И Фрейда преследовали русские?

Версия Киева: Зигмунд Фрейд - жертва русификации Украины

Идеологам киевского режима уже мало Христа, причисленного к этническим украинцам. Теперь к «свидомым» приписан и основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, семья которого ещё в середине XIX века вынуждена была пуститься в бегство из Галиции якобы из-за «насильственной русификации»
10 июня 2023, 08:50
Реклама
Версия Киева: Зигмунд Фрейд - жертва русификации Украины
© globallookpress.com
И Фрейда преследовали русские?
Читайте нас на: 

«Украинские корни» 

Что же известно о генеалогическом древе знаменитого психоаналитика? Начнём, пожалуй, с того, что его настоящие имя - Шломо Сигизмунд Фройд. Имя Шломо было дано отцом в честь деда по отцовской линии. Сигизмунд - это уже второе имя, данное матерью. К слову, в то время в Австро-Венгрии были распространены антисемитские анекдоты, из-за которых имя Сигизмунд ассоциировалось с жадностью на грани абсурда. Поэтому в 17 лет «золотой Сиги», как его называла матушка, официально стал Зигмундом. Дед по отцовской линии, Шломо (Соломон) Фрейд, родился в городе Бучач, но в молодости переехал в Тысменицу. В книге Марианны Крулл «Фрейд и его отец» говорится, что предки Шломо, насчитывающие по меньшей мере четыре поколения, жили в Бучаче - сейчас этот город в Тернопольской области.

Родители Зигмунда - оба уроженцы восточной Галиции: Якоб Фрейд родился в Тысменице, а Амалия Натансон, - в Бродах. Якоб Фрейд мечтал стать раввином, но жизнь распорядилась иначе - стал помощником деда по материнской линии, Авраама Гофмана. Торговля наладилась, и юный Якоб вместе со своим дедом осели в моравском городке Фрайберге (ныне известен как Пршибор). Разрешение на постоянное проживание далось коммерсантам с трудом - процесс занял целых восемь лет.

Дом в Пршиборе, в котором родился Шломо Сигизмунд Фройд (Моравия, Чехия).
© wikipedia.org
Дом в Пршиборе, в котором родился Шломо Сигизмунд Фройд (Моравия, Чехия).

Впоследствии Якоб имел собственное скромное дело по торговле тканями во Фрайберге, а его сыновья от второго брака (с Ривкой) получили уже светское образование. Зигмунд прожил во Фрайберге первые три года, пока в 1859 году последствия индустриальной революции в Центральной Европе не нанесли сокрушительный удар по небольшому бизнесу отца, практически разорив его, как, впрочем, и почти весь Фрайберг, оказавшийся в значительном упадке: после того, как завершилась реставрация находящейся поблизости железной дороги, город переживал период тотальной безработицы.

В Галиции свои законы

Тем временем в Галиции начались протесты против улучшения правового положения евреев, дарованного в 1789 году Иосифом II. В итоге евреи, несмотря на все хлопоты львовского еврейского общества, могли проживать только в гетто. Помимо прочего, галицких евреев обязывали обзавестись особыми податными книжками, сдавать особый экзамен для вступления в брак - количество браков было ограничено, а регистрация каждого облагалась налогом.

Не устранило проблему и введение в 1867 году конституции. А годом позднее из дебатов сейма выяснилось, что в Галиции реальная власть оказалась в руках клерикально-антисемитской партии. В результате путь евреям в галицийские автономные учреждения был закрыт, несмотря на то, что закон допускал представителей этого этнического сословия к госслужбе.

Так, Всегалицийский краевой выдел (высший исполнительный орган сейма), уездные и деревенские выделы (комитеты), а также магистрат Львова до последнего не принимали евреев на службу. Тогда же галицкие власти ограничивали и экономические права евреев в пользу «своих» - были организованы Kolka rotnicze (крестьянские кооперативные общества) и так называемые Райфазеновские кассы, а соляной промысел был монополизирован краевым выделом. Галицкий сейм щедро субсидировал эти организации, обложив евреев жесточайшими налогами. Но где здесь «русский след», совершенно не понятно.

В 1873 году Галиция, как известно, вошла в состав Австро-Венгерской империи. К тому времени численность еврейского населения в восточной её части (современные Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области) составляла 151 300 человек. Евреи проживали в основном в местечках и всецело зависели от их владельцев - магнатов и шляхтичей. В королевских городах (Львов, Дрогобыч, Галич, Белз и другие) евреи принадлежали к мещанскому сословию - самой бесправной части основного податного сословия. Среди самодеятельного еврейского населения преобладали ремесленники (28%) и мелкие торговцы. При этом еврейским ремесленникам приходилось весьма туго - их попросту не принимали в цеховое сообщество. Немногие стали откупщиками, арендаторами, предпринимателями и купцами. Ещё 17 тысяч евреев относилось к категории нищих и людей без определённых занятий.

Ортодоксальные евреи из Галиции в Вене, 1915 г.
© wikipedia.org
Ортодоксальные евреи из Галиции в Вене, 1915 г.

В сельской местности евреи делились на зажиточных и на малообеспеченных. Первым шляхтичи сдавали в аренду имения, промыслы (переработку сельскохозяйственных продуктов, добычу полезных ископаемых, лесоразработки), а также питейные заведения. Вторые - мелкие лавочники и прислуга - жили в нищете. Заниматься сельским хозяйством как таковым евреи не могли: австрийское законодательство запрещало приобретать землю вне городов и заниматься земледелием.

В то время, когда в Вене процветала еврейская творческая интеллигенция, на территории Галиции евреев принципиально не допускали к преподаванию в школах даже при том, что из-за нехватки учителей школы массово закрывались. Впрочем, светское образование тоже было роскошью, недоступной для этой категории граждан - например, в семинарии для женских учительниц во Львове не было ни одной ученицы-еврейки.

При этом широкое распространение получили антисемитские издания. Главным рупором была краковская газета «Głos narodu», во Львове же издавался клерикальный «Ruch Catolicki» («Католическое движение»), на смену которому позднее пришёл ультраклерикальный «Gonieć polski». Кроме того, издавался внушительный ряд антисемитских брошюр, среди которых особой популярностью пользовалась проповедующая слепую ненависть к евреям «My i żydzi» (Львов, 1898), автор - львовский ксендз Ян Цемневский. А в книге «Stan żydow dawny i obecny» («Положение евреев прежде и теперь»), автор которой скрыл своё имя под инициалами I. P. B. (Львов, 1891), евреев и вовсе открыто обвинили в употреблении крови христианских младенцев. И снова возникает вопрос на засыпку: какая здесь «русификация»?

Еврейский выбор

Картина в Галиции, по утверждению публициста Адама Коральника, в те времена складывалась следующая: «Политические партии, рассчитывающие на крестьянские голоса, могут быть разделены на явно антисемитские и умеренно антисемитские (польская народная партия). Наконец, "народовые" демократы, руководимые Гломбинским, которые совершенно отрицают еврейский вопрос».

Русинская деревня, 1927 г.
© rusinskiimir.ru/Сергей Протопопов
Русинская деревня, 1927 г.

Помимо клериков, антисемитизм поддерживали этнические русины - представители восточнославянского этноса, который некоторые этнографы приравнивают к украинцам. Единственной причиной тому было жёсткое соперничество между сторонниками полонизации, украинства и русофилами, сложившееся ещё в начале XIX века. К слову, галицкий культурный и национальный деятель Николай Кмицкиевич утверждал, будто сходства галицкого и великоросского наречия подразумевают и этническое сходство их носителей в составе единого, но «сильно разветвлённого русского народа».

Поэтому становится понятным, почему и в исходе семьи Фрейдов нынешние украинские агитаторы пытаются обвинить русских. На самом деле русины ни в Речи Посполитой, ни в Австро-Венгрии не были влиятельным большинством и в итоге оказались такими же жертвами украинских националистов и воинствующих католиков, как евреи, и тоже, кого не убили и не замучили в концлагере Талергоф, были вынуждены покинуть историческую родину.

Как отмечал Коральник, тогда в связи с усилением влияния христианско-социалистической партии в министерствах антисемитизм находил поддержку и в Вене. Вообще в Австрии сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, положение евреев было административно ограниченным, с другой - евреи играли заметную роль в экономике и в политике.

Единственная стихия, в которой сыны Авраама чувствовали себя свободно - творческо-интеллектуальная. По сути, в Австро-Венгрии той поры это была единственная возможность выбраться из гетто и приобщиться к европейской цивилизации. Кроме того, сложилось так, что евреи контролировали печать и могли влиять на общественное мнение. Например, активно поддерживали либерализм, за что либералы платили взаимностью. Впрочем, антисемитизм это не остановило ни в Австрии, ни в других частях империи, не говоря уже о Галиции, которая жила будто в параллельной действительности.

Галицианский отпечаток

К слову, существует легенда, будто далёкие предки Фрейда были выходцами с берегов Рейна. Но, скорее всего, она была придумана только для того, чтобы не навлечь на родителей будущего психоаналитика презрительное отношение со стороны «ост-юден» - выходцев из Чехии, Польши, Украины и Бессарабии. Но это, как говорится, уже чисто еврейские дела. Если для немецких и французских евреев выражение «ост-юден» было синонимом мужланства и невежества, то такого же мнения восточные евреи были о «галицианцах». Что было вызвано, в частности, и тем, что во второй половине XVIII века Галиция стала одним из центров хасидизма.

Зигмунд Фрейд с матерью Амалией, 1872 г.
© wikipedia.org
Зигмунд Фрейд с матерью Амалией, 1872 г.

В свою очередь ультрарелигиозность и крайняя эмоциональность привела хасидов к непростым отношениям с остальными ашкеназами. И для того, чтобы скрыть своё галицкое происхождение, Якоб Фрейд одевался, как немецкие евреи, а также приобрёл дорогое издание Танаха (еврейская Библия) с параллельным переводом на немецкий и комментариями раввина-реформиста Людвига Филиппсона. Ну а мать Зигмунда Фрейда, Амалия Фрейд, предпочитала общаться исключительно на идише - в немецкой речи ей так и не удалось скрыть сильный галицийский акцент. Или это тоже «насильственная русификация»? Тогда конечно…

Если в Киеве и во Львове так плохо с исторической памятью, напомним, что Западная Украина, которая прежде называлась Галицией, была присоединена к СССР только в 1939 году, когда семейство Фрейда давно уже проживало в Вене и вкусить «русификации» никак не могло. Потом был период немецкой оккупации, который местные националисты использовали для украинизации поляков и евреев - преимущественно при помощи кровавых погромов (Львовский погром 1941 года). Это к тому, что украинский «плач Ярославны» по Фрейду оказался очередной фикцией, а притеснением евреев в Галиции занимались как польские паны, так и сами украинцы, которые сегодня причислили Зигмунда Фрейда к украинской интеллигенции.

Возможно, этнический еврей Владимир Зеленский и числит себя представителем украинской интеллигенции, это его персональное дело, но сильно сомневаюсь, что и Зигмунд Фрейд считал себя свидомым интеллигентом - вряд ли такое могло прийти ему в голову. Он был видным психоаналитиком, но отнюдь не психом. Но поскольку у националистов проблема с громкими именами мирового уровня, они ничтоже сумняшеся записали в украинцы и русского Сергея Королёва, и поляка Казимира Малевича, и даже Иисуса Христа, который тоже еврей…

Памятник Леопольду фон Захер-Мазоху во Львове.
© wikipedia.org
Памятник Леопольду фон Захер-Мазоху во Львове.

Но тогда интересно было бы узнать, отчего такая избирательность? Если следовать нынешней украинской логике, к представителям украинской интеллигенции следовало бы причислить и «отца сексуальных извращений», уроженца Львова Леопольда фон Захер-Мазоха, кстати, тоже эмигрировавшего из Галиции во времена Австро-Венгрии вслед за Фрейдом. Для современных идеологов украинского нацизма, пожалуй, вполне достаточно, чтобы заявить, что и Захер-Мазох бежал с Украины из-за «насильственной русификации».

Вот посмотрите, придёт час, и если не киевские, то львовские «творцы истории» всенепременно попытаются доказать, будто Христа распяли русские. А кто ж ещё?..

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама