Демонстрация оппозиции требует от Национального избирательного совета публикации графика выборов президента на текущий год.

Сначала санкции, потом выборы. Но санкции вперёд

Вашингтон вернулся к традиционной политике грубого давления и санкций в отношении Венесуэлы
Реклама
Сначала санкции, потом выборы. Но санкции вперёд
© globallookpress.com
Демонстрация оппозиции требует от Национального избирательного совета публикации графика выборов президента на текущий год.
Читайте нас на: 

Демпфер уже не нужен?

США вновь вводят санкции против нефтегазового сектора Венесуэлы в ответ на «неспособность правительства Мадуро обеспечить проведение инклюзивных и конкурентных выборов». Одной из главных причин такого поворота может быть то обстоятельство, что ситуация на мировом рынке нефти несколько разрядилась, и потому венесуэльская нефть уже не играет для администрации Байдена решающей роли в сдерживании цен на американских заправках в преддверии ноябрьских президентских выборов в США.

Весьма цинично, но это факт - администрации Байдена нефть больше не нужна как демпфер при финансово-экономических колебаниях в США, значит, и с официальным Каракасом, которому было позволено временно поставлять свою нефть в Штаты, нечего больше любезничать.

Какова предыстория? В октябре 2023 года, ссылаясь на обязательства президента Венесуэлы Николаса Мадуро провести «свободные выборы» в 2024 году, министерство финансов США выдало временное разрешение американским нефтяным компаниям на проведение операций с национальным нефтегазовым сектором Венесуэлы. Этому предшествовали переговоры на Барбадосе между правительством Венесуэлы и местной оппозицией, которые завершились подписанием так называемого «Барбадосского соглашения». В нём стороны договорились о «работе над проведением свободных и справедливых президентских выборов», которые должны состояться в течение 2024 года, хотя дата их не была объявлена.

В результате администрация США «в поощрение демократического процесса в Венесуэле» смягчила санкции в отношении нефтяного сектора страны. Венесуэла получила возможность экспортировать свою нефть и, соответственно, предпринять меры по смягчению экономического кризиса, спровоцированного теми же Соединёнными Штатами.

Никто никому не доверяет

Надо отметить, что по окончании переговоров на Барбадосе, даже после уже подписания документа о проведении выборов, стороны по-разному его интерпретировали. Это сразу же заложило основу для подозрений в том, что США и, соответственно, оппозиция в любой момент смогут обвинить власти Венесуэлы в несоблюдении договорённостей. Собственно, именно так и вышло.

Администрация Байдена вновь ввела нефтяные санкции в отношении Венесуэлы, 17 апреля 2024 г.
© globallookpress.com
Администрация Байдена вновь ввела нефтяные санкции в отношении Венесуэлы, 17 апреля 2024 г.

Однако стоит признать очевидный факт: США никогда не верили обещаниям венесуэльских властей о демократизации жизни в стране, независимо от того, насколько искренними были заявления правительства Мадуро. Главная цель США - отнюдь не демократизация Венесуэлы, а возвращение под свой контроль её нефтяных запасов, что возможно только при изменении политического режима в Венесуэле - будь то выборы или тривиальный госпереворот.

И потепление в отношениях между США и правительством Мадуро объяснялось исключительно меркантильными соображениями американцев. Учитывая это, и правительство Мадуро со своей стороны тоже не испытывало никаких иллюзий относительно «добрых» намерений администрации США. Аналитики указывали, что в октябре прошлого года обе стороны приняли правила взаимовыгодной игры. Белому дому во главе с Байденом была нужна дешёвая нефть для преодоления роста внутренних розничных цен на топливо, а Венесуэле - деньги от экспорта своей нефти. Если это справедливо, значит, президент Мадуро чисто из тактических соображений согласился выслушать проамериканских «засланцев», выдававших себя за оппозицию, и выиграл время для того, чтобы наполнить госбюджет необходимыми стране долларами.

При этом трудно обвинять президента Мадуро в лицемерии. Он никогда не говорил, что готов вернуть страну в 70-е годы, когда полновластными хозяевами венесуэльской нефти были известные американские корпорации. А именно это пытаются сделать США, сменив политический режим Венесуэлы руками вскормленной ими оппозиции.

«Любовь» закончилась

Срок действия выданного администрацией США разрешения на работу с Венесуэлой, официально известного как «Генеральная лицензия 44» (GL44), истёк 18 апреля. К этому моменту администрация должна была решить, выполняет ли правительство Венесуэлы те обязательства, которые были взяты в рамках «Барбадосского соглашения». И вот, по словам высокопоставленного представителя администрации Байдена, которого цитирует CNN, США «завершили очень тщательный анализ» и определили, что правительство Мадуро «не выполнило» несколько ключевых положений соглашения.

Таким образом, США не будут продлевать GL44, и санкции, которые были сняты, снова вступят в силу через 45 дней. Собственно, рано или поздно США должны были это объявить под тем или иным предлогом.

Кандидат от оппозиции Мария Корина Мачадо теперь уже не кандидат.
© globallookpress.com
Кандидат от оппозиции Мария Корина Мачадо теперь уже не кандидат.

Сейчас предлог выбран в виде того, что власти Венесуэлы «зажимают» оппозицию, которую на момент подписания «Барбадосского соглашения» олицетворяла выпестованный Штатами новый персонаж по имени Мария Корина Мачадо. Она бывший депутат Национальной ассамблеи (парламента), из неё США пытались слепить «лидера оппозиции» по образу Хуана Гуайдо. «Мы были особенно обеспокоены тем фактом, что власти Венесуэлы <…> заблокировали участие в выборах ведущего кандидата от оппозиции Марии Корины Мачадо, а затем также не позволили назначенному ею альтернативному кандидату доктору Корине Йорис зарегистрироваться в качестве кандидата в президенты», - заявил анонимный чиновник администрации Байдена, которого цитирует CNN.

От смены персонажей оппозиция не меняется

То есть, повод для США возобновить санкции был в отстранении Марии Корины Мачадо. Между тем, несмотря на мнение своих кураторов в США о «зажиме демократии в Венесуэле», венесуэльская оппозиция - с ведома и при участии выбывшей из игры Мачадо - предложила нового кандидата на выборах. И власти этому не мешали.

«Демократическая унитарная платформа», которая представляет значительную часть правой оппозиции, объявила своего кандидата на пост президента. Им стал дипломат Эдмундо Гонсалес. Он зарегистрирован от партии всё той же отстранённой Марии Корины Мачадо. По словам координатора PUD Омара Барбосы, Эдмундо Гонсалеса поддерживают все участвующие в платформе движения. Соответственно, «Барбадосское соглашение», на которое ссылались США, всеми сторонами венесуэльского политического процесса - и властями тоже - выполняются. Но США ничего не говорят о том, что продлевают эмбарго на применение санкций против Венесуэлы.

Значит, дело не в венесуэльской демократии, а в венесуэльской нефти.

Кстати, выборы президента Венесуэлы уже намечены на 28 июля. Для участия в них зарегистрированы 13 кандидатов. От правящей коалиции левых венесуэльских партий «Большой патриотический полюс Симона Боливара» баллотируется действующий президент Венесуэлы Николас Мадуро.

Президент готов бороться за переизбрание.
© globallookpress.com
Президент готов бороться за переизбрание.

Надо быть очень наивным, чтобы не понимать, что США не оставят попыток вмешиваться в дела Венесуэлы под предлогом обеспечения «демократизации» в этой стране. «Мы продолжим взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами, включая представителей Мадуро, демократическую оппозицию, гражданское общество и международное сообщество, чтобы поддержать усилия венесуэльского народа по обеспечению лучшего будущего для Венесуэлы. Барбадосское соглашение по-прежнему представляет наилучший путь для более демократической, безопасной и процветающей Венесуэлы, если оно будет полностью реализовано», - цитирует CNN ещё одного анонимного американского чиновника.

Риторика США в отношении Венесуэлы, как и других стран региона, в частности Кубы и Никарагуа, уже набила оскомину. В понимании Вашингтона «демократический процесс» в Венесуэле - это свержение правительства Мадуро, приведение к власти некоего марионеточного персонажа, который вернёт богатейшие нефтяные запасы Венесуэлы под контроль США.

В контексте объявленных в Венесуэле президентских выборов Вашингтон и его западные союзники ведут массированное давление на правительство Мадуро с тем, чтобы расширить простор для деятельности оппозиции и в конце концов привести её представителя в президентский дворец. Примечательно, что США используют для этого в том числе и чиновников ООН. В феврале этого года официальный Каракас обвинил Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в том, что оно стало инструментом для «заговорщиков и террористов». Венесуэла приостановила деятельность в стране Технического консультативного бюро Верховного комиссара ООН по правам человека и потребовала, чтобы его сотрудники покинули национальную территорию.

Логика США

Что значит возобновление санкций против Венесуэлы? Логика США понятна: жизнь людей должна ухудшиться до крайности, чтобы любой персонаж, который появится в качестве кандидата в президенты и пообещает «лучшую жизнь», казался единственным спасителем и надеждой.

Но дело в том, что, как писала американская печать, среди потенциальных оппозиционных кандидатов на роль президента Венесуэлы постоянно идёт грызня за лидерство. Каждый из них хочет громче других крикнуть американцам: «Я гожусь! На меня обратите внимание!» Эти публикации предваряли открытое заявление тогдашнего президента США Трампа о том, что «временный президент» Хуан Гуайдо никуда не годится и что его надо менять. Масса подобных статей показала, что вся так называемая «оппозиционная» деятельность в Венесуэле направляется из Вашингтона.

Сегодня нефть всегда найдёт свой рынок сбыта.
© globallookpress.com
Сегодня нефть всегда найдёт свой рынок сбыта.

Венесуэльские власти это, конечно, не забыли и имеют это в виду, когда кто-то из-за границы пытается сегодня навязывать им некий «демократический электоральный процесс». Выборы в Венесуэле, конечно, состоятся. Но только пройдут они по сценарию, отличному от того, который написан в Госдепе и в ЦРУ США.

Власти Венесуэлы были готовы к такому развитию событий. Министр нефти Венесуэлы Педро Тельечеа заявил, что его страна «всё равно будет развиваться - с санкциями или без них».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама