ВМС США проигрывают морской бой уже на стапелях
© flickr.com/columbia107
Подводные лодки типа «Огайо» заменить пока нечем.

ВМС США проигрывают морской бой уже на стапелях

За восемь лет интенсивного строительства подводных ракетоносцев Россия не только догнала, но, как выясняется, даже перегнала Америку
24 декабря 2024, 11:12
Реклама
ВМС США проигрывают морской бой уже на стапелях
© flickr.com/columbia107
Подводные лодки типа «Огайо» заменить пока нечем.
Читайте нас на: 

 
АПЛ Columbia: что-то пошло не так…

Военно-морские силы Соединённых Штатов десятилетиями считались гордостью и визитной карточкой своей страны. Но уже несколько лет они медленно, но верно идут ко дну. Об этом на днях в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне заявил не кто-нибудь, а советник по национальной безопасности США Джейк Салливан.

Он, в частности, признался: «Мы пытаемся преодолеть спад, который начался несколько десятилетий назад из-за сокращения производства в Америке. За последние 40 лет только в судостроительной отрасли закрылись пять верфей. Сократилась рабочая сила, поставщики ушли с рынка. Наш подход к производству был основан на предположении, что и после "холодной войны" цепочки поставок там будут работать как надо. Но это не оправдалось. Чтобы вы лучше понимали масштаб проблем в американском кораблестроении: сегодня нам нужно где-то срочно нанять ещё 140 тысяч квалифицированных станочников, сварщиков, монтажников, электриков, чтобы удовлетворить спрос хотя бы на атомные подводные лодки в течение следующих 10 лет».

Чем же так сильно встревожен Салливан? Из-за производственных проблем на американских верфях просто коту под хвост стремительно летит программа по строительству 12 новых ядерных субмарин стратегического назначения класса Columbia общей стоимостью в 132 миллиарда долларов.

Ещё недавно в Пентагоне собирались к 2031 году заменить ими нынешний флот из 14 устаревших подводных лодок класса Ohio с баллистическими ракетами Trident II на борту. Эти лодки остаются важным элементом американской стратегии стратегического сдерживания, дополняя межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования и аналогичные вооружения воздушного базирования в рамках ядерной триады.

Авианосец Gerald R. Ford в сухом доке перед спуском на воду, 2013 г.
© flickr.com/24354425@N03
Авианосец Gerald R. Ford в сухом доке перед спуском на воду, 2013 г.

Чтобы намеченное Пентагоном в указанные сроки стало реальностью, необходимо было ещё в 2017 году заложить на верфи первую стратегическую субмарину нового проекта. С просто циклопической проектной стоимостью, по сведениям Bloomberg, в 15 миллиардов долларов (для сравнения: считающийся в США суперавианосцем спущенный на воду 11 лет назад Gerald R. Ford обошёлся штатовским налогоплательщикам в 12,8 миллиарда долларов). В период с 2026 по 2035 год за океаном планировали ежегодно пополнять ряды ВМС США одной новой атомной подводной лодкой такого типа.

Возможно, самое примечательное в этой истории то, что умопомрачительные деньги на головную Columbia Вашингтон всё же отыскал, тогда и было положено начало работ. Тем не менее с закладкой новейшего атомохода-стратега в оговоренные сроки у Пентагона ничего не вышло. Осуществить её удалось только 4 июня 2022 года на верфи компании General Dynamics Electric Boat в Квонсет-Пойнте.

И теперь обзавестись первой Columbia американским адмиралам удастся, скорее всего, не ранее 2027 года. Впрочем, может ничего не получиться даже в эти сроки, поскольку реализация самой дорогой за всю историю США программы вооружений попала под сокрушительную критику её недоброжелателей внутри страны.

«Производственная катастрофа»

Вероятно, вершиной этих процессов на сегодня стал доклад Счётной палаты Соединённых Штатов о том, что технологии, использованные при создании перспективных ядерных субмарин, могут не соответствовать «стандартам технического прогресса», поскольку они, дескать, не прошли достаточного количества испытаний. И, вероятно, на самом деле плохо проработаны, утверждал год назад Bloomberg.

После этого попристальней в происходящее с перевооружением подводного флота своей страны решил вглядеться Конгресс США, по поручению которого был проведён полный аудит программы. Но чиновники ВМС США и Пентагона так и не получили необходимой информации для «уверенного определения», что новые стратегические атомные подлодки в рамках программы Columbia заокеанские кораблестроители сдадут флоту в запланированные сроки.

Что же происходит на американских верфях? Если своими словами: за океаном налицо практически производственная катастрофа целой оборонной отрасли. Исходные данные здесь таковы. На момент распада Советского Союза в США на тамошние ВМС работали сразу восемь могучих кораблестроительных заводов. Что позволяло Пентагону десятилетиями не давать никому усомниться в американском технологическом лидерстве в Мировом океане. А все четыре океана планеты на пике могущества ВМС США в 1987 году бороздили аж 590 боевых кораблей различных классов. Теперь кораблей у американских адмиралов менее половины - всего 287. У Китая, для справки, уже примерно на треть больше - 370. И наметившийся разрыв в численности этих двух самых мощных на сегодня в мире флотов и в их боевой мощи продолжает стремительно расти.

Атомная подводная лодка проекта 094 «Цзинь» ВМФ Китая.
© РИА Новости
Атомная подводная лодка проекта 094 «Цзинь» ВМФ Китая.

Почему так происходит? Примерно с 2011 года кораблестроительная отрасль в США столкнулась с серьёзными производственными трудностями. В настоящее время в стране продолжают работать всего четыре верфи, занимающиеся военными заказами. Из них лишь две (в штатах Вирджиния и Коннектикут) с трудом справляются со строительством и ремонтом атомных подводных лодок.

Убийственные темпы

В совокупности, как в ноябре 2024-го на «круглом столе» констатировали эксперты тамошнего интернет-издания Defense One Radio, оба предприятия в среднем в состоянии сдавать флоту не более 1,33 атомных подводных лодки в год. А чтобы выйти на намеченные в программе рубежи, сдавать военным морякам требуется не менее 2,33 субмарины ежегодно.

Только при таких темпах можно будет вовремя заменить 14 атомных стратегических подводных лодок типа Ohio, которые будут списаны в ближайшее десятилетие, на дюжину новеньких Columbia. Однако, учитывая текущие реалии американского кораблестроения, это выглядит совершеннейшей маниловщиной.

Возможно, едва ли не самое обидное для американцев в этаком контексте то, что тут их в последние восемь лет (с 2017 по 2024 год) сумел далеко обставить не только Китай (который демонстрирует в кораблестроении какие-то космические темпы развития). Самое печальное для США, что в деле обновления подводного ракетоносного флота их далеко в тающей за кормой кильватерной струе оставила даже пресловутая и показательно презираемая Вашингтоном «страна-бензоколонка». То есть Россия. Потому что за указанный период наша страна сумела достроить и передать ВМФ РФ 15 современных подводных лодок различного класса и назначения.

На «Севмаше» в Северодвинске: пять атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 955М «Борей» («Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III», «Князь Пожарский»). Там же - четыре многоцелевых атомных подводных ракетных крейсера проекта 885М «Ясень» («Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск»). На питерских «Адмиралтейских верфях» на воду спущены шесть достаточно мощных и малошумных дизель-электрических «Варшавянок» (проект 636.3) со знаменитыми «Калибрами» на борту («Петропавловск-Камчатский», «Волхов», «Магадан», «Уфа», «Можайск», «Якутск»).

Если пересчитать всё вместе, теперешний темп обновления подводного флота ВМФ России по принятой в США методике в среднем составляет по 1,67 субмарины ежегодно. Иными словами, американцам о подобном кораблестроительном ударничестве остаётся только завистливо мечтать. Как до такого докатились наши всё более и более вероятные противники? Именно об этом они сами говорили на уже упомянутом ноябрьском «круглом столе» Defense One Radio. Попутно, как о легендарной небыли, вспоминали времена Второй мировой войны, когда американские корабелы умудрялись спускать на воду в среднем по одному эсминцу каждые 17 дней.

Брент Сэдлер.
© heritage.org
Брент Сэдлер.

Брент Сэдлер, ветеран ВМС США, старший научный сотрудник по военно-морской войне и передовым технологиям аналитического Центра Heritage Foundation в Вашингтоне, автор книги «Военно-морская мощь США в 21-м веке: новая стратегия противостояния китайской и российской угрозам»:

- Мы стали ленивыми в нашей «постхолодной войне». К 2011-2013 годам Россия была как бы выброшена за борт мировой политики за ненадобностью. Китай казался нам покладистым партнёром.
Это было своего рода недомогание, когда мы отвлеклись на войны в Афганистане и Ираке. Думая, что всё, что нам отныне нужно, это способность вести такие высокоинтенсивные, но низкотехнологичные войны, как там. Мы просто слишком долго предполагали, что и так сможем с успехом применять наш флот где угодно в Мировом океане. И когда угодно. И в результате целых 20 лет сильно недоинвестировали в инфраструктуру, в верфи. Итогом стала тихая катастрофа в американском кораблестроении и в судоремонте.

Но теперь у нас под боком идёт крупнейшая война в Европе. Ближний Восток охвачен пламенем. Китай тоже не особо сдерживается. Что мы воочию наблюдали в Южно-Китайском море прошлым летом.

Мэттью Пакстон.
© Shipbuilders Council of America
Мэттью Пакстон.

Мэттью Пакстон, президент Совета судостроителей Америки:

- Только на этой неделе администрация Байдена запросила у Конгресса более 7 миллиардов долларов для экстренной поддержки промышленной базы по строительству атомных подводных лодок. Более 500 миллионов долларов из этой суммы предназначены специально для повышения производительности труда на американских верфях. Это сверх ещё одного контракта на сумму почти в миллиард долларов, о котором ВМС объявили в минувшем сентябре.

Также нужна срочная модернизация инфраструктуры. Потому что способность Америки производить атомные подводные лодки - не единственное, что отстаёт. Способность США обслуживать и ремонтировать свои уже существующие подводные лодки в ещё худшем состоянии. С трёхлетним отставанием по основным объёмам работ. А трёхстороннее соглашение администрации Байдена о поставке новых подводных лодок в Австралию (известное как AUKUS) только добавляет дополнительной нагрузки на и без того загибающуюся отрасль.

Марк Монтгомери.
© fdd.org
Марк Монтгомери.

Контр-адмирал Марк Монтгомери, старший научный сотрудник аналитического центра Фонда защиты демократий в Вашингтоне:

- Прежде всего, предлагаю реалистичней взглянуть на стоимость строительства военных кораблей. Я не уверен, что начал бы создавать DDG (так в ВМС США называют эсминцы УРО. - Авт.) в Корее или Японии, потому что там это обошлось бы дешевле. И сняло бы часть нагрузки с наших верфей. Хотя обе эти страны строят просто отличные DDG.
Однако мы могли бы перевести в Азию часть строительства вспомогательных судов в интересах наших ВМС. Это был бы вклад Министерства транспорта США в морские перевозки в интересах вооружённых сил на случай большой войны. Это или что-то иное… Но ясно, что США необходимо что-то срочно предпринимать.

А в это время...

В начале декабря Счётная палата США опубликовала названный за океаном «уничтожающим» доклад об итогах проверки технического состояния в общей сложности 32 универсальных десантных кораблей (LHD/LHA), десантных кораблей-доков (LSD) и амфибийных транспортных кораблей-доков (LPD), которые объединяются в группы готовности к высадке десанта (ARG).

Как сообщило интернет-издание The War Zone, ознакомившись с документом, примерно половина таких кораблей находится в «плохом состоянии» и фактически не пригодна к эксплуатации. Из-за проблем с плановым ремонтом и техническим обслуживанием, которые продолжаются уже много лет, а также из-за постоянного отсутствия запчастей, большинство из них вскоре будут списаны раньше срока.

И далее: «Два громких провала амфибий в этом году продемонстрировали реальные последствия текущих проблем флота. Boxer ARG, в состав которого входили USS Boxer (LHD-4), USS Somerset (LPD-25) и USS Harpers Ferry (LSD-49), все столкнулись с задержками в обслуживании и не смогли выйти в море, как планировалось, в сентябре 2023 года. Boxer не смог выйти в море до апреля 2024 года и был вынужден развернуться и вернуться в Сан-Диего всего через несколько дней после начала своего тихоокеанского круиза из-за проблемы с правым рулём».

Американская десантная группа (ARG) с авианосцем America в Филиппинском море, 2021 г.
© flickr.com/compacflt
Американская десантная группа (ARG) с авианосцем America в Филиппинском море, 2021 г.

А группа ARG USS America (LHA-6) не смогла осуществлять патрулирование в полном составе из-за нехватки кораблей, необходимых для полноценной группы ARG. Руководители Корпуса морской пехоты дипломатично выразили разочарование неспособностью ВМС привести в порядок свой амфибийный флот.

Так что проблема у ВМС США не только в подводных лодках. И проблема эта не столько финансовая или технологическая, сколько этическая. Дело в том, что после развала СССР американцы возомнили себя чуть ли не небожителями - «исключительными мужчинами и женщинами», перед которыми распластан презренный мир, недостойный их внимания. Вот и получили превосходство Китая в кораблях и технологическое превосходство России в ядерном оружии.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама