Дело о захвате сейнера «Норд» - от расплаты не уйдёт никто
Часто можно услышать мнение, что уголовные дела, возбуждённые в РФ по следам преступлений, совершённых украинскими силовиками, бессмысленны. Мол, зачем? - «Их же не поймаешь!»
Конечно же, эта эмоциональная оценка неверна. Ибо «сколько верёвочке не виться, а конец будет». Доказательством тому является дело о незаконном захвате украинской стороной российского сейнера «Норд», примечательное не только тем, что виновные, в конце концов, понесли заслуженное наказание, но и той, без преувеличения, громадной ценой, которую Неньке пришлось заплатить за пиратство собственных пограничников.
Давайте вспомним эту историю.
«Баба Хасан» и остальные
24 марта 2018 года маломерный рыболовный сейнер «Норд» (проект 13301, водоизмещение 186,8 тонн), принадлежавший производственному кооперативу «Рыболовецкий колхоз имени Первого мая», вышел из Керчи на промысел тюльки в акваторию Азовского моря. На борту сейнера находились капитан Владимир Горбенко, восемь рыбаков и женщина-кок. Лов рыбы «Нордом» осуществлялся в разрешённом районе, который был определён совместным договором между Россией и Украиной. С 2003 года в этом районе «тягали тюльку» как наши рыбаки, так и рыбаки Незалежной, что не вызывало возражений ни у российских, ни у украинских морских пограничников.
25 марта, когда в трюме «Норда» находилось уже 6 тонн тюльки, к борту сейнера лихо притёрлась Морська охорона Державної прикордонної служби України. Украинские «прикордонники» прибыли на посудине, не так давно называвшейся «Баба Хасан». Эта шхуна, конфискованная у турок в 2010-м за незаконный лов рыбы, числилась на Украине кораблём морской охраны специального назначения, в силу чего теперь имела пару пулемётов и новое гордое имя «Оникс».
Наведя на «Норд» пулемёты, украинцы объявили, что занимаются проверкой погранрежима. Затем вооружённые «прикордонники» согнали команду «Норда» на корму сейнера и потребовали предъявить документы. Ознакомившись с оными, пограничники объявили рыбакам, что те задержаны. Задержаны, несмотря на то, что судно под российским флагом следовало вне украинских госвод, имело все положенные документы, а экипаж «Норда» не нарушал в течение промыслового периода правил рыболовства. Почему задержаны? Потому что у всех членов команды сейнера имеются российские паспорта, выданные в Керчи. А эти паспорта, равно как и корабельные документы «Норда», согласно принятому на Украине закону о временно оккупированных территориях, считаются недействительными. После чего пограничники опломбировали трюм «Норда» и под конвоем отвели наш сейнер в Бердянск.
Попутно до сведения задержанных граждан России довели, что им инкриминируется статья 204 ч. 2 Кодекса об административных правонарушениях Украины («Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из неё»). Потенциальное наказание - штраф от 100 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан или административный арест на срок до 15 суток. Отдельно «порадовали» капитана сейнера сообщением, что ему инкриминируется статья 332-1 УК Украины («Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из неё с целью причинения вреда интересам государства»). Наказание - ограничение свободы на срок до 3 лет или лишение свободы на тот же срок, с конфискацией транспортных средств. «Но этого всего можно избежать, - вдруг сжалились "прикордонники". - Если вы предъявите украинские паспорта!»
Разумеется, таковые паспорта граждане России предъявлять не стали, поэтому в отношении задержанных членов команды судна были составлены документы по статье 204-2 КУпАП, а в отношении капитана в СБУ направлено сообщение по статье 332-1 УКУ. Сразу по прибытии в Бердянск команда «Норда» угодила под мощный прессинг. Всю ночь российских рыбаков допрашивали сотрудники СБУ, погранслужбы, Рыбинспекции и полиции. Потом, после перерыва, последовали новые допросы… Ничего не добившись, украинцы 30 марта наложили на сейнер арест.
Как сомалийские пираты
Постепенно ситуация на застрявшем в Бердянске сейнере ухудшалась. Стала заканчиваться имеющаяся на борту вода, в трюме протухла рыба. Перманентное состояние стресса, в котором пребывали запертые на судне пожилые рыбаки, обернулось для них неоднократными вызовами «скорой». Консул пробиться к команде «Норда» не смог - украинские власти просто не дали дипломату соответствующего разрешения. Точнее, консулу заявили, что граждан России на судне нет (!), поэтому ему, консулу, на «Норде» делать нечего.
Тем временем управление ФСБ России в Крыму в отношении сотрудников Госпогранслужбы Украины, задержавших «Норд» в Азовском море, возбудило уголовное дело по статье «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава». 1 мая МИД России потребовал от властей Украины немедленно освободить экипаж и снять арест с судна, вернув его владельцу. Официальный представитель МИД России Мария Захарова отметила: «Налицо очередная провокационная выходка украинских властей в отношении граждан РФ. Применительно к экипажу судна украинские пограничники действовали просто как сомалийские пираты».
Пока МИД РФ укорял украинских «партнёров» в откровенном государственном пиратстве, в Бердянске раздавал «героические» интервью командир «Оникса» Максим Бенедисюк, дословно заявивший следующее: «Конечно, это [захват сейнера] задело их [российских пограничников] профессиональное чувство. Они имеют столько кораблей и скоростных катеров в Азовском море, а "Норд" задерживает какая-то турецкая шхуна. Мы их сделали. И не раз ещё сделаем!»
До сих пор неизвестно, был ли осуществлён захват «Норда» по указке из Киева или же это был личный перформанс пана Бенедисюка. Так или иначе, данный акт откровенного государственного пиратства вкупе со стремлением украинских властей насильно удержать у себя «Норд» и его команду побудил Москву предпринять ответные действия в Азово-Керченской акватории.
Потери оказались колоссальными
Внезапно для Украины Россия ужесточила режим досмотра иностранных судов, следовавших через Керчь-Еникальский канал и направляющихся в украинские порты Азовского моря или, напротив, покидающих оные. Действия российской стороны при этом оставались в рамках правового поля, что были вынуждены признать и сами украинцы. Правда, легче им от этого не стало.
Само собой, в немалой степени ужесточение Россией режима досмотра иностранных судов оказалось вызвано вводом в строй первой линии Крымского моста. Странно было бы ожидать от Москвы, что та не озаботится вопросами охраны имеющего стратегическое значение сооружения после украинских мрий о его уничтожении. Но всё же событием, по-настоящему послужившим «спусковым крючком» для дальнейшего усиления конфронтации между Россией и Украиной в акватории Азова, стал именно инцидент с «Нордом».
Первоначально к почти тотальному досмотру «купцов», организованному в мае 2018-го в зоне Керченского пролива и Азовского моря Береговой охраной Пограничной службы ФСБ Российской Федерации, на Украине отнеслись с лёгкой досадой. Но по мере того, как множилось количество остановленных российскими пограничниками сухогрузов и росло время досмотра судов, украинская досада сменилась озлобленностью. Что, в общем, немудрено.
Согласно данным председателя наблюдательного совета Фонда «Майдан иностранных дел» Андрея Клименко, только за период с 17 мая по 11 июля 2018 года в акватории Азовского моря и зоне Керченского пролива было отмечено 146 случаев остановки и досмотра российскими пограничниками иностранных судов, действовавших на линии, соединявшей Керчь-Еникальский канал с Мариуполем и Бердянском. В 25 случаях из этих 146 остановке и досмотру подверглись суда, следовавшие под флагом Украины.
В зависимости от тоннажа судна и характера перевозимого им груза, досмотр мог продолжаться от 2 до 6 часов. После этого судно неизменно пограничниками отпускалось, но… Но каждый час задержки рейса, по словам заместителя директора Мариупольского порта Юрия Балана, обходился судовладельцу в потерю 5-15 тысяч долларов. Росли неустойки, взлетала страховка…
Неудивительно, что значительная часть судовладельцев и грузовладельцев очень скоро стали избегать рейсов в Мариуполь и Бердянск. Попытка украинской стороны перенаправить грузопоток посредством железнодорожного транспорта полным успехом не увенчалась. Потери Украины - в первую очередь имиджевые и финансовые - на Азовском море оказались колоссальными.
Азовский кризис
Тем временем двоим рыбакам из команды «Норда» удалось самостоятельно вернуться домой, а ещё семеро были обменены на такое же количество задержанных в российских водах украинских браконьеров. Однако сам сейнер и его капитан продолжали удерживаться украинской стороной.
Объявленный на Украине конфискованным, «Норд» не менее двух раз выставлялся на аукцион. Но поскольку было понятно, что новый владелец сможет пользоваться «Нордом» только до, что называется, первого российского пограничника, продать «Норд» даже с уценкой не получилось. Так что сейнер как весной 2018-го попал в Бердянск, так и продолжал там стоять, покрываясь ржавчиной. А капитан «Норда» Владимир Горбенко, подорвавший себе здоровье за время длительного пребывания в украинском СИЗО, до конца судебных разбирательств под залог был отпущен к родственникам в Мелитополь.
Россия не оставляла попыток вернуть Горбенко на Родину. Поскольку Украина упорствовала и капитана не отпускала, прессинг российскими морскими пограничниками украинского судоходства в зоне Керчь-Еникальского канала и Азовского моря продолжался. В ответ Киев начал нагнетать истерию вокруг так называемого Азовского кризиса и приступил к переброске в Мариуполь и Бердянск корабельной группировки ВМСУ.
К чему в итоге привели эти непродуманные действия украинской стороны, хорошо известно. 25 ноября 2018 года попытавшаяся «прорваться» через Керченский пролив корабельно-катерная группа ВМСУ была задержана российскими силовиками, что спровоцировало на Украине введение военного положения. Кризис в отношениях Киева и Москвы продолжал углубляться. «Норд» всё так же простаивал у украинского причала, Горбенко продолжал «гостить» в Мелитополе, а российские пограничники неустанно досматривали иностранные суда в акватории Керчь-Еникальского канала и Азовского моря.
Чем захват маленького «Норда» аукнулся Украине, озвучили в начале февраля 2019-го эксперты «Укрметаллургпрома». По их сведениям, за 9 месяцев 2018 года финансовые показатели Мариупольского и Бердянского портов резко ухудшились. Прибыль первого уменьшилась в 2,3 раза и составила всего 47 млн гривен, а во втором порту насчитали убытков на сумму в 24 млн гривен. Объёмы отгрузки в Мариуполе и Бердянске сократились минимум на треть от уровня показателей начала 2018 года.
Среди тех, кто предпочёл, пусть и ценой немалых финансовых потерь, но переориентировать свои грузовые потоки с портов Азовского моря на порты моря Чёрного, оказались такие крупные промышленные структуры Украины, как «ММК имени Ильича» и «Азовсталь». «Портинвест» вдвое сократил перевалку в Мариуполе, а компания Рината Ахметова «Метинвест» полностью отказалась от работы с Бердянским портом.
Выстрел в собственную ногу
История с захватом «Норда» для Незалежной стала чем-то вроде выстрела в собственную ногу. Настала пора не Бенедисюку, а Москве декларировать: «Мы их сделали. И не раз ещё сделаем!»
И действительно, сделали. Причём не только с точки зрения соотношения стоимости захваченного Украиной 186-тонного российского сейнера и размеров экономического ущерба, который понесла Ненька по итогам инцидента с «Нордом».
Во-первых, 26 января 2019 года капитан «Норда» Владимир Горбенко вдруг в Мелитополе исчез… Но только для того, чтобы благополучно пересечь российско-украинскую границу и вечером 9 февраля позвонить в дверь своей керченской квартиры. Благополучное возвращение капитана, вынужденного десять месяцев провести на территории Украины то ли в статусе пленного, то ли подсудимого, оказалось для родных Горбенко полной неожиданностью.
Во-вторых, на пятый день СВО - 28 февраля 2022 года - части Вооружённых сил РФ и Народной милиции ДНР вошли в Бердянск, взяв под свой контроль как вымпелы местного отряда «прикордонников», включая «Оникс», так и продолжавший торчать здесь же на приколе «Норд». Правда, при последующем осмотре сейнера выяснилось, что за время нахождения судна в украинском порту ушлые «прикордонники» демонтировали и сдали в металлолом чуть ли не всё, что на «Норде» можно было открутить или оторвать...
В-третьих, тогда же, 28 февраля, ВС РФ и НМ ДНР заблокировали в Мариуполе крупную группировку войск ВСУ, к которой присоединилась и значительная часть сбежавших из Бердянска «прикордонников». Не исключено, что данное обстоятельство впоследствии, после освобождения Мариуполя, позволило российским силовикам в ходе фильтрационных мероприятий выявить среди украинских пленных ряд лиц, непосредственно причастных к инциденту с захватом «Норда» и его команды.
Как бы там ни было, но 10 июня 2024 года на сайте прокуратуры Республики Крым появилось следующее сообщение: «Верховный Суд Республики Крым вынес приговор по уголовному делу в отношении двух мужчин. Они признаны виновными по ч. 3 ст. 211 УК РФ (угон судна водного транспорта), п.п. «а», «в», «г», «ж» ч. 2 ст. 126 УК РФ (похищение человека). Установлено, что в марте 2018 года обвиняемые, являясь мичманом и капитаном 3 ранга Государственной пограничной службы Украины, совместно с неустановленными лицами, уголовное дело в отношении которых выделено в отдельное производство, на корабле морской охраны специального назначения «Оникс» вошли в акваторию Азовского моря».
Верховный Суд Республики Крым отметил, что обнаружив российское рыболовное судно, украинские «прикордонники» пришвартовались к нему, изъяли судовые документы и документы членов экипажа, после чего осуществили его захват с находящимся на нём экипажем. В дальнейшем осуждённые, «а также иные соучастники» осуществили незаконное конвоирование захваченного российского судна в Бердянский морской торговый порт.
Сообщение заканчивалось так: «На судне находились капитан и девять членов экипажа, которые удерживались подсудимыми. Суд с учётом позиции государственного обвинителя приговорил мужчин к 17 годам лишения свободы каждого с отбыванием первых 3 лет в тюрьме и оставшегося срока в исправительной колонии строгого режима».
«Мелют медленно, но неумолимо»
Не вызывает сомнений, что рано или поздно на скамье подсудимых окажутся и другие украинские фигуранты дела о незаконном захвате российского сейнера «Норд». Если они, конечно, смогут пережить СВО, не превратившись сначала в «пушечное», а потом в мёртвое мясо ради амбиций пана Зеленского и его западных бенефициаров.
Как говорится, «мельницы Господни мелют медленно, но неумолимо».
Это, кстати, относится не только к пиратствующим «прикордонникам», но и к фигурантам более чем 5 тысяч уголовных дел, которые, по информации главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина, с 2014 года были возбуждены в отношении представителей военного и политического руководства Украины, украинских силовых структур, а также членов радикальных националистических объединений и наёмников.
От расплаты не уйдёт никто.