Начались поставки Су-35 Ирану. Кто завоюет ближневосточное небо?
Подземный аэродром
Если это внешне негромкое сообщение западной прессы соответствует истине, то не исключено, что в ближайшей перспективе израильским ВВС, долгое время безраздельно господствующим в небе над истекающим кровью Ближним Востоком, придётся «потесниться». И это принципиально важно, потому что ситуация в регионе с «лёгкой руки» Тель-Авива и Вашингтона, повсюду сующего свой нос, чрезвычайная - дальше катиться просто некуда…
По данным немецкого журнала Flug Revue, который считается самым авторитетным европейским изданием, посвящённым аэрокосмической отрасли, с конца ноября ВВС Ирана начали получать из Комсомольска-на-Амуре российские многоцелевые истребители Су-35 поколения «4++». Эти самолёты отлично проявили себя в боях над территорией Украины.
Как утверждает Flug Revue, в начале декабря наш военно-транспортный гигант Ан-124-100 «Руслан» доставил в аэропорт Мехрабад в Тегеране первые две новые «суперсушки» для Ирана. Самолёты были переданы в разобранном виде. Далее, полагает издание, компоненты истребителей новые хозяева в большой спешке перевезут на 3-ю тактическую авиабазу ВВС ИРИ в 47 километрах от города Хамадан. На Западе больше известную как Eagle-44. И только там, после новой сборки и приведения первых иранских Су-35 в боеспособное состояние, вскоре начнётся их оперативное развёртывание.
Как с явной досадой сетует далее Flug Revue, «база расположена в нераскрытом месте и имеет стратегическое расположение, позволяющее повысить оперативную гибкость и устойчивость Ирана. Особенно в регионе, где превосходство в воздухе играет решающую роль в военной стратегии». Что любопытно: строительство этой базы было завершено относительно недавно, в феврале 2023 года. Главное достоинство Eagle-44 - заранее пробитые в горной толще подземные укрытия для самолётов. С габаритами входов, в точности соответствующими размерам Су-35. Которых в тот период у персов, как известно, ещё не было.
Но, получается, в Тегеране уже точно знали, что вскоре те появятся. Иначе вряд ли бы затевали дорогостоящую стройку. Да ещё, поговаривают, с участием северокорейцев, опытных в возведении разного рода подземелий. Поскольку за десятилетия ожесточённого противостояния с США в КНДР поклонники «идей чучхе» ухитрились таким же образом скрыть от посторонних глаз самые важные части своей грандиозной оборонительной системы.
В обмен на нефть и «Шахиды»
Каковы перспективы развития ситуации с участием Су-35 на Eagle-44? Очевидно, что их численность здесь с помощью России станет быстро наращиваться. На первых порах - как минимум до полноценного истребительного авиаполка. Такой вывод сделал американский журнал Forbes в 2022 году.
Журнал тогда констатировал: «Более двух десятков истребителей Су-35СЭ поколения 4++, оснащённых управляемым вектором тяги и Н135 «Ирбис», радиолокационной станцией с фазированной антенной решёткой, разработанной НИИП имени В.В. Тихомирова, смогут усилить военно-воздушную мощь Ирана. Став временным решением в процессе постепенного обновления воздушного флота страны в течение следующего десятилетия».
Кстати, а сколько и когда таких самолётов в действительности сможет поставить Москва своим соседям? В обмен на одни из лучших в мире иранские ударные и разведывательно-ударные беспилотники или на сырую нефть? Возможно, и на то, и на другое.
По сведениям иранского военного авиационного специалиста Бабака Тагви, давно подписанное соглашение между Москвой и Тегераном включает в себя закупку не менее 24 тяжёлых истребителей Су-35С, большая часть которых уже изготовлена в Комсомольске-на-Амуре. Изначально эти самолёты были предназначены для поставки в ВВС Египта по контракту, подписанному ещё в 2018 году.
Египтяне за примерно 3 миллиарда долларов должны были стать первыми обладателями трёх десятков Су-35 на Ближнем Востоке. Но не стали - из-за серьёзнейшего противодействия американцев. Те просто пригрозили Каиру, что в случае закупки им российских самолётов прекратят техническую поддержку боеготовности парка из более чем 200 самолётов F-16, десятков вертолётов AH-64 Apache и сотен танков M-1 Abrams. Иными словами, перестанут поставлять запчасти для их ремонта и обслуживания.
Поэтому АРЕ с большими извинениями вынуждена была «включить заднюю», когда 15 первых готовеньких к вылету Су-35СЭ для неё уже стояли на дальневосточном заводском аэродроме. С тех пор Москва долго не могла найти им применения. Но, как оказалось, в этот момент возник Иран, который мог бы стать отличным решением проблемы. Конкретно - к 2020 году, когда с него было снято введённое по инициативе США эмбарго ООН, десятилетиями запрещавшее этой стране покупку современных вооружений.
Обретение крыльев
Результатом столь долгого изгнания персов с международных рынков оружия стала крайняя слабость его боевой авиации, не ликвидированная и по сию пору. И превратившаяся в настоящую «ахиллесову пяту» в системе обороны ИРИ перед лицом всё более явной угрозы сокрушительного воздушного удара со стороны Израиля и США.
В деталях состояние боевой авиации персов на сегодня выглядит так. По информации всё того же Forbes, до появления под Хамаданом первой пары наших Су-35 в разобранном виде Иран нигде не смог приобрести ни единого истребителя аж с начала 1990-х. Это привело к тому, что нынче главной ударной силой его авиации ПВО оказались американские истребители F-14A Tomcat (до 43 единиц) и F-4 Phantom II, которые поставлялись в страну в 1960-1970-х годах, во время правления последнего шаха.
Вроде бы в наличии до 36 бывших иракских МиГ-29А/У/УБ, которые вместе с десятком Mirage F1 французского производства в 1991 году были перегнаны самими иракцами на персидские аэродромы, чтобы спасти их от уничтожения ВВС США в ходе известной операции «Буря в пустыне». Однако состояние этих машин неизвестно. И, скорее всего, печально из-за слишком долгого отсутствия запчастей и технического обслуживания.
Что оставалось делать персам? Всё время, пока их страна находилась в изоляции, они не оставляли попыток создания собственного многоцелевого самолёта.
Сперва в этой стране с достаточно развитой аэрокосмической промышленностью к 1997 году своими силами был разработан и поднят в воздух в испытательных целях первый собственный истребитель HESA Azarakhsh («Удар молнии»). А затем дозвуковой штурмовик с радиопоглощающим покрытием HESA Shafaq («Сумерки»). Оба самолёта, как тут же отметили специалисты, являлись плодами обратного инжиниринга старого-престарого американского боевого самолёта типа F-5. А потому и сами представляли собой вчерашний день для воздушного боя. Поэтому в серию не пошли.
Последней самостоятельной попыткой Тегерана на этом пути стал тоже достаточно архаичный истребитель НЕSA Kowsar. Хотя и с достаточно современной авионикой и усовершенствованной системой управления огнём. Поэтому поговаривали, что уж в качестве учебного самолёта Kowsar мог бы сгодиться. В связи с этим к 2018 году в Исфахане при участии президента ИРИ была торжественно открыта производственная линия по изготовлению этой машины.
Но вскоре иранцы, вероятно, начали получать из России первые обнадёживающие сообщения о бодрящих перспективах крупного контракта по Су-35. И затея с Kowsar, видимо, окончательно испустила дух.
Словом, до недавнего времени столь унылая картина просто провоцировала недругов персов на почти неотразимый нынче силами их истребительной авиации ракетно-бомбовый удар огромного масштаба. Но, полагает Forbes, ситуация для США и Израиля вот-вот круто изменится, если Тегеран в скором времени получит как минимум примерно авиаполк самых современных российских Су-35.
Однако есть сведения, что новый авиаполк - только начало. Скажем, Flug Revue уверен, что недавно иранский заказ за эти действительно превосходные российские машины тихой сапой Тегераном был увеличен с 25 до 50 самолётов. А в других зарубежных источниках в октябре 2024 года сообщалось, что Иран не только начинает получать из Комсомольска-на-Амуре истребители Су-35 российского производства. Но и якобы добился от Москвы лицензии на их производство. Намереваясь в ближайшие годы самостоятельно выпустить ещё от 48 до 72 таких самолётов.
Если это так, то итогом станет просто волшебное преображение ВВС Ирана из почти слабейших на Ближнем Востоке в едва ли не решающую силу за борьбу за превосходство в воздухе в регионе. С которой будут вынуждены считаться все без исключения. Израиль и США - в первую очередь.
Лётный состав
В таком случае у них остаётся максимально суженное временное окно возможностей для вожделенного сокрушения режима аятолл в ходе масштабной воздушно-космической операции. Размеры этого окна, по логике, будут определяться не только темпами производства новейших истребителей для персов (сначала в России, а затем, возможно, и ими самими по нашей лицензии). Другим важным фактором, напрямую влияющим на темпы оперативного развёртывания мощной авиационной группировки в Иране, станет профессиональная подготовка для неё лётного и наземного состава. Как с этим обстоят дела?
А вот тут я бы предложил обратить внимание на, возможно, знаковую публикацию американского аналитического Института по изучению войны (ISW) от августа 2022 года. Как раз к тому времени, утверждает ISW, в Комсомольске-на-Амуре и приземлился первый военно-транспортный самолёт с наиболее опытными иранскими лётчиками, авиаинженерами и техниками. Их целью и стали те самые Су-35, что в бездействии томились на местном заводском аэродроме после отказа от них Египта.
Как представляется, с той поры в практическом плане всё вокруг крупнейшего контракта по поставке наших истребителей в Иран и закипело. Более двух лет, миновавших с того времени, вполне достаточно для считанных посланцев ВВС ИРИ, чтобы стать настоящими асами. Так что начало созданию мощного истребительного прикрытия над Персией, можно считать, положено.
Сколько времени иранцам потребуется, чтобы хотя бы первый полк Су-35 развернуть в боевой порядок на Eagle-44? С учётом проделанной в Комсомольске-на-Амуре нашей совместной работы вряд ли на это уйдут годы.
Очень вероятный противник
Враги Ирана, если они трезво оценивают ситуацию, не могут не понимать этого. В этом случае они, вероятно, не будут затягивать с проведением операции по уничтожению ненавистного им исламского государства с воздуха.
В этой связи стоит отметить, что первое в истории развёртывание в Израиле батареи американской противоракетной системы THAAD с американскими расчётами, которое состоялось в октябре прошлого года, вызывает опасения, что это может быть последним этапом подготовки к подобной операции. Как и многодневные исследовательские совместные учения на юге Израиля его 140-й эскадрильи истребителей F-35 и шестёрки истребителей F-15 Центрального командования ВВС США (AFCENT) в феврале 2023 года.
Такого калибра «ружья» на стенах заклятых врагов вряд ли долго вхолостую провисят одно против другого. Кто-то обязательно выстрелит первым. Слишком многое и слишком многими поставлено на ближневосточную карту.