«Дмитрий Донской»: в парк «Патриот» или на распил?
Ветераны подводного флота выступили с инициативой сохранения в составе ВМФ самой большой в мире атомной подводной лодки (АПЛ) «Дмитрий Донской» проекта 941У «Акула» (по классификации НАТО «Тайфун») в качестве стоящего на страже наших рубежей символа.
ТК-208 был флагманом подводного флота СССР, олицетворявшим военную мощь и передовые технологии советского оружия, конструкторскую и инженерную мысль, опередившую своё время. В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула» выведен из состава ВМФ России и отправлен на военно-морскую базу в Северодвинске, где он отслужил почти 40 лет и где теперь его ожидает утилизация.
Справка
Эта лодка - рекордсмен во всём, а её размеры можно сопоставить с девятиэтажным домом на пять подъездов: длина - 172 метра, ширина - 23,3 метра, а высота - 26 метров. Водоизмещение корабля - 48 тысяч тонн. При этом подлодка развивала неплохую скорость: 20 км/ч на поверхности и 40 км/ч под водой. На корабле могут поместиться 160 человек, а в автономном плавании «Дмитрий Донской» продержится 120 дней.
ТК-208 «Дмитрий Донской» был головным кораблём серии из 6 лодок. Создавались они в противовес американским «Огайо». Но при распаде СССР лодки остались без оружия. Так как они представляли наибольшую угрозу для наших заклятых «друзей», все силы и деньги были брошены на то, чтобы первыми «под нож» пошли именно они. Три лодки в начале 2000-х порезали на металл на деньги США и Канады. Три: «Дмитрий Донской», «Архангельск» и «Северсталь» стоят у пирса и ждут решения своей судьбы.
Сегодня на смену «Акулам» пришли стратегические лодки четвёртого поколения проекта 955 «Борей» и «Борей-А».
В составе Северного флота находятся два подводных крейсера - это «Юрий Долгорукий» и «Князь Владимир», третий крейсер «Князь Пожарский» достраивается на плаву. В составе Тихоокеанского флота значатся пять «Бореев»: «Александр Невский», «Владимир Мономах», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III». В строительстве: «Дмитрий Донской» и «Князь Потёмкин», ещё два готовятся к закладке.
Таким образом, Северный и Тихоокеанский флоты будут иметь в своём составе по шесть стратегических ракетоносцев базового и модернизированного проектов «Борей/Борей-А».
ТТХ. Атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения (АПРКСН) проекта «Борей»:
- водоизмещение подводное - 24 000 тонн,
- глубина погружения - 480 метров,
- экипаж - 107 человек,
- автономность - 90 суток,
- подводная скорость - 29 узлов.
На вооружении БРПЛ Р-30 Булава, торпеды калибра 533 мм, ракеты-торпеды РПК-6М «Водопад».
Обладает высокими манёвренными характеристиками и акустической малозаметностью.
У списанного «Дмитрия Донского» два варианта: утилизация или модернизация. Ветераны-подводники нашли третий - переместить ТК-208 «Дмитрий Донской» в парк «Патриот» в Кронштадте в качестве музея. С этим предложением летом 2022 года ветераны-подводники Общероссийской организации «Офицеры России» обратились с открытым письмом к министру обороны РФ Сергею Шойгу.
С тех пор прошло почти два года, однако судьба «Дмитрия Донского» так окончательно и не решена. 19 марта, в День моряка-подводника, ветераны вновь напомнили о своём предложении.
«Сохранить корабль, стоявший на страже наших рубежей, как символ»
Контр-адмирал Владимир Дудко, член Совета высшего офицерского состава Общероссийской организации «Офицеры России», доктор военных наук, профессор, академик Академии военных наук:
- Я служил в 45-й дивизии подводных лодок на многоцелевой атомной подлодке проекта «671РТМ», и нашему экипажу удалось сделать то, чего никто не может сделать до сего времени. Мы осадили гонор американцев, и они до сих пор боятся проводить учения в зоне влияния нашего Тихоокеанского флота. Это я говорю о значении только одной многоцелевой подводной лодки.
Невозможно переоценить значение подводной лодки «Дмитрий Донской». Скажу больше, эта лодка была гарантом мирного сосуществования двух систем и двух миров. «Дмитрий Донской» всегда стоял молчаливой угрозой для дальнейшей экспансии и эскалации силы Соединённых Штатов по всему миру.
Я понимаю, что восстановить подводные лодки проекта 941 в качестве стратегического оружия уже вряд ли удастся, поскольку в 90-е годы с подачи США подводный флот РФ, доставшийся ей в наследство от Советского Союза, был порезан. Но, как говорится, каждому овощу своё время. Возможно, «Дмитрий Донской» и эти подводные лодки уже не смогли бы служить как стратегическое оружие. Сегодня у нашего флота есть достойная замена. Наши новые подводные лодки отвечают самым последним требованиям обороны и нападения.
Считаю необходимым сохранить как качественный образец нашего судостроения и пример героической службы моряков-подводников подлодку «Дмитрий Донской». Эта подлодка является символом того, как важно стоять на страже наших и мировых морских рубежей.
«"Дмитрий Донской" мог бы продолжить боевую службу»
Член Президиума Общероссийской организации «Офицеры России», бывший командир подводного крейсера «Томск» капитан 1 ранга запаса Вячеслав Черноус:
- «Дмитрий Донской» мог бы продолжить боевую службу. Это лично моя точка зрения - рановато его списывать с учётом его предыдущих боевых возможностей. Понятно, что вооружение на культовой АПЛ отслужило свой срок и явно требует модернизации, поэтому и назрел вопрос о её дальнейшей судьбе. Я бы всё же такой вариант рассмотрел.
США - наш потенциальный противник - модернизирует свои стратегические подлодки типа «Огайо» под крылатые ракеты. Так, если раньше «Огайо» могла нести 24 баллистические ракеты, то теперь снабжена 150 «Томагавками». А сколько бы понёс «Дмитрий Донской» «Цирконов»? Да это был бы кошмар для любого супостата.
Что касается перспективы сохранения крейсера «Дмитрий Донской» как исторической памяти. Потерять такой уникальный корабль, как «Дмитрий Донской», было бы неправильно и несправедливо, так как он не имеет аналогов в мире. Поэтому его необходимо сохранить, хотя бы как музей, для нынешнего и будущих поколений.
Думаю, это было бы грандиозно. Можно было бы не только оборудовать его как музей, но и использовать как центр подготовки курсантов, будущих офицеров-подводников. Кстати, с таким предложением общественная организация «Офицеры России» обратилась к министру обороны России в 2022 году.
«Дмитрий Донской» был «кораблём будущего»
Виктор Зима, выпускник Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского Комсомола, ветеран-подводник:
- Был такой командующий флотом адмирал Чернавин, подводник, командующий Северным флотом, красивый и умный русский мужик. Он говорил, что наш советский военно-морской флаг боялись, не любили, но уважали в любой точке океана.
Сохранить АПЛ «Дмитрий Донской» нужно обязательно. Его нужно сохранить ради того, чтобы наши правнуки, увидев это чудо, понимали, что мы в Советском Союзе умели строить и строили. ТК-208 строили всей страной, начиная с предприятий у Каспийского моря и заканчивая заводами во Владивостоке. Это был «корабль будущего», учебно-научная лаборатория, воспитавшая не одно поколение моряков-подводников. Сохранение этой уникальной подлодки станет победой над беспамятством и над вселенской злобой, охвативших Россию в 90-е годы, когда в стране уничтожались заводы и рушились военные постаменты, а новые корабли «пускали на иголки».
«Дмитрий Донской» был пиком советского кораблестроения, «кораблём будущего», который стал ответом на американскую ракетную систему Trident.
Кстати, сейчас в той же Америке свою память хранят - линкор «Миссури» у них стоит. «Дмитрий Донской» строился не ради войны, а ради мира. Когда советские стратегические подлодки выходили в море, все понимали, что никакой войны не будет - просто никто не посмеет.
Сейчас XXI век, неужели мы такую «штуку» не сможем перетащить, тем более она будет пустая, не будет столько весить. Но сделать это необходимо.
Это нужно нам ради памяти. Во-первых, чтоб не было стыдно перед внуками и правнуками. И во-вторых, как дань уважения нашим отцам и матерям, дедушкам и бабушкам, которые подчас в три смены строили эту АПЛ. Это достижение нужно сохранить, чтобы не быть Иванами, не помнящими родства. Ведь как музей «Дмитрий Донской» проживёт ещё сотни лет. Но просто распилить вот эту красоту… Память нельзя распилить.
Распилить нельзя, сохранить как музей
Что и говорить, этот корабль уникален и мог бы стать музеем и одновременно испытательным стендом, как никакой другой. Благодаря своим огромным размерам и невероятной живучести, он смог бы пережить даже, как говорят, «взрыв в ракетной шахте». Однако на сегодняшний день кораблю почти полвека, и возрождать его, модернизировать практически бессмысленно и связано с огромными затратами. Тем более, что производство «Бореев» четвёртого поколения уже отлажено.
Повторю, самым правильным решением было бы прислушаться к мнению моряков-подводников и сохранить флагман «Дмитрий Донской», самый большой подводный корабль из когда-либо построенных, в качестве музея.
Общественная организация «Офицеры России» выражает надежду на то, что руководство страны и Министерства обороны услышит моряков-подводников и сохранит ракетоносец для будущих поколений. Как сказал Виктор Зима, «нельзя распилить память».