ЧП с Boeing 737 MAX. Изделия американского авиапрома остаются источником проблем
© globallookpress.com
Место крушения самолёта авиакомпании Ethiopian Airlines, 11 марта 2019 г.

ЧП с Boeing 737 MAX. Изделия американского авиапрома остаются источником проблем

Катастрофы «семьсот тридцать седьмых» унесли жизни 346 человек
10 января 2024, 11:00
Реклама
ЧП с Boeing 737 MAX. Изделия американского авиапрома остаются источником проблем
© globallookpress.com
Место крушения самолёта авиакомпании Ethiopian Airlines, 11 марта 2019 г.
Читайте нас на: 

За рубежом стало модным трендом указывать на тот факт, что введённые против России санкции лишили нашу страну возможности приобретать самолёты западного производства. Что, мол, неизбежно обернётся для российских авиакомпаний «коллапсом авиаперевозок».

Спорить с тем фактом, что санкции затруднили деятельность отечественных авиакомпаний, было бы неправильно. Затруднили - да, но ни к какому коллапсу авиаперевозок они не привели. Мало того, санкции простимулировали работу отечественного авиапрома, направленную на снижение зависимости российских авиаперевозчиков от западных производителей, чьи изделия отнюдь не всегда соответствуют официально декларируемым стандартам качества. За доказательствами последнего тезиса далеко ходить не надо - уже первая неделя нового, 2024 года, ознаменовалась чрезвычайным происшествием с самолётом, построенным одной из самых уважаемых иностранных корпораций The Boeing Company.

5 января в 17:07 по тихоокеанскому стандартному времени лайнер Boeing 737 MAX 9 (рейс 1282, регистрационный номер N704AL) американской авиакомпании Alaska Airlines поднялся с полосы международного аэропорта Портленда и взял курс на Онтарио. На борту лайнера в этот момент находился 171 пассажир и 6 членов экипажа. Пилоты, управлявшие «семьсот тридцать седьмым» считались опытными, да и самолёт был совсем новым - авиакомпания Alaska Airlines получила N704AL только в октябре 2023-го. В общем, как говорится, ничего не предвещало… Однако примерно через 5 минут после взлёта, когда рейс 1282 поднялся на высоту 4900 метров, у самолёта внезапно вырвало панель окна аварийного выхода. Произошла взрывная разгерметизация салона самолёта. К счастью, в кресле, расположенном рядом с проёмом «распахнувшегося» аварийного выхода, никто не сидел. Тем не менее пассажирам «семьсот тридцать седьмого» пришлось пережить полтора десятка крайне неприятных минут, пока пилоты, наконец, не посадили свой, «украшенный» дырой в борту лайнер, обратно на ВПП международного аэропорта Портленда.

Boeing 737 MAX 9, регистрационный номер N704AL.
© flickr.com/rpb2011
Boeing 737 MAX 9, регистрационный номер N704AL.

Пока самолёт снижался и выполнял посадку, с одного из его маленьких пассажиров потоком воздуха сорвало рубашку и, если бы не судорожно вцепившаяся в своего сына мать, вполне возможно, что вслед за рубашкой за борт лайнера унесло бы и её владельца… Несмотря на этот инцидент, участникам воздушного «приключения» по большому счёту очень повезло - все остались живы. Не пострадали и те, кто находился на земле. Спустя трое суток после ЧП, проживавший в Портленде школьный учитель по имени Боб обнаружил утраченную рейсом 1282 панель окна аварийного выхода на заднем дворе своего дома.

На время выяснения обстоятельств происшествия с рейсом 1282 авиакомпания Alaska Airlines прекратила полёты всех своих самолётов Boeing 737 MAX 9. К расследованию немедленно подключился американский Национальный совет по безопасности на транспорте.

6 января Федеральное управление гражданской авиации (FAA) США постановило приостановить эксплуатацию значительной части лайнеров Boeing 737 MAX 9.

«Временно приостановить полёты некоторых самолётов Boeing 737 MAX 9, эксплуатируемых авиакомпаниями США или на территории США», - говорилось в заявлении, опубликованном на сайте ведомства. Это решение затронуло более 170 лайнеров.

«FAA требует провести немедленные проверки некоторых самолётов Boeing 737 MAX 9, прежде чем они смогут вернуться к полётам. Мы продолжим принимать решения, основываясь на безопасности, пока мы помогаем Национальному совету по безопасности на транспорте с расследованием инцидента с рейсом 1282 Alaska Airlines», - добавил администратор FAA Майкл Уитакер.

Специалисты, ознакомившиеся с заявлением Уитакера, мрачно шутили, что фраза «принимать решения, основываясь на безопасности» применительно к серии лайнеров Boeing 737 MAX звучит как издевательство. Дело в том, что «семьсот тридцать седьмые» с приставкой MAX в названии неоднократно влипали в неприятности…

Впрочем, давайте обо всём по порядку.

Хватай мешки - вокзал отходит!

История лайнеров Boeing 737 MAX началась в 2006-м, когда руководство The Boeing Company задумалось о необходимости создания четвёртого поколения своих «семьсот тридцать седьмых», призванного со временем заменить третье поколение - самолёты семейства Boeing 737 Next Generation. Роль дополнительного фактора, подтолкнувшего американцев к идее ускорить проектирование четвёртого поколения «семьсот тридцать седьмых», сыграл запуск в 2010 году европейскими конкурентами из Airbus программы создания самолёта Airbus A320neo. Новый евролайнер должен был стать узкофюзеляжным самолётом с новейшими высокоэкономичными двигателями.

Airbus A320neo стал «красной тряпкой» для The Boeing Company.
© globallookpress.com
Airbus A320neo стал «красной тряпкой» для The Boeing Company.

Проект Airbus A320neo получил множество восторженных откликов профильных аналитиков. Авиакомпании бросились наперебой занимать очередь за новым «арбузом», в чьём названии присутствовало словосочетание «New Engine Option». Этого в штаб-квартире «Боинга», переехавшей из Сиэтла в Чикаго, проигнорировать уже не могли. 30 августа 2011 года буквально в авральном порядке совет директоров The Boeing Company одобрил проект Boeing 737 MAX. Поскольку Airbus явственно перетягивал на себя «одеяло» авиарынка, проектирование «семьсот тридцать седьмых MAX» осуществлялось во всё том же авральном режиме «хватай мешки - вокзал отходит!».

Создание американцами в пику евроконкурентам нового авиалайнера сопровождалось небывалой рекламной трескотнёй. В The Boeing Company объявили, что 737 MAX будет расходовать на 16% меньше топлива, чем его американские предшественники и на целых 4% меньше, чем Airbus A320neo. Показательно, что это амбициозное заявление оказалось сделано аж за четыре года до того, как Boeing 737 MAX впервые появился в металле.

При этом сделать свою машину заметно дешевле европейской, у Boeing не получалось даже на бумаге - стоимость лайнера, в зависимости от модели (737 MAX 7, 737 MAX 8 и так далее), колебалась в пределах 96 - 129,9 млн долларов за единицу, а модификации Airbus A320neo обходились покупателям в 101,5 - 129,5 млн долларов. Тем не менее уже 13 декабря 2011-го на будущие лайнеры четвёртого поколения «семьсот тридцать седьмой» серии нашёлся первый покупатель. Им оказались Southwest Airlines - крупнейшая американская лоукост авиакомпания. 24 января 2012 года сразу сотню бортов Boeing 737 MAX решила приобрести вторая по величине авиакомпания Скандинавии - Norwegian Air Shuttle. Дальше словно прорвало плотину - заказы на MAX посыпались, как из рога изобилия. Согласно официальному релизу, Boeing 737 MAX превратился в самый продаваемый самолёт в истории корпорации The Boeing Company. По состоянию на ноябрь 2023 года число заказов на этот лайнер по всему миру составляло 5902 единицы.

30 ноября 2015 года был выпущен первый опытный образец Boeing 737 MAX. Со следующего года в небо стали подниматься уже серийные машины. С мая 2017-го стартовала активная эксплуатация самолёта.

«Старый новый» лайнер

Разумеется, по мнению руководства The Boeing Company, Boeing 737 MAX являлся «самым инновационным, экономичным, высокоресурсным» и «самым безопасным». На деле же самолёт во многом остался всё тем же «старым добрым» Boeing 737 - самым массовым пассажирским самолётом за всю историю пассажирского авиастроения. Во многом, но не во всём. Данное обстоятельство в совокупности с дичайшим дефицитом времени у создателей Boeing 737 MAX, вызванным «гонкой наперегонки» с Airbus и не позволившим американским авиаконструкторам детально проанализировать все внесённые ими в конструкцию базового «семьсот тридцать седьмого» изменения, привели, мягко говоря, к неоднозначным результатам.

Турбовентиляторный двигатель CFM International LEAP, установленный на Boeing 737 MAX.
© wikipedia.org
Турбовентиляторный двигатель CFM International LEAP, установленный на Boeing 737 MAX.

Так, например, одним из «козырей» Boeing 737 MAX считались его новые турбовентиляторные двигатели. Правда, по своему весу и габаритам те превосходили двигатели Boeing 737 Next Generation. Поэтому на «семьсот тридцать седьмом» четвёртого поколения двигатели пришлось вынести вперёд и установить их выше, чем у предшественника. Из-за этого Boeing 737 MAX приобрёл склонность к «задиранию носа» в полёте, что могло закончиться сваливанием лайнера в штопор.

Дабы избавиться от этой неприятности, создатели Boeing 737 MAX оснастили своё детище системой MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System). Теоретически та работала предельно просто - если самолёт слишком «задирал нос», то MCAS автоматически отклоняла стабилизатор, уводя лайнер в пикирование. Практически же всё оказалось куда заковыристей. Приняв сигнал от датчика воздушной скорости о входе самолёта в опасный режим, MCAS так лихо уводила машину в пикирование, что пилотам могло не хватить хода штурвала, чтобы лайнер из этого самого пикирования вывести.

Кроме того, Boeing 737 MAX в наследство от «семьсот тридцать седьмого» третьего поколения достались два датчика воздушной скорости, но MCAS получала информацию лишь с одного из них. Если этот самый датчик выходил из строя, а второй исправно работал, MCAS всё равно начинала бить тревогу, а экипаж был вынужден бороться с собственным самолётом, вдруг решившим нырнуть вниз.

Можно ли было этого избежать? Можно. Для того, чтобы «отстранить» MCAS от работы, пилотам следовало отключить электромотор перекладки стабилизатора и перевести стабилизатор полностью на ручное управление. То есть без всяких бустеров-усилителей штурвалами понемножку «вытягивать» самолёт из пикирования. Если, конечно, высота полёта и физическая сила пилотов позволят это сделать.

Самое потрясающее, что, несмотря на столь своенравную MCAS, Boeing 737 MAX прошёл сертификацию, а в руководстве самолёта по лётной эксплуатации ни слова не говорилось о том, как инновационную MCAS в экстренных случаях можно отключить!

Первые жертвы MCAS

Впервые сомнения в обоснованности распиаренных достоинств Boeing 737 MAX появились в середине осени 2018 года, когда Boeing 737 MAX 8 индонезийской авиакомпании Lion Air внезапно решил уйти в пикирование. К счастью, экипаж чисто интуитивно догадался обесточить электромотор перекладки стабилизатора, что позволило вернуть лайнер в горизонтальный полёт. Через короткое время тот же самолёт, но уже с другим экипажем 29 октября 2018 года отправился в рейс JT-610 по маршруту Джакарта - Панкалпинанг. На борту самолёта находились 8 членов экипажа и 181 пассажир, включая трёх детей. 

Согласно плану полёта, самолёт должен был приземлиться в пункте назначения в 07:20 по местному времени. Вместо этого в 6:33 (через 13 минут после взлёта) лайнер сделал несколько нырков вниз и… пропал с радаров. Спасатели обнаружили обломки самолёта в Яванском море в 13 километрах от западного побережья острова Ява. Новый экипаж не знал, как отключить MCAS - все люди, находившиеся на борту Boeing 737 MAX 8, погибли.

Представители США и Индонезии осматривают обломки разбившегося самолёта компании Lion Air во время расследования крушения, 1 ноября 2018 г.
© globallookpress.com
Представители США и Индонезии осматривают обломки разбившегося самолёта компании Lion Air во время расследования крушения, 1 ноября 2018 г.

Разбившийся лайнер совершил свой первый полёт 30 июля 2018 года, так что списать произошедшую трагедию на старость машины или некий «износ элементов конструкции» было невозможно. Последующее расследование показало, что в гибели Boeing 737 MAX 8 оказался виноват неисправный датчик воздушной скорости. В Чикаго постарались случившийся скандал побыстрее замять. Но 7 ноября 2018 года представитель корпорации всё же признал, что ошибочные данные в системе предупреждения сваливания на лайнерах Boeing 737 MAX могут привести к крутому пикированию таких судов.

Как справиться с подобной опасностью? Ответ на этот вопрос у The Boeing Company получился странным. Корпорация, для которой безопасность декларировалась как «главная ценность», ограничилась отправкой операторам своих самолётов… нет, не чёткой инструкции, а предупреждения. Мол, так и так, в системе предупреждения сваливания наших Boeing 737 MAX могут иметься ошибочные данные. Которые способны привести к крутому пикированию. Короче, парни, летайте на 737 MAX осторожней. Если что - мы вас предупредили!..

Чуть позже, сообразив насколько дико вышеописанное выглядит со стороны, в Boeing догадались опубликовать то, что до сего момента в руководстве самолёта по лётной эксплуатации напрочь отсутствовало. Да-да, ту самую рекомендацию, согласно которой, если MCAS начнёт «козлить», надо не бороться с системой работой штурвалов, а побыстрее отключать электромотор перекладки стабилизатора.

О том, что даже это не всегда может помочь, в корпорации умолчали. Фантастика, но Boeing даже не стал заниматься переделкой MCAS. Дважды фантастика, что при этом соответствующие американские и международные надзорные органы не разорвали The Boeing Company и её самый продаваемый самолёт в клочья, а эксплуатирующие Boeing 737 MAX авиакомпании не похоронили американского производителя под «грудой» судебных исков. Надо полагать, лоббисты Boeing сумели совершить подлинное чудо. Впрочем, с учётом последующих событий, вряд ли этим «героям невидимого фронта» поставят памятник.

Роковой рейс из Аддис-Абебы

Следующее ЧП с Boeing 737 MAX случилось 14 декабря 2018 года и, в отличие от трагедии 29 октября, особого внимания общественности не привлекло. В последний месяц 2018-го 737 MAX 8 компании Norwegian Air Shuttle, имевший 192 человека на борту, совершил вынужденную посадку в иранском Ширазе - в одном из двух двигателей лайнера внезапно упало давление масла. Машина сумела благополучно сесть на одном двигателе. Самолёт к моменту ЧП находился в эксплуатации всего 6 недель. То есть, причиной падения давления масла стала очередная, не отловленная на стадии до предела сокращённых испытаний, «детская болезнь» «семьсот тридцать седьмого» четвёртого поколения. Из-за наложенных Соединёнными Штатами на Иран санкций, норвежцы два месяца не могли отремонтировать свой 737 MAX 8 и отправить его домой. В общем, вместо скандала получилось что-то вроде курьёза.

Тем не менее специалисты расценили уже третье за короткое время ЧП с новым лайнером The Boeing Company, как достаточно тревожный звонок. Однако в Чикаго акцентировали внимание общественности не на внезапно вышедшем из строя двигателе лайнера, а на том, что даже на одном «движке» Boeing 737 MAX смог уверенно приземлиться. Разве можно после этого сомневаться в надёжности изделий The Boeing Company?! Конечно, нет!

Boeing 737 MAX 8 компании Norwegian Air Shuttle.
© globallookpress.com
Boeing 737 MAX 8 компании Norwegian Air Shuttle.

Критика в адрес Boeing 737 MAX поутихла, а затем грянула новая катастрофа.

Авиалайнер Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines совершал 10 марта 2019 года пассажирский рейс ET302 из Аддис-Абебы в Найроби. На борту самолёта находилось 149 пассажиров (включая троих из РФ) и 8 членов экипажа. Лайнер вылетел из аэропорта Боле в 08:38 по местному времени. Вскоре после взлёта пилот проинформировал диспетчеров о проблемах в системе управления лайнера и объявил, что собирается вернуться в Боле. Сделать это пилоту так и не удалось - в 08:44 рейс ET302 разбился близ населённого пункта Дебрэ-Зэйт в эфиопском регионе Оромия. Все находившиеся на борту Boeing 737 MAX 8 погибли. Данная катастрофа стала 69-м авиационным происшествием по количеству погибших за всю историю.

Обстоятельства гибели рейса ET302 настолько напоминали картину гибели рейса JT-610, что закрыть на это глаза, даже с учётом лоббистов «Боинга», оказалось невозможно. Те, кто летал, не хотели падать. Те, кто находился на земле, не хотели, чтобы на них падали. Словом, все очень хотели жить, поэтому гибель лайнера авиакомпании Ethiopian Airlines буквально спустила на The Boeing Company настоящую «лавину» нападок. Страны по всему миру одна за другой начали вводить временный запрет на эксплуатацию Boeing 737 MAX вплоть до окончания расследования обстоятельств катастрофы рейса ET302.

К утру 12 марта 2019-го полёты Boeing 737 MAX в своём воздушном пространстве ввели Великобритания, Сингапур, Австралия, Малайзия. Китай, Индонезия и Вьетнам. Прекратили полёты на американских лайнерах авиакомпании: Ethiopian Airlines, бразильская Gol, Aeromexico, Aerolineas Argentina, Cayman Airways, южно-африканская Comair и Mongolian Airlines.

Безопасность не превыше всего

Корпорация The Boeing Company до последнего упорствовала и не выдавала рекомендаций о приостановке полётов «семьсот тридцать седьмых» четвёртого поколения. Представители корпорации даже переговорили на эту тему с президентом США Дональдом Трампом, заверив того - якобы, «всё под контролем». Но когда днём 12 марта к запрету на полёты Boeing 737 MAX присоединилось Европейское агентство авиационной безопасности, дольше «играть в страуса» стало уже невозможно. В Чикаго были вынуждены опубликовать рекомендацию Федеральному управлению гражданской авиации США о временной приостановке полётов всего без исключения парка лайнеров Boeing 737 Max. Если говорить точнее, то речь шла ни много ни мало о «всём глобальном флоте 737 MAX, состоящем из 371 самолёта».

«Безопасность оставалась главной ценностью для Boeing с тех пор, как мы начали строить самолёты, и останется ею навсегда. Большего приоритета для нашей компании и нашей индустрии не существует», - так не без пафоса прокомментировал рекомендацию корпорации о приостановке полётов Boeing 737 MAX господин Денис Мюленбург - председатель совета директоров, президент и главный исполнительный директор The Boeing Company.

Трамп приземлил 737-е.
© globallookpress.com
Трамп приземлил 737-е.

Трамп тоже оказался перед необходимостью как-то отреагировать на фиаско 737 MAX. 13 марта во время брифинга для журналистов в Белом доме американский президент сообщил, что подтверждает запрет на полёты всех Boeing 737 MAX в США.

«Пилоты и авиалинии уведомлены об этом, - подчеркнул Трамп. - Для нас в первую очередь важна безопасность американцев и всех людей!»

Ну да, а как же иначе? Безопасность людей превыше всего! Жаль только, что в Белом доме и штаб-квартире «Боинга» вспомнили про безопасность людей только после того, как два Boeing 737 MAX убили в общей сложности 346 человек.

14 марта 2019 года Росавиация также закрыла небо РФ для Boeing 737 MAX. Ко второй половине этого дня самый продаваемый самолёт The Boeing Company приземлили по всему миру. На этом фоне 22 марта национальная индонезийская авиакомпания Garuda Indonesia отказалась от покупки 49 лайнеров 737 MAX.

26 марта, фактически в обход введённого запрета на полёты, авиакомпания Southwest попыталась перегнать Boeing 737 Max 8 из Орландо в Викторвилль. Однако через некоторое время после взлёта у самолёта обнаружились проблемы с работой двигателей. Экипажу пришлось прервать полёт и вернуться в Орландо. 

22 мая авиакомпании Air China и China Southern потребовали от The Boeing Company возместить ущерб за простой самолётов 737 МАХ, а также за просрочку передачи ранее закупленных самолётов этой серии. Такие же требования ранее выдвинула China Eastern. Время шло, разбирательство с «проблемными» лайнерами не прекращалось, запрет на их полёты продолжал действовать, убытки авиакомпаний росли как на дрожжах. В конце декабря руководство американской Southwest Airlines не выдержало и объявило о передаче своих самолётов Boing 737 MAX на хранение компании ComAv, владевшей самолётным «отстойником» в пустыне Мохаве.

В январе 2020 года The Boeing Company официально приостановила сборку самолётов Boeing 737 MAX. В Чикаго надеялись, что конвейер получится вновь запустить уже через пару недель, но тут, во-первых, в программном обеспечении «семьсот тридцать седьмых» нашёлся новый баг, а, во-вторых, в топливных баках нескольких новеньких Boeing 737 MAX, ещё не успевших отправиться к заказчикам, обнаружились… инструменты и куски ветоши. The Boeing Company пришлось предпринять повальную проверку всех «семьсот тридцать седьмых» четвёртого поколения.

Действительно, нет худа без добра

Репутационный и финансовый ущерб история с «проблемными» лайнерами нанесла американской корпорации колоссальный. Производство Boeing 737 MAX удалось возобновить лишь в мае 2020-го, FAA снял свой запрет на полёты 18 ноября 2020 года. В России решили перестраховаться ещё больше - у нас запрет на полёты лайнеров Boeing 737 MAX отменили только 20 июля 2022 года. К этому моменту «семьсот тридцать седьмые» четвёртого поколения имелись только у одной отечественной авиакомпании - S7 Airlines.

Самолёты Boeing 737 MAX 8 авиакомпании S7.
© РИА Новости
Самолёты Boeing 737 MAX 8 авиакомпании S7.

Как показало ЧП 5 января 2024-го с самолётом Alaska Airlines, Boeing 737 MAX до сих пор продолжает оставаться машиной, способной преподносить своим пилотам и пассажирам неприятные сюрпризы. Что, с учётом продемонстрированного The Boeing Company в ходе создания «самого инновационного, экономичного, высокоресурсного» самолёта уровня безответственности, совершенно неудивительно.

Вывод? Летать лучше лайнерами отечественного производства. К этому же нас подталкивают и введённые против России Западом санкции. Вот уж, действительно, нет худа без добра!..

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама