«Псы войны» подлежат безусловной утилизации. Наёмников в плен обычно не берут
По самым скромным подсчётам, с начала специальной военной операции в боевых действиях на стороне ВСУ приняли участие порядка 12 тысяч наёмников из 88 стран мира (больше всего из Польши, США и Канады). Но кто их считал по головам, кто знает, сколько ещё осталось в засыпанных окопах и под руинами. Да и чего ради считать, уничтожать их надо где придётся. И, кстати, уже изрядно наколотили - по сводкам Минобороны РФ, которое ссылается на разведку, на сегодняшний день уничтожено почти 6 тысяч иностранных граждан, которые приехали на Украину за лёгким заработком или просто так - поохотиться на русских.
Но были такие, кто, нюхнув русского пороха, предпочли ретироваться подобру-поздорову. Тем более, когда до них наконец-то дошло, что украинское командование не особо ценит этих «вооружённых помощником». Что, в общем-то, неудивительно, поскольку к наёмникам всегда относились с некоторой брезгливостью. А «солдаты удачи» и «дикие гуси» - это романтизированные термины. Чаще наёмников называли «продажными солдатами», что в большей мере соответствует правде жизни.
«Продажные солдаты»
Кстати, наёмничество не только разнообразно (пехотинцы, артиллеристы, снайперы и даже пилоты), но и старо как мир. Кто не знает, даже древнегреческий философ и писатель Ксенофонт служил в наёмной армии, даже был там военачальником. И уже тогда, в античные времена, никаких иллюзий насчёт порядочности наёмников не было и в помине. Например, во время похода Александра Македонского в Персию греческие наёмники воевали с обеих сторон - и в армии Македонского, и в армии царя Дария III.
С образованием в Западной Европе централизованных государств местные владыки нередко предпочитали формировать свои армии из наёмных солдат. И это было рационально, поскольку наёмники, в отличие от мобилизованных крестьян и ремесленников, были профессионалами и отличались дисциплиной. Так, славой отменных бойцов пользовались швейцарцы, позже эстафета лучших перешла к немецким ландскнехтам, которые также были готовы воевать за кого угодно, лишь бы набить деньгами карманы.
В разные времена наёмничество, которое благополучно дожило до наших дней, переживало взлёты и падения. Например, в Первой и Второй мировых войнах наймиты оказались невостребованными - на полях этих сражений воевали большие призывные армии. А вот 60-е - 70-е годы прошлого века вдохнули в наёмничество новую жизнь. Использование современных ландскнехтов стало органической частью политики США и коллективного Запада вообще.
В этот период нашим советникам и военспецам, которые оказывали интернациональную помощь странам Африки, Азии, Латинской Америки в их борьбе за независимость на официальной основе, нередко приходилось сталкиваться с наёмниками, в том числе и в бою. Но расцвет наёмничества пришёлся на афганскую войну.
Афганистан
После введения советских войск в Афганистан США начали раскручивать тему борьбы «с коммунистической угрозой». Президент Джимми Картер оперативно подписал указ, в соответствии с которым моджахеды стали получать оружие, боеприпасы, щедрое финансирование и, разумеется, была развёрнута интенсивная подготовка вооружённых банд наёмников. А для ЦРУ появилась возможность с помощью «солдат удачи» развернуть прокси-войну с «империей зла». Что, собственно, и произошло: американцы оперативно развернули систему центров подготовки наёмников в пакистанской провинции Пешавар, а иранцы организовали такие же центры на границе с Пакистаном - чтобы обеспечивать деятельность бандформирований в западных провинциях Афганистана. Они прекрасно понимали, без поддержки извне «священная война» душманов против «шурави» быстро захлебнётся.
Для «удобства», центры подготовки наёмников располагались непосредственно в лагерях беженцев, где в какой-то момент скопилось около четырёх миллионов афганцев-кочевников, бродячих торговцев, просто искателей заработка, которые по разным причинам оказывались за границей. Из их числа и готовили наёмников, чтобы потом перебросить в Афганистан, где они пополняли банды душманов. Достаточно сказать, что постоянный состав этих центров насчитывал 20 тысяч человек.
Диверсионно-террористическую подготовку «продажных» вели не только специалисты из США и Великобритании, но также из Египта, Ирана, Китая. Активно работали и арабские советники, деятельность которых координировал так называемый «Центр службы арабов», расположенный в Пешаваре. Желающих влиться в ряды «солдат удачи» было настолько много, что «Центр» сформировал целый полк из саудитов и суданцев.
Другим важным направлением была поставка вооружений, которая осуществлялась через афгано-пакистанскую границу. Приграничные районы с Пакистаном, были превращены американцами и британцами в оружейные арсеналы. Наёмники в достаточном количестве снабжались стрелковым оружием - автоматами Калашникова из Китая и Египта, а также автоматическими винтовками английского, шведского, западногерманского производства. Большим спросом у душманов пользовались пулемёты ДШК, безоткатные орудия, ручные гранатомёты. Позднее головной болью для нашей авиации стали ещё и американские «Стингеры».
Хорошо обученные и прекрасно вооружённые наёмники действовали как крупными группировками, так и мелкими диверсионными группами. Цели были таковы: диверсии на хозяйственных объектах, срыв перевозок на коммуникациях, обстрел воинских гарнизонов, нападение на сторожевые посты, устройство засад, террористические акты против военных, партийных, государственных деятелей, минная война. По различным оценкам, в боевых действиях принимали участие примерно 35 тысяч мусульман-наймитов из 43 стран, решивших взять в руки оружие кто за деньги, кто по убеждениям.
Впрочем, американских и британских хозяев не очень-то волновало, кто стекался в банды наёмников - религиозные фанатики, люди с тёмным криминальным прошлым, безработные ветераны прошлых войн и конфликтов, замаравшие себя воинскими преступлениями. Теперь все они были союзниками Запада, даже кровавые террористы. Американский писатель и публицист, в прошлом сотрудник Госдепартамента США Уильям Блум в книге «Убийство демократии. Операции ЦРУ и Пентагона в период холодной войны» приводит ярчайший пример лицемерия одного из самых известных западных лидеров:
«В 1986 году премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, так ярко и эмоционально выступавшая против "террористов", приветствовала Абдула Хака, лидера афганских моджахедов, признавшего, что в 1984 году именно он дал команду на закладку бомбы в кабульском аэропорту, взрыв которой унёс жизни 28 человек. Таковы были взгляды антикоммунистов времён холодной войны в конце XX столетия. Как Анастасио Сомоса был "нашим сукиным сыном", моджахеды были теперь "нашими фанатичными террористами"».
Кстати, главным координатором арабских наёмников в Афганистане американцы, как известно, назначили будущего руководителя и основателя террористической Аль-Каиды Усаму бен Ладена, который некоторое время спустя - 11 сентября 2001 года устроил теракт в Нью-Йорке. Сами выучили… Это к тому, что наёмникам не знакомо чувство благодарности, если не платят.
Чечня
С началом первой чеченской войны там сразу же появились и первые иностранные наёмники: как говорят в народе, «кому война, а кому мать родна». Причём самыми ранними ласточками в формирующемся легионе наймитов были кровавый террорист Хаттаб и украинские необандеровцы - Александр Музычко, по прозвищу Сашко Билый, и Олег Челнов. Они появились в Чечне уже в январе 1995 года, и каждый потом получил из рук Джохара Дудаева по ордену «Герой нации». Видимо, было за что.
Активно работали и «зазывалы», благодаря которым было распространено представление о чеченской войне, как об одном из направлений всемирного джихада. И в Чечню устремились «дикие гуси» со всего мира, чтобы «встать на защиту правоверных мусульман». Параллельно увеличивалось финансовое вливание из исламских фондов Ближнего Востока, монархий Персидского залива и европейских стран - куда же без западных партнёров, которые всю эту кашу и заварили. Но особо высоким приток наёмников в Чечню пришёлся на вторую кампанию.
По свидетельству экс-командующего 58-й общевойсковой армии генерал-полковника Владимира Шаманова, если на первой чеченской против наших войск воевали наёмники из 15 стран, то на второй уже из 52 государств. «Псы войны» примчались из Египта, Ливана, Кувейта, Алжира, Йемена, Иордании, Туниса, Таджикистана, ОАЭ, Турции, Саудовской Аравии, Палестины. Однако тогда в Чечню слетелись не только те, кто исповедует ислам, но и «продажные» из Германии, Франции, Италии, Швеции, Великобритании, Эстонии, Грузии, Латвии, США и Канады, собравшиеся подзаработать на крови русских солдат.
Одной из самых многочисленных группировок наймитов была украинская, состоящая из сторонников запрещённой в РФ экстремистской организации УНА-УНСО. Генерал-полковник Геннадий Трошев в книге «Моя война. Чеченский дневник окопного генерала» утверждает, что численность украинских необандеровцев в 1999 году составляла 300 человек. Для сравнения: в первую чеченскую под командованием Хаттаба воевало 200 арабских наёмников. Причём уже доподлинно установлено, что укронаймиты с особой жестокостью относились к русским военнопленным: ещё в 2014 году Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело в отношении граждан Украины, состоявших в рядах УНА-УНСО (экстремистская организация, запрещённая на территории РФ), - Дмитрия Корчинского, Андрея Тягнибока, Дмитрия Яроша, Олега Тягнибока, Владимира Мамалыги, Игоря Мазура, Валерия Бобровича.
И этот список по ходу расследования пополняется. В 2015 году глава СК России Александр Бастрыкин сообщил, что Арсений Яценюк, на тот момент премьер-министр Украины, в 1990-е годы тоже принимал участие в боевых действиях в Чечне.
Пиком активности иностранных наёмников в Чечне стал 2000-й год. Потом их количество, а значит и боевые возможности стали достаточно быстро снижаться. Для этого были веские причины. Во-первых, наши вооружённые силы умело громили наймитов, во-вторых, быстрый отток был связан с перемещением центров террористической активности на Ближний и Средний Восток, в-третьих, чеченские лидеры стали расплачиваться с «продажными» фальшивыми долларами, производство которых наладили в Урус-Мартане.
Однако, несмотря на то, что большинство наёмников покинули территорию республики или были уничтожены, некоторое их количество оставалось в Чечне, и последующие годы продолжалось их уничтожение. Время от времени приходили сообщения: в 2002 году убит гражданин Великобритании Амир Ассдулла, в 2003 была разгромлена банда, в состав которой входили наёмники из Германии и Турции, в 2004-м уничтожена бандгруппа, в которой воевал Халил Рудван, канадец арабского происхождения.
Такова незавидная судьба наймитов, которые приехали в Чечню, чтобы хорошо заработать, а также тех, кто убеждал себя, будто сражаются за истинную веру. Казалось бы, более чем убедительный урок. Ан нет, жизнь ничему не учит, и Украина тому подтверждение.
Украина
Без малого два года тому назад началась специальная военная операция на Украине, и уже на третий день президент Зеленский объявил о создании «интернационального легиона», сформированного исключительно из наёмников. Но он был не первым, кто скликал на Украину профессиональных убийц со всего мира. Его предшественник Пётр Порошенко ещё в 2016 году подписал указ, согласно которому иностранцам и лицам без гражданства разрешалось выполнять «в добровольном порядке свой долг по защите независимости и территориальной целостности Украины». Но тогда набор иностранцев провалился.
Владимир Зеленский оказался более удачлив. Его услышали на Западе. Буквально в тот же день премьер-министр Дании Метте Фредериксен заявила, что у подданных королевства нет юридических препятствий для выезда «добровольцев» на Украину с целью поддержки украинской армии. Примеру Фредериксен поспешно последовала и глава МИД Великобритании Лиз Трасс. В интервью ВВС она сообщила, что поддержит британцев, которые захотят воевать на стороне киевской власти.
Информационные потоки каждый день доносили до граждан своих стран бравурные новости: дескать, бывшие, но по-прежнему бравые британские десантники пакуют чемоданы, а закалённые в колониальных сражениях бойцы Французского иностранного легиона уже натягивают на себя боевые доспехи и спешат на помощь бандеровским братьям по оружию. Ничего не имели против посетить экзотическое «сафари» и насладиться стрельбой по русским и боевики из других стран Европы, Азии и Африки.
И, действительно, по данным Министерства обороны РФ, с начала СВО на Украину прибыли наймиты из 88 стран мира. Под необандеровские знамёна встали ультраправые националисты, авантюристы всех мастей, разного рода бывшие - солдаты горячих точек, профессиональные военные, боевики из зарубежных ЧВК. Больше всего наёмников приехало из Польши - 2,7 тысячи, свыше тысячи из США, по 900 человек из Грузии и Канады, по 700 из Великобритании, Румынии и даже «змагары» из Белоруссии, которым батька Лукашенко не дал разгуляться в Минске.
В документе отмечается, что украинский национальный легион формируется по смешанному признаку. Были созданы чеченские батальоны - имени Джохара Дудаева и Шейха Мансура, грузинский - Marksman, британский - Dark Angels, татарский - «Крым», американо-канадский - «Нормандская бригада», белорусский полк Кастуся Калиновского и батальон Ильи Литвина, русский легион «Свобода России», естественно, признанный в РФ террористической организацией. Кроме того, наёмники воюют и в кадровых частях ВСУ в составе группировок «Хортица», «Таврия», «Запад», «Север», «Одесса».
На настоящее время количество «продажных» сильно сократилось. Как сообщил министр обороны генерал армии Сергей Шойгу, в декабре 2023 года с начала СВО было уничтожено 5800 боевиков, том числе 1427 из Польши, 466 - из США и 344 - из Великобритании. Следует также отметить, что 5300 наймитов от греха подальше бежали с поля боя и отправились восвояси. Действительность оказалась совершенно иной, чем её расписывали таблоиды на родине и транслировало местное телевидение. Издалека поездка на «украинское сафари» казалась лёгкой прогулкой, а обернулась предельно жестокой правдой войны.
Сегодня уже и западные СМИ публикуют откровения выживших под российскими ударами «псов войны». Тональность этих интервью однозначно мрачна. Один из первых британских наёмников на Украине Джейсон Хег поделился с корреспондентом The Sun своими впечатлениями, когда попал под огонь русских: «Внезапно перед нами открылись врата ада. Я никогда не испытывал подобной огневой мощи, не думаю, что кто-либо из нашего поколения когда-либо испытывал её».
Издание The Telegraph опубликовало слова наёмника Мэттью Робинсона, который был убеждён, что будет воевать с русскими, как киноэкранный Рэмбо. Но как в кино не получилось. По его мнению, «даже для ветеранов Афганистана и Ирака Украина стала суровым испытанием».
А вот воспоминание бывшего американского морского пехотинца Троя Оффенбекера о своём пребывании на Украине: «Это третья война, в которой я участвовал, и она, безусловно, самая худшая. По вам бьют артиллерией, давят танками. На прошлой неделе рядом с нами, в трёхстах метрах, сбросили бомбу с самолёта. Это был ад кромешный». Его признание было опубликовано в новостном интернет-издании The Daily Beast.
Это к тому, что те наёмники, которым повезло не распрощаться с жизнью в степях Украины, достаточно быстро распрощались с иллюзиями. Но из-за колоссальных потерь в ходе неудачного контрнаступления командование ВСУ в очередной раз объявило рекрутинг иностранных наёмников, которых на Украине сегодня осталось порядка двух тысяч. Однако желающих попасть под утилизацию уже не так много, даже существенно меньше. Самые закалённые наёмники теперь не торопятся попасть под утилизацию. Ведь и «псам войны» хочется жить.