Запад - Украине: военная помощь с истекшим сроком годности
Учёт и контроль по-американски
Ещё в апреле 2022 года на базе ВВС США «Рамштайн» прошла первая встреча представителей сорока стран Запада по вопросу поставок оружия Украине. Так был открыт новый этап противостояния России и коллективного Запада, лидеры которого решили, что с помощью поставок вооружения ВСУ смогут нанести стратегическое поражение российской армии.
По сути, именно с того момента начало реализовываться полноценное военное обеспечение Украины под «зонтиком» НАТО - от подготовки личного состава до ремонта повреждённой техники. Но самый главный элемент поддержки вооружённых сил Украины - это, конечно, логистика. Номенклатура поставляемых грузов началась относительно безобидно - с касок и отдельных видов боеприпасов, но, как теперь стало понятно, не закончилась поставками БМП и танков. На очереди: ракеты большой дальности и истребители F-16.
Тогда же, в апреле 2022 года, Украина и Польша подписали меморандум об усилении сотрудничества в железнодорожной сфере и создании совместного предприятия для наращивания железнодорожных перевозок. В результате Польша стала основным хабом, откуда вооружения западного производства распределяются по территории Украины.
Но Польша - это всего лишь функция. На самом деле, как рассказало британское издание The Times, всё начинается в штаб-квартире транспортного командования армии США (USTRANSCOM), где отслеживаются все военные перевозки. Причём на каждом грузовике установлены датчики, позволяющие не только отследить маршрут, но и зафиксировать при случае взлом контейнеров с вооружением. Кроме того, в ситуационном центре USTRANSCOM в режиме реального времени отображается информация, показывающая статус поставок.
Для этого Минобороны США использует внутреннее электронное приложение ADVANA, которое объединяет 1200 систем и 3000 бизнес-процессов в одну центральную платформу, предназначенную для обработки данных и аналитики, позволяя отслеживать финансовые потоки, передвижение персонала и логистику.
Аналитики изучают информацию, которая компилируется в виде блок-схем, и на её основе принимают решения, которые часто оказывают влияние на все последующие поставки вооружения не только Украине, но и по всему миру. ADVANA также содержит алгоритмы, позволяющие рассчитать объёмы поставок относительно текущих запасов армии США, норм потребления и запросов, в данном случае, с украинской стороны. Эти данные согласуются с возможностями остальных 53 стран контактной группы «Рамштайн», информация о которых ежемесячно стекается к американскому генералу Жаклин Ван Овост, а заместитель помощника министра обороны США Лора Купер собирает заявки о потребностях украинской стороны.
В течение нескольких авральных недель весной 2022 года Пентагон активно привлекал к перевозке военных грузов гражданских подрядчиков. На военных базах по всему Среднему Западу США были созданы площадки, где водители грузовиков оставляли контейнеры с гражданскими товарами и загружали грузовики снарядами для Украины. Например, на военно-воздушной базе Довер, штат Делавэр, пробка из грузовиков, ожидающих разгрузки, растянулась на несколько километров, и местной полиции пришлось перенаправлять транспорт в обход.
Сотрудники базы круглосуточно отправляют самолёты C-17 с боеприпасами в Германию и Польшу для Украины. Естественно, военных транспортных самолётов для скорой перевозки боеприпасов недостаточно. Поэтому около двух третей из 1177 рейсов на Украину были выполнены семью коммерческими перевозчиками, которые летали в соседние с Украиной европейские страны. Поставки, которые не имели большой срочности, осуществлялись на морских судах с военных терминалов Восточного побережья США.
Когда груз прибывает в Европу, возникает целый ряд новых логистических проблем, поскольку планы США приходится согласовывать с десятками других стран. Основные маршруты снабжения, как известно, проходят через Германию, Словакию, Румынию и Польшу. С аэродромов и портов назначения грузы перегружаются в поезда или на автотранспорт, следующий на Украину.
До февраля 2022 года из-за бюрократических проволочек и логистических трудностей понадобилось четыре месяца, чтобы, к примеру, пакет военной помощи на 60 миллионов долларов попал из США на Украину. Теперь отправка подобных поставок занимает примерно четыре недели. А вся военная поддержка США Украины с февраля 2022 года обходится американскому налогоплательщику примерно в три миллиона долларов в час. Около 40 миллиардов долларов - на июнь этого года. Сотрудники Пентагона сообщили The Times, что для подготовки контрнаступления ВСУ только за первые четыре месяца 2023 года потребовалось более 1400 грузовиков, 230 самолётов и 11 грузовых судов.
Раритеты на сгнившей резине
Однако даже отлаженная схема поставок с использованием электронных систем учёта данных всё равно даёт сбои. Согласно июньскому отчёту аудиторов Пентагона, американские военные в Польском аэропорту Жешув-Ясёнка, осуществляющие проверку прибывшего груза, не смогли должным образом заполнить необходимую документацию по трём из пяти поставок. И этот факт не позволяет доподлинно удостовериться, что на Украину прибыл весь груз, который США туда отправили.
В частности, один самолёт, перевозивший тысячи единиц стрелкового оружия и другое снаряжение, прибыл в Польшу без документов о регистрации груза, поэтому американским военным пришлось самостоятельно вскрывать ящики и вручную пересчитывать их содержимое. Слабый учёт увеличивает риск утраты грузов, из-за этого невозможно правильно рассчитать объёмы военной помощи Украине. Так, согласно отчёту аудиторов, 405-я бригада полевой поддержки сухопутных войск армии США, дислоцирующаяся в Германии, в феврале 2022 года оказалась не готовой к поставкам вооружения для ВСУ. Как выяснилось, более 60% бронированных ремонтно-эвакуационных машин M88 были не на ходу, и позже часть из них пустили на запчасти, а 20% иных транспортных средств не имели полной комплектации.
Дислоцирующаяся в Кувейте 401-я бригада полевой поддержки сухопутных войск армии США должна была направить на Украину все шесть имеющихся лёгких гаубиц M777, но в ходе ревизии было установлено, что орудия не обслуживались в течение девятнадцати месяцев, хотя технические работы должны были проводиться ежеквартально. На четырёх орудиях было выявлено незакрытие затвора, на остальных требовалась замена гидравлической жидкости. Даже после того, как было произведено техническое обслуживание всех гаубиц M777, одна загорелась при транспортировке из-за неисправности тормозной системы. Уже по прибытии в Польшу принимающая сторона заявила о неисправности абсолютно всех гаубиц, но они всё равно были отправлены в боевые порядки украинской армии.
Кроме того, 401-я бригада должна была в августе 2022 года отправить Украине 29 автомобилей «Хаммер». Первоначально руководство бригады доложило, что в рабочем состоянии находится 28 машин, но после того, как подрядчик провёл ремонт, готовыми для эксплуатации были признаны только 23 «Хаммера». Но уже при транспортировке выяснилось, что у 25 из 29 «Хаммеров» элементарно сгнили колёса...
Импортный военный хлам
Как сообщила New York Times, небоеспособное вооружение поставляют Украине и другие западные союзники. Так, со слов западных военных экспертов, около 30% всех западных вооружений, поставленных Украине, нуждается в ремонте. И это закономерно. Например, итальянское правительство намеревалось отправить Украине 33 самоходных гаубицы M109 L, которые были списаны много лет назад. Тем не менее Украина попросила отремонтировать артсистемы и ввести их в эксплуатацию.
И вот ещё пример. Украинское правительство заплатило 19,8 миллиона долларов американской фирме Ultra Defense Corporation за ремонт тридцати трёх САУ. В январе 2023 года тринадцать из этих якобы отремонтированных гаубиц были отправлены на Украину, но прибыв к месту назначения, оказались абсолютно «непригодными для выполнения боевых задач». Однако американская фирма отвергла все претензии, обвинив украинскую сторону в том, что отремонтированные САУ хранились ненадлежащим образом.
С февраля 2022 года Киев заплатил поставщикам оружия более 800 миллионов долларов за контракты, которые оказались полностью или частично невыполненными. «У нас действительно были случаи, когда мы платили деньги и вообще не получали вооружения», - заявил Владимир Гаврилов, заместитель министра обороны Украины, отвечающий за закупки.
На условиях анонимности высокопоставленный украинский чиновник заявил NYT, что в Киеве устали от заверений Запада, будто Украине предоставлено достаточно оружия для победы, в то время как некоторое вооружение продолжает поступать в непригодном состоянии. Например, военный лётчик Герой России генерал-майор Сергей Липовой заявил: по обломкам ракет Storm Shadow российские специалисты определили, что Британия поставила Украине ракеты, списанные ещё десять лет назад.
И такому положению вещей вряд ли стоит удивляться, поскольку каждый участник бизнеса на войне хочет заработать и попутно избавиться от старья военного назначения. Логика простая: производители вооружений надеются на новые заказы и новые прибыли, а Украине приходится воевать с оружием не первой свежести. Но поскольку украинцы расходный материал, их совсем не жалко.