосование пройдёт в июле.
Но время всегда не ждёт. По сообщению Bloomberg, Украина перед контрнаступлением получила от союзников вооружение на сумму более 30 миллиардов долларов. Это говорит о том, что страны ЕС активно приступили к опустошению своих оружейных резервов ради «благого дела». Причём весьма усердно. По данным New York Times, две трети стран НАТО уже исчерпали возможность поставлять оружие на Украину - их арсеналы практически пусты, и это притом, что грандиозные планы по наращиванию военного производства в Европе слабо соотносятся с сегодняшней европейской реальностью. С окончанием холодной войны оборонная промышленность Европы практически законсервирована и к началу СВО на Украине подошла далеко не в бодром состоянии.
TikTok «съел» весь ток
Одна из проблем, с которой сегодня столкнулся ВПК Евросоюза, нехватка квалифицированного технического персонала. Поэтому логично предположить: если не удастся найти специалистов, способных работать на станках, то заводы не смогут оперативно нарастить выпуск военной продукции, в том числе снарядов для Украины. Министр обороны Великобритании Бен Уоллес, к примеру, заявил, что участникам НАТО пришлось «с болью осознать, что за 30 лет их армии были истощены». Но есть и другая причина - последствия экономического кризиса 2008 года, что тоже повлияло на резкое сокращение оборонных бюджетов.
По данным Европарламента, в 2020 году на 2500 предприятиях ВПК Европы работали 463 тысячи человек, тогда как в США - около 15 миллионов, в России - до 3 миллионов специалистов. Кроме того, нынешнее состояние европейского ВПК - результат конкурентной борьбы со стороны США, которым удалось навязать Европе оружие своего производства.
Ещё одна проблема - энергетический кризис в Европе как результат санкций в отношении России. Подорожание энергоносителей увеличило стоимость металлопроизводства и готовых изделий. По данным Financial Times, за 2022 год цены выросли в пять раз. К примеру, один из крупнейших в Европе производителей боеприпасов - норвежско-финский концерн Nammo, на который делаются основные ставки в производстве боеприпасов для ВСУ, ещё в мае сообщил, что не может расширять заводские мощности из-за нехватки электроэнергии. По данным норвежского издания VG, предназначенная для предприятия электроэнергия уходит строящемуся дата-центру китайской соцсети TikTok.
Кроме того, гендиректор Nammo Мортен Брандтцэг на встрече министров обороны стран НАТО с представителями ВПК США и ЕС заявил, что для расширения военного производства в Европе нужны инвестиции, которые в одиночку концерн «поднять» не сможет. По его словам, даже если бы компания построила отдельный завод по производству боеприпасов только для Украины, туда пришлось бы инвестировать больше трёх миллиардов долларов, что равно инвестициям Nammo за последние 50 лет.
А сотрудник Nammo Йон-Арне Борресен, отвечающий за один из конвейеров по производству снарядов, признался New York Times, что объём производства концерна до сих пор находится на «мирном уровне». Он сообщил, что компания начала строительство нового завода для производства 155-мм снарядов, но он запустится не ранее конца 2024 года, в том числе и потому, что «сложно найти квалифицированных сотрудников». К тому же, нельзя не учитывать, что европейский ВПК ориентирован на производство высокоточного оружия. Для выпуска же тысяч обычных боеприпасов многим компаниям придётся перестраивать мощности. И это, как говорят в Одессе, две большие разницы, поскольку сделать одну ракету совсем не то же самое, что выточить сотни тысяч артиллерийских снарядов - такое производство требует более высоких энергозатрат.
Нельзя исключать и дефицит сырья. Разработать-то план по «круговороту снарядов в природе» Европе удалось: действительно, выпускать около 300 тысяч болванок для 155-мм снарядов в год могут 13 компаний в 11 странах ЕС, но они столкнулись с нехваткой пороха, тротила и нитроцеллюлозы. Именно поэтому европейская промышленность не может ни быстро выполнить заказы для Украины, ни восполнить собственные арсеналы даже за большие деньги.
Генеральный директор Fаbrica Municiones de Granadа, одного из двух испанских производителей 155-мм артиллерийских орудий, отметил, что в Европе немного заводов, производящих тротил и нитроцеллюлозу, и все они загружены на 100%, «поэтому мы должны начать поиски в Индии, Корее и других странах». А президент Ассоциации оборонной промышленности Чехии Иржи Гынек заявил, что увеличить в короткие сроки производство нитроцеллюлозы невозможно - на это понадобится не менее трёх лет. В результате поставки Киеву миллиона снарядов оказались под вопросом.
И здесь на сцену выходит история с производством аммиака, который, как известно, не только компонент азотных удобрений. Нитрат аммония, получаемый из аммиака - основной компонент чёрного пороха, используемого как вышибной заряд в некоторых видах боеприпасов. Причём 75% себестоимости аммиака - расходы на природный газ. Но из-за его резкого подорожания европейские компании стали массово останавливать производство аммиака. По данным ценового агентства Argus, при стоимости газа выше 20 долларов за 1 ММBty (миллион британских единиц) или более 700 долларов за 1000 куб. метров, расходы только на газ для получения аммиака приближаются к 800 долларов за тонну. А это нерентабельно и чревато остановкой производящих мощностей Европы.
Ещё в сентябре прошлого года американская CF Industries остановила заводы по производству аммиачной селитры в Великобритании, норвежская Yara снизила выпуск аммиака на 40%, испанская Fertiberia вывела из эксплуатации аммиачную установку на заводе в Уэльве, а крупнейшая немецкая компания BASF останавливает часть производственной линии аммиака в Людвигсхафене.
Пушки не молчат
Судя по всему, в Европе эти проблемы понимают: не прошло и месяца с обещания Украине миллиона снарядов, как в Брюсселе сильно засомневались. «В брюссельских военных кругах говорят, что миллион снарядов едва ли будет собран, по крайней мере, не в течение года», - пишет немецкая газета Welt am Sonntag. А учитывая то, что на данный момент Франция заблокировала выделение средств ЕС на закупку боеприпасов для Украины, требуя, чтобы рефинансирование касалось не только боеприпасов, но и ракет «даже в ситуации, когда Украина таких ракет не просит» - тем более.
Помимо этого, большинство стран ЕС выступили за удаление некоторых положений из законопроекта о наращивании производства боеприпасов в Европе, сообщает Еuractiv. Члены ЕС обвинили ЕК в использовании ситуации на Украине для «узурпации их национальных полномочий», они хотят освободить компании от обязательства делиться с ЕК производственными секретами. В принципе «бунт» логичен: страны ЕС готовы снабжать Украину оружием по отдельности или сотрудничая друг с другом, но без распространения информации, связанной с их национальной безопасностью.
Наблюдается парадоксальная картина: ВПК Европы сейчас имеет больше проблем, чем возможностей для производства боеприпасов, поскольку страны ЕС сами создают себе головную боль, намереваясь и свои арсеналы пополнить, и снарядный голод Украины утолить. Похоже на мазохизм, однако, не без садизма: говоря о Европе, также, как и об Украине, всегда нужно «держать в уме» США.
Старому Свету невыгодно «лезть в петлю» так рьяно, как это происходит сейчас: здесь уже избавились от устаревших техники и вооружений, которые нужно было утилизировать. Однако США затягивают Старый Свет в украинский конфликт всё глубже - поставляя своё вооружение Европе в кредит, чтобы та передавала его Украине, таким образом увеличивая объёмы заказов для американского ВПК.
Для реализации этого замысла Вашингтону сначала потребовалось создать «условия спроса» - сейчас в Европе, при состоянии её ВПК, они созданы более чем удачно. ВСУ переводят на стандарты НАТО, европейские арсеналы практически пусты, и чтобы их заполнить, конечно ЕС пришлось заключить контракты с США почти на 13 миллиардов долларов. Впрочем, оружейные гиганты повсюду не внакладе. По данным Defense news.com, военно-промышленные корпорации Запада собираются нарастить выручку до 475 миллиардов долларов к 2025 году, что на 97 миллиардов больше, чем в 2021 году, когда их доходы составляли 378 миллиардов долларов. Среди крупнейших корпораций больше всего за четыре года планируют прибавить Boeing, Rheinmetall и Raytheon Technologies, сообщает издание.
Но не всё так просто. На фоне конкуренции с американским ВПК Еврокомиссия обсуждает со странами ЕС возможность применения принципа приоритетного размещения военных заказов в европейских компаниях и возможность допуска США на этот рынок по остаточному принципу. За данное решение выступают Германия, Италия, Франция, против - Польша и страны Прибалтики. Но, как говорится, хвост вряд ли может вилять собакой, тем более, когда она во главе стаи - так, канал Fox News признал, что для ВПК США 2022 год был прекрасным «благодаря ястребиной внешней политике бессменных бюрократов Вашингтона, особенно на Украине».
Однако, инвестируя в войну, европейские оборонные компании должны быть уверены, что спрос на их продукцию сохранится и после украинского конфликта. Пока же всё лучше не придумаешь - пушки не молчат.