«Карлссон» и «Малыш»
© РИА Новости
Дроны изменили представление о войне.

«Карлссон» и «Малыш»

Как операторы воздушной разведки становятся блоггерами и героями
02 октября 2023, 06:35
Реклама
«Карлссон» и «Малыш»
© РИА Новости
Дроны изменили представление о войне.
Читайте нас на: 

Улетел, но обещал вернуться…

Его отпевали в закрытом гробу, на крышке которого лежала икона святого благоверного князя Даниила Московского. Там, на передовой, небесный покровитель не раз спасал ему жизнь - мины падали с недолётом, а пули свистели мимо. Даже снаряд, плюхнувшийся однажды у его ног в разрушенном доме, откуда Карлссон управлял дроном, так и не взорвался. Обомлев от такого чуда, сфотографировал уцелевший боеприпас и выложил снимок в интернете, продолжая искушать судьбу дальше. Случилось это под Бахмутом 12 июня, в День независимости России, который стал для него вторым днём рождения.

Год назад 23-лётний москвич Даниил Сухоруков поехал к родственнику в Донбасс, да так там и остался, записавшись в ополчение оператором БПЛА. Оттуда попал в отряд спецназа ВДВ, воевал под Херсоном и Николаевом, освобождал Рубежное и Северодонецк. Его основным оружием был жужжащий пропеллерами квадрокоптер, с которым никогда не расставался, из-за чего и получил позывной «Карлссон». Со своим летающим «биноклем» часто выходил вперёд для воздушной разведки и корректировки огня.

Снаряд в доме, где сидел Карлссон.
© Архив Даниила Сухорукова
Снаряд в доме, где сидел Карлссон.

Перед штурмом Лисичанска Карлссон пропал на два дня, а потом на той стороне неожиданно взлетели на воздух склады с боеприпасами. Оказалось, Даниил, пробравшись в лесопосадки на окраине города, запустил оттуда беспилотник и, обнаружив сверху склады ВСУ, передал координаты огнемётчикам. Те навели по целям батарею «Солнцепёка». Пара залпов избавила от штурма - наши части вошли в город почти без боя.

После этого Карлссона наградили первым орденом Мужества, однако сослуживцы считают, что он был достоин звания Героя, сохранив дерзкой вылазкой сотни жизней штурмовикам. Потом он получит второй орден. И третий. Уже посмертно...

Слава о бесстрашном «пилоте» быстро разошлась по фронту, и только у Карлссона закончился контракт с Минобороны, его прямо из окопа забрали к соседям по Лисичанскому направлению - в отряд чеченского спецназа «Ахмат», где не хватало воздушной разведки. По словам друзей Даниила, когда он полез ночью дежурить на крышу, на которой оборудовали наблюдательный пункт, на пороге появился генерал Апти Алаудинов и спросил: «Где Карлссон?» Ему ответили: «На крыше!» После чего никто не смог удержаться от смеха.

Потом снова начались вылазки к передовой, а в воздухе встречались дроны противника с прицепленными гранатами. Чаще всего это были такие же квадрокоптеры Mavic китайской компании DJI, заслужившие популярность по обе стороны фронта из-за доступности, невысокой стоимости и хорошей видеокамеры. Правда, если раньше их использовали для съёмок с воздуха киношники, то с началом спецоперации дроны из Поднебесной научили выполнять боевые задачи.

Именно на эти модели волонтёры по просьбе «окопников» до сих пор собирают деньги, комплектуют тепловизорами и системами подвеса, и дроны превращаются в маленькие бомбардировщики. Наиболее распространённые бытовые дроны Dji Mavic 3 способны переносить груз весом не более 600 граммов. Это могут быть ручные гранаты РГД-5 или так называемые ВОГи (выстрел осколочный гранатомётный) - боеприпасы для автоматического гранатомёта АГС-17.

Даниил Сухоруков (Карлссон).
© Архив Даниила Сухорукова
Даниил Сухоруков (Карлссон).

Армейские Кулибины, как наши, так и украинские, сумели приспособить «майвики» для ударов по окопам противника. Однажды вот такую «птичку» с двумя ВОГ-17 Карлссон едва успел сбить из автомата, когда та уже повисла над головой и стала прицеливаться. Замешкайся на секунду - и всё...

«Не в пирогах счастье»

Никто не обратил бы на это событие внимания, если бы не телеграм-канал «Карлссон-News», который в минуты тишины и нелётной погоды вёл командир взвода воздушной разведки, снабжая посты эксклюзивными кадрами, снятыми его «птичками» на передовой. Его короткие ролики о боевой работе операторов аэроразведки быстро расходились по соцсетям, количество подписчиков росло, а некоторые СМИ стали их копировать, выдавая за свои. Тогда Даниилу пришлось защищать кадры «водяным знаком» - мультяшным Карлссоном в обнимку с автоматом и цитатой из бессмертного творения шведской писательницы Астрид Линдгрен: «Не в пирогах счастье».

«Карлссон на связи! Работаем, летаем, кошмарим противника. Ни одна ротация у них не проходит без наших подарков с воздуха. Все передвижения фиксируем, каждую новую норку видим. Работает артиллерия. Продолжаем в том же духе».

Его счастье было в полётах - почти ежедневных, сопряжённых с опасностью выдать себя или сразу всю группу, из-за чего он старался действовать в одиночку. Абсолютно без бравады Даниил регулярно отчитывался о своих вылазках перед подписчиками, начиная со слов «Карлссон на связи!». А порой он оказывался единственным достоверным источником информации о реальной ситуации на фронте. Когда ВСУ отрапортовали о захвате Клещеевки на Бахмутском направлении, Карлссон сразу опубликовал у себя в телеграм-канале опровержение:

«Враньё, противника в населённом пункте нет, а наших позиций никто не оставлял, хотя артиллерия врага работает непрерывно и часто бьёт кассетами. Стало немного тише, но противник не перестаёт предпринимать попытки прорваться в село. Мы летаем постоянно, аэроразведка проводится круглосуточно, птичка всегда в небе, все передвижения фиксируем, попытки подойти ближе жёстко пресекаем, накрываем артиллерией. Штурмовики работают отлично, держатся парни, все на своих позициях, никто никуда не отходит, берут в плен заблудившихся в поисках контрнаступа и перемоги хохлов...»

Аппаратура группы БПЛА Карлссона.
© Архив Даниила Сухорукова
Аппаратура группы БПЛА Карлссона.

Как-то, комментируя обстановку на Марьинском направлении, Карлссон признается, что больше всего нашим бойцам досаждают украинские дроны-камикадзе, которые охотятся за техникой и группами эвакуации раненых. Это ударные беспилотники c управлением через видеоочки, сопряжённые с пультом - так называемые FPV-дроны (First Person View - «вид от первого лица»). Их сложнее заглушить, поскольку они лишены спутниковой навигации, а управляют ими на частотах, отличных от частот привычных всем «майвикам». И когда рядом нет станции РЭБ, чтобы забить помехами картинку с видеокамеры, то с пикирующими дронами приходится бороться обычным стрелковым оружием - если, конечно, успеешь вовремя их заметить.

Похожий случай произошёл, когда Карлссон дал «полетать» на своём коптере генералу Алаудинову. Они ехали на подаренном подписчиками канала багги (самый, оказывается, удобный и неприхотливый вид транспорта на фронте) вдоль переднего края мимо Андреевки - горячей точки на Бахмутском направлении и не знали, что за ними сверху следят. Это выяснилось, когда группа остановилась, чтобы оказать помощь раненому.

В небе, жужжа пропеллерами, тут же появился дрон противника, оператор которого вызвал по ним огонь, и рядом стали падать мины. Генералу пришлось сдёрнуть с плеча автомат и короткими очередями отогнать «птичку». Карлссон в это время хладнокровно снимал весь процесс на смартфон, а вернувшись на базу, выложил видео в интернете. Предварительно, конечно, вырезав оттуда «лишние» кадры.

Никто тогда и предположить не мог, что это будет его последняя съёмка. На войне быстро притупляется чувство опасности - человек вскоре привыкает к постоянному дыханию смерти за спиной. Один немецкий военный историк отмечал, что у русского солдата страх показаться трусом превалирует над страхом быть убитым. Способность спасать других ценой собственной жизни присуща только русскому воину. Именно так и был воспитан Даня Сухоруков, выросший в православной многодетной семье и усвоивший с ранних лет главную Христову заповедь: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя».

Карлссон с генералом Апти Алаудиновым.
© Архив Даниила Сухорукова
Карлссон с генералом Апти Алаудиновым.

Карлссон прекрасно знал, что оператор, управляя дроном даже из укрытия, сильно рискует, если противник перехватит сигналы радиообмена с БПЛА. И всё же вёл аэроразведку и корректировал огонь артиллерии, пока не убеждался, что цель поражена. И только тогда менял позицию. Но в тот день, 26 июля, не успел: вражеский дрон сбросил взрывное устройство прямо ему под ноги. Потрясённый потерей боевого друга, генерал Алаудинов напишет у себя блоге:

«Покойся с миром мой Дорогой младший Брат Даниил Сухоруков (Карлссон). БЫТЬ ГЕРОЕМ - ЖИТЬ ВЕЧНО. Спасибо Родителям вырастившим этого Героя. Достойный Сын - Русского народа, из-за него одного нужно уважать этот народ из которого он вышел. Мои соболезнования всем близким, я скорблю вместе с вами. Мы вдвоём могли поехать в любое рисковое путешествие и он был верен долгу и надёжен во всём.

АХМАТ СИЛА - РОССИЯ МОЩЬ - АЛЛАХ ВЕЛИК!»

Позже появились данные, что за группой Карлссона целенаправленно охотился «Kraken» - спецподразделение Главного управления разведки ВСУ, известное военными преступлениями. Считается, что это именно они засекли координаты оператора по сигналу пульта, с которого шло управление БПЛА, и отправили на цель дрон-камикадзе. Кадры покушения на Карлссона, отснятые камерой украинского коптера, через несколько дней появились в телеграм-канале харьковского нацбата в виде отчёта начальнику ГУР.

Миша на Донбассе

За неделю до этого при похожих обстоятельствах на Марьинском направлении погиб ещё один воздушный оператор и военкор Михаил Лучин - добродушный и улыбчивый доброволец из Москвы, отец четверых детей, командир отряда аэроразведки 5-й бригады. Будучи айтишником и имея бронь от мобилизации, он успешно закончил курсы в Республиканском центре беспилотных систем имени Владимира Жоги и подписал контракт с Минобороны. Понимая, что ждать положенных по штату «птичек» придётся долго, самое необходимое для своего подразделения - беспилотники, ноутбуки и тепловизоры Лучин приобретёт на собственные средства, истратив все сбережения.

Михаил Лучин (коллаж сослуживцев).
© Соцсети
Михаил Лучин (коллаж сослуживцев).

Выполняя боевые задачи на передовой, «Лучик» - как его иногда называли, успевал ещё и отражать реальную обстановку на фронте в своём телеграм-канале «Миша на Донбассе», где открыто критиковал закостенелую систему управления - когда в штабах не знают, что реально происходит на поле боя. Полемизируя с одним из представителей старой военной школы, уверенному, что от беспилотников на «передке» толку мало, Миша напишет: «Отказ от БПЛА и связи привёл бы к трёхкратному увеличению потерь (150-300%)».

Он знал это на собственном опыте, приобретённом в боях на территории Донбасса, где дроны довольно успешно применялись ещё с начала конфликта. Знал он и своих противников - таких же аэроразведчиков, только с другой стороны линии фронта, которых снабжает весь коллективный Запад. Вот что писал Миша буквально за месяц до гибели:

«На нашем направлении уже который день орудует Мадяр, наш коллега по ту сторону. Десятки дронов в течение дня. Его персональный ресурс примерно в 10 раз больше, чем совокупный ресурс всего нашего фронта. Доведённые до ума технологии, боеприпасы. И всё же - только сегодня по одному нашему опорнику впустую прилетел с десяток дронов, без результата. Враг активно использует камеры с большим зумом - ищут наши камеры, поражают их. Техника наша сейчас держится подальше. Потери в личном составе отсутствуют. Тьфу-тьфу-тьфу...»

Украинские «пилоты» рыскали в поисках наших разведчиков, чьи дроны висели над передовой, пока хватало заряда батареек. Наши «майвики» меняли в воздухе друг друга, устраивая «карусель», чтобы не пропустить движения противника. Иногда, выезжая на «ленточку», наши и украинские «птичники» встречались в воздухе. Однажды Миша даже пожалел, что не взял с собой антидроновое ружьё.

«Нам нужно было забрать тяжёлые вещи с позиций. Доехали до нуля, выходим из машины. Над нами 2!!! Мавика, один из них с ходовыми огнями включёнными и крыло. Почесав репу, решили, что заберём имущество в другой раз. В чём наша ошибка? Мы поленились взять антидроновое ружьё, ибо там никогда не летали дроны ранее. Без ружья ночью ни шагу! Как минимум вы полностью защитите себя от сброса на голову и сможете защитить машину. Как максимум - получите в бонус трофейные мавики ночные, которые, последнее время, в страшном дефиците. Предполагаю, их выдали противнику перед наступлением для активной разведки. Будьте предельно осторожны. Враг не дремлет…»

Действительно, некоторые операторы не придают особого значения скрытности, по их мнению, беспилотник всегда можно поднять повыше и спрятать в облаках. Существует заблуждение, что его там будет трудно разглядеть или услышать. Хотя известно, что дрон может выдать GPS-координаты оператора, поэтому следует отключать не только транспондер, но и канал, по которому дрон передаёт якобы зашифрованный видеопоток к пульту управления. Иначе при наличии сканера частот и анализатора спектра противник может запеленговать местоположение оператора с точностью до нескольких метров и нанести удар.

Так это, к сожалению, и случилось 20 июля при штурме шахты «Трудовская» под Красногоровкой, когда в ходе контратаки украинской 79-й ОДШБр из противотанкового комплекса «Стугна-П» по укрытию, где находился Михаил Лучин, была пущена ракета. Её наводили по лазерному лучу, которым подсвечивалось место, откуда радиоэлектронная разведка ВСУ зафиксировала сигнал управления БПЛА.

Антидроновое ружьё необходимо постоянно.
© РИА Новости
Антидроновое ружьё необходимо постоянно.

Увы, это далеко не единственный случай в зоне СВО, когда дрон предательски выдал своего хозяина. Но что поделаешь? В режиме полного радиомолчания управлять полётом «летающего бинокля» невозможно, поэтому воздушные операторы вынуждены рисковать.

По данным экспертов, как бы ни пытались подстраховаться в подразделениях аэроразведки, меняя прошивку в «мозгах» коммерческих дронов, статистика потерь среди тех, кто летает в 3-5 км от передовой, по-прежнему остаётся высокой - особенно со стороны противника. По последним данным, именно поэтому военные советники США недавно запретили ВСУ пользоваться китайскими беспилотниками. По всей видимости, такое решение было связано с высокой результативностью российских станций РЭБ в зоне специальной военной операции.

Самое главное, что, несмотря на гибель ставших легендарными наших воздушных разведчиков, их подразделения продолжают успешно воевать, и регулярно выкладывать в телеграм-каналы репортажи с фронта. Среди них часто попадаются фотографии гаубичных снарядов и ракет для «Градов» с надписью: «За Мишу на Донбассе!».

И ещё. Не прошло и месяца после последнего полёта Карлссона, как у телеграм-канала появился новый администратор с позывным «Малыш». Это младший брат Дани Сухорукова, который стал оператором БПЛА спецназа «Ахмат» и приехал в Донбасс воевать вместо погибшего брата. А в одном из его первых постов появилась такая запись:

«Малыш на связи. У нас всё хорошо, работаем. Продолжаем кошмарить противника…»

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама