Кто спасёт «пилотов боингов» заокеанского авиапрома?
© globallookpress.com
9 мая 2024 года в Сенегале самолёт Boeing 737 сошёл с взлётной полосы при взлёте. В результате этого происшествия 11 человек были ранены.

Кто спасёт «пилотов боингов» заокеанского авиапрома?

Флагманский концерн Boeing после серии серьёзных инцидентов стал олицетворением системного кризиса американской индустрии
19 июня 2024, 06:45
Реклама
Кто спасёт «пилотов боингов» заокеанского авиапрома?
© globallookpress.com
9 мая 2024 года в Сенегале самолёт Boeing 737 сошёл с взлётной полосы при взлёте. В результате этого происшествия 11 человек были ранены.
Читайте нас на: 

Для американского авиагиганта «Боинг» есть две новости - плохая и хорошая.

Начнём с негатива. Министерство юстиции обвинило компанию в нарушении законов США, что может привести к уголовному преследованию. В письме федеральному суду ведомство заявило, что концерн не смог «разработать, внедрить и обеспечить соблюдение программы соответствия и этики для предотвращения и выявления нарушений законов США о мошенничестве» в деятельности фирмы. В результате было нарушено мировое соглашение 2021 года, связанное с проблемами модели самолёта 737 Max, которые привели к двум смертельным авиакатастрофам в 2018 и 2019 годах. Компании может грозить штраф в размере 2,5 млрд долларов. Минюст также предупредил, что Boeing может столкнуться с уголовным обвинением в заговоре с целью обмана Федерального авиационного управления (FAA).

А позитив просматривается в том, что на встрече с членами семей погибших в авиакатастрофах представители Минюста сообщили, что срок давности преступлений - пять лет - истёк. А значит, руководству фирмы уже нельзя предъявить обвинения. До 2024 года в отношении Boeing действовало соглашение об отсрочке судебного преследования.

Смертельное пике

С Америкой что-то неладное. То контейнеровоз врезается в опору трёхкилометрового автомобильного моста на оживлённой транспортной реке Патапско. То появляется информация о критическом состоянии железных дорог: ежегодно с рельсов сходит более тысячи поездов. А что стало с когда-то прославленным американским автопромом? Заводы стоят заброшенные. Куда подевались «Форды», «Кадиллаки», «Бьюики»? Ау!

Теперь очередь дошла и до Boeing. Его заказы в апреле упали со 113 до семи самолётов. С начала года он поставил в общей сложности 107 лайнеров, тогда как европейский конкурент Airbus - 203, почти вдвое больше.

Первый старт космического корабля Boeing CFT-100 с астронавтами на борту, 5 июня 2024 г.
© globallookpress.com
Первый старт космического корабля Boeing CFT-100 с астронавтами на борту, 5 июня 2024 г.

Трещат и госзаказы. В космической гонке Boeing сильно отстаёт от SpaceX Илона Маска. Запуск космического корабля Starliner (создан корпорацией совместно с оборонной компанией Lockheed Martin) к МКС из-за обнаруженных дефектов в течение мая несколько раз откладывался. Но всё же в начале июня прошёл успешно. Есть проблемы с выпуском для Пентагона самолётов-дозаправщиков KC-46 Pegasus и с низкой эффективностью работы противолодочных патрульных самолётов Boeing P-8A Poseidon. На этих контрактах корпорация профукала ещё 7 млрд долларов госсубсидий.

А всего с 2019 года авиагигант потерял 32 млрд долларов. При этом долги «подскочили» в четыре раза, превысив 48 млрд долларов. Всё это может обвалить кредитный рейтинг до мусорного и стремительно приблизить фирму к банкротству.

Происшествия с его самолётами в последнее время случаются почти каждую неделю. У них во время полёта отваливаются двери, шасси, двигатели. В ходе проверок на земле вскрыты вопиющие случаи замены смазки для подгонки деталей жидким мылом, использования вместо специальных приборов обычных пластиковых карт (так называемых гостиничных ключ-карт) для проверки уплотнителя дверей при его установке. В топливных баках новых лайнеров, которые должны уйти заказчикам, обнаруживались посторонние предметы: куски ветоши, фрагменты инструментов.

Установлено, что необходимые инспекции при сдаче собранных самолётов инженеры Boeing просто не проводили, документы подделывали, а недовольным рабочим угрожали увольнением. Зловещая деталь: свидетели, которые проходили по делам о нарушениях, умирали при странных обстоятельствах.

Американский авиарегулятор закручивает гайки

Самым проблемным оказался Boeing 737 MAX. Данная модель узкофюзеляжного самолёта, впервые поднявшаяся в воздух в 2017 году, должна была произвести фурор на авиационном рынке. Достаточно сказать, что заказы на новинку поступили со всего мира, и их количество превысило четыре тысячи!

Однако в 2019 году было объявлено о приостановке из-за двух похожих авиакатастроф эксплуатации таких лайнеров (всего в мире использовались 246 самолётов, в том числе два - российской авиакомпанией S7, точнее - её дочерней фирмой «Глобус»).

Самолёт Boeing 737 MAX авиакомпании Lion Air.
© flickr.com/royalscottking
Самолёт Boeing 737 MAX авиакомпании Lion Air.

9 октября 2018 года авиалайнер Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Lion Air, выполнявший внутренний пассажирский рейс по маршруту Джакарта - Панкалпинанг, упал в Яванское море через 13 минут после взлёта. Погибли 189 человек (181 пассажир и 8 членов экипажа).

10 марта 2019 года авиалайнер Boeing 737 MAX авиакомпании Ethiopian Airlines, совершавший рейс из Аддис-Абебы в Найроби, потерпел катастрофу через шесть минут после взлёта. Погибли 157 человек (149 пассажиров и 8 членов экипажа).

В обоих случаях из-за сбоя в программном обеспечении воздушные суда ушли в крутое пике. По итогам расследований были зафиксированы проблемы с системой улучшения управления маневрированием (Maneuvering Control Augmentation System), которая предупреждает задирание носа самолёта, если пилоты пытаются поднять его в ручном режиме.

Концерн сообщил о том, что были проведены активные работы по устранению неполадок и разработке дополнительных инструкций для экипажей. После этого, начиная с декабря 2020 года, ограничения на полёты начали постепенно снимать.

Но уже в начале нынешнего года FAA приостановило эксплуатацию некоторых самолётов Boeing 737 MAX 9. Лайнер этой модели в ночь с 5 на 6 января совершил вынужденную посадку в аэропорту Портленда. Во время полёта у него оторвалась заглушка люка аварийного выхода и расположенный рядом иллюминатор. Инцидент с фюзеляжем произошёл на высоте пяти километров, к счастью, никто из 177 пассажиров и членов экипажа не пострадал.

FAA временно приостановило полёты 65 лайнеров модели Max и начало расследование. За шесть недель было проведено 89 проверок на производствах корпорации «Боинг», 33 из которых показали негативный результат. Были обнаружены, например, две неисправности, которые дали основание потребовать от корпорации заняться системами управления рулём направления. Установлено, что в одном случае на болте не было гайки, а в другом - гайка была неправильно затянута. Вроде бы мелочь, но в воздухе это могло привести к фатальным последствиям.

«Боинг» избавляется от стукачей?

В последнее время расследования происшествий в корпорации приобретают криминальный оттенок. Дело в том, что при загадочных обстоятельствах один за другим скончались два ключевых свидетеля.

В марте мёртвым был найден 62-летний бывший инженер «Боинга» Джон Барнетт. Его обнаружили в автомобиле на парковке отеля. По версии следствия, мужчина погиб от ранений, которые «нанёс себе сам». Примечательно, что как раз в это время он давал показания по делу о нарушениях на авиапроизводстве.

Инженер Джон Барнетт погиб от ранений, которые «нанёс себе сам».
© Архив семьи
Инженер Джон Барнетт погиб от ранений, которые «нанёс себе сам».

Барнетт проработал в этой корпорации 32 года. Последние семь лет, до выхода на пенсию, он занимал должность инженера по контролю качества на заводе в Северном Чарльстоне. Он рассказал, что рабочие устанавливали на самолёты детали низкого качества. По его словам, каждая четвёртая кислородная маска на борту «Боинга» может быть неисправна. Администрация на систематические нарушения закрывала глаза. Все предупреждения менеджеров компании игнорировались. Это делалось для того, чтобы обеспечить сроки сдачи готовых самолётов.

Несколько недель назад неожиданно скончался 45-летний Джошуа Дин. Он был одним из информаторов по делу о злоупотреблениях на заводах «Боинга». Джошуа работал аудитором качества в компании Spirit AeroSystems, которая является поставщиком корпорации «Боинг». Весной 2023 года он был уволен из этой компании. 

Дин утверждал, что был свидетелем обнаружения дефектов у деталей модели MAX, поставляемых смежником, о чём докладывал руководству. Однако к его сигналам никто не прислушивался. Тогда мужчина подал жалобу в FAA с изложением известных ему фактов, а также дал показания в рамках иска к акционерам компании.

Как утверждает его окружение, Дин не имел хронических недугов и вёл здоровый образ жизни. Однако его поразила некая бактериальная инфекция, которая привела к проблемам с дыханием и отказу внутренних органов. Врачи оказались бессильны ему помочь.

В американских СМИ в этой связи высказывается предположение, что история с нарушениями в корпорации «Боинг» всё отчётливее приобретает черты классического мафиозного детектива. Те, кто смеет говорить лишнее, уходят из жизни при весьма своеобразных обстоятельствах.

А тем временем

Как сообщает The New York Post, два бывших сотрудника авиакомпании намерены рассказать следствию о проблемах с продукцией компании, несмотря на трагические истории, которые произошли с двумя их предшественниками. По словам Роя Ирвина, проработавшего в компании с 2011 по 2017 год, ему приходилось сталкиваться с нарушениями безопасности и качества, которые он обнаруживал в самолётах, только что покинувших заводской цех. По словам другого информатора - Сантьяго Паредеса, он фиксировал сотни дефектов на производственной линии, включая недостающие и повреждённые детали. «Всё, что я видел, было похоже на бомбу замедленного действия», - заявил новый свидетель.

Виноват шальной золотой дождь...

Глядя на смертельное пике ещё недавно благополучной и образцовой фирмы Boeing, невольно задаёшься вопросом, чем обусловлен системный кризис американской индустрии. Не секрет, что из-за роста военной напряжённости в мире и украинского кризиса на промышленников Штатов буквально обрушился золотой дождь шальных госзаказов, которые те бездумно расхватывают. Всё это неминуемо приводит к снижению качества и ослаблению контроля за производством, что зачастую оборачивается критическими нарушениями.

Сэм Салепур, действующий инженер по качеству компании Boeing, утверждает, что столкнулся с преследованием за высказывание опасений по поводу безопасности самолётов.
© globallookpress.com
Сэм Салепур, действующий инженер по качеству компании Boeing, утверждает, что столкнулся с преследованием за высказывание опасений по поводу безопасности самолётов.

В той же истории с моделью MAX особую роль сыграло отделение от корпорации фирмы Spirit AeroSystems, которая специализируется на поставках запчастей (в ряде случаев - с дефектами) для самолётов. Разделение производилось ради экономии средств. Сейчас «Боинг» заявил о намерении выкупить Spirit AeroSystems для возвращения жёсткого контроля над процессами производства и поставок деталей и узлов. Однако для начала необходимо разобраться с уже выявленными нарушениями, которые привели не только к миллиардным убыткам, но и утрате доверия к продукции Boeing.

Заметим, что ни одна авиакомпания страны-члена ЕС в настоящее время не использует лайнеры модели MAX. Британский авиарегулятор заявил, что для захода в воздушное пространство страны от авиакомпаний, у которых есть такие «Боинги», будет требовать их строгого соответствия требованиям FAA. Turkish Airlines заявила о приостановке эксплуатации пяти самолётов Boeing 737 MAX 9 для проведения проверок.

Starliner от Boeing завис в космосе

Два американских астронавта Бутч Уилмор и Суни Уильямс, которых на МКС доставил космический корабль Starliner фирмы Boeing, не могут вернуться на Землю. Их отправка изначально планировалась на 14 июня, но была перенесена на 22 июня. Дело в том, что Starliner из-за технических неполадок не готов к отстыковке от станции. В частности, было обнаружено пять утечек гелия, используемого для повышения давления в двигателях силовой установки Starliner, и отдельно заклинило клапан окислителя, сообщило NASA.

Эти проблемы возникли в полёте после многих лет других трудностей, с которыми Boeing сталкивался при создании Starliner. В 2019 году во время испытаний без экипажа произошли десятки программных сбоев, возникли проблемы с дизайном и управлением, из-за чего корабль не смог пристыковаться к МКС. Об этом сообщило агентство Reuters.

Сейчас специалисты Boeing и NASA работают над устранением неполадок. Однако перспективы не выглядят обнадеживающе. Поэтому в NASA уже начали планировать проведение спасательной операции.

...Не секрет, что «Боинг» заинтересован в скорейшем сворачивании расследования, причём - любыми способами. Так что череда подозрительных смертей информаторов, готовых свидетельствовать против авиагиганта, тоже вызывает обоснованные вопросы и подозрения.

Примечательно, наконец, что рабочие корпорации в ходе опроса признались, что не готовы летать на самолётах «Боинг». Опасаются...

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама