Храмовая гора.

Три религии и гора раздора

Арабы и евреи не могут поделить Храмовую гору. Христиане - заинтересованные наблюдатели
08 декабря 2024, 08:47
Реклама
Три религии и гора раздора
© flickr.com/jharman
Храмовая гора.
Читайте нас на: 

В Старом городе Иерусалима есть Храмовая гора - это достаточно большая прямоугольная площадь, расположенная выше всех объектов в этой старинной части древнего города. На иврите это место звучит как הר המקדש («Гора Дома»), в арабском языке - جبل الهيكل («Гора Храма»). Множественные и не прекращающиеся противостояния вокруг неё обусловлены не только желанием обладать этой святыней и находящимися на ней памятными местами. Напряжённые отношения между иудейской и мусульманской общинами Иерусалима по-прежнему приводят к бесчисленным столкновениям. Которые, вероятнее всего, так и будут продолжаться до конца света.

Интифады 

Одно из резонансных правонарушений на Храмовой горе после образования современного государства Израиль произошло в 1951 году, когда на пороге мечети «Аль-Акса» арабские экстремисты убили первого короля Иордании Абдаллу ибн Хусейна. Затем, с 1967 года, доступ на эту гору для немусульман открыли в определённое время, но на ней строжайше запретили проведение каких-либо религиозных ритуалов. Например, евреям запретили вносить на гору предметы религиозного культа, в частности, молитвенники, тфилин, талит и соответствующую литературу; молиться и даже кланяться в сторону Святая Святых также категорически воспрещается.

Первая интифада (восстание. - Авт.), начавшаяся 9 декабря 1987 года и продолжавшаяся по 1993 год, как считается, вспыхнула из-за наезда израильского грузового автомобиля на толпу палестинцев, что привело к гибели и ранению нескольких из них. В ответ огромное количество молодых людей вышли на улицы и забросали камнями и бутылками израильских силовиков. На протяжении последующих лет более тысячи палестинцев погибли и десятки тысяч получили ранения при силовом подавлении вспыхнувших невооружённых протестов на палестинской территории. Огромное количество жителей этих зон оказались в тюрьмах Израиля.

Интифада.
© globallookpress.com
Интифада.

Что касается второй - «интифады Аль-Акса» или «интифады Храмовой горы», длившейся порядка пяти лет (с сентября 2000 года по февраль 2005 года), то её причиной послужил визит израильского политика Ариэля Шарона на Храмовую гору. Палестинцы усмотрели в этом правонарушение, хотя, согласно достигнутым ранее мирным договорённостям, доступ туда был открыт для всех верующих. Последовала череда терактов и убийств влиятельных лидеров с обеих сторон, также погибли не менее тысячи израильтян и свыше четырёх тысяч палестинцев.

В промежутке между интифадами в сентябре 1996 года для посещения открыли участок древнего водовода и улицы - так называемый туннель Хасмонеев, пролегающий в 300 метрах западнее Храмовой горы. Тогда лидер Палестинской автономии Ясир Арафат обвинил израильтян в намерении подрыть фундамент «Аль-Аксы», чтобы её разрушить и возвести Третий храм. Последовали беспорядки и вооружённые столкновения в Иерусалиме и на некоторых территориях палестинцев, во время которых погибли около 15 израильтян и 52 араба.

Трагедия, вынудившая израильские власти установить рамки металлодетектора при входе на Храмовую гору, произошла 14 июля 2017 года. Тогда трое арабов-мусульман из Умм-эль-Фахма с гражданством Израиля совершили теракт, при котором погибли двое полицейских.

В конце августа 2024 года под видом туристов группа евреев пришла на Храмовую гору, распростёрлась на земле и начала совершать некое поклонение, что вызвало бурную реакцию у местных охранников-мусульман и других пришедших помолиться. Однако это не привело к тяжёлым последствиям ввиду того, что в настоящее время мусульманская община и так ослаблена из-за боевых действий в Газе и на Западном берегу, а также в Ливане, Сирии и Иране, и иных частях ближневосточного региона. Тем не менее, накалённая обстановка в Восточном Иерусалиме и высокая вероятность стычек между мусульманской арабской молодёжью и иудейской полицией Израиля - явление перманентное, различающееся только масштабами.

Вновь упоминая Храмовую гору или гору Мориа, важно отметить, что на ней, согласно еврейской традиции, кроме жертвоприношения Авраама, произошли и другие ключевые события человеческой истории: Бог сотворил Адама - первого человека на земле; Адам принёс жертву Богу; его дети - Каин и Авель - соорудили жертвенник и тоже принесли Богу свои дары; после гибели всех тогда живших людей, выйдя из ковчега спасения, Ной совершил жертвоприношение Богу.

Мусульмане: «Исра и Мирадж»

Храмовая гора для последователей учения Мухаммеда является священным местом, потому что туда, согласно исламскому преданию, в 619 году пророк был перенесён с Аравийского полуострова, восхищён на седьмое небо на спине мифического то ли коня, то ли какого-то животного, именуемого Аль-Бурак, и получил некие откровения. Это событие стало именоваться как «Ночное путешествие и вознесение» («Исра и Мирадж»).

Мечеть «Купол скалы».
© globallookpress.com
Мечеть «Купол скалы».

С VII века Храмовая гора находится в руках мусульман, за исключением периода господства на Святой Земле крестоносцев. В разное время там были построены две мечети - «Аль-Акса» (636-705 гг., «Дальняя мечеть») и «Купол скалы» (687-691 гг., «Куббат ас-Сахра» или «Мечеть благородного сердца»). По одним преданиям, вознесение Мухаммеда произошло от мечети «Купол скалы», по другим - с территории будущей «Аль-Аксы». Последнюю впоследствии стали отождествлять с той, что построена на Храмовой горе на небольшом плато «Мориа», скала которого является самой высокой точкой и находится в его сердце (на иврите «Хар а-Мория», на арабском «аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф», то есть «Благородное святилище»). Кроме того, «Аль-Акса» имеет большое подвальное помещение, известное как «Соломоновы конюшни» (во времена крестоносцев их действительно использовали в этом качестве), а в 1998 году ВАКФ (Исламский совет, получивший фактическую власть над всей территорией Храмовой горы) открыл там третью мечеть.

Относительно мечети «Купол скалы» важно сказать, что внутри неё имеется выступающий из плато камень. Эта территория и представляет наибольшую ценность, так как здесь сохранилась часть каменной поверхности, на которой когда-то пророк Авраам должен был принести в жертву сына Исаака. Поздние предания сообщают, что на месте этой золотокупольной мечети как раз и находилась вершина горы Мориа, или Храмовой горы, или горы Сион.

Христиане и Храм Господень

Для христиан всего мира Храмовая гора свята по ряду причин. В стоявший на ней Иерусалимский храм пожилые родители Иоаким и Анна привели трёхлетнюю Марию, будущую Богородицу. Они поставили её на первую ступень лестницы, ведущую ко входу в Храм, и она сама поднялась по огромным ступеням. Наверху девочку встретил первосвященник Захария с другими служителями, ввёл в Святая святых - самое главное и сакральное место храма, куда мог заходить только первосвященник из рода Аарона единственный раз в году. Маленькая Мария осталась там на долгие 12 лет, изучая Святые Писания, молясь и занимаясь рукоделием.

После в Иерусалимском храме не раз учил и проповедовал Сын Божий - Иисус Христос, объясняя древние писания, свидетельствовавшие о Нём самом, давая Новый завет уже для всего человечества и предостерегая от служения диаволу.

Пророчество Сына Божия сбылось. Когда в ходе Иудейской войны Иерусалим был взят римлянами штурмом, а Храм из-за упрямства иудеев был предан огню. «Видит Бог, Тит хотел сохранить Храм, но вы пренебрегли […] всеми этими предложениями и собственными вашими руками сожгли Храм», засвидетельствовал иудейский историк и военачальник Иосиф Флавий.

«Разрушение Иерусалимского храма» (картина Франческо Айеца).
© wikipedia.org
«Разрушение Иерусалимского храма» (картина Франческо Айеца).

Христиане понимают: факт нахождения Храмовой горы и её святынь в руках мусульман - некий гарант стабильности и сложившегося за последнее тысячелетие баланса во всём мире, поддерживаемого за счёт нынешней расстановки сил. От этого зависит наступление тех последних времён, описанных в Апокалипсисе («Откровение») святым апостолом Иоанном Богословом.

Не лишним будет упомянуть, что текст этой книги современник, очевидец и любимый ученик Иисуса Христа записал после явления ему Учителя и открытия этой тайны мироздания и конца человечества.

Иудеи и Третий храм Соломона

На Храмовой горе, прежде именовавшейся гора Мориа, царь Израиля Соломон завершил дело отца, царя Давида, и построил Иерусалимский храм, впоследствии получивший название Первый храм.

В 586 году до Р.Х. вавилонский царь Навуходоносор разрушил эту святыню израильтян, восстановление которой произошло в 516 году до Р.Х. при правителях Кире, Дарии и Артаксерксе. Так возник Второй Иерусалимский храм, в котором, однако, не было прежних святынь (ковчега завета, жезла Ааронова и др.). Позже его перестраивал завоеватель Ирод Великий, именуя Иродовым храмом.

Но и этот духовный центр всех евреев ждал печальный конец. Ещё во времена своей земной жизни Иисус Христос предрёк скорое разрушение этого храма, как и всего Иерусалима («И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне», Мк. 13:2). Это произошло в 70-м году I века после Р.Х.

Кроме того, многовековая еврейская и библейская традиция предписывает, что только и исключительно это место может быть храмом в честь истинного Бога, которому поклонялись предки и все пророки еврейского народа в ветхозаветный период истории. Именно на этой горе должен быть в своё время восстановлен Третий храм, а с ним и полноценная государственность евреев, будет возобновлено богослужение, прерванное с разрушением святыни в I веке.

Здесь воссядет антихрист

Современное неоиудейское учение предписывает, что в этом сооружении произойдёт воцарение Машиаха или иудейского мессии (Антихриста и лжемессии, согласно христианской эсхатологии), которого продолжают ждать евреи, не принявшие Иисуса Христа. Они, не уверовавшие в Христа как в Мессию, то есть Спасителя, Царя мира, Сына Бога, самого являющегося Богом, которым наполнен весь Ветхий Завет, и Того, о Ком сообщали все пророки на протяжении десятков веков, продолжают ждать своего Машиаха-избавителя, который принесёт еврейскому народу обещанную славу и станет единым общемировым правителем-монархом, прекратит все вооружённые мировые конфликты и начнёт творить ложные чудеса.

Изображение будущего Третьего храма по книге пророка Иезекииля (рисунок французского архитектора XIX века Ш. Шипье).
© wikipedia.org
Изображение будущего Третьего храма по книге пророка Иезекииля (рисунок французского архитектора XIX века Ш. Шипье).

Об этом лжемессии Иисус Христос предупреждал евреев («Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете», Ин. 5:43). Согласно православному учению, этот человек будет ярым противником Христа и христиан, назовёт себя богом и потребует соответствующего поклонения, прельстив практически всё человечество. Появление Антихриста связывают с кончиной мира и последующим вторым Пришествием Иисуса Христа на землю, наступлением Последнего всеобщего суда над миллиардами людей - от Адама до живущих на тот момент.

Всё во власти Божией

Таким образом, самое священное место в мире - гора Мориа, или Храмовая гора, или гора Сион - постоянно, как трофей, переходила от евреев то к римлянам и византийцам, то к арабам-мусульманам и крестоносцам, и снова к арабам, а то и к туркам-мамлюкам и даже британцам в период действия их мандата над всей Палестиной. Но мир неумолимо движется к своему концу, который так стараются приблизить власти современного Израиля. В конечном счёте они вернут себе эту гору, где построят Третий храм - антипод будущего духовного центра для них подчинённого им мира.

Христиане не выступят третьей силой, чтобы вернуть эту святыню, по праву принадлежащую и им. Остаётся многовековой спор о Храмовой горе между иудеями и поклонниками Мухаммеда. Схождение Благодатного огня в Иерусалиме являет истину. Но как её поймут, одному Богу известно.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама