Зеленский собрался идти на Крым?
Киев взял паузу
В конце прошлого года немецкий таблоид Bild, сославшись на свои источники, объявил, что украинский Генштаб решил изменить стратегию, отложив попытки вернуть потерянные территории до лучших времён. А другое германское издание Die Welt буквально в один день сообщило совершенно противоположное - будто ВСУ наоборот готовятся к новому контрнаступлению.
Такими сведениями располагает экс-чиновник Бундесвера Нико Ланге, ранее представлявший в Киеве Фонд Конрада Аденауэра, который в 2014 году был одним из спонсоров Евромайдана. И очень похоже, что информация Die Welt более соответствует действительности. Это подтверждает и заявка на поставку вооружений, которую украинское руководство передало в США. В списке не только танки Abrams, беспилотники и боеприпасы, но и ракетные комплексы большой дальности, истребители F-16 и F-18, а также вертолёты Black Hawk и Apache. Что, по мнению Ланге, свидетельствует о вполне конкретных планах.
Тут самое время ещё раз напомнить, что прошлогоднее наступление, когда ставка была сделана на немецкие танки Leopard и американские БМП Bradley, полностью провалилось, что без авиационной поддержки, в общем-то, и немудрено. Уже потом в интервью журналу The Economist экс-главком ВСУ Валерий Залужный признался, что в начале войны из 120 боевых самолётов ВСУ только треть была пригодна к применению. За год боевых действий их стало ещё меньше, поэтому, как считает Die Welt, решение наступать было принято исключительно по политическим соображениям. А после очевидного провала «контрнаступа» бывший начальник украинского генштаба Виктор Муженко в интервью BBC Ukraine призвал Киев перейти к стратегической обороне и заявил, что ВСУ «нужен перерыв».
Для чего, всем и так ясно. Как уверяет эксперт Ланге, Украина, получив истребители и ударные вертолёты, собирает ресурсы для нового контрнаступления. В каком направлении Киев двинет войска, тоже понятно - конечно же, в сторону Крыма. Что, собственно, и подтвердил Зеленский, заявив недавно, что в 2024 году этот полуостров станет основным фокусом конфликта с Россией.
Но мечтать, как говорится, не вредно. А пока что основная проблема Киева упирается в дефицит боевых самолётов. Официальный представитель Воздушных сил Украины Юрий Игнат в эфире телеканала «Рада» признался, что для замены советского авиапарка потребуется порядка 150 самолётов западного производства, в том числе американских F-16 и шведских JAS 39 Gripen, чтобы решить проблемы в воздухе и на земле.
Пока же на ноябрь прошлого года ВВС Незалежной, по данным «Зарубежного военного обозрения», насчитывали около 75 боевых самолётов Су-25, МиГ-29, Су-27, Су-24М, и 35 вертолётов вспомогательной авиации. Скорее всего, это остатки военно-технической помощи НАТО - 38 штурмовиков Су-25 (Болгария и Чехия) и 60 истребителей МиГ-29 (Польша и Словакия).
Отлетались...
Если учесть, что украинские ВВС с начала спецоперации потеряли почти триста самолётов, то и погибло, вероятно, примерно такое же количество пилотов. Интенсивность боевых действий в прошлом году была порой такова, что ВВС Украины в один день могли потерять сразу нескольких лётчиков. Например, 29 августа 2023 года в 18-й отдельной бригаде армейской авиации одновременно погибли шесть пилотов. Все офицеры.
Ещё в начале прошлого года генерал Сергей Голубцов, глава Воздушного командования «Центр» ВСУ, в интервью британской Times признался, что на Украине закончились опытные боевые лётчики, и если страна получит американские F-16, воевать на них будет некому. Впрочем, даже советские штурмовики, доставшиеся Киеву в наследство, в воздух сегодня поднимают либо совсем юные пилоты, либо вышедшие в отставку пенсионеры. Как, например, бывший командир полка фронтовых бомбардировщиков генерал Станислав Павлович, которого недавно хоронили во Львове (награждён двумя советскими орденами за выполнение интернационального долга в Афганистане). Присягнув Украине, он до 2013 года возглавлял Воздушное командование «Запад», а потом в свои 65 лет не только обучал новичков, но и участвовал в боевых вылетах, где его и могли сбить.
Но это не единственная причина кадрового голода украинской авиации. Немало опытных пилотов покинули Украину, когда Зеленский, пообещавший миром решить так называемую проблему Донбасса, стал открыто готовиться к войне с Россией. Об отпетых националистах отдельный разговор, а вот нормальных людей перспектива стать «пушечным мясом» ради сомнительных ценностей бандеровского толка совсем не устраивала. В результате, начиная с 2019 года, из украинских ВВС уволилось около 70 лётных экипажей, а за шесть месяцев до начала СВО, когда в воздухе запахло неминуемым кровопролитием, военная авиация Незалежной столкнулась уже с массовым оттоком кадров. По данным журнала Forbes, в июле 2021 года сразу пять молодых пилотов отказались продлевать контракты, «бросив серьёзный вызов тактическому крылу ВВС».
Наверное, 150 самолётов на Западе найти можно. Но где взять столько же лётчиков, особенно с навыками эксплуатации иностранной авиатехники? И это ещё одна проблема для Киева, потому что ряды боевых пилотов ВСУ способны пополнять только за счёт выпускников Харьковского университета ВВС и выпускников военной кафедры гражданской Лётной академии в Кропивницком (бывшем Кировограде). По оценкам экспертов, когда ещё было на чём летать, оба учебных заведения могли поставить на крыло около 20 пилотов в год.
Кстати, гражданский аэродром «Канатово» в Кропивницком украинские ВВС с начала спецоперации использовали, как резервную авиабазу для фронтовых бомбардировщиков Су-24М. Однако в апреле прошлого года ВКС России ударами «Калибров» перемололи взлётную полосу в труху, а осенью «откалибровали» ещё раз. Поэтому не исключено, что лётные навыки курсанты будут получать в другом месте. И вряд ли на Украине - в похожем состоянии сегодня почти все аэродромы ВСУ.
F-16 уже летали в небе Украины
Напомним: в феврале 2023 года Владимир Зеленский, совершая стремительное турне по Европе, жаловался на слабую ПВО и, чуть не плача, клянчил истребители у глав государств, входящих в НАТО. Однако отставной офицер британской разведки Филип Инграм быстро разобрался, что американские F-16 нужны Зеленскому совсем не для воздушных боёв. Дело в том, что, например, во время войны в Персидском заливе F-16, будучи самым массовым боевым самолётом многонациональных сил на войне, не одержал ни одной победы в небе. Зато показал себя в роли ударного штурмовика, успешно выводя из строя РЛС и военную технику иракской армии.
Бывший разведчик убеждён: Зеленскому эти истребители нужны исключительно для поддержки пехоты. «Ему надо обеспечить хотя бы локальное превосходство в воздухе, чтобы создать некий защитный воздушный пузырь вокруг атакующих наземных сил», - уточнил Инграм журналу Newsweek.
«Пузырь» для президента Украины начали надувать в июле прошлого года на вильнюсском саммите НАТО, пообещав через третьи страны передать более шестидесяти многоцелевых истребителей F-16 Fighting Falcon, 19 штук из Дании, 42 из Нидерландов. Но решение это принималось не от доброты душевной, а чисто из меркантильных соображений: участники альянса давно собирались избавиться от антикварного авиапарка. Западные союзники Киева подсчитали, что модернизация этих сорокапятилетних самолётов влетит в копеечку, гораздо дешевле будет заменить старые F-16 на более совершенные F-35. А бывшие в употреблении пусть достанутся Зеленскому, тем более, что за всё заплатят США.
Однако процесс надувания «пузыря» для украинского президента затормозился из-за проблем с выполнением требований, которые НАТО выставило его офису. Первое, что обязаны сделать ВСУ, обучить полётам на F-16 своих лётчиков, второе - подготовить аэродром и специалистов для обслуживания истребителей. Оба условия пока не выполнены. 25 января спикер ВВС Украины Юрий Игнат официально заявил, что Киев не может сейчас принять истребители-бомбардировщики F-16, даже если бы их передали. И всё дело как раз в том, что нет ни пилотов, ни наземного персонала, ни аэродромов с соответствующей инфраструктурой.
Впрочем, спикер украинских ВВС почему-то несколько лукавит. Аэродром в Староконстантинове получил сертификат НАТО ещё в сентябре 2021 года. Именно здесь совместно с 194-й истребительной эскадрильей 144-го истребительного крыла Национальной гвардии Калифорнии ВСУ прошли учения «Чистое небо», во время которых было выполнено 120 вылетов тактической авиации. Для этого специалисты из США отремонтировали взлётно-посадочную полосу, установили навигационное оборудование для посадок при минимуме погоды. Правда, не известно, уцелело ли оно после ударов «Кинжалами». Но как бы там ни было, F-16 на Украине уже побывали, это факт.
Отметим, что до начала СВО на Украине действовало 18 военных аэродромов и 6 запасных, которые были атакованы ВКС России в первый день спецоперации. Однако командование украинских ВВС накануне по предварительной договорённости с западными союзниками успело переместить часть самолётов на территорию Болгарии, Польши и Румынии. Сегодня для размещения тактической авиации ВСУ используют несколько аэропортов гражданского назначения во Львовской, Ивано-Франковской и Волынской областях. Они удобны тем, что туда можно скрытно перебрасывать военные грузы с польской авиабазы Жешув, отслеживать которые со стороны России будет сложно.
Скорее всего, именно там украинские ВВС планируют разместить первые партии американских F-16, обещанных НАТО. Один авторитетный телеграм-канал со ссылкой на свои источники сообщил, что ещё в ноябре два машинокомплекта истребителей F-16AM/BM на тягачах были доставлены на украинскую территорию и укрыты в замаскированных ангарах. Возможно, так и есть, зато достоверно известно, что на северо-востоке Польши несколько звеньев F-16 уже почти ежедневно отрабатывают бомбо-штурмовые удары по наземным целям. А ведь ещё летом прошлого года там поднималась в небо лишь дежурная пара МиГ-29 для патрулирования воздушных границ.
«Соколам» общиплют перья
Что касается подготовки украинских лётчиков, то количество тех, кто должен пересесть в кабины американских истребителей, не раскрывается. По логике, оно должно совпадать с числом выделенных Украине самолётов - 42, однако западные СМИ сейчас называют цифру 32. Не исключено, что список курсантов cтал короче после прошлогоднего удара «Кинжалами» по учебному центру ВСУ под Ивано-Франковском, где их готовили для зарубежной командировки.
Согласно программе обучения, будущие пилоты F-16 сначала «летают» на компьютерных тренажёрах, потом получают лётные навыки в США на самолётах Национальной гвардии штата Аризона и на авиабазе королевских ВВС Дании. По данным британской The Guardian, в настоящий момент там проходят подготовку 65 наземных специалистов и всего 8 лётчиков, что совсем не густо. Один из них - пилот с позывным Moonfish (англ. «Рыба-луна»), в прошлом командовавший эскадрильей МиГ-29, в интервью CNN признался, что кабина «американца» более тесная, зато авионика удобней, а самолёт манёвренней. Пилотировать его можно одной рукой, но только правой, так как ручка управления вынесена в правый бок кабины, и «левша» на таком самолёте летать не сможет. Moonfish не сказал, что если F-16 и МиГ-29 встретятся в небе, то «29-й», обладающий высокой манёвренностью благодаря двум мощным двигателям РД-33, будет иметь преимущество в бою с одномоторным F-16. По его мнению, чтобы научиться управлять «боевым соколом», украинским пилотам понадобится, как минимум полгода.
Кроме того, каждому необходимо свободно владеть английским, поэтому из 32 лётчиков, выделенных Киевом для участия в тренировочной программе, тест прошли только 8 человек. Остальных, кто не смог найти общий язык с натовскими инструкторами, отправили на курсы в Великобританию, где после того, как они освоят английский, будут учить летать на шведском JAS 39 Gripen («Грифон»). Он способен пускать англо-французские крылатые ракеты Storm Shadow/SCALP-EG, которые нельзя подвешивать к F-16. «Грифоны», совместимые со всеми натовскими боеприпасами, Украине тоже пообещали. Позже.
Пока же, как ожидается, Киев получит истребители F-16 в версии Block 20 MLU - именно такие самолёты в количестве 5 единиц Нидерланды перегнали на 86-ю румынскую авиабазу, где в прошлом году открылся Европейский учебный центр НАТО. В начале 2000-х голландские F-16 прошли модернизацию в рамках программы «Mid-Life Update», в ходе которой слабую бортовую РЛС заменили импульсно-допплеровским радаром APG-66(V)2A с радиусом действия до 150 км. Это вдвое меньше по сравнению с дальностью РЛС «Ирбис-Э», установленной на российских истребителях Су-30СМ2 и Су-35С. Можно предположить, что лётная жизнь «соколов» оборвётся при первой же встрече с нашими «сушками», а каждый сбитый истребитель F-16 больно ударит по репутации сразу двух гигантов американского ВПК - General Dynamics и Lockheed Martin Corporation.
Известно, что Конгресс США на подготовку украинских лётчиков и наземного персонала уже выделил 100 млн долларов, однако перевод всей авиации ВСУ на западную технику, как уже подсчитали киевские экономисты, потребует значительных финансовых вложений - порядка 12 млрд долларов. В условиях нарастающего, как снежный ком, кризиса, Украина такие расходы не потянет. Но погрязший в кредитах и обанкротивший страну Зеленский продолжает брать новые займы, одержимый прихотью отнять Крым у России. Потому и клянчит у Байдена «боевых соколов» - прикрыть пехоту, которую собирается бросить на полуостров. Но там им могут быстро общипать перья.