Надменный галл теряет Сенегал
Ба бахнулся
Макрону разбили его «витрину» в Африке - Сенегал. Конституционный совет Сенегала в конце марта, опубликовав окончательные результаты выборов главы государства, объявил новым президентом страны Бассиру Диомай Фай. Новый лидер намерен полностью разорвать валютную связь, которая связывает Сенегал, бывшую колонию, с французской метрополией и мешает его развитию.
Согласно официальным итогам народного волеизъявления, кандидат от несистемной оппозиции в первом туре набрал 54,28% голосов. На втором месте оказался бывший премьер-министр, 62-летний Амаду Ба (35,79% голосов), который прочно ассоциировался у сенегальцев с действующим правительством и неоколониальным присутствием Франции, привыкшей ставить на ключевые посты своих кандидатов. Последнее обстоятельство, судя по всему, и стоило господину Ба разгромного поражения от человека, который стал кандидатом всего за две недели до выборов.
По оценке Всемирного банка, Сенегал является одной из наиболее стабильных стран в Африке. Возможно, это связано с влиянием французского капитала на все политические процессы в стране. С момента обретения независимости в 1960 году здесь прошло три мирные передачи президентской власти, и все они были результатом выборов. Последний президент Маки Саль был избран в 2012 и 2019 годах.
Согласно новой Конституции 2016 года, президентский срок составляет пять лет, и эту должность может занять любой гражданин Сенегала в возрасте от 35 до 75 лет, говорящий на французском языке, но не более двух сроков подряд. Президент избирается прямым всеобщим голосованием абсолютным большинством поданных голосов. Это вам не Штаты!
С победой Фая поздравил в соцсетях уходящий глава государства Маки Саль. «Приветствую гладкое проведение президентских выборов 24 марта 2024 года и поздравляю г-на Бассиру Диомая Фая, который стал победителем. Это победа сенегальской демократии». А что ещё может сказать «смотрящий» от коррумпированной профранцузской администрации, который справедливо опасается сюрпризов от новичка, не связанного, как он сам, обязательствами перед французским посольством? Поздравления такого предшественника на должности абсолютно лицемерны хотя бы потому, что всю оппозицию при нём пересажали, а самого Фая амнистировали лишь за две недели до выборов. Но тот успел объединить протест и победил.
Помог скандал
Помог скандал. Маки Саль, который уже не мог переизбраться по закону, за три недели до выборов, 25 февраля, объявил, что решил отложить их на… 15 декабря. Аргумент уходящего президента - «неразбериха с кандидатами». Якобы в январе Конституционный совет одобрил список кандидатов, не включив в него оппозиционных лидеров, что вызвало общественное возмущение. «Эти непростые условия могут серьёзно подорвать доверие к избирательным бюллетеням, посеяв семена пред- и послевыборных споров», - быстро пошёл на попятный Маки Саль в своём обращении к народу, обвинив к тому же Конституционный совет в подтасовках.
Хитрый ход ушлого манипулятора сенегальцы раскусили и его кандидата дружно прокатили.
Заморозка процесса смены главы государства в Сенегале не удовлетворила оппозицию страны. В результате последовавших беспорядков, решение Саля было отменено Конституционным судом страны, который постановил, что президентские выборы должны состояться не позднее 2 апреля - даты истечения срока полномочий действующего лидера.
По итогам национального диалога, правительство Сенегала назначило президентские выборы на 24 марта. Количество кандидатов было рекордным - 17. Однако, как и раньше, Париж не смог полностью контролировать ход перемен.
Почему он крайне нервирует Европу?
Сорокачетырёхлетний Фай - пятый и самый молодой президент в истории Сенегала. Впервые с момента обретения Сенегалом независимости от Франции в 1960 году, в первом туре президентских выборов победил кандидат от оппозиции. Как уточняет издание Press Afric, он также является первым главой западноафриканского государства с двумя жёнами, будучи правоверным мусульманином. Кроме того, этот парень, который недавно носил «динамовскую» шапочку с помпоном, является обладателем степени магистра права, полученной в Дакарском университете, и диплома Национальной школы управления Сенегала (ENA). После престижной школы Фай решил стать налоговым инспектором в Департаменте налогов и недвижимости, чтобы знать всё.
Вот этот бывший налоговый инспектор и занял пост генерального секретаря партии «Патриоты Сенегала за труд, этику и братство» (PASTEF), хотя и оставался номером «два» при лидере Усмане Сонко.
14 апреля 2023 года Фай был арестован по разным обвинениям: от клеветы до «подстрекательства к восстанию». В июле 2023 года власти страны распустили его партию, обвинив обоих руководителей в подрывной деятельности. Выйдя по амнистии 14 марта 2024 года, Фай заменил своего друга Сонко, который не рискнул баллотироваться из-за тяжести предъявленных ему обвинений. Делая ставку на успех Сонко, с 2021 года Фай разрабатывал политическую программу, продолжая эту работу даже во время пребывания в тюрьме.
Молодой политик позиционирует себя как левый панафриканист, стремящийся восстановить суверенитет Сенегала и избавить его от рудиментов французского колониализма (в частности, западноафриканского франка КФА). В своей победной речи Фай пообещал, как и положено новому главе государства, бороться с коррупцией и реформировать экономику. Он намерен «очистить политический класс», пересмотреть все нефтегазовые контракты с ТНК и ввести суверенную национальную валюту.
Бассиру Диомай Фай реально угрожает компрадорской «сенегальской элите», справедливо обвиняя её в коррупции, плохом управлении и неправедно нажитом богатстве. Но главный пункт его программы - вывести страну из многовекового подчинения страны западным державам, особенно Франции. И эта программа крайне нервирует ЕС.
Экономическая газета Les Echos констатировала очередной провал французского влияния в Африке. В материале под названием «В Западной Африке идёт крестовый поход против франка КФА» отмечается, что друг за другом от связанной с евро валюты стали отказываться Нигер, Мали и Буркина-Фасо, а теперь ещё и Сенегал. Отмечается также, что перечисленные страны захлопнули дверь Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) и создали Альянс государств Сахеля (АЕС). Les Echos приходит к выводу, что после того, как год назад Макрон стукнул кулаком по столу и призвал к «французскому экономическому пробуждению в Африке», там начался «великий упадок французских компаний».
Где Макрон, там бесславие
Сейчас французское правительство и политический класс пытаются анализировать уроки бесславного вытеснения Франции из Западной Африки. Позиции Парижа казались козырными после стольких лет удержания экономического намордника на продажных режимах, якобы представлявших «освободившиеся народы Чёрного континента». Консервативный Le Figaro сокрушается, что внезапный и неожиданный уход Франции из стран Сахеля в пользу России после провала операции «Бархан» ещё не до конца изучен и осмыслен.
Спустя 11 лет после начала операции, которую Франсуа Олланд с большим энтузиазмом развернул против исламских радикалов, французские войска вытеснены из региона, хотя сохранили присутствие в Чаде и оставили 350 солдат на территории Сенегала. Сенегал всё ещё оставался витриной французского «эффективного управления бывшими колониями». И тут эти честные выборы!
Издание задаётся ключевым вопросом: сможет ли Франция смягчить потери в Сенегале после неудач в Мали, Буркина-Фасо и Нигере, где к власти пришли военные хунты. В Дакаре же выборы прошли демократично, в отличие от госпереворотов по всей Западной Африке. А значит, демократические выборы дают «огромную надежду» разочарованной молодёжи страны.
Однако для Figaro куда важнее понять, в какой степени это событие может усилить региональную стратегическую переориентацию «в ущерб Франции и в пользу России». Французы во всех своих бедах, понятно, винят русских за их «искусство разжигать антифранцузские настроения, играя на антиколониальном неопанафриканском духе новых поколений, которые искали козла отпущения». Так ведь Макрон подошёл на роль идеально…
В Париже хотят верить, что новичков можно приручить!
Партия PASTEF Усмана Сонко и Бассиру Диомая Фая пришла к власти под лозунгом «Франция, оставь сенегальцев в покое», аргументируя его тем, что «им достаточно семи веков страданий, торговли людьми, колонизации и неоколонизации». Но новая команда, считает Figaro, сбавила обороты, заявив, что не хочет разрыва с Парижем. В Елисейском дворце защебетали об «очень позитивном диалоге» между Макроном и новым президентом. Во избежание конфронтации с Францией, всё ещё крупнейшего инвестора и второго по величине торгового партнёра Сенегала, советники Фая объясняют, что страна ведёт курс на укрепление независимости не «против Франции», а «ради Сенегала». В Париже хотят верить, что новичков можно приручить!
Стратегическое влияние Франции и ЕС в Западной Африке заметно ослабло, что пошло на пользу России. Процесс этот объективный и закономерный. Причём глупо со стороны Макрона сводить всё к кибератакам и «русской экспансии». Ведь новые власти, будь они хунты, режимы или законные левые либералы, всегда ищут выгоды от партнёрства и гарантии стабильности. Пока правительство Сенегала избегает конфронтации с Парижем, но и стремится к партнёрству с Москвой, которая выступает важным гарантом безопасности в регионе, отмечает Le Figaro, защищая африканцев от радикальных исламистов. А ещё есть в многополярном мире Китай, Индия, Иран, которые легко заменят высокомерный Париж.