Украина и Польша теперь не братья
Зерно как камень преткновения
Фотография, на которой были запечатлены страстно обнимающиеся Анджей Дуда и Владимир Зеленский в 2022 году, облетела весь мир. Дело было в Верховной раде, где польский президент под бурные и продолжительные овации гарантировал Украине безусловную поддержку в борьбе с Россией. Отчего Зеленский чуть не прослезился и в ответ пообещал разделить с Польшей вкус победы: «Спасибо, братья! Вместе и до конца!»
С каких это пор поляки и украинцы стали братьями навек - отдельный вопрос. В Киеве так и не забыли годы польского ига над Украиной, а поляки не простили и вряд ли простят в ближайшей перспективе украинцам Волынскую резню. Впрочем, на этот раз обошлось без исторических разборок: камнем преткновения стало украинское зерно. Если буквально - разрешение Еврокомиссии украинским перевозчикам работать на территории ЕС по упрощённой таможенной процедуре и без оформления специальных лицензий.
По всей видимости, глава ЕК Урсула фон дер Ляйен по обыкновению хотела как лучше, но не учла особенности украинского национального характера. А украинские перевозчики, недолго думая, воспользовались ситуацией и стали демпинговать, отбирая работу у польских коллег, ну а те в ответ, что и следовало ожидать, заблокировали польско-украинскую границу. И уже в развитие «высоких отношений» Киев приостановил выдачу разрешений полякам на перевозки по Украине.
Но и это не конец сюжета. Как известно, ЕС решил поддержать украинских аграриев и для этого отменил пошлины и квоты на ввоз сельхозпродукции с Украины. Более того, ещё в июне 2022 года Джо Байден заявил, что Евросоюз и США планируют построить на границах Украины, включая и границу с Польшей, временные хранилища для удобства транспортировки украинской пшеницы в Европу.
На самом деле оказалось, что обещания Байдена ничего не значат, зато уже через несколько месяцев большинство польских зернохранилищ оказались под завязку заполненными украинским зерном. В связи с этим Польша ввела запрет на импорт зерновых с «братского государства», разрешив только их транзит в третьи страны. Однако предприимчивые украинские бизнесмены нашли выход: стали перегонять фуры сначала в соседние страны, а потом в Польшу, предоставляя документы, будто зерно было произведено не на Украине.
Такой манёвр даже с учётом дополнительных километров позволял украинским бизнесменам оставаться в прибыли. Дело в том, что цена на зерно на Украине ниже, чем в Европе, кроме того, государство ещё и возмещало им налог на добавленную стоимость с вывезенного зерна в размере 15-20 процентов. При такой схеме транспортировки украинского зерна не оставались в убытке и польские фирмы-посредники, коих насчитывается порядка 500, получавшие свою маржу от перепродажи.
Конфликт вышел на совершенно новый уровень политической конфронтации, когда Украина, набравшись наглости (дескать, мы за вас воюем!), подала иски во Всемирную торговую организацию к Польше, Словакии и Венгрии, которые запретили импорт украинской агропродукции в свои страны. Ну а президент Украины Владимир Зеленский с трибуны ООН обвинил Польшу в «имитировании солидарности и косвенной поддержке недружественных действий России».
Из-за таких слов послу Украины в Польше официальная Варшава выразили решительный протест, а президент Анджей Дуда произнёс скандально известные слова о том, что Украина «напоминает утопающего, тянущего своего спасателя за собой на дно». Тут же последовало заявление от имени польского премьер-министра о прекращении поставок польского вооружения ВСУ.
Впрочем, до полного прекращения поставок вооружения на Украину дело не дошло, так как такое решение могли принимать только в Вашингтоне, а Польша всё ещё остаётся логистическим хабом для поставок западного оружия Киеву.
Польские обиды
Но если бы дело было только в украинском зерне. Польские политики затаили обиду на Владимира Зеленского ещё и потому, что он предложил наделить Германию статусом постоянного представителя в Совете Безопасности ООН. В Варшаве решили, что всё это неспроста. Здесь нужно учитывать вековую вражду поляков с Германией, которая по накалу страстей мало чем отличается от противостояния с Россией. Буквально в последних числах февраля этого года президент Польши Анджей Дуда заявил, что вопрос репараций с Германии всё ещё не закрыт и его никому не удастся «замести под ковёр». Не приходится сомневаться, что под этим «господином никто» подразумевался бывших польский друг, товарищ и брат Владимир Зеленский.
Как пояснил экс-министр труда Польши и бывший секретарь польской делегации в парламенте НАТО Пьотр Кульпа, уже к началу 2023 года в политических кругах Варшавы сложилось мнение, что Украина, выкачав все доступные запасы польского вооружения, решила полностью уйти под крыло Берлина и ни о какой солидарности в отношении «двух братских стран» речи быть уже не может...
Попытки Киева решить вопрос зерна в обход Варшавы также были восприняты в штыки. Это касается как исков в ВТО, ход которых Украине пришлось приостановить, так и попыток украинских властей решить вопрос транзита зерна напрямую через Еврокомиссию. Поэтому польское правительство и не стало препятствовать фермерам, которые с ноября 2023 года начали блокировать границу Польши с Украиной. Сначала это касалось только фур с зерном, потом всего грузового автотранспорта, идущего с Украины, затем и пассажирских автобусов. В феврале 2024 года дело дошло до блокады железнодорожного сообщения.
Украинская общественность была сильно взволнована (а мы-то тут при чём?) новостями о том, что поляки вскрыли несколько фур с украинским зерном и высыпали его на дорогу. Аналогичная акция прошла на железнодорожной станции в польском Котомире, и в результате было уничтожено уже 160 тонн зерна. Украинские фермеры, чтобы разжалобить польских протестующих, подвезли к границе с Польшей сельскохозяйственную технику, которая была повреждена в результате боевых действий. Но это не принесло желаемого результата.
В феврале украинский президент призвал польские власти урегулировать ситуацию, заявив, что через польскую границу проходит небольшая часть украинского агроэкспорта. «Значит на самом деле ситуация не в зерне, а, скорее, в политике. Просто невозможно объяснить, как сложности истекающей кровью страны можно использовать во внутренней политической борьбе?» - отчаянно давил на жалось Владимир Зеленский.
Всё так, через Польшу действительно проходит не основная часть украинского агроэкспорта, но, и этих объёмов, как оказалось, достаточно, чтобы поставить на грань разорения основную массу мелких польских фермеров. Тем более, когда коллеги из Украины беззастенчиво демпингуют.
Свой электорат ближе к телу
В другой ситуации поляки, для которых русофобия стала чуть ли не национальной чертой, возможно, и не пошли бы на принцип, но дело в том, что в Польше грядут местные выборы, а националистическая партия «Право и справедливость», в которой состоит Анджей Дуда, утратила большинство в парламенте - три оппозиционные партии во главе с «Гражданской коалицией» сформировали большинство и избрали премьером своего ставленника - евроцентриста Дональда Туска.
И теперь обе стороны борются за симпатии «тружеников села», поскольку в аграрном секторе занято порядка 17% населения Польши, кроме того, фермеров в их противостоянии с Украиной и руководством Евросоюза поддерживают более 75% населения страны. Вот почему даже евробюрократ Дональд Туск не выбирает выражений, когда говорит о проблеме с Киевом: «Мы обсуждаем с украинской стороной временное закрытие границы и наш обмен товарами. Мы хотим помочь Украине, но мы не можем допустить, чтобы эта помощь имела негативные последствия для наших граждан».
При этом Туск прозрачно намекает, что проблема с украинским зерном - это не только проблема Варшавы, и предлагает руководству Евросоюза отменить торговые преференции, которые были предоставлены Украине после начала спецоперации. «Хотелось бы очень чётко подчеркнуть, что граница между Польшей и Украиной, между Словакией и Украиной - это граница Европейского Союза. Мы сегодня хотим защитить наших производителей, но мы также хотим сберечь европейский рынок. Это наша обязанность», - заявил польский премьер-министр на итоговой конференции после встречи лидеров Вышеградской четвёрки (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия).
Впрочем, уже и так понятно, что украинский сырьевой аграрный экспорт, который всколыхнул фермерство всей Европы, несёт угрозу не только экономике Польши, но и экономике Евросоюза. После того как поставки украинского зерна нарушили хрупкий баланс экономики сельского хозяйства ЕС, говорить о том, что Украину ждут не дождутся в Евросоюзе, уже не приходится.
Украина уже не нужна
Тут надо учитывать, что более половины доходов фермеров ЕС составляют государственные субсидии, но они отменяются из-за экономической ситуации, спровоцированной в том числе антироссийскими санкциями. Ну а дешёвое украинское зерно просто-напросто добьёт европейский сельскохозяйственный рынок. Тут, как говорится, без вариантов. Впрочем, никто из руководства ЕС даже не попытался свести концы с концами и подсчитать, во что выльется Европе безоговорочная поддержка Украины. Вот и приходится платить по счетам.
И сколько бы Владимир Зеленский ни твердил, будто Украина сейчас сражается за весь цивилизованный мир, сегодня этот номер не проходит: всё чаще в Европе говорят о том, что украинцы, дескать, «обнаглели». Да и в Киеве отдают отчёт, что прошли золотые деньки.
В последнем интервью Financial Times заместитель министра экономики Украины Тарас Качка представил план торговой капитуляции Украины перед ЕС. Согласно этому плану, Украина добровольно соглашается на существенные торговые ограничения, которые касаются не только зерна. С июня 2024 года будут введены ограничения на экспорт в ЕС мяса птицы, яиц и сахара, производимых на Украине.
Что касается украинского зерна, то соглашение позволит европейским странам вводить свои ограничения на его импорт.
Но даже после реализации соглашения потепления отношений между Польшей и Украиной ожидать не стоит. После проведения местных выборов на июнь намечены выборы в Европарламент, а на май 2025 года - выборы президента Польши. И поскольку уже столько наломано дров, «фактор Украины» не может не повлиять на результаты голосования.
Положительное отношение поляков к украинцам тает буквально на глазах: четверть населения Польши уже негативно относятся к соседям, а 40% респондентов январского опроса опасаются, что приток рабочих с Украины может замедлить темпы роста зарплат. Это к тому, что дружба дружбой, а денежки всё-таки врозь. Но с ещё большей тщательностью считать свои затраты на Украину европейцы стали, когда провалился заявленный «контрнаступ».
И тут не мешало бы назвать вещи своими именами. Коллективному Западу, воюя с Россией, Украина, если пользоваться коммерческими терминами, оказывала определённую услугу. А кто станет платить тому, кто не справляется с задачей? Так у «деловых людей» не принято.