Зелёнка Милашиной, или Фантомные боли российской либеральной журналистики
В начале прошлой недели всю мировую медиасферу потрясло ужасающее по своему цинизму событие. Нет, речь не о тотальной цензуре соцсетей и интернета, которые надумал ввести французский президент Макрон. Всё гораздо хуже - в Чечне напали на либеральную журналистку Елену Милашину и сопровождавшего её адвоката Александра Немова.
По официально-либеральной версии дело было так: Милашина и Немов приехали в Грозный на оглашение приговора по делу некоей Заремы Мусаевой (в итоге получившей 5,5 лет тюрьмы по делу о применении насилия к сотруднику полиции и мошенничестве), но по дороге из аэропорта журналистке и адвокату перегородили путь три машины с вооружёнными людьми. В итоге, обоих избили, а Елену Милашину в довершение облили зелёнкой и обрили.
Сразу скажу, я крайне отрицательно отношусь к случаям, когда одни граждане России бьют других, а уж тем более обливают их разными жидкостями. Но я ещё больше не люблю, когда подобные истории сочиняются или инсценируются в сугубо политических целях.
Так что бесстрастно взглянув на первые появившиеся фотографии Милашиной - этой жёстко избитой журналистки без видимых следов насилия на лице, у меня появились серьёзные сомнения в правдивости такой версии.
Ведь следы на её лице больше напоминали результат случайного падения на пузырёк с зелёнкой, а не последствия кулачно-палочной работы толпы неизвестных кавказских парней. Ведь у этих парней, как известно, существует массовое увлечение разными единоборствами. То есть если уж бьют - так живого места не оставляют. А здесь - лишь пара ссадин на лице. Странно.
В СМИ также сообщалось, что журналистке ломали пальцы рук и били полипропиленовыми трубами, а Немова ударили чем-то острым - словом, с жертвами совершали дикие вещи и жестоко издевались. Однако, вот незадача: уже на следующий день по прибытии пострадавших в московскую больницу в Telegram-каналах появились снимки с журналисткой, на которых она жестикулировала руками, а под слоем зелёнки на лице не наблюдалось видимых следов насилия. Переломы срослись за сутки - вот что русская медицина животворящая делает!
А на других снимках и вовсе идиллия - дружная команда «Новой газеты» во главе с Дмитрием Муратовым путешествует из Беслана в Москву на частном самолёте, Милашина со сломанными пальцами что-то бодро печатает в мессенджере, а Немов с жутким ножевым ранением что-то увлечённо рассказывает Венедиктову. И они сами же публикуют эти фото в Telegram. Милота-красота.
По этим фотографиям с чартера складывалось ощущение, что мы наблюдаем какую-нибудь рок-группу, летящую с гастролей, а вовсе не избитых журналистов, панически бегущих из опасного региона. Будто бы концерт отыгран, публика довольна - и теперь можно спокойно выйти из образа, с лёгким смехом обсуждая произошедшее в уютном кругу друзей.
Видимо, и сама Милашина слишком испугалась фальши, поэтому уже на следующий день после чартерного возвращения шокировала публику фотографиями в лучших традициях современных сериалов - спина невинно девственной белизны теперь рассечена красно-чёрными полосами, сделанными как по линейке. И, что интересно, эти полосы были показаны публике лишь через два дня.
Что и говорить, происходящее всё больше напоминает фарс. Но главные персоналии сохраняют серьёзные мины, как будто отыгрывая какой-то старый ритуал.
Именно ритуал, поскольку тема нападения на прозападных журналистов долгие постсоветские годы становилась поводом для громкого медийного шума. Нападения на таких персон считались особенно страшными, жестокими и совершенно неприемлемыми для любой страны. А происходило это ровно потому, что данные персоны де-факто являлись представителями западной цивилизации. Это были своего рода «медиа-послы» заокеанского града на холме в нашей с вами «колонии» - именно так почитали Россию вашингтонские элиты с начала 90-х и по сей день.
Однако времена меняются, и представители прозападных СМИ всё чаще признаются в России иноагентами. А некогда молчаливое российское большинство начинает задавать вопросы: «а это вообще кто?» - в ответ на крики об очередном «избиении». Более того, некоторые даже предлагают добавить.
Но в уютной либеральной тусовочке всё ещё думают, что «обидеть» журналистов из их узкого пула - это по-прежнему недопустимое деяние, предполагающее страшную кару. Святая наивность!
Либеральным журналистам пора понять: структура сегодняшних медиа такова, что на первый план уже давно вышли лидеры мнений, чьё мировоззрение крайне далеко от прозападного. Имея миллионные охваты в Telegram и других соцсетях, эти люди не оставляют камня на камне от инсценировок с зелёнкой, разбирая и высмеивая такие случаи.
Именно поэтому в сегодняшних реалиях попытки либеральных изданий устроить фарс с «избиениями» заканчиваются крайне печально. Аудитория, закалённая фейками «с той стороны фронта» либо со скучающим видом крутит пальцем у виска, либо, что ещё хуже - начинает придумывать обидные мемы. Потому что понимает, с какой целью устраиваются такие представления.
Ну а либеральные журналисты привычно продолжают считать себя «нетакимикаквсе» и восторгаться друг другом в узком кругу единомышленников. Они ещё не понимают, что в результате подобных акций давно стали объектами для насмешек. Ведь люди видят, что живут такие деятели лишь за счёт «кормушки» в виде российских рекламодателей и аудитории. А работают при этом - на Запад, который активно поддерживает их лишь за русофобские демарши.
Нужно признать, долгое время либеральные медиа считались у нас эталоном данной профессии, ведь учились они у западных гуру, которые все эти годы были доминирующим звеном в мировой журналистике. А у молодых журналистов долгое время был не слишком большой выбор: либо пойти по пути официоза, в государственную журналистику (где, «надо писать, что скажут»), либо уйти в «свободную» либеральную журналистику - вскрывающую социальные проблемы, бросающую вызов коррумпированной власти и всё такое прочее.
Но в либеральном выборе всегда был скрытый нюанс: критиковать нужно было не конкретных чиновников и их решения, а всю страну и всё государство целиком, сводя всё к простому тезису про «народ не тот». Свежо, либерально, и конкретным чиновникам не обидно - одни сплошные профиты.
Вот и резвился Запад на наших медиа просторах. Выбирая самых подходящих (на его взгляд) журналистов и воспитывая их по своим лекалам. И более яркого примера, чем Елена Милашина, здесь даже придумать трудно. Милашина успешно отучилась по программе Госдепа США, а после учебы, в 2013-м получила от госсекретаря США награду за гражданское мужество. Во время вручения награды Джон Керри произнёс: «Перед лицом угроз со стороны правительства, бизнес-корпораций и даже частных лиц Елена продолжает открывать правду и бороться с отрицательными тенденциями в российском обществе…»
Под отрицательными тенденциями Керри, видимо, подразумевал самостоятельную политику России, с которой Милашина, очевидно, должна была бороться. И она борется до сих пор. Например, активно лжёт про трагедию в Беслане. Так, в интервью Юрию Дудю она заявляла, что «Альфа» и «Вымпел» стреляли по заложникам в школе. Более того, она даже снимала документальные фильмы, которые оправдывали Басаева и его террористов.
А в 2017 году Милашина писала о «мифических» геях в Чечне. Для людей, которые знакомы с традиционными семейными ценностями нашей страны и Чеченской республики, в частности, такое заявление выглядит, мягко скажем, нелепым и смешным.
Елена Милашина проводила (и продолжает) русофобскую политику и получает поддержку фактически от врагов. Тем удивительнее, что после фарса с избиением, поддержку Милашиной выразило, например, Минцифры, а также ещё некоторые организации и частные лица, связанные с государством.
Я не буду спрашивать, выражали ли эти чиновники поддержку, например, жителям Донбасса, страдающим от террористических бомбёжек украинскими нацистами. Поддерживали ли они больных детей, малоимущих и инвалидов? Пусть это будет на их совести.
Я просто хочу отметить, что по старой памяти, всё ещё ориентируясь на Запад, а то и надеясь эмигрировать туда, эти люди подобострастно чмокают губами, фактически выражая поддержку врагу.
Они ещё не понимают, что никакого «шока и трепета» очередная унылая провокация с нападением на «светил демократии» вызвать не может. Будут издевательские шутки и мемы. Будет равнодушие. А ещё - будут скучные официальные заявления от СК России и Рамзана Кадырова с заверениями разобраться в случившемся.
И ведь разберутся. Вот только итог будет крайне неутешительным для провокаторов, привыкших к «особому отношению». Его, этого «отношения», больше не будет. Только закон, единый для всех. И это радует.
А что до зелёнки… Зелёнка у нас на законы не влияет. Что не может не радовать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.