Не хочешь служить в ЦАХАЛ, запишись в ешивы
Верховный суд Израиля принял решение отменить государственные субсидии для ультраортодоксальных мужчин-евреев, которые не служили и не служат в армии. Вместо этого они получают образование в частных еврейских религиозных школах, известных как ешивы. В отличие от них, большинство еврейских мужчин обязаны отслужить в армии около трёх лет. Даже после окончания службы они каждый год привлекаются на сборы, где должны провести определённое количество дней. Израильские женщины-еврейки служат в армии два года.
«Беспрецедентное издевательство над изучающими Тору»
Признав нынешнюю систему призыва граждан (было бы правильнее добавить: «и непризыва ультраортодоксальных израильтян») на действительную военную службу несправедливой и дискриминационной, Высокий суд обязал нынешнее правительство Биньямина Нетаньяху проинформировать о своей позиции по этому вопросу до 29 марта или провести обязательный набор харедим (так в Израиле называют учащихся в ешивах ультраортодоксов) к 1 апреля.
Согласно законопроекту, который Биби намерен представить своему кабинету министров, возраст освобождения от военной службы для харедим будет повышен с 26 до 35 лет. Тем, кто уклоняется от службы в армии в течение трёх лет, будет предъявлено уголовное обвинение.
Нетаньяху сразу же обратился к суду с просьбой о продлении срока предоставления окончательного варианта таких предложений на 30 суток. Премьер считает, что для достижения соглашения по этому вопросу, прежде всего, с религиозными партиями, раввинами и самими харедим понадобится дополнительное время. Как показывает опыт прошлых лет, призывы в армию без согласованных договорённостей почти всегда имели противоположный эффект.
Раскол
Американская газета The Washington Post называет раскол в правительстве Нетаньяху по поводу призыва в армию ортодоксов и ультраортодоксов самой серьёзной угрозой существованию нынешнего кабинета министров. По данным израильского телеканала 12 TV, решение данной проблемы затронет интересы по меньшей мере трети из 180 тысяч студентов-семинаристов, которые получают от правительства субсидии на очное обучение. Такая перспектива будет иметь ошеломляющие и далеко идущие последствия как для правительства, в котором есть немало религиозных политиков, так и для десятков тысяч израильских мужчин, которые отказываются служить в армии.
Мощный блок ультраортодоксальных и правоцентристских партий, благодаря поддержке которых Биби снова стал главой кабмина, выступает за то, чтобы ортодоксы продолжали пользоваться различными льготами, прежде всего правом не служить в армии. Лидер религиозной партии ШАС Арье Дери назвал решение Верховного суда «беспрецедентным издевательством над изучающими Тору».
Центристы, включая бывшего и нынешнего министров обороны Бени Ганца и Йоава Галанта, которые выражают мнение большинства населения и считаются одними из основных критиков Биби и потенциальными претендентами на пост премьер-министра, настаивают на том, чтобы все слои общества вносили равный вклад в обороноспособность страны.
Таким образом, и правые, и центристы имеют диаметрально противоположные точки зрения. Обе стороны угрожают Нетаньяху выйти из правительственной коалиции, обрушив тем самым правительство и поставив страну перед необходимостью провести новые выборы, которые «вечный» Биби», судя по результатам социологических опросов, вряд ли выиграет.
Весь цимес - откосить от армии и не платить налоги
Вооружённые силы Израиля на протяжении десятилетий рассматривались большинством населения как своего рода плавильный котёл, через который должен пройти каждый уважающий себя и свою страну мужчина. Им возражают религиозные партии, раввины и харедим. Они считают, что интеграция ультраортодоксов в армию поставит под угрозу их устоявшийся образ жизни, набожность и преданность соблюдению еврейских заповедей. Ведь на военной службе им придётся встречаться и общаться с людьми из ЛГБТ-сообщества (экстремистская организация, запрещённая в РФ), с друзами, бедуинами, наконец, иметь дело с самым, пожалуй, опасным для их набожности искушением - с женщинами.
Близкое знакомство с подобными соблазнами опасно тем, что может расшатать полученные в ортодоксальных семьях и в ешивах убеждения, изменить формирующееся мировоззрение. Кроме того, их учителя-раввины внушают харедим, что они с помощью божественной силы защищают Израиль не менее надёжно, чем вооружённые силы.
Историческая справка
Проблема призыва ультраортодоксальных евреев на военную службу уходит корнями в первые годы существования Израиля. В 1948 году премьер-министр Давид Бен-Гурион решил освободить около 400 юношей от армии, чтобы они могли посвятить себя религиозной деятельности: изучению текстов Торы, еврейского законодательства и этики. Отцы-основатели пошли на ряд других послаблений для харедим, так как верили, что таким образом удастся сохранить священные знания и традиции, почти уничтоженные во время гитлеровского плена.
И это несмотря на тяжёлые бои, которые вело в то время против миллионов арабов за право существования еврейское государство со своим тогдашним 600-тысячным населением, где каждый боец, способный держать в руках оружие, был на счету. Правда, тогда такие шаги не казались чем-то из ряда вон выходящим. Численность харедим была невелика, и, как ожидалось, должна была сократиться по мере ассимиляции.
Однако к концу 1990-х годов эта уступка уже не казалась такой незначительной. Благодаря высокому уровню рождаемости численность харедим быстро увеличивалась. На сегодняшний день она приближается к 13%, то есть примерно к одному с четвертью миллиону человек из более чем 10-миллионного населения. По прогнозам правительства, к 2042 году численность харедим может достигнуть 20%. Между тем государственные субсидии для харедим значительно выросли после того, как Менахем Бегин во главе партии «Ликуд» пришёл к власти в 1977 году. Отказ от службы в армии стал для ультраортодоксов таким же священным, как и соблюдение кошерности или шабата.
Шутка
В своё время среди ооновских наблюдателей из ОНВУП, старейшей миротворческой организации по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (в английском варианте UNTSO - United Nations Truce Supervision Organization), где мне довелось служить, ходило что-то вроде такой шутки:
- Как можно стать ультраортодоксом?
- Нужно перестать платить налоги и постараться «откосить» от армии.
Как ни странно, но в еврейском государстве наиболее религиозные евреи отказываются не только платить налоги (часто бывает так, что на них просто нет денег) и служить в армии, но даже не хотят хоть как-то помогать строительству этого государства. В то же время ортодоксы получают от того же государства деньги, от которых не думают отказываться. Дело в том, что многие из харедим уверены в том, что Израиль должен был создаваться не человеческими руками, но промыслом Божиим.
Война не стирает все следы
Если одни ортодоксальные евреи вполне разделяют идеи сионистов и смыкаются с ультраправыми партиями, то другие к такой идеологии и к её апологетам относятся довольно критически, даже негативно. Такие ребята вполне обоснованно полагают, что евреи и арабы до появления сионистов на территории Палестины жили как добрые соседи. Но после того, как сюда пришли сионисты и начали грубо вытеснять арабов с их земель, начался период взаимной вражды и ненависти. Некоторые ортодоксы помнят, как ещё в далёком 1924 году сионистские экстремисты убили главу одной из религиозных общин Израиля Якуба де Хаана, выступавшего за мирное сосуществование между арабами и евреями.
Разумеется, со временем многое изменилось, и сегодня погоду в израильском обществе, в том числе среди ультраортодоксов, делают совсем другие люди. Большинство сторонников нормализации отношений с палестинцами теперь живут за пределами Израиля. Хотя иногда и в Израиле на антиправительственных и антисионистских митингах принимают участие ультраортодоксальные евреи, сжигающие израильские флаги.
Пока Израиль жил в относительно спокойных условиях, обычные светские израильтяне и ультраортодоксы, хотя и недолюбливали друг друга (мягко сказано), но всё же уживались вместе. Всё менялось, когда начинались войны, вооружённые конфликты или операции, связанные с тяжёлыми потерями в живой силе. Эмоции в таких случаях перехлестывали через край, общество закипало от возмущения, от чувства попранной справедливости, от осознания того, что одним приходится рисковать жизнью и здоровьем, защищая родину, а другие в тылу получают государственные стипендии, ничем не рискуя.
Особо нетерпимым и несправедливым такой порядок проявил себя после начала конфликта в Газе в октябре прошлого года. Только по официальным данным, в нём погибли более 500 израильских солдат и офицеров, по неофициальным - до нескольких тысяч. И хотя сторонники харедим утверждают, что ЦАХАЛ не нуждается в ультраортодоксах, на самом деле израильская армия испытывает 10-тысячный дефицит в живой силе.
К штыку приравнять… тексты из Торы
Нехватку в людях можно было бы без проблем компенсировать за счёт призыва ультраортодоксальных евреев. Но никто не собирается так поступать. Во-первых, этому всячески сопротивляются раввины. Они не хотят, как уже было замечено, не только подвергать молодые поколения тлетворному влиянию извне, но и терять шекели. Ведь чем больше у них учеников, тем больше денег получают от государства их ешивы. Раввины в данном случае относятся к этому как к собственному и весьма выгодному гешефту.
Так, по оценкам, в 2021 году Израиль тратил 83 млн долларов на обучение 54 тысяч своих учеников в ешивах, плюс ещё 248 млн долларов на религиозных евреев с семьями. В 2023 году эти суммы были увеличены. При этом многие в Израиле надеялись, что субсидии и впредь будут расти.
Во-вторых, религиозные политики, оправдывая своё намерение освободить от службы в армии харедим, утверждают, что уже добровольным участием в гражданских спасательных службах они якобы вступают в ряды армии. Ой, лукавят!
Израильская газета «Гааретц» со ссылкой на управление кадров ЦАХАЛ сообщает о том, что в армию в прошлом году вступили всего 540 харедим. В то же время освобождение от налога получили рекордные 66 тысяч ультраортодоксов.
Более того, перед началом войны в Газе Биби обещал принять закон, который, с одной стороны, должен был освободить харедим от будущих судебных разбирательств, а с другой - приравнять изучение Торы к военной службе на благо Израиля. Нетаньяху во главе своего правительства такие законы принять не успел, поскольку был слишком занят проталкиванием судебной реформы.
В-третьих, таким политикам, как Нетаньяху, нужны союзники из религиозных партий, равно как и религиозно-националистические политики заинтересованы в харедим как в резерве для пополнения своих рядов. Защищая ортодоксальную молодёжь от службы в армии, Нетаньяху, которого ультраправые держат на коротком поводке, пытается угодить своим союзникам по коалиции - религиозным и националистическим партиям. В противном случае, они могут выйти из коалиции и привести к падению правительства. Если это произойдёт, стране придётся провести новые выборы. При этом у Нетаньяху, судя по социологическим опросам, вряд ли будут шансы снова возглавить новый кабинет министров.
По этим причинам, вместо того чтобы увеличить количество призывников за счёт харедим и, таким образом, если не облегчить, то уж во всяком случае не усилить воинскую нагрузку между гражданами, Нетаньяху и правительство приняли новые законы и правила, которые ещё больше обременяют и без того обременённых службой людей. Так, под самый занавес прошлого года Кнессет принял закон о повышении возраста для выхода из запаса.
Дембель
Теперь резервисты в звании рядовых и сержантов освобождаются от военной службы в запасе по достижении 41 года вместо 40, как было раньше, а офицеры - после 46 лет вместо прежних 45. Кроме того, были увеличены сроки сборов для резервистов. Если ранее они должны были провести на сборах в течение трёх лет не менее 54 дней, то по новым правилам ежегодные сборы увеличены до 42 дней, а количество дней, которые нужно провести на сборах за все три года, равно 126, то есть более чем вдвое.
Мал «ультраортодокс», да дорог
На протяжении многих лет государство пыталось изменить эту ситуацию, восстановив справедливость по отношению к большинству мужского населения и распределив бремя военной службы поровну между всеми, включая связанные с ней риски для жизни. Такие попытки, как правило, не приводили к успеху. Во многом это было связано с почти постоянным присутствием в правительстве влиятельного религиозного, точнее, ультра- и ортодоксального лобби, а также с особенностями политической системы страны.
А они таковы, что в нынешних условиях крупным и влиятельным партиям приходится вступать в коалицию с мелкими политическими организациями. Иначе не получить минимум 61 депутатский мандат в 120-местном Кнессете (израильский парламент), необходимый для формирования правительства. Так получилось и на последних выборах в 2022 году, когда влиятельная партия «Ликуд» во главе с Нетаньяху одержала победу только благодаря поддержке со стороны малоразмерных религиозных партий «ШАС», «Яхудат а-Тора» («Объединённый иудаизм») и ультранационалистического блока «Религиозный сионизм».
Именно эти партии сыграли роль политического довеска, склонившего чашу весов в пользу начинавшей терять влияние и популярность «Ликуд». Правда, за согласие мелких партий войти в правительственную коалицию приходится потом расплачиваться и министерскими портфелями, и различными обещаниями. Именно эти религиозные партии в роли политического лобби впоследствии торпедировали любые попытки светских политиков принять законы, регулирующие деятельность ультраортодоксов и ограничивающие их во многом неограниченные возможности «откосить» от армейской лямки.
Есть ещё один нюанс, который связан с текущей ситуацией. Дело в том, что после начала конфликта в Газе многие израильтяне, чтобы не подвергать опасности свою жизнь, стараются уклониться от призыва в армию и записываются в ешивы. А занятия прогуливают.