Башар Асад, который сам себя сверг
© globallookpress.com
Женщина рисует флаг сирийской оппозиции на стене в Хаме после того, как боевики захватили город, 7 декабря 2024 г.

Башар Асад, который сам себя сверг

Падение САР надолго изменило расстановку сил на Ближнем Востоке. И не в нашу пользу
10 декабря 2024, 13:00
Реклама
Башар Асад, который сам себя сверг
© globallookpress.com
Женщина рисует флаг сирийской оппозиции на стене в Хаме после того, как боевики захватили город, 7 декабря 2024 г.
Читайте нас на: 

События в Сирии буквально потрясли мир. Но ещё вопрос, кто кого больше потряс: боевики, за считанные дни взявшие два города-миллионника, массу сел и населённых пунктов или солдаты сирийской армии, которые бежали без оглядки, оставляя технику, оружие, боеприпасы и т.д., а может, курды, которые оказались единственной силой, сумевшей противостоять террористам?

Меня же потрясли исключительно сирийцы, сумевшие, как говорится, пробить дно. Я давно знал, как обстоят дела в САА, но и не мог представить, что всё настолько грустно. Впрочем, многие недоумевают, как можно было допустить, чтобы противники разгуливали в полный рост и без проблем катались колоннами по дорогам. Если бы Хайят Тахрир аш-Шам (ХТШ) (здесь и далее: террористическая организация, запрещённая на территории РФ) противостояло любое наше подразделение, воюющее в зоне СВО, боевики до стрелкового боя не дожили бы - их снесла бы артиллерия и дроны.

Возникает вопрос: это у сирийских вояк было так задумано или они настолько неспособные? Отвечу: в основном второй вариант. И в этом направлении - к полному краху - сирийцы уверенно двинулись сразу после идлибской кампании 2022 года, когда вместо боевой подготовки и выполнения задач бойцов САА поставили на блокпосты сшибать мзду с проезжающих. А боевые части по факту расформировали, убрав из них боеспособный состав, и заполнили непонятно кем. Потому итог понятен.

Теперь о роли наших оппонентов в регионе, где основной игрок и бенефициар, конечно же, Турция, которая провела хорошую подготовку за прошедшие пять лет и блестяще осуществила операцию. Турки взяли под полный контроль ХТШ в идлибской зоне и Сирийскую национальную армию (СНА) на севере Сирии и сумели создать две боеспособные армии, которые, смогли совершить то, чего, пожалуй, сами от себя не ожидали. Конечно, будь у них более вменяемый противник, вряд ли бы они добились и десятой части того, что сделали. Но им, напомню, противостояла САА, которой никто всерьёз не занимался.

Боевики осматривают самолёт САА после взятия под контроль военного аэропорта Найраб в городе Алеппо, 2 декабря 2024 г.
© globallookpress.com
Боевики осматривают самолёт САА после взятия под контроль военного аэропорта Найраб в городе Алеппо, 2 декабря 2024 г.

Так вот, турки не просто поддерживали своих прокси, это была их операция от начала и до конца. А подразделения боевиков - это по факту ещё одна турецкая армия, которая получает приказы и действует под полным контролем Анкары. Кстати, Эрдоган никогда и не скрывал желания взять под контроль Алеппо, но получил ещё и Хаму, где в далеком 1982 году аффилированные с Анкарой «братья-мусульмане» (террористическая организация, запрещённая на территории РФ), поднявшие мятеж, потерпели поражение от правительственных войск. 

Теперь же лидеры ХТШ и СНА получают из Турции не только боевые распоряжения, но и политические директивы. Обратите внимание, что боевики уже не ведут себя, как средневековые варвары, - не режут публично головы и не вырывают у противников сердца. Сейчас они и выглядят по-другому, и вообще стараются казаться белыми и пушистыми. Это тоже влияние турок, которые прекрасно поняли, что поддержку откровенных дикарей-джихадистов они не смогут презентовать миру, а вот поддержку прирученных и вроде как умеренных и цивилизованных бойцов за веру - вполне.

Ещё один бенефициар - британцы, которые появляются повсюду, где идёт противостояние с Россией. Здесь они тоже поучаствовали, но не слишком масштабно - не те сейчас у них возможности. Скорее всего, участие бриттов носило больше консультационный и подстрекательский характер, возможно, была ещё и передача разведанных.

Понятно, что израильтянам враждебны все стороны конфликта, просто сегодня в Тель-Авиве решили, что ХТШ, подконтрольные туркам, для них представляют меньшее зло, чем КСИР и правительственные силы Сирии. Поэтому стали наносить удары по иранским, иракским и ливанским подразделениям, которые шли на помощь сирийской армии. И пообещали, что продолжат в том же духе. В этой ситуации помощь сирийскому правительству со стороны проиранских подразделений и «Хезболлы» была затруднена.

В водоворот событий последних дней попали и курды. Не секрет, что Эрдоган воспользовался случаем, чтобы не только разобраться с Башаром Асадом, но и решить заодно ещё и курдский вопрос. Правда, блицкрига, как с сирийской армией не получилось. Курды сумели дать отпор и сейчас берут под контроль территории, оставленные правительственными войсками.

Вооруженные люди в Дамаске, 9 декабря 2024 г.
© globallookpress.com
Вооруженные люди в Дамаске, 9 декабря 2024 г.

По логике вещей властям Сирии нужно в первую очередь было договариваться с курдами, которые готовы были пойти на союз. При одном принципиальном требовании - автономия в составе Сирии. Ни о каком выходе курдов из состава САР речи не шло. Но официальный Дамаск курдов не услышал. 

Результат мы видим. Если бы Асаду хватило мудрости правильно оценить обстановку, он бы получил в союзники боеспособную армию, имеющую богатый опыт противостояния второй по численности армии НАТО (турецкой), имеющую разветвлённую партизанскую сеть на территории Турции. Причём сомневаться в боевых качествах курдов не приходится.

Американцы в данном инциденте, скорее всего, останутся в роли наблюдателей. Насколько они одобрят или не одобрят позицию Эрдогана, будет ясно из того, как они будут относиться к курдам - поддержат или «сольют». Наконец, Россия. В этой ситуации, ни для кого не секрет, наша помощь Асаду могла быть только ограниченной, причём по вполне объективным причинам. Первая и основная - это СВО, которая однозначно в приоритете.

При этом очень печально, что были сданы провинции Тартус и Латакия, где большинство - христиане и алавиты, которые могли не любить Асада, но «духи» им не нравятся ещё больше. Но одно дело, когда за тобой государство, власть, и другое - когда президент бежал, власть переходит непонятно к кому и твои командиры уже «бывшие»...

Пожары в Дамаске, 8 декабря 2024 г.
© globallookpress.com
Пожары в Дамаске, 8 декабря 2024 г.

Теперь и здесь не избежать «пира победителей». В Дамаске уже бегают какие-то малолетки с автоматами и чудят. Потом, конечно, придёт новый хозяин, и какой-никакой порядок установится. В Тартусе и Латакии будет тоже самое. «Регуляров» из боевиков там пока нет, а их «спящие ячейки» не смогут контролировать ситуацию. Зато, как обычно, соорганизуется толпа недоразвитых, которые будут громить и грабить. В общем, чистый криминал.

Что касается наших баз в Сирии, то тут прогнозировать сложно, хотя новые власти вроде бы ни наш флот, ни авиацию взашей не гонят. Но в ситуации, когда провинции потеряны, особых иллюзий питать не стоит.

И, пожалуй, главное: мы не можем и не должны вечно исправлять ошибки правителя, которого уже раз спасали, которому в буквальном смысле отвоевали страну и подали на тарелочке с каёмочкой, а он снова её потерял из-за невразумительного стиля правления. Если называть вещи своими именами, Башар Асад сам себя и снёс.  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама