Украинские легенды о «трёхсотке», или Фабрика фейков
© РИА Новости
Комплексы С-300 наиболее эффективны при работе в комплексной системе ПВО.

Украинские легенды о «трёхсотке», или Фабрика фейков

Можно с полной уверенностью утверждать, что доставшиеся киевскому режиму от СССР зенитные ракетные комплексы С-300 попали не в те руки, и теперь от «дружественного огня» гибнут сами же украинцы
26 июня 2024, 06:43
Реклама
Украинские легенды о «трёхсотке», или Фабрика фейков
© РИА Новости
Комплексы С-300 наиболее эффективны при работе в комплексной системе ПВО.
Читайте нас на: 

С-300: один в поле не воин

Ранние модификации зенитно-ракетного комплекса С-300П (ПТ и ПС) создавались как составная часть системы ПВО СССР, которая считалась мощнейшей. В рамках этой системы ЗРК С-300П рассматривался как зенитно-ракетный комплекс средней дальности и по сути являлся третьим эшелоном ПВО после истребительной авиации и зенитно-ракетных систем большой дальности С-200. Задачей С-300П было уничтожение баллистических (кроме МБР) и крылатых ракет, а также «дострел» самолётов противника, преодолевших первые два эшелона.

«За спиной» С-300 был четвёртый эшелон из ЗРК С-125. При этом в составе ПВО имелись ещё и радиотехнические войска (РТВ), которые обеспечивали постоянное наблюдение за воздушным пространством по всему периметру границ страны. Именно РТВ при необходимости должны были поднять по тревоге истребительную авиацию и зенитные ракетные войска, предварительно обеспечив их целеуказанием. 

Недостатками С-300 являлись низкий темп перезаряжания пусковых установок (ПУ), наличие большой мёртвой воронки вокруг ПУ и зенитно-ракетных дивизионов в целом (внутри этой воронки цель не может быть поражена), а также невозможность работы радиолокационных станций (РЛС) в постоянном режиме. Как и все ЗРС средней и большой дальности, «трёхсотка» оказалась достаточно громоздкой и не очень мобильной, а С-300ПТ вообще была стационарной.

Внутри системы ПВО СССР все перечисленные недостатки более или менее нивелировались. Радиолокационным станциям не было необходимости постоянно находиться в рабочем режиме - для этого существовали РТВ, низкая скорость перезарядки компенсировалась наличием большого числа готовых к пуску зенитных управляемых ракет (ЗУР), большая мёртвая воронка нивелировалась взаимным прикрытием дивизионами одного полка. Кроме того, страховали друг друга и полки, а также другие средства ПВО.

Семейство ЗРК, разработанное ЦКБ «Алмаз» в 60-70-х годах ХХ века для оснащения частей ПВО мобильным многоканальным комплексом, позволяющим отражать массированные авианалёты.
© РИА Новости
Семейство ЗРК, разработанное ЦКБ «Алмаз» в 60-70-х годах ХХ века для оснащения частей ПВО мобильным многоканальным комплексом, позволяющим отражать массированные авианалёты.

А потом «трёхсотку» стали «выдёргивать из контекста» и делать «самостоятельной величиной» (да ещё и в урезанных вариантах - в полку по одному-два дивизиона по 4-8 ПУ в каждом вместо трёх-пяти дивизионов по 12 ПУ). И недостатки стали неизбежно проявляться.

В первый раз это произошло во время агрессии НАТО против Югославии весной 1999 года. Именно тогда над Русью поднялся вой патриотической общественности: «Почему мы не отправляем в Югославию С-300?» Что интересно, отголоски этого воя слышны до сих пор, хотя за 25 лет можно же было хоть что-то понять.

С-300П в любой модификации состоит из множества многотонных многометровых машин. Поэтому комплекс крайне сложно перебрасывать по воздуху даже в спокойных условиях: в «Руслан» влезает одновременно не более двух машин из состава «трёхсотки», поэтому для переброски хотя бы одного дивизиона надо много «Русланов» или много времени. А другие транспортные самолёты ВВС РФ в данном случае просто бесполезны. Подобная операция была принципиально нереализуема ещё и потому, что авиация НАТО, имея полное господство в воздухе, могла вывести из строя взлётно-посадочные полосы любого югославского аэродрома.

Конечно, можно было перевезти С-300 по морю. Правда, это довольно медленно, потому что далеко. К тому моменту, когда российские суда с «трёхсоткой» добрались бы до югославских портов, натовцы, вероятно, уже завершили бы свои бомбардировки. И даже если бы российские суда смогли достичь югославских (черногорских) портов, а ВМС НАТО пропустили бы их, на этом всё бы и закончилось.

Многотонные многометровые машины, не имеющие никакой конструктивной защиты и никакого собственного оборонительного вооружения, были бы уничтожены натовской авиацией прямо в порту. В крайнем случае на марше в направлении района развёртывания - никаких шансов дойти, развернуться и привестись в состояние боевой готовности у «трёхсотки» не было даже теоретически.

Одновременно с событиями, происходившими в Югославии, развивалась другая история, связанная с продажей Россией «трёхсотки» Кипру. На тот момент противовоздушная оборона этой страны имела лишь три батареи (12 ПУ) итальянского ЗРК малой дальности «Аспид», полсотни советских и французских ПЗРК «Стрела-2» и «Мистраль» и некоторое количество швейцарских зенитных орудий малого калибра. Истребители киприотам даже не снились, да и сейчас не снятся. Приобретение Никосией С-300 создавало ситуацию, которую можно описать известной фразой: «Без штанов, но в шляпе».

Зенитно-ракетные комплексы С-300, доставленные в Сирию самолётом Ан-124-100 «Руслан».
© РИА Новости
Зенитно-ракетные комплексы С-300, доставленные в Сирию самолётом Ан-124-100 «Руслан».

Но с учётом географии «трёхсотка» с Кипра теоретически могла сбивать самолёты над территорией его главного врага - Турции. Поэтому Анкара официально предупредила, что уничтожит С-300, как только та будет развёрнута на острове. А поскольку никаких РТВ у Кипра никогда не было, турки, скорее всего, нанесли бы удар совершенно безнаказанно - С-300 просто не успела бы включиться. Но даже если каким-то образом С-300 удалось бы привести в боевую готовность, Турция пожертвовала бы несколькими старыми F-4 и F-5, на которые «трёхсотка» истратила бы ракеты и была бы гарантированно уничтожена турецкими F-16.

Антиреклама для российской С-300 была бы колоссальной, при этом никого не интересовало бы, что ЗРС поставили в безвыходную ситуацию. В итоге «трёхсотку» забрала Греция (страна-член НАТО) и развернула у себя на Крите (позже на С-300, пользуясь возможностью, хорошо потренировались ВВС США и Израиля). Вместо С-300 Кипру были переданы 6 ЗРК малой дальности «Тор-М1», которые были более уместны в данной ситуации. 

Друг против друга. Технология пуска

Теперь С-300 с обеих сторон воюет на Украине, где стала «героем» совсем удивительной истории. Тотальная мировая информационная война порождает огромное количество очень забористых фейков, но все рекорды сюрреализма побил украинский фейк о том, как ВС РФ, ДНР и ЛНР, начиная с 2014 года, непрерывно обстреливают контролируемые ими же города Донбасса. Поверить в эти самообстрелы может разве что клинический идиот, другого однозначно не дано. Тем не менее таких персонажей нашлось огромное количество, причём не только на Украине.

И как тут не вспомнить о таком понятии, как «карма»? Многолетнее враньё Киева про российско-донбасские намеренные самообстрелы довело до вполне реальных украинских самообстрелов. Они, правда, ненамеренные, но от этого их жертвам не легче.

Ранними модификациями «трёхсотки» были С-300ПТ (элементы ЗРС размещались на полуприцепах) и С-300ПС (элементы ЗРС размещались на шасси автомобилей МАЗ-543). Отличие было именно в шасси, то есть в степени мобильности (у С-300ПС мобильность, естественно, была гораздо выше), в остальном эти ЗРС были полностью совместимы.

Зенитно-ракетный полк (зрп) С-300ПТ/ПС включает командный пункт (КП) и до 6 зенитно-ракетных дивизионов (зрдн). Как правило, в составе зрп было 3-4 зрдн, гораздо реже - 2 или 5. В состав КП зрп входит пункт управления («собственно КП», аппаратный контейнер Ф9) и радиолокатор обнаружения (РЛО). РЛО обнаруживает цели на высоте более одного километра и передаёт данные на ЭВМ (точнее, ЦВК - цифровой вычислительный комплекс) пункта управления. В состав каждого зрдн входят пункт управления дивизионом (аппаратный контейнер Ф2), радиолокатор подсвета и наведения (РПН, аппаратный контейнер Ф1), низковысотный обнаружитель (НВО) и 4 стартовые позиции.

Стартовая позиция зенитных ракетных комплексов С-300 «Фаворит».
© РИА Новости
Стартовая позиция зенитных ракетных комплексов С-300 «Фаворит».

На каждой стартовой позиции находятся три пусковые установки (ПУ). Из них одна является «ведущей», на ней размещён аппаратный контейнер Ф3. Через него осуществляется подготовка и пуск ЗУР (по командам из Ф2) с самой этой ПУ и двух других ПУ той же стартовой позиции. Таким образом, в каждом зрдн имеется 4 «ведущих» и 8 «обычных» ПУ, на каждой - по 4 ЗУР в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Соответственно, всего в зрдн 48 ЗУР, все они одновременно готовы к пуску, который производится вертикально.

НВО (низковысотный обнаружитель) обнаруживает цели, летящие на высотах менее одного километра, данные о них передаются на КП полка (в Ф9). Там обрабатываются данные, полученные как от «своего» РЛО, так и от НВО всех зрдн. После этого ЭВМ распределяет цели для обстрела между зрдн. Если зрдн работает автономно от зрп, ему придаётся дополнительная РЛС (как правило - 36Д6), которая заменяет РЛО, однако такой вариант не является оптимальным и понижает возможности ЗРС.

Каждый зрдн может одновременно обстреливать до 6 целей, причём в штатном режиме на каждую цель наводятся две ЗУР. Наведение ЗУР осуществляется посредством РПН, который работает в секторе шириной 60 градусов по азимуту и 70 градусов по углу места (РПН, как и РЛО, имеют фазированные антенные решётки). Наведение ЗУР в ЗРС С-300П (как и в американской ЗРС «Пэтриот») осуществляется методом «через ракету», это синтез радиокомандного и полуактивного радиолокационного наведения. Основным является радиокомандное наведение, однако ЗУР принимает отражённый от цели сигнал РПН и транслирует его обратно на РПН, а из него - на ЭВМ в Ф2. Это позволяет корректировать траекторию полёта ЗУР.

ЗУР, как было сказано выше, стартует вертикально (с помощью катапульты, двигатель начинает работать уже в воздухе), благодаря этому не имеет значения, с какого направления подходит цель. После включения твердотопливного двигателя он работает непрерывно на протяжении примерно 13 секунд - до полной выработки топлива. За это время ЗУР набирает высоту до 30 км и скорость 2 км/с. Если цель является баллистической, ЗУР идёт прямо на неё. Если цель является аэродинамической (самолёт, вертолёт, крылатая ракета), ЗУР пикирует на неё сверху, управляясь только рулями (поскольку топливо уже выработано) по командам от РПН.

Дальность полёта ЗУР 5В55К составляет 45 км, ЗУР 5В55Р - 75 км. Как правило, на одной ПУ размещается три 5В55К и одна 5В55Р. Применять другие ЗУР С-300ПТ/ПС не могут.

На командном пункте во время боевой работы.
© Министерство обороны РФ
На командном пункте во время боевой работы.

Для передачи данных о цели на РПН одного из зрдн ЭВМ (ЦВК) в Ф9 должна провести завязку трассы этой цели. Это возможно после прохождения через цель луча РЛО и/или одного из НВО несколько раз (как правило - 4). При этом, если цель имеет очень низкую скорость, трассу автоматически завязать не удастся. Для наведения ЗУР на цели, имеющие низкую скорость (вертолёты или лёгкие самолёты), необходимо осуществить ручное наведение, это делают размещённые в Ф9 операторы в специальном режиме.

Выбор цели

ЗРС С-300ПМ была принята на вооружение и находилась в производстве в 1990-е годы, то есть уже в России. Тем более это относится к ЗРС С-400, которая является очень глубокой модернизацией С-300П и пошла на вооружение уже в XXI веке. В этих комплексах применяются более современные РЛС и ЗУР (48Н6, 9М96, 40Н6), хотя общие принципы функционирования и структура ЗРС остаются теми же. Украина, как и другие страны бывшего СССР, имеет на вооружении только С-300ПТ/ПС.

Режим стрельбы по наземным целям в ЗРС С-300П предусмотрен не был (нижняя граница зоны поражения составляет 25 м для 5В55, 10 м для более современных ЗУР). И в этом не было необходимости, поскольку в ВС Советского Союза имелось достаточно средств для поражения наземных целей. Поэтому ни одна из РЛС, входящих в состав ЗРС С-300П, не может захватить наземную цель и тем более завязать её трассу (если цель неподвижна, у неё вообще нет никакой трассы).

Кроме того, экономически нерационально стрелять дорогостоящей сложной ЗУР, предназначенной для поражения современных воздушных целей, по гораздо более простым (и дешёвым) наземным целям, особенно это относится к современным ЗУР 48Н6, 9М96, 40Н6.

Поэтому любимая украинской пропагандой тема стрельбы российскими комплексами С-300 по наземным целям на Украине - стопроцентный фейк. У российских Вооружённых сил нет такой необходимости из-за наличия большого количества специальных ракет (крылатых и баллистических), предназначенных для поражения наземных целей, причём их выпуск налажен буквально в три смены (ещё одним бесконечно повторяющимся фейком являются разговоры о том, будто у России заканчиваются ракеты).

Ракета пошла к воздушной цели.
© РИА Новости
Ракета пошла к воздушной цели.

Кроме того, экономически это совершенно нерационально, поскольку современные ЗУР для С-300ПМ и С-400 нужны по прямому назначению. Что же касается С-300ПС с ЗУР 5В55, в российских арсеналах их почти не осталось (С-300ПТ уже давно полностью сняты с вооружения). Формально можно было бы отстрелять эти ракеты по наземным целям, но, как было сказано, у ЗРС нет такого режима, к тому же, и об этом тоже говорилось, дальность полёта 5В55К составляет всего 45 км, 5В55Р - 75 км, и если пустить эти ракеты по баллистической траектории, дальность повысится незначительно.

К тому же по оптимальной баллистической траектории ЗУР не полетит уже потому, что стартует вертикально (оптимальная баллистическая траектория требует наклонного старта под углом к горизонту примерно 45 градусов). Соответственно, чтобы стрелять зенитными ракетами по наземным целям, пусковые установки надо располагать практически на линии фронта. А поскольку средства ПВО вообще и С-300 в частности из-за больших размеров, низкой мобильности и отсутствия конструктивной защиты крайне уязвимы от любого наземного оружия, даже стрелкового, такая «инициатива» безумна с военной точки зрения.

Даже украинские источники ничего не сообщают о появлении российских С-300ПС на линии фронта. При этом большинство украинских городов, на которые падают ЗУР 5В55, находятся на удалении в несколько сотен километров от линии фронта, то есть российские ракеты этого типа по определению не могут так далеко залетать.

Соответственно, все падающие на украинские города ЗУР 5В55 являются украинскими и другими быть не могут. Гарантийный срок хранения такой ЗУР в ТПК составляет 10 лет, при этом самым «новым» украинским ракетам уже более 30 лет. Вот почему многие ракеты сразу после запуска выходят из строя, и не происходит их самоликвидации в воздухе. Однако, если ракета не вышла из строя, нельзя исключать вероятность падения её фрагментов на город. Ведь украинские системы С-300 часто размещают прямо в городах.

Здесь также присутствует и крайне циничный политический расчёт. Если российские военные обнаружат украинскую технику в городе, они могут не наносить по ней удар, чтобы не причинить вред мирным жителям. Однако если российские войска всё же атакуют эту технику, украинская пропаганда немедленно обвинит их в целенаправленном уничтожении мирного населения. С пропагандистской точки зрения очень выгодно…

Уничтоженная позиция дивизиона ЗРК С-300 ВСУ в населённом пункте Циркуны Харьковской области.
© Министерство обороны РФ
Уничтоженная позиция дивизиона ЗРК С-300 ВСУ в населённом пункте Циркуны Харьковской области.

Но размещение элементов С-300 среди городских построек имеет и обратную сторону: низколетящая цель, если уйдёт за высокие здания, может быть потеряна лучом РПН. В этом случае наведение ЗУР будет потеряно, и восстановить его, скорее всего, уже не удастся.

В лучшем случае ЗУР самоликвидируется, причём, вполне вероятно, на небольшой высоте, поразив город осколками. В худшем - целиком упадёт на город. В связи с этим можно с большой долей уверенности утверждать, что почти все мирные жители украинских городов, погибшие во время российских ударов, были убиты именно украинскими зенитными управляемыми ракетами, тем более что российские ракеты нацелены исключительно на военные или инфраструктурные объекты.

Как известно, «Кинжалы» и «Искандеры» поразить ранними «трёхсотками», которыми вооружены ВСУ, почти нереально, а вот дозвуковые (на маршевом участке) крылатые «Калибры» они сбивать могут. Правда, в этом случае «Калибр», летевший к военной или инфраструктурной цели, скорее всего, упадёт на город. То есть и в этом случае украинских мирных жителей, по сути, убивает украинская же ПВО.

Война идёт уже третий год, и, по-видимому, как украинские, так и российские С-300П имеют боевые успехи, боевые потери тоже - война есть война. В худшем случае потери российской стороны составили несколько отдельных элементов ЗРС, что не критично. ПВО Украины, изначально получившая от ПВО СССР 43 дивизиона С-300ПТ/ПС (из них, впрочем, пять дивизионов С-300ПС в 2014 году остались в Крыму), потеряла до 60 ПУ С-300ПС (т.е. до пяти дивизионных комплектов) и до 24 С-300ПТ (до двух дивизионных комплектов), а главное - от 8 до 14 радиолокаторов подсвета и наведения (РПН), без которых дивизион небоеспособен, даже если все остальные элементы не пострадали.

Украина потеряла до 84 ПУ С-300.
© Министерство обороны РФ
Украина потеряла до 84 ПУ С-300.

При этом значительная часть украинских ЗУР 5В55 либо потеряна, либо израсходована, либо вышла из строя, поэтому эти ракеты - ракеты российского производства - падают на украинские города всё реже. Намного чаще - зенитные управляемые ракеты от «Пэтриотов» и IRIS-Т, которые даже украинской пропаганде выдавать за российские сложно.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама