Почему посыпался Алеппо?
Боевики уже в Алеппо, при этом потери сирийской армии составили как минимум 100 человек. В нападении участвуют террористы из недобитых ваххабитских формирований и бойцы «Фронта национального освобождения» (запрещена в РФ) - повстанческой группы, которую, как считается, пригрели турецкие власти.
Боевикам радикальных исламских и протурецких группировок удалось прорвать оборону сирийских войск и их союзников, убить и взять в плен большое количество солдат армии Асада, забрать большое количество трофеев в виде оружия, боеприпасов и техники. У них появился шанс развить успех этого наступления, если правительственные войска не смогут изменить ситуацию.
Почему так случилось? Почему провалилась сирийская оборона? Расслабились и проглядели опасность? Не смогли сдержать натиск противника? Раз вопросов много, поищем ответы.
Скажу сразу: стенания о том, что боевикам помогали турки, не принимаются, поскольку сирийским войскам помогаем мы. Так что всё честно. Хотя, конечно же, у наших турецких партнёров при случае не плохо бы уточнить, на чьей они всё-таки стороне.
Продолжим. Первый ответ на вопрос, кто как готовился к войне, можно видеть на кадрах из зоны боевых действий. Сравните для начала одежду и экипировку боевиков с экипировкой и одеждой бойцов САА. Сравнение не в пользу наших союзников. По техническому оснащению (связь, техника, БПЛА и т.д.) лучше даже не сопоставлять, чтоб не расстраиваться, ибо тут «духи» на несколько порядков оснащены лучше.
О подготовке личного состава противника я могу судить по многочисленным видео, которые выкладывали в Сеть боевики, видимо, для саморекламы и поднятия боевого духа. На кадрах реально видна серьёзная работа. А много вам попадалось видео наших союзников про то, как проходит подготовка их бойцов? Думаю, нет. И не из соображений секретности. Зная местные реалии, я почти со стопроцентной уверенностью могу утверждать, что она попросту не велась. Совсем.
Такая же ситуация, полагаю, и с оборудованием линии обороны. По науке и по уму оборона должна быть эшелонированной, с несколькими линиями, чтобы максимально затруднить продвижение противника. Но было ли это сделано? Нет! Соорудили одну линию, и ту в виде «сита», через которое боевики проскочили с первого раза.
И это только небольшая часть объяснений, почему кто-то готовился к предстоящим сражениям, а кто-то полностью игнорировал этот процесс. Что же мы имеем на выходе?
Со стороны противника мы видим хорошо организованных, мотивированных, умелых и экипированных боевиков. А со стороны наших союзников - плохо одетых, без экипировки, абсолютно немотивированных и неумелых солдат, которые гарантированно не в состоянии выполнять задачи. О наступательных действиях даже не говорю.
Разумеется, в стане сирийских войск были и те, кто умеет воевать и неплохо тянул на себе войну. Это знаменитая 25-я дивизия Сухеля Хасана - едва ли не единственное подразделение, которое выполняло все задачи на любом участке сирийского военного конфликта, где работало. Но Сухеля зачем-то решили задвинуть, а его славную команду просто «разорвали» на части. Сможет ли дивизия в нынешнем состоянии выполнить хотя бы малую часть тех задач, которые решала прежде? Увидим уже в ближайшие дни.
Как известно, до 2020 года российская группировка войск не принимала активного участия в сирийском конфликте. Мы подключились к решению проблемы только тогда, когда Дамаску стало совсем невмоготу. Благодаря российскому контингенту сирийское правительство смогло не потерять страну и вернуть под свою юрисдикцию большую часть территории. С 2020 года, по окончании идлибской кампании, наступило затишье. Не буду вдаваться в разбор этой кампании и оглашать список наших несомненных успехов и потерянных возможностей. Отмечу другое: главнейшая проблема, как мне кажется, состоит в том, что мы не смогли объяснить сирийцам, что поствоенный период не менее важен, чем горячая фаза боевых действий.
Официальный Дамаск так и не усвоил: противостояние не закончено, пока остаются непогашенные очаги антиправительственных настроений, а передышку от боевых действий надо использовать для укрепления линий обороны и создания максимально качественных воинских подразделений.
Теперь уже понятно, что поствоенный период в САР был полностью провален как в экономическом плане, так и по части укрепления армии. Сирийское руководство, похоже, пребывало в стойком заблуждении, что любую неприятную для них ситуацию разрулят русские, только позови. Сами же не сделали ровным счётом ничего. Потому и имеем сегодня ситуацию, которую совсем не обязательно было допускать.
Кроме того, не в пользу сирийцев работает тот факт, что у союзников Дамаска - России, Ирана и ливанской «Хезболлы» - появились другие заботы и проблемы. У России специальная военная операция, у Ирана и «Хезболлы» - война с Израилем. Поэтому на этот раз сирийцам, по всей видимости, придётся рассчитывать в основном на собственные силы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.