Многоцелевой истребитель Су-35.

Звезда майора Датиева

Подвиги лётчика-истребителя, отличившегося в небе Сирии и Украины, войдут в учебники для молодых пилотов
17 сентября 2023, 08:55
Реклама
Звезда майора Датиева
© РИА Новости
Многоцелевой истребитель Су-35.
Читайте нас на: 

Авиационные психологи подсчитали, что не более одного процента жителей Земли способны на профессиональном уровне освоить навыки управления летательными аппаратами, а уже из них только семь процентов обладают качествами, без которых нельзя стать лётчиком-истребителем. Откуда берутся в человеке столь редкие качества - от природной одарённости или формируются целеустремлённым трудом саморазвития?

Семейные профориентиры

В Алане Датиеве, не будь на нём формы майора ВВС, с первого взгляда вряд ли удалось бы рассмотреть те самые исключительные качества, которые присущи боевому лётчику. И если верить астрологам, даже звёзды, под которыми он родился, благоволят таким далёким от неба профессиям, как шахтёр, фермер, антиквар, политик и даже часовщик, но вовсе не лётчик истребительной авиации. Так что не в звёздах дело. Ещё должны быть реализованы и некоторые условия. Прежде всего, к заветной цели надо стремиться. И не мысленно, а затратить уйму настойчивого труда. Но и это ещё не гарантия успеха, если нет призвания и таланта. Алан Датиев, хотя звёзды предсказывали ему совсем другую судьбу, свой выбор сделал, когда записался в авиамодельный кружок на станции юных техников во Владикавказе.

«Отличался Алан в техническом кружке тем, что очень скрупулёзно изучал устройство моделей, вникал в основы аэродинамики, причём как-то не по-детски обстоятельно подходил к этому увлечению», - вспоминает руководивший в те времена авиамоделистами Евгений Лен.

Алан с друзьями по авиамодельному кружку во Владикавказе.
© Архив автора
Алан с друзьями по авиамодельному кружку во Владикавказе.

Вполне возможно, что к военной профессии осетинского мальчишку подтолкнул пример дедов, один из которых по фронтовым дорогам Великой Отечественной войны прошёл в пехоте, а другой служил в полку пикирующих бомбардировщиков авиатехником. Он не застал их живыми, но в семье, как память о фронтовых подвигах старшего поколения, бережно хранились награды военной поры. Несомненно, что сыграли свою роль в судьбе Алана и три знаковых военных фильма советской поры - «Офицеры», «В бой идут одни «старики» и «Хроника пикирующего бомбардировщика». Он и сегодня их смотрит с трепетом.

«Когда на рубеже веков пришёл в военкомат подавать заявление в военное училище, выяснилось, что из Владикавказа решил поступать в лётное только я, - вспоминает Алан Датиев. - Тогда все хотели быть банкирами и бизнесменами. А у меня детская мечта летать к окончанию школы в серьёзную жизненную цель превратилась. Позже, уже на военной службе, пришло понимание, что те, кто искал лёгкий хлеб или жаждал больших денег, в армию не пошли. Тем более в пилоты. Без душевного рвения в этой профессии делать нечего».

Восхождение к мастерству

Особенно запомнился курсанту Краснодарского высшего военного авиационного училища Датиеву первый самостоятельный полёт. Уже тогда он убедился: выбор сделал правильный. Училище лейтенант Алан Датиев закончил блестяще, и был оставлен там инструктором, а спустя три года талантливого молодого офицера перевели на инструкторскую работу в прославленный Липецкий Центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний. 

Именно на те годы пришлась весьма памятная страница его службы - участие в воздушном параде в честь 70-летия Победы, когда на истребителе нового поколения Алан в составе знаменитого липецкого «Тактического крыла» пролетел над Красной площадью. А ещё годы службы в Липецком авиацентре запомнились участием в совместных учениях ВВС России и Индии, напряжёнными состязаниями в формате конкурсов лётной выучки «Авиадартс», на одном из которых экипаж капитана Датиева стал победителем в номинации «Истребительная авиация» на самолётах Су-35

На совместных учениях «АВИАИНДРА».
© Архив автора
На совместных учениях «АВИАИНДРА».

Выпали на долю лётчика-инструктора и боевые испытания. Он участвовал в выполнении задач на территории Сирийской Арабской Республики, где на многофункциональном истребителе Су-35С получил первый боевой опыт и был отмечен орденом Мужества.

Боевой счёт - 3:0

На начальном этапе специальной военной операции у ВВС ВСУ был достаточно мощный кулак армейской авиации, и украинские лётчики постоянно атаковали наши наземные войска. Чтобы пресечь налёты, в небе дежурили российские истребители. Во время одного из таких дежурств командиру звена майору Алану Датиеву пришлось принять неравный бой и доказать, что он мастер своего дела. Три воздушные цели, сбитые за один бой - этот своеобразный рекорд до сих пор не превзойдён. За столь высокую результативность в боевой работе, а также за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, воздушный ас был отмечен Золотой Звездой Героя Российской Федерации.

«Патрулировал воздушное пространство над передним краем… В какой-то момент на экране локатора высветились сразу две метки от цели, - вспоминает тот памятный эпизод майор Алан Датиев. - По характеристикам - ударные вертолёты Ми-24. Явно шли работать по позициям наших войск. Дальше всё делал по привычному алгоритму: включил форсаж, пошёл на сближение. Захват. Пуск. Каждая из двух ракет поразила свою цель. При выходе из атаки заметил в своей зоне ответственности ещё троих чужаков - штурмовики Су-25. Выполнил вторую атаку. Два штурмовика, развернувшись, поспешили удрать, третий, видимо, самый наглый, с курса не сворачивал. Ну и получил в "пятак" ракетой. В итоге 3:0 в мою пользу».

Рефлекс истребителя

Вообще, ирония и юмор в первую очередь свойственны сильным людям. Поэтому даже о самых напряжённых ситуациях боевой работы лётчик 1-го класса Алан Датиев говорит с иронией, что ли, и весёлыми искорками в глазах. А то, что на парадном мундире офицера два ордена Мужества, медаль «За отвагу» и Золотая Звезда, свидетельствует о силе воинского духа и высоком пилотском профессионализме. К тому же и боевой счёт российского аса в небе спецоперации говорит сам за себя: две с половиной сотни вылетов на выполнение заданий, семь уничтоженных воздушных целей с вражьими опознавательными знаками, да и по наземному противнику майор Датиев не раз отрабатывал мастерскими ударами.

Возвращение с боевого задания.
© Архив автора
Возвращение с боевого задания.

Сразить врага, безусловно, показатель воинской доблести. А спасти боевого товарища - доблесть вдвойне. Во время одного из боевых вылетов истребитель Алана Датиева сопровождал группу наших фронтовых бомбардировщиков. Практически над самой целью самолёты попали под ракетный обстрел сразу нескольких средств ПВО противника.

Алан с ведомым предприняли по ним атаку, но одна из ракет украинского комплекса С-300 цепко выцелила наш бомбардировщик, и тогда майор Датиев бросил свой Су-35 наперерез ей, прикрывая «бомбёров». При скорости в 1400 км/ч на принятие решения и его исполнение отводились мгновения, поэтому действовать пришлось на рефлекторном уровне. Потом лётчик так объяснил этот рискованный манёвр: «Задача истребителя - обеспечить полёт бомбардировщика к цели. И делать мы это должны всеми возможными средствами. Такая наша работа. И по должностной инструкции она подвигом не значится».

Формула истины

Истребитель Датиева получил критические повреждения, пилот - осколки в голову и в руку. Все попытки погасить пожар на борту не увенчались успехом, и лётчику пришлось катапультироваться. На беду - над вражеской территорией под шквальным огнём с земли. Уже приземлившись, несмотря на ранения, Алан вступил в стрелковый бой с окружавшими его «украми». А в нагрудном кармане комбинезона была припасена граната. На крайний случай - для себя и врагов.

Герой Российской Федерации Алан Датиев.
© Архив автора
Герой Российской Федерации Алан Датиев.

К счастью, воспользоваться «последним шансом» не пришлось: в разгар боя поблизости приземлился вертолёт авиационной поисково-спасательной службы, и бойцы подполковника Рустама Магомедова, отстреливаясь на ходу, на руках отнесли раненного лётчика в кабину Ми-8. Уже в полевом госпитале военные хирурги констатировали большую потерю крови и тут же принялись за операцию, заканчивать которую им пришлось под артиллерийским обстрелом. На войне, как на войне…

Не будет лишним уточнить, что к понятию воинского героизма у Алана Датиева особое отношение. Он считает, что военное дело изначально предусматривает риск и полную самоотдачу и что выполнение боевой задачи важнее сохранения жизни. И если ты выбрал военную стезю, будь готов к самым жестоким испытаниям. А ещё он вывел для себя своеобразную формулу истины: жить надо ради того, за что не жалко умереть. Например, за чистое небо над страной, за тепло семейного очага, за боевое братство. Вот ради этого живёт и сражается ас-истребитель майор Алан Датиев.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама