Севморпуть: чужие здесь не ходят
СМП и до Китая доведёт
В последнее время на Западе снова стало модным сомневаться в российской принадлежности Севморпути. Специально для такого сорта «историков» напомню, что ещё в 1525 году, прибывший к римскому папе Клименту VII посол великого князя московского Василия III Дмитрий Герасимов советовал епископу Паоло Джовио: «Держась правого берега из Белого моря, можно добраться до страны Китай».
Герасимов знал, что говорил, поскольку несколько раз ходил по Белому и Студёному морям. И Паоло использовал его рассказ при создании первой известной карты Московского государства. Именно эта история вдохновила архангельских историков и общественных деятелей на проведение года «Великого северного похода». Этот год будет посвящён 500-летию начала использования русскими Северного морского пути (СМП). Празднование начнётся в Архангельске 29 марта 2025 года.
Идея полезная, но, вообще-то, новгородцы выходили в Северный Ледовитый океан уже в XI—XII веках. В XII—XIII новгородцы открыли острова Вайгач и Грумант (Шпицберген). В 1361 году новгородские ушкуйники во главе с воеводами Александром Абакумовичем и Степаном Ляпой прошли из среднего течения Оби до самого Студёного моря. Наконец, в XVI веке новгородцы прошли Севморпутём (хотя этот термин ещё не был в обороте) до Индигирки и основали в её дельте посёлок Русское Устье.
Лишь во второй половине XVI века в Баренцевом море появились европейские мореходы. Англичанин Хью Уильби в 1553 году «открыл» Новую Землю. Голландец Оливье Брюнель в 1576 году добрался сухим путём до Оби, где русские купцы объяснили Оливье, что река Обь вытекает из большого озера, которое называется Китайским, и уже оттуда можно попасть в страну Китай. Брюнель попробовал, но у него ничего не вышло.
Любопытно, что русские купцы в принципе были правы. Дело в том, что по Оби можно попасть в Иртыш, а оттуда в озеро Зайсан, куда впадает река Чёрный Иртыш, которая протекает по китайской территории почти до монгольской границы.
Уже в XXI веке ряд географов и мелких предпринимателей задумали учредить речной путь из Северного Ледовитого океана в Синьцзян. Но у них вряд ли что получится, поскольку китайцы отбирают до 40% водостока Чёрного Иртыша в прорытые каналы. Кроме того, китайцы из Синьцзяна тянут в Европу две скоростные железнодорожные магистрали, так что им маршрут по Оби в принципе не интересен.
Для внутреннего пользования
А вот русские казаки и купцы, начиная с XVII века, регулярно использовали Севморпуть. Однако сквозные плавания их не интересовали, они ходили от устья одной реки до устья другой. Забегая вперёд, скажу, что в конце 1930-х годов советская пропаганда активно рекламировала сквозные плавания по СМП одиночных судов. И сейчас руководство СМП постоянно завлекает иностранных судовладельцев.
В итоге у обывателей сложилось мнение, будто СМП служит только для сквозных плаваний. На самом деле с XVI века ежегодно десятки, а в ХХ—XXI веках сотни судов совершают каботажные плавания. А сквозные составляют всего лишь 5—10%.
Во второй половине XIX века на Оби, Иртыше, Енисее и Лене были созданы по несколько пароходств, осуществлявших перевозки от верховьев до устьев рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. А далее груз перегружался с речных пароходов и барж на морские суда, идущие в Архангельск или Европу. А речные пароходы, построенные в Германии, Швеции и Архангельске, регулярно перегонялись на северные реки.
В 1878 году купец Яков Серебряков, перегоняя свой речной пароход «Лена» из Швеции в Якутск, нанял для плавания в Арктике капитана Адольфа Норденшельда. Тот попросил взять с собой ещё и деревянную шхуну «Вега». Купец согласился. Норденшельд довёл «Лену» до устья, которая самостоятельно пошла в Якутск, а «Вега» с Норденшельдом встала на зимовку и в следующем году прошла мыс Дежнёва. В итоге Норденшельда объявили первооткрывателем СМП и в честь него назвали море.
Где-то в конце 1930-х годов Сталин спросил: «А что, до Норденшельда никто в этом море не ходил?» Ему ответили: «Да там с 1629 года казаки озоровали. Потом купчишки какие-то ходили. А подробно море описали в 1737—1739 годах лейтенанты братья Дмитрий и Харитон Лаптевы». И через месяц море Норденшельда исчезло с карт, а появилось море братьев Лаптевых.
17 декабря 1932 года постановлением Совнаркома СССР был образован единый транспортно-хозяйственный орган — Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), на который возлагалось техническое оснащение трассы, организация регулярных транспортных перевозок и обеспечение безопасности плавания по этому пути.
В связи с освоением СМП возникла необходимость включения в систему судоходства сибирских рек. До октября 1917 года из сибирских рек для судоходства использовались лишь Обь, Енисей и Лена, да и то не на всём их протяжении. К 1941 году в систему речного судоходства были включены значительные участки Пясины, Хатанги, Хетты, Анабара, Вилюя, Алдана, Индигирки, Колымы и других рек. На Крайнем Севере за годы советской власти созданы новые для этих районов отрасли промышленности: угольная, нефтяная и др. Получили огромный рост рыбная, лесная и бумажная промышленность, а также пушное и зверобойное хозяйство.
Так что деятельность СМП нельзя рассматривать в отрыве от работы пароходств наших северных рек. Вместе с СМП они образуют единую транспортную систему. А в 2021 году был введён термин «Большой Северный морской путь» с включением морских путей и портов Камчатки и Приморья.
Канадский передел
В 1925 году Канада ввела секторальное деление Арктики, то есть из самой западной и самой восточной точек канадского побережья проводились линии до Северного полюса — всё море и острова, попавшие в этот сектор, стали считаться канадскими. В 1926 году по примеру Канады к секторальному разделу Арктики присоединился СССР. Таким образом, прямая от Мурманска до Северного полюса и от мыса Дежнёва до полюса стали границами советского сектора Арктики.
В 1982 году была подписана Конвенция ООН по морскому праву, которая определяла, как должны пройти границы по дну Арктического океана. Согласно документу, границы экономической зоны прибрежных государств были установлены на расстоянии 200 морских миль от берегов материка и островов. В 1997 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию и, таким образом, формально утратила права на «русский сектор».
И вот тогда вновь обострился спор с США по поводу Севморпути. Американцы утверждают, что СМП является международным торговым путём, которым имеют право пользоваться все государства мира. В свою очередь СССР, а затем РФ стоят на том, что это — «исторический путь» России, который проходит через наши территориальные воды, и наша страна имеет полное право его контролировать.
В период с 13 июля по 2 октября 2023 года американский ледокол береговой охраны «Хили» (Healy) WAGB-20 совершил проход севернее СМП от Чукотки до Кольского полуострова. Арктический вояж «Хили» вызвал раздражённые комментарии в российских СМИ. Однако никаких попыток воспрепятствовать его движению или хотя бы дипломатических нот не последовало.
О чём спор?
Попытаемся разобраться, почему США столь настырно стремятся «прорваться» к СМП. Дело в том, что пуски «Томагавков» по нашей территории из арктических морей, скованных ледовым панцирем, сопряжены с определёнными трудностями – прежде нужно пробить полынью. Но всплытие не всегда проходит идеально, поэтому освобождать шахтные пусковые установки ото льда приходится вручную – электропилами.
Видимо, американцы считают, что в случае открытия СМП им будет куда удобнее производить пуски «Томагавков» с крейсеров и эсминцев, нежели с подводных лодок. Кроме того, ряд крейсеров и эсминцев имеют возможность запускать антиракеты для перехвата российских МБР ещё до разделения боевых частей.
Но официально цель Белого дома формулируется так: «обеспечение свободы судоходства на СМП». Хотя на самом деле это полнейший бред, рассчитанный на недалёкого американского и европейского обывателя, поскольку администрация СМП и «Росатом» буквально зазывает на Севморпуть судовладельцев всего мира.
Естественно, законами РФ предусмотрено предварительное оповещение о проходе судов по СМП и взимание определённого сбора. Но это вопросы чисто технические, поскольку без привлечённых средств труднее гарантированно обслуживать суда на СМП. Тем не менее, в ответ на надуманные американские претензии десятки российских политиков и учёных ведут абсолютно бесполезную полемику о том, насколько существующий статус СМП соответствует морской конвенции 1982 года. Хотя совершенно непонятно, о чём здесь можно дискутировать с США, которые отказались ратифицировать Конвенцию по морскому праву?
Да и вообще, Конвенция 1982 года в принципе не подходит к Арктике, где активно меняется ледовый покров, где постоянно открывают и закрывают острова. К примеру, только в январе 2019 года российские гидрографы в районе архипелага Земля Франца-Иосифа открыли пять новых островов и закрыли два. Площадь открытых островов варьирует от 900 до 54 500 кв. км. Помимо островов открываются и закрываются многокилометровые мысы на материках. Таким образом, чуть ли не ежегодно меняется статус огромных площадей.
Представим на секунду, что подобные «плавающие» границы появились бы в Эгейском море. Ежегодно там происходило бы по несколько вооружённых стычек судов Турции и Греции, а то бы вообще началась большая война. Почему подобного не происходит сейчас в Русском секторе Арктики? Только по одной причине — «чужие здесь не ходят».
Только на наших условиях
Предположим, что Россия позволит ходить по СМП любым коммерческим судам без разрешения и без уплаты сборов, но при этом структуры СМП не станут оказывать никаких услуг. Ясно, что ни один судовладелец не захочет идти в Арктику. А если найдётся какой-то авантюрист, то ему никто не доверит свой груз, и его не пожелает страховать ни одна страховая компания.
А что, если правительство США спонсирует какие-то компании, которые рискнут двинуться по маршруту «Хили», то есть севернее Севморпути и даже севернее всех российских островов? И тут при желании российские власти имеют право не пропустить эти суда в российский сектор. Но гораздо проще таких нахалов не обслуживать. Речь идёт об отказе в ледокольной проводке, в заходе в российские порты, в отключении (временном) маяков на трассе СМП.
К примеру, 29 ноября 1939 года структуры СМП внезапно прекратили передачу сводок погоды открытым текстом, то есть перешли на шифр. Советские суда на Севморпути получали метеосводки с помощью одного шифра, а дружественные на тот момент государства — другого шифра. Так что опыт имеется.
А что, если «нахалы» начнут подавать сигнал SOS и требовать помощи? Придётся оказать, но с учётом Ллойдовского спасательного контракта: «No cure, no pay» — «Нет спасения, нет вознаграждения». И включить в сумму за спасение упущенную выгоду. Например, в это время ледокол мог провести по СМП кого-то другого или катать туристов к полюсу. Это ещё один способ отвадить незваных «гостей» от российского арктического сектора, куда так рвутся американские дипломаты и адмиралы, прикрываясь лозунгами о «свободе мореходства».
На самом деле цель у них одна: взять под контроль всю структуру СМП. А это 30 с лишним российских портов на трассе Севморпути, 10 ледоколов «Росатомфлота», включая 7 атомных, десятки аэродромов, 22 маяка, 68 стационарных метеостанций и т.д.
Не исключено, что вновь оказавшийся у власти Дональд Трамп может устроить очередной большой «наезд» на СМП. Кстати, ещё в первый президентский срок он весьма агрессивно требовал «интернационализации» СМП. Пытался купить Гренландию, нажимал на Канаду, чтобы та тоже «интернационализировала» свой Северо-западный проход. Правда, пока вопрос повис в воздухе, и американцам приходится испрашивать разрешения канадского правительства на проход своих ледоколов по СЗП. Другой вопрос, что из-за ледовой обстановки по этому пути, кроме ледоколов и яхт с туристами, никто не ходит. Но вот в декабре 2024 года опять оживились разговоры о продаже Гренландии американцам…
На мой взгляд, от пустой полемики о применимости Конвенции 1982 года к Арктике следует перейти к «практической дипломатии»: ещё раз популярно объяснить, что ни одно судно, которое без разрешения вторгнется в российский сектор Арктики, обслуживаться структурами СМП никогда не будет. Не говоря уже о том, что Северный флот имеет законное право остановить нарушителя.