Гангстеры не филантропы, убивали из любви к наркотикам
Бандитский мятеж
Эквадор - небольшая страна на тихоокеанском побережье Латинской Америки, «зажатая» между Колумбией и Перу, - не часто привлекает к себе внимание. Даже недавние президентские выборы там практически не освещались мировыми СМИ. Об Эквадоре вспоминают только в связи с борцом за свободу слова Джулианом Ассанжем. В 2012 году власти Эквадора при президенте Рафаэле Корреа предоставили Ассанжу политическое убежище на территории эквадорского посольства в Лондоне.
Сегодня ситуация даже более ажиотажная. В Эквадоре вспыхнул настоящий бандитский мятеж, участники которого бросили вызов центральной власти и заставили сильно волноваться не только нынешнего президента Даниэля Нобоа и всех законопослушных граждан.
С тревогой на Эквадор смотрят его соседи. Перу повысила боеготовность своих военных подразделений на границе с Эквадором. С севера к границе с Эквадором свои войска стянула и Колумбия. А новый президент Аргентины Хавьер Милей предложил эквадорским властям направить в страну аргентинский военный контингент для подавления бандитского мятежа.
Сам же президент Нобоа провёл заседание совета безопасности и объявил о наличии в стране «внутреннего вооружённого конфликта», что подразумевает немедленное развёртывание и вмешательство сил безопасности в борьбу с организованной преступностью. Он объявил 22 организованные преступные группировки террористическими и приказал вооружённым силам провести «военные операции по их нейтрализации».
С чего всё началось?
В ряде эквадорских тюрем практически одновременно вспыхнул бунт заключённых, большая часть которых - члены организованных преступных группировок, которые занимаются наркоторговлей, грабежами, вымогательством, похищениями граждан с целью получения выкупа, контролируют проституцию и игорный бизнес.
Шесть тюрем находились под контролем заключённых, и пока нет точных сведений, как там дела обстоят сейчас. Из этого можно сделать простой вывод о том, что, даже находясь за решёткой, местные гангстеры полностью владеют ситуацией на свободе и способны ей управлять.
Одновременно с этим многие известные и влиятельные эквадорские гангстеры бежали из тюрем в последние дни, после чего в стране и начался бандитский мятеж. Из региональной тюрьмы города Гуаякиль вместе с четырьмя другими сообщниками бежал, частности, Хосе Адольфо Масиас по прозвищу Фито, самый опасный преступник Эквадора. Одновременно Фабрисио Колон Пико, член наркобанды «Лос-Лобос» (Los Lobos, исп. - волки) сбежал из тюрьмы в провинции Чимборасо, в центре страны. Вслед за этим в восьми крупных городах, включая столицу Кито и крупнейший экономический центр Гуаякиль, произошли жёстокие нападения гангстеров на госучреждения, торговые центры, полицию.
Любопытная деталь: Диана Саласар, генеральный прокурор провинции Чимборасо, обвинила упомянутого нами гангстера Колона Пико в том, что у него был план её убийства во время судебных слушаний по делу «о связи между незаконным оборотом наркотиков и политикой». Ввиду этого многие эксперты находят прямую зависимость между тюремными бунтами и побегом обвиняемых, с одной стороны, и с другой - с вероятностью того, что во время судебного разбирательства на свет могли выплыть обстоятельства, свидетельствующие о связях наркоторговцев с властями разного уровня.
В прямом эфире
Резонанс и кинематографичность ситуации определяются тем, что всё это произошло буквально на глазах всего Эквадора. Гангстеры захватили центральный телеканал TC Televisión в Гуаякиле. В прямом эфире вся страна стала свидетелем того, как около десяти вооружённых людей в капюшонах напали на сотрудников этого телеканала и взяли их в заложники. Почти полчаса в прямом эфире журналисты умоляли гангстеров не причинять им вреда. Потом были слышны выстрелы и сигнал прервался. Появились сообщения, что позже полиция освободила заложников. Но факт публичной демонстрации силы бандитов и бессилия полиции был уже в эфире.
В настоящее время Эквадор переживает беспрецедентную эскалацию террора и насилия. Нападению подверглись ряд госучреждений, университеты, больницы по всей стране. В столице Кито ситуация особо напряжённая. Чиновники дворца Каронделет, который является резиденцией правительства Эквадора, и других государственных учреждений были эвакуированы в целях безопасности. Многие магазины закрылись из-за грабежей. Как свидетельствуют очевидцы, «дорожный хаос в столице сейчас сильнее, чем в любой другой день». Между тем, именно «информационное сопровождение» через телевидение придало ситуации особенный накал и масштаб.
Политические эксперты, которые наблюдают за ситуацией в Эквадоре и в целом в Латинской Америке сходятся во мнении, что перманентный социальный кризис, проявляющийся в экономике, образовании, здравоохранении и в сфере безопасности, является первопричиной сегодняшней ситуации. Нынешний гангстерский бунт стоит в одном ряду с такими же вспышками бандитского насилия и террора, которые имели место и раньше.
Вот почему чрезвычайное положение, объявленное президентом Даниэлем Нобоа с целью ужесточения борьбы с организованной преступностью, не представляет собой экстраординарную ситуацию. Например, испанская газета El País справедливо напоминает, что предшественник нынешнего президента, Гильермо Лассо, применял ту же меру 20 раз всего за два с половиной года. Частота, с которой и ранее вводилось чрезвычайное положение, иллюстрирует серьёзность кризиса насилия, который душит Эквадор и многие другие страны Латинской Америки.
Почему так открыто?
Главный вопрос, который, возможно, возникает при погружении в латиноамериканскую действительность, заключается в следующем: почему банды гангстеров действуют так открыто и нагло? Ответ простой: они знают, что власть в стране - от высших эшелонов до полицейского участка в какой-то горной деревне, - кормится с их руки. Аналогичная ситуация давно наблюдается в Колумбии, Перу, в странах Центральной Америки и в Мексике. Причём главы наркокартелей из всех этих стран хорошо знают друг друга, часто сотрудничают, но, бывает, и воюют между собой. Как говорится, жизнь есть жизнь, она разнообразна.
Весь регион к югу от реки Рио-Гранде сегодня поделён на зоны влияния больших и малых бандитских картелей, которые вполне успешно конкурируют с законными властями. Преступные банды, подчинённые строгой иерархии и насчитывающие десятки тысяч боевиков, занимаются вымогательством, наркоторговлей, сутенёрством, заказными убийствами и незаконной переправкой мигрантов на территорию США.
Если в столицах и крупных городах стран региона полиция ещё как-то демонстрирует присутствие законной власти, то стоит отъехать за несколько миль в провинцию, как видимость этой власти кончается. И начинается параллельная реальность, в которой уличные бандиты держат в страхе и полицию, и простых обывателей. Сотрудничество правоохранителей с гангстерами - обычное дело, поскольку первые в меньшинстве и силы очень неравны.
Хозяева - в Штатах
Было бы наивно предполагать, что США, считающие Латинскую Америку своими «задворками» и контролирующие каждый шаг каждого тамошнего политика и министра, не были бы в деле. Львиная доля кокаина, изготавливаемого в Латинской Америке, идёт именно в США. И настоящие наркобароны, которые руководят этим бизнесом, находятся не в Мексике, а в Соединённых Штатах, причём обличённые должностями и влиянием.
Для примера такой факт. Бывший министр внутренних дел Мексики Хенаро Гарсия Луна (в правительстве президента Фелипе Кальдерона, 2006-2012 гг.), был завербован наркокартелем «Синалоа». Он получал миллионные взятки за то, что прикрывал картель. При этом Гарсия Луна тесно официально сотрудничал с Управлением по борьбе с наркотиками и спецслужбами США в рамках кампании президента Кальдерона по борьбе с картелями.
После выхода в отставку Гарсия Луна переселился в США, где купил себе во Флориде шикарный особняк и другие объекты недвижимости. В 2019 году Гарсия Луна был арестован в Далласе по обвинению в получении многомиллионных взяток от «Синалоа», а в феврале 2023 года был признан виновным по всем пяти пунктам обвинения федеральным жюри в Бруклине (штат Нью-Йорк). В результате некогда самый высокопоставленный сотрудник правоохранительных органов Мексики - тот, кто должен был бороться с наркомафией, - был признан преступником.
Но почему он, наверняка зная, что на него есть компромат у США, так неосмотрительно переехал на жительство в Штаты и открыто скупал там недвижимость?
А потому, что он полагал, что те высокопоставленные госчиновники в США, кто его крышевал ранее, не дадут его в обиду и сейчас. Но для американцев Гарсия Луна был пешкой, которую они разменяли, чтобы предстать истинными «борцами с наркотиками». Кстати, так же американцы предавали и предают других своих «партнёров» по преступному бизнесу, будь то наркотики, торговля оружием или ещё что-то.
О картелях
На самом деле именно либеральный истеблишмент США является истинным заказчиком поставок наркотиков в Соединённые Штаты. Это самый выгодный в мире бизнес, выгоднее нефти и фарминдустрии. Какой же американский делец от него откажется? Американскому «глубинному государству» весьма выгодно то, что под боком у США находится производство кокаина, который приносит баснословные прибыли истинным хозяевам Америки.
В начале своего президентства Джо Байден анонсировал план экономической помощи в 4 млрд долларов странам центральноамериканского региона для борьбы с бедностью, которая является видимой причиной бандитизма и наркотрафика. Но положение ничуть не изменилось, поскольку американскому истеблишменту это не надо.
Сами американцы стоят за формированием целой сети наркокартелей в Мексике и других странах Латинской Америки, которые бесперебойно поставляют кокаин в США.
Один из самых известных гангстерских картелей - «Мара Сальватруча» (Mara Salvatrucha, известный как MS-13). Он был организован в 1980-е годы в Лос-Анджелесе выходцами из Сальвадора и к сегодняшнему дню распространил зону своей деятельности на всю территорию США, Мексику, Гватемалу, Сальвадор, Гондурас и даже Испанию. По данным американской печати, только в США действует около 10 тыс. членов MS-13, в других странах - от 50 тыс. до 100 тыс. боевиков. И если это знают СМИ США, разве ЦРУ и ФБР об этом не известно? А если знают, почему не ликвидируют?
В союзе с MS-13 на территории Мексики «работает» уже упомянутый картель «Синалоа» (Sinaloa), на долю которого, по некоторым данным, приходится более половины всего наркотрафика в США. И кто-то скажет, что «сотрудничество» с картелем «Синалоа» бывшего министра внутренних дел Мексики Хенаро Гарсия Луна в момент его пребывания на государственном посту было не известно американцам?
С конца 1990-х конкуренцию MS-13 и «Синалоа» активно составляет картель «Лос-Сетас» (Los Zetas). И это только самые крупные гангстерские группировки, не считая целой кучи небольших банд. За три десятка лет гангстерские картели породили трансграничную преступную уродливую субкультуру. Культ жестокости и садизма, бравирование презрением к собственной смерти, выставление напоказ характерных татуировок, которые свидетельствуют о принадлежности к тому или иному картелю, - вот отличительные черты этой субкультуры. Именно это мы видим сейчас в Эквадоре.
Всех на баржу!
Эскалация насилия оказалась бомбой замедленного действия, которая взорвалась в руках президента Эквадора Даниэля Нобоа. По утверждению экспертов, Эквадор находится на историческом уровне безопасности, вернее, её отсутствия.
В год в стране совершается 40 убийств на 100 тыс. человек. Эквадор ждёт реализации проекта нового президента по прекращению насилия и установлению контроля над тюрьмами. То, что государство должно взять под свой контроль тюрьмы, в которых содержатся 31 300 человек, является частью стратегии безопасности, которую три последних правительства Эквадора обещали, но не выполнили.
До сих пор в Эквадоре (как и во многих других странах региона) не удалось разорвать прямую связь между тюрьмами и насилием, которое с каждым днём усиливается на улицах латиноамериканских городов. Именно из тюрем лидеры преступных группировок рассылают заказы наёмным убийцам, руководят рэкетом, наркотрафиком.
Уже после бандитского мятежа президент Нобоа фактически признал, что судьи и прокуроры помогают лидерам террористических группировок. «Дело не только в пулях, но и в судебной системе. Мы будем считать судей и прокуроров, которые поддерживают выявленных лидеров террористических групп, также частью этих террористических группировок», - сказал он в интервью радиостанции Canela TV. Президент Нобоа пообещал доставить в Эквадор тюремные баржи, чтобы держать осуждённых в море, подальше от берега, а также построить тюрьмы строгого режима.
На поводке у США
Но президент Эквадора не упомянул о том, что настоящие наркобароны живут не в Латинской Америке, а в США, куда идёт львиная доля латиноамериканского кокаина. А Вашингтон тем временем, под шумок эквадорского мятежа, заполучит от Эквадора поставленное туда ранее советское оружие и боеприпасы, которые он направит на Украину. Президент Нобоа сообщил, что его страна передаст США технику российского производства в обмен на новое «оборудование» на общую сумму в 200 млн долларов. Только социально-политическому кризису в Эквадоре это «оборудование» из США не поможет. Да, Вашингтону это и не нужно.