Кто зарабатывает на войне в Незалежной?
Куда тянутся имперские амбиции США?
Когда идёт война, все страны, каким-либо образом принимающие в ней участие, вынуждены корректировать свой бюджет и производственные процессы - от выпуска вооружений до обеспечения и выплат компенсаций семьям погибшим. Перечень номенклатуры, который становится жизненно важным, быстро меняется. Как мелкий бизнес, так и крупные корпорации, в зависимости от интенсивности конфликта вынуждены подстраиваться под новые условия. Внешние игроки стараются заработать на войне. А криминальные группировки и нечистые на руку чиновники пытаются нажиться везде, где только возможно - от поставок товаров до контрабанды людей и оружия.
Хотя очевидно, что нынешний главный бенефициар вооружённого конфликта на Украине - это США. Увеличение заказов для ВПК США и навязывание странам НАТО своей продукции, потенциал по продаже СПГ в страны ЕС, фактический захват рынка Украины и контроль над банковскими транзакциями под видом обеспечения безопасности - всё это вписывается в общие геоэкономические интересы Вашингтона.
Как справедливо указывает Джон Моррисей, «внутри Соединённых Штатов и за их пределами экономическая и военная логика были тесно переплетены на протяжении веков - и не только в ведении войны, но и в поддержке, обслуживании и доктринальном преподавании широкого спектра военных возможностей». Ещё в 1906 году Хэлфорд Маккиндер читал лекции офицерам британской армии в Лондонской школе экономики по таким темам, как «Влияние географических условий на коммерческое развитие и торговые пути» и «Эффект выпуска бумажных денег в стране, оккупированной наступающей армией».
Имперские амбиции Маккиндера и его идеи о продуктивной коалиции географии и империи были поддержаны его современником по другую сторону Атлантики, коллегой-географом Исайей Боуменом. Боумен, главный герой «Американской империи» Нила Смита, стал заметной фигурой в Государственном департаменте США в начале ХХ века, выступая в качестве советника Вудро Вильсона по территориальным вопросам на Парижской мирной конференции в 1919 году, став первым директором Совета по международным отношениям в 1921 году, а во время Второй мировой войны был советником по территориальным вопросам в Государственном департаменте.
Влиятельное географическое видение американского жизненного пространства Боуменом отразило два ключевых момента глобальных амбиций США в ХХ веке, включающих как военные, так и экономические устремления после обеих мировых войн. Третий момент амбиций США, снова включающий военные и экономические планы глобальной гегемонии, наступил с началом глобальной войны с терроризмом в 2001 году.
Если принять эту гипотезу, то сейчас у США настал четвёртый момент глобальных амбиций, имеющий два ключевых географических ареала - это Украина и Китай (Тайвань). А в рамках мировой экономики и накопления могущества можно обратиться к различным теоретическим моделям. Например, к вопросу циклов великих войн и гегемонии. Один из теоретиков такого подхода Дж. Модельски утверждает, что следующая мировая война начнётся в 2030 году. Сейчас в США уже открыто говорят, что не готовы вести войну на два фронта (против России и Китая). Значит, такой сценарий подразумевается и может произойти в скором будущем. Однако если взглянуть на более приземлённые темы, безусловно, на первый план выходят вопросы поставок оружия (как для нужд российской армии, так и для нашего противника) и ситуация на Украине.
Киев требует от США по 500 «Джавелинов» в день
Если говорить об общих показателях расходов на оборону, то в России и странах Евразии они значительно выросли. Первоначальный базовый бюджет России на 2022 год в размере 3,5 трлн рублей (50 млрд долларов) был пересмотрен в сторону увеличения до 4,68 трлн рублей (66,9 млрд долларов), при этом соответствующие общие военные расходы увеличились с предполагаемых 4,98 трлн рублей (71,1 млрд долларов) до 6,15 трлн рублей (87,9 млрд долларов).
Оборонный бюджет США увеличился с 760 млрд долларов в 2021 г. до 766 млрд долларов в 2022 г. (включая корректировки Управления по вопросам управления и бюджета), что соответствует сокращению на 5,8% в реальном выражении. Бюджет США на 2023 год предусматривает более значительное увеличение расходов на оборону, не в последнюю очередь за счёт различных надбавок, вносимых на протяжении всего процесса утверждения бюджета с учётом инфляции.
Однако война на Украине выявила проблему оружейных запасов, а также ремонта бронетехники. Нехватка боеприпасов для артиллерии различных систем вынудила сделать определённые выводы из этих уроков и адаптироваться к ним. Как отмечается в онлайн-анализе Международного института стратегических исследований (IISS) - «Украина продемонстрировала необходимость учитывать выбытие, глубину складирования и способность к самообеспечению. Это также выявило угрозу, исходящую от нетрадиционной тактики и новых технологий, а также критическую уязвимость подводной инфраструктуры».
Какую «нетрадиционную тактику» имели в виду британские аналитики, понятно только им. Вероятно, речь идёт о том, что ВСУ теперь вынуждены складировать боеприпасы подальше от линии фронта, во избежание точечных ударов русскими ударными беспилотниками типа «Ланцет», способных поражать наземные объекты на дальности до 50 км.
Для западных аналитиков стало открытием, что оборонно-промышленный комплекс ЕС как таковой состоит не только из заводов и судостроительных верфей. Сюда входит оснастка, системы и программное обеспечение, разветвлённая сеть производственных объектов, расположенных по цепочке поставок, работники, часто обладающие узкоспециализированными навыками, а также доступ к специализированным материалам и компонентам. Все эти элементы должны быть активны и реально работать, а не являться условным потенциалом на бумаге. На деле же статистика показывает, что в странах НАТО подобных механизмов не существует.
По данным Международного института стратегических исследований в Европе, как и в Соединённых Штатах, есть серьёзные трудности в военно-промышленном комплексе с быстрым увеличением или перезапуском производства. Для поставки более сложных систем с действующих производственных мощностей, а также для перезапуска линий, которые ранее простаивали, указываются сроки в два-три года. Это означает, что оружие на условную линию фронта может быть доставлено не ранее 2025 г., когда в нём уже не будет необходимости. И это не может не тревожить «мозговые центры», связанные с Пентагоном и штаб-квартирой НАТО в Брюсселе.
Компания BAE Systems недавно сообщила Министерству обороны США, что для возобновления производства гаубиц M777 ей потребуется до трёх лет. Генеральный директор Rheinmetall Армин Паппергер в конце 2022 года заявил, что поставка специализированной стали для танковой брони займёт от восьми месяцев до года, а сроки изготовления некоторых электронных компонентов для производства танков могут достигать двух лет. Эти всё более длительные сроки выполнения заказов вызваны в большей степени разрывами в цепочке поставок и проблемами, которые, в свою очередь, являются следствием ограниченного числа специализированных поставщиков в Европе.
Данное обстоятельство подтверждают попытки стран ЕС передать Украине устаревшие или некондиционные образцы техники, которые полностью непригодны для ведения боевых действий. Даже увеличение производства относительно простых боеприпасов, таких как артиллерийские снаряды, оказывается сложной задачей для европейских оборонных предприятий, поскольку химикаты для взрывчатых веществ и зарядов, а также металлы и пластмассы для запалов и гильз неожиданно стали дефицитом.
Согласно общим данным, Россия и Украина время от времени совместно выпускали около 200 тысяч артиллерийских снарядов в неделю. Сейчас общий объём производства 155-мм снарядов в США составляет примерно 20 тысяч в месяц и достигнет 90 тысяч в месяц только в следующем году, после недавних инвестиций Пентагона в размере двух миллиардов долларов. Согласно сообщениям британских СМИ, недавние военные учения показали, что в случае конфликта высокой интенсивности Соединённое Королевство исчерпало бы свои запасы боеприпасов всего за восемь дней. В прошлом году немецкие СМИ предположили, что запасов бундесвера в подобном конфликте хватит всего на несколько часов, в лучшем случае - на несколько дней.
Более радужные перспективы возникают, когда речь заходит не о снарядах, а о ракетах. Министерство вооружённых сил Франции обратилось к MBDA Missile Systems с просьбой увеличить производство зенитно-ракетных комплексов малой дальности «Мистраль» с 20 единиц в год до всё ещё не внушающих оптимизма 40 единиц к 2025 году. Производство переносного противотанкового комплекса Javelin компании Lockheed Martin планируется увеличить почти на 100%, с нынешних 2100 ракет в год до 4000. Однако Министерство обороны Украины заявило, что на ранних этапах войны им требовалось около 500 ракет Javelin в день, хотя трезвый расчёт подсказывает, что на такое количество расходуемых ежедневно противотанковых комплексов у российской армии просто не наберётся бронетехники. Значит, при полной загруженности производства годового запаса комплексов Javelin хватит на восемь дней. Конечно, все эти цифры обобщённые и приблизительные, поскольку реальный расход боеприпасов будет зависеть от интенсивности военных действий.
В общем, карта западных поставщиков вооружения для Украины достаточно широка: это Nammo, BAE Systems Bofors (Швеция), Nammo (Норвегия), Rheinmetall Waffe Munition (Германия и филиалы в Венгрии и Италии), STV Group (Чехия), Mesko, Dezamet (Польша), ZVS/MSM Group (Словакия), Nexter (Франция), UMZ (Румыния), Arsenal (Болгария), SMMT, Simmel Difesa/Nexter (Италия), Hellenic Defence Systems (Греция), EXPAL, FM Granda (Испания), BAE Systems (США). Все указанные компании производят как 152-мм снаряды для орудий советского образца (Болгария и Румыния), так и 155-мм снаряды по стандарту НАТО. Но даже с таким объединённым арсеналом большинство западных аналитиков выражают скепсис по поводу возможностей оперативных и даже среднесрочных поставок на украинский фронт.
Украина - как чёрный рынок американского оружия
Экспорт вооружений для киевского режима стал ещё одним доказательством двойных стандартов США. Если ранее Вашингтон проводил политику нераспространения, то есть жёсткого контроля над передачей оружия и технологий, то сейчас эта стратегия больше не действует.
Необходимо отметить, что нынешний консенсус в пользу экспорта оружия в США основывается на трёх принципах. Во-первых, сторонники такого подхода утверждают, что продажа вооружений укрепляет американскую безопасность, цементируя военный потенциал союзников, позволяя им сдерживать своих противников и способствуя упрочнению стабильности в таких критически важных регионах, как Ближний Восток и Юго-Восточная Азия. Во-вторых, они убеждены, что продажа оружия помогает Вашингтону оказывать влияние на поведение и внешнюю политику стран-клиентов. Наконец, они считают, что экспорт вооружений является благом для экономических и фискальных выгод США в виде снижения удельных затрат Пентагона, одновременно обеспечивая работоспособность американской оборонно-промышленной базы.
Однако Институт Катона утверждает, что вера администрации Белого дома в целесообразность продажи оружия за рубеж сейчас серьёзно подорвана. Преимущества, как правило, переоцениваются, а недостатки часто просто игнорируются. Оборонная промышленность и её лоббисты давно преувеличивают экономическую выгоду от оружейного экспорта.
Фундаментальная проблема для Вашингтона заключается и в том, что продажа вооружений и военной техники часто инициирует длинную цепочку ответных мер, которую американцы, как правило, не могут контролировать. США также не являются единственной страной, заинтересованной в региональном равновесии, как и не могут считаться единственным источником поставок вооружений и других форм военной помощи.
Согласно исследованию экспорта оружия с 1950 по 1995 год, его продажа крупными державами существующим союзникам совсем не повлияла на вероятность того, что получатель станет объектом военного нападения. Также нет особых свидетельств того, что торговля оружием помогла Соединённым Штатам содействовать миру и региональной стабильности путём корректировки регионального баланса сил. Совсем наоборот.
Безусловно, какая-то часть вооружений с маркировкой «Made in USA» всегда попадала на чёрный рынок. В октябре 2022 года Госдепартамент США отмечал, что «пока интенсивный внутренний спрос на использование украинскими военными и силами безопасности на поле боя в пределах Украины, по оценкам, препятствует распространению на чёрном рынке стрелкового оружия и управляемого пехотного вооружения - такого, как переносные зенитно-ракетные комплексы и противотанковые управляемые ракеты из Украины». Но уже в 2023 году Блинкен и его сотрудники предпочитают помалкивать о том, как и какое количество американского оружия попадает в руки тех, кому оно совсем не предназначалось.
Между тем, всегда считалось, что продажа оружия правительствам, которые являются нарушителями прав человека, а также странам, находящимся в состоянии войны, и так называемым хрупким или коррумпированным государствам, обязательно приводит к наиболее предсказуемым негативным последствиям. Видимо, для США эти последствия уже заранее включены в стратегию внешней политики в Восточной Европе.
Хотя такой общий подход, как и всё остальное в Вашингтоне, базируется на двойных стандартах. С одной стороны, в Белом доме регулярно говорят о том, что первым шагом было бы прекращение экспорта оружия в наиболее рискованные страны. Но тут же делается оговорка, что существуют определённые случаи, когда соображения безопасности перевешивают риски, и эти сделки можно рассматривать как приносящие стратегические выгоды.
Администрация Байдена явно считает, что именно так обстоит дело на Украине. Оружие передаётся, Белый дом признаёт, что его распространение является угрозой, но с этой угрозой можно иметь дело, учитывая предполагаемые стратегические последствия конфликта. А последствия эти будут подобны тем, которые происходили на Балканах или в странах, пострадавших от действий ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в РФ) - Ливии, Ираке, Сирии и Ливане - там до сих пор контрабанда оружия является своего рода «нормой». При желании, наличии денег и связей купить пистолет, автомат, боеприпасы или даже что-то посерьёзнее там не составляет никаких проблем.
Институт Катона открыто критикует такую позицию, отмечая, что «Соединённые Штаты используют свои продажи оружия не для того, чтобы заставить получателей прекратить конфликты, стать менее коррумпированными, более стабильными и более демократичными. Вместо этого наблюдается противоположная тенденция: основные получатели американского оружия становятся всё более агрессивными и опасными, нарушая права человека у себя дома».
Торговля детьми и «чёрные трансплантологи»
В мае этого года на Западе высказали серьёзную озабоченность в связи с тем, что «определённые группы, включая сообщество ЛГБТ, людей с ограниченными возможностями, цыган, неграждан Украины и лиц без гражданства, сталкиваются с повышенной уязвимостью перед современным рабством из-за дискриминации, которая усилилась после конфликта».
По оценкам Глобального индекса рабства за 2023 год (GSI), в любой конкретный день 2021 года на Украине насчитывалось 559 тысяч человек, живущих в условиях современного рабства - то есть, когда люди становятся живым товаром. Показатель 12,8/1000 - тринадцать на каждую тысячу жителей - ставит Украину в число стран с самой высокой распространённостью современного рабства в Европе и Центральной Азии (4 из 47) и во всём мире (11 из 160).
Украина также занимает третье место в регионе по общему числу людей, живущих в условиях современного рабства. Примечательно, что эта оценка не учитывает никаких последствий после начала спецоперации или вербовки детей-солдат. Скорее, это усреднённая оценка того, что происходило в последнее десятилетие. Очевидно, что с марта 2022 г. эти показатели изменились.
Впрочем, незаконная торговля людьми была отмечена не только на Украине. В Литве недавно произошёл международный скандал из-за украинских детей-сирот, нашедших приют в частном детском доме «Перлынка», который подозревают в торговле людьми. Литовским правоохранительным органам украинские девочки рассказали, что их детский дом принадлежит религиозной организации, и что детей периодически вывозят в США, где на них оказывают психологическое давление, не разрешая общаться с людьми, исповедующими другую религию. Органы опеки Литвы уже обратились с заявлением о возбуждении дела о незаконном усыновлении детей, которое практиковалось в указанном детском доме. Громким делом о торговле людьми также заинтересовалась и Генпрокуратура Литвы. По словам официального представителя надзорного ведомства, на данный момент опрошены 43 ребёнка, свидетели, а также представители детского дома на Украине, приехавшие в Литву вместе с детьми.
Резкий всплеск на Украине получила и индустрия суррогатного материнства, хотя и ранее этот бизнес здесь был довольно прибыльным. В 2018 году в экономику страны по этой линии было вложено более 1,5 миллиарда долларов. С тех пор мировой рынок суррогатных младенцев увеличился более чем в два раза. Согласно анализу Global Market Insights, в 2022 году данная отрасль оценивалась более чем в 14 миллиардов долларов, и, по прогнозам, она будет расти примерно на 25% ежегодно.
Издание Тhe grayzone в своём расследовании на эту тему пишет, что «по мере того, как украинцы погружались в нищету, их страна быстро превращалась в международный центр индустрии суррогатного материнства. Сегодня Украина контролирует по меньшей мере четверть мирового рынка, несмотря на то, что в ней проживает менее одного процента населения земного шара. Наряду с подъёмом отрасли страну охватил захудалый медицинский преступный мир, наполненный жестоким обращением с пациентами и коррупцией». Также в статье дан комментарий учёных Питтсбургского университета, где говорится, что на Украине «законодатели и даже журналистское сообщество не рассматривают это как нарушение прав человека».
Есть комментарии и со стороны представителей этого бизнеса. Игорь Печонога из швейцарской компании BioTexCom считает, что бизнес-модель, позволившая ему создать одну из самых прибыльных компаний по суррогатному материнству в мире, основана на простой эксплуатации: «Мы ищем женщин в бывших советских республиках, потому что, по логике, [женщины] должны быть из более бедных мест, чем наши клиенты».
Эта фраза объясняет логику действий такого рода бизнесменов - они наживаются на безысходности, бедности и бездействии правительственных чиновников, которые сами не прочь половить рыбку в мутной воде.
В частности, заработать на взятках от желающих уклониться от мобилизации. До недавнего времени все украинские военкомы на местах значительно обогатились, выдавая фальшивые справки о непригодности к военной службе по состоянию здоровья огромному количеству желающих. Когда Зеленский решил поменять комиссаров в регионах и инициировал проверки, стали возникать новые лазейки - от фиктивных браков с инвалидами и вывоза за границу в автотранспорте до коррупции непосредственно внутри ВСУ, чтобы гарантированно попасть не на фронт, а в тёплое местечко. В прямом смысле слова такая схема действует через ГУР ВСУ, где можно «записаться» в страны Африки для «борьбы с российским влиянием».
Гуманитарная помощь также является ещё одним сегментом «экономики войны», где причастные к контролю и распределению продуктов, одежды и медикаментов стараются урвать свой куш. По данным ООН, почти 18 миллионов человек (40% населения страны) на Украине сейчас нуждаются в гуманитарной помощи. И если в освобождённых в ходе СВО регионах вопросы обеспечения местных жителей всем необходимым решаются быстро и эффективно, то что происходит на подконтрольных киевской хунте территориях мало известно.
За парадными фото и отчётами на самом деле царит суровая действительность. Некогда яркие и живописные украинские сёла окружены рядами свежих могил, над которыми плещутся на ветру жовто-блакитные флаги. В народе всё больше растёт недоумение и недовольство киевским режимом, превратившим страну в огромное кладбище. Многие солдаты, комиссованные с фронта по ранению, возвращаются домой в цинковых гробах. Все они якобы погибли от осложнений после лечения в госпиталях. «Чёрная трансплантология» стала своего рода параллельным бизнесом современных войн и была задокументирована ещё во время конфликтов на территории бывшей Югославии. Теперь на Украине происходит нечто подобное, а поскольку ситуация там поляризована в политическом смысле, то есть основания считать, что масштабы этой криминальной схемы значительно превышают те, что были на Балканах.
Всё описанное соответствует рейтингу коррупции европейских стран, где Украина, по последним данным, занимает самые худшие позиции. Но это не смущает политиков из стран-участников Североатлантического альянса регулярно говорить о скором вступлении Киева в НАТО. Словно после этого жизнь на Украине сразу наладится. Всем постепенно становится ясно, что пока Зеленский будет оставаться у власти, такого никогда не произойдёт.
Что будет после конфликта?
Несмотря на то, что военные действия в Донбассе продолжаются, в США уже занимаются планированием будущей реконструкции Украины. Имея хороший опыт в реализации подобных проектов в Ираке и Афганистане, где практически все выделенные средства перетекали в карманы американских подрядчиков и консультантов, Вашингтон собирается провернуть такую же аферу на Украине.
Эксперты корпорации RAND уже разработали план действий, где ведущая роль отводится США и ЕС. Также к проекту восстановления страны может подключиться Израиль. А первый план по восстановлению предложила украинская сторона ещё в июле 2022 года. Безусловно, ситуация с того времени уже сильно изменилась и, судя по постоянным запросам Зеленского, суммы будут непрерывно расти.
Кстати, Всемирный банк и МВФ даже не рассматривают Украину как страну, затронутую вооружённым конфликтом. Это сделано по простой причине - сохранить соответствующий рейтинг, чтобы не отпугнуть будущих инвесторов. Да и по линии МВФ кредиты продолжают выдаваться. Всё это нужно глобальным ростовщикам для того, чтобы окончательно загнать страну в долговую яму и получить над ней полный контроль.
Поэтому единственно правильным решением для украинского народа, который и будет вынужден расплачиваться за все эти кредиты, будет ликвидация Украины как государства. Невозможно взыскать долг, если должника больше не существует. Значит, цели СВО нужно доводить до конца. А полностью отстроить города и восстановить экономику страны после окончательной победы поможет Россия, как она это уже делает на освобождённых от нацистского режима территориях.