Россия не собирается воевать по «правилам» НАТО
Drang nach Osten по-французски
Оценки перспектив развития украинского конфликта разительно изменились. До лета 2023 года представители Запада, абсолютно не стесняясь, твердили о намерении нанести России стратегическое поражение. После провала украинского наступления стали слышны речи о «тупике на фронте», но для Украины, дескать, ничего страшного ещё не произошло. И так было до тех пор, пока российские войска не овладели самым большим укрепрайоном ВСУ в Донбассе - Авдеевкой.
С этого момента в западной прессе стали появляться статьи о возможной победе России. Некоторые руководители европейских стран призвали готовиться к войне с Россией. И в первых рядах выступил президент Франции Эмманюэль Макрон, который предложил отправить войска европейских стран на Украину. Не всех союзников Парижа по НАТО воодушевила столь радикальная инициатива, пожалуй, кроме стран Балтии, выразивших готовность сформировать особый альянс.
Впрочем, ни Макрон, ни его прибалтийские единомышленники не оригинальны. Ещё в октябре 2023 года министр обороны Великобритании Грант Шэппс заявил, что британские войска будут размещены на Украине, и такие планы активно обсуждаются в военном ведомстве Королевства. О чём, как оказалось, не был поставлен в известность премьер-министр Великобритании Риши Сунак, который опроверг своего министра по существу, пояснив, что, если нечто похожее и произойдёт, то только «после завершения конфликта на Украине».
И тут возможны варианты: либо королевский министр обороны взболтнул невпопад лишнего, либо королевский премьер не в курсе дела, поскольку, как сообщило 2 февраля РИА Новости со ссылкой на осведомлённый источник, Великобритания действительно предложила союзникам рассмотреть вопрос об отправке на Украину экспедиционного корпуса альянса. Предлагалось скрытно перебросить на Украину крупные высокоманёвренные силы НАТО из приграничных районов Румынии и Польши с задачей занять рубеж по правому берегу Днепра. Кроме того, британский план якобы предполагает развёртывание на территории Норвегии и Финляндии контингента для «распыления» сил и средств российских войск.
Тогда же ещё один вариант войны с Россией озвучивал министр обороны США Ллойд Остин: «Откровенно говоря, если Украина падёт, я действительно считаю, что НАТО вступит в борьбу с Россией».
Что такое «ООФ»?
В России, естественно, внимательно наблюдают за этими процессами. Так, в журнале Минобороны РФ «Военная мысль» была опубликована статья, в которой описывается один из вероятных сценариев нападения на Россию. Авторы отмечают, что в настоящий момент в международных отношениях происходит снижение величины допустимого порога противоречий для перехода от невоенных к военным мерам разрешения конфликтных ситуаций.
В связи с чем зарубежные специалисты рассматривают возможность создания компактных межвидовых высокомобильных многосферных группировок войск - объединённых оперативных формирований (ООФ), которые будут иметь наземную, морскую, воздушную, космическую и информационную боевую компоненту. В мирное время численный состав ООФ может составлять 50-70% от штата, который в случае войны будет пополнен за счёт мобресурса.
По задумке, такие ООФ должны быть способны в короткие сроки осуществить комплексное поражение административно-политической и военно-промышленной инфраструктуры России во всех сферах их боевого применения. До начала активной фазы боевых действий ООФ будут систематически проводить учения, в том числе и демонстрационные, при этом не исключаются «случайные» нарушения российской государственной границы.
В статье говорится, что наиболее вероятным применением ООФ будут воздушно-космические, а затем и космическо-воздушные наступательные операции, состоящие из быстрого глобального удара и нескольких (от 2 до 7) массированных ракетно-авиационных ударов. Это, в свою очередь, формирует новые требования к уровню обеспечения безопасности России. Авторы отмечают, что одну из ключевых ролей здесь будут играть Воздушно-космические силы.
Пентагон: война на два фронта?
Нетрудно догадаться, что комплексные учения сил НАТО Steadfast Defender 2024, которые продлятся до мая, в определённой степени являются «обкаткой» ООФ. Но, несмотря на громкие заявления, они будут проходить в урезанном варианте, так как задействованных в учениях девяноста тысяч военнослужащих явно недостаточно для полномасштабной войны с Россией. Но тут, как говорится, чем богаты, тем и рады. Больше позволить себе Запад просто не может, а резервы пусты, потому что даже стратегические запасы вооружений и боеприпасов ушли на Украину. Никто ведь не ожидал боевых действий прежде невиданной интенсивности. Даже Пентагон.
В медиаструктуре Politico была приведена оценка возможностей американского ВПК по итогам 2023 финансового года, сделанная самим военным ведомством США. В отчёте было указано, что ВПК США «не имеет нужного потенциала, мощностей и устойчивости, необходимых для удовлетворения всего спектра потребностей быстрого и масштабного военного производства». А американские производители вооружений не готовы оперативно обеспечить армию США - им «будет трудно отреагировать со скоростью, масштабами и гибкостью, которые требуются для удовлетворения нужд при крупном современном конфликте».
Аналогичную оценку со ссылкой на Стокгольмский институт исследования проблем мира даёт и Associated Press. По их версии, западный ВПК не смог «адаптировать производство к высокоинтенсивным войнам», поскольку столкнулся с нехваткой рабочей силы, растущими затратами и сбоями в цепочках поставок. Не лучше дела и у оружейников Пятой республики. 14 марта, отвечая на вопрос журналистов, почему французский ВПК может производить лишь 100 снарядов в день, Макрон, который, если помните, собрался начать войну с Россией, заявил: «Наш ВПК не адаптирован к боевым действиям с высокой интенсивностью. Это скромный показатель, и в этом нет ничего особенно удивительного». Так и хочется спросить: а как же поход на Москву, откладывается, что ли?
А вот глава военного ведомства Борис Писториус, у которого тоже глубоко засел в подсознании Drang nach Osten, не столь экспансивен. По его мнению, чтобы перевооружиться и подготовиться к войне с Россией, европейским странам потребуется 5-8 лет. Впрочем, США, которые держат в Европе восьмидесятитысячный контингент, серьёзно никогда и не рассчитывали на своих партнёров по Североатлантическому альянсу. В основном за всё платить приходится самим и самим же всё делать.
На днях американский Центр стратегических и международных исследований CSIS представил доклад, согласно которому, чтобы подготовиться к «сдерживанию России» в Европе, США предстоит разместить на постоянной основе крупный воинский контингент у восточных границ альянса. Уже к 2025 году необходимо дополнительно развернуть четыре бригады в Польше, Италии, Германии и Румынии, а к семи дислоцированным в Европе эскадрильям добавить ещё одну в Германии, оснащённую истребителями F-16.
Кроме того, как отмечается в докладе, предстоит увеличить запасы боеприпасов на европейском континенте, в том числе ядерных, усилить системы ПРО и ПВО. А ВМС США предписано «расширить возможности НАТО в борьбе против российских подводных лодок».
В общем, планов у Пентагона громадьё, но как бы не разорваться на части от усердия, поскольку в соответствии с их стратегией национальной безопасности главным соперником для США является Китай, а вовсе не Россия. И цифры это подтверждают. В проекте финансирования Пентагона на 2025 год на программу сдерживания России в Европе предполагается ассигновать примерно 3,9 миллиарда долларов, а на сдерживание Китая в Индо-Тихоокеанском регионе - почти 10 миллиардов. Таким образом, Европа явно не видится для США основным театром боевых действий в ближайшее время.
Подстрекатели и провокаторы
Но это вовсе не означает, что Россия должна подстраиваться под военные планы вероятного противника - ждать, когда они расставят силы и средства, подвезут патроны. Воевать по их правилам Россия тоже не собирается. Как отмечается в статье начальника Военной академии Генштаба ВС России генерал-полковника Владимира Зарудницкого, Россия будет «отстаивать своё право на существование и свободное развитие всеми имеющимися средствами», а в Концепции внешней политики Российской Федерации учтены и рассмотрены все варианты применения военной силы против нашей страны.
В том числе и вариант «косвенной агрессии», как на Украине, когда Запад не только обеспечивает ВСУ боевой техникой и вооружениями, но и регулярно направляет в зону боевых действий своих военспецов. Причём в качестве источника военных угроз могут выступать, опять-таки по аналогии с Украиной, не только государства, но и негосударственные структуры в виде террористических организаций.
Не исключены и провокации, за счёт которых, пока платят, и существуют, например, прибалтийские лимитрофы. Командующий вооружёнными силами Эстонии генерал Мартин Херем, уже хорошо известный хроническим русофобством, недавно озвучил своё «экспертное» мнение: «Россия пока не готова вступить в военный конфликт с НАТО. Это произойдёт не сегодня и не завтра. Но даже через год или шесть месяцев они могут сделать с нами что-то очень ужасное. Им не нужно идти маршем на Варшаву, Берлин или даже Таллин. Это может принять форму мелкомасштабной военной агрессии».
Что имел в виду этот отчаянный вояка, не очень понятно. Да и не стоит разбираться. И так понятно, что задача Херема и ему подобных - нагнетать обстановку, создавать фон, оправдывающий возможную провокацию в отношении России. Поскольку Запад признал провал украинской авантюры, ожидать можно чего угодно.