Украина: тени придуманных предков
Дела давно минувших дней…
Поскольку в составе великого и могучего Советского Союза была Украинская Советская Социалистическая республика, то, естественно, она должна была иметь свою историю. Так появилось капитальное издание «История Украинской СССР» аж в десяти томах, над которым трудились три десятка остепенённых учёных: мол, жили-были славяне «в составе единого раннефеодального государства - Киевской Руси». Но вот беда, образование «древнерусской народности» в этом государстве «полностью не завершилось, и она ещё не превратилась в стойкую этническую общность». И только в период раздробленности XII-XIII веков появляются соответствующие предпосылки и условия для формирования трёх восточнославянских народностей - русской, украинской и белорусской.
Впрочем, главная «странность» советской версии истории Украины уже в том, что как государство, притом искусственное, Украина появилась только в 1917 году. В VIII-XIII веках термина «Украина» вообще никто не знал и не применял. Зато в XIV-XVII веках термины «украина», «украйна» и другие разновидности русского слова «окраина» появились в названиях многих регионов. Казаки писали Ивану III: «С твоих рязанских украин…», царю Алексею Михайловичу: «С твоих амурских украин…», «С твоей запорожской украины…» и т.д. В том же XIV веке литовский князь Витовт раздавал привилегии своим «украинным» городам Киеву и Смоленску.
Если бы перед исполнительными советскими историками поставили задачу написать историю земель, которые входили в состав УССР к 1982 году, им пришлось бы создать около двадцати версий, которые были бы практически не связаны между собой.
Например, Полесье, где с VIII века и по сей день живёт уникальный народ - полещуки. Историки относят их к праславянской группе народов. Далее - Приднепровье, Галиция, Закарпатье, Запорожская Сечь («Великий луг»), Слободская Украина (до XVII века известная как «Дикое поле») и так далее. До XVII века жители этих регионов говорили на разных языках и практически не имели культурных и экономических связей друг с другом.
А откуда пошёл термин «Киевская Русь»? В 1837 году его запустил в оборот малоизвестный историк М.А. Максимович. Причём употребил этот термин в ряду названий других русских княжеств: «Суздальская Русь», «Черниговская Русь» и т.д. А вот в 1939 году академик Б.Д. Греков обозвал «Киевской Русью» всё древнерусское гособразование IX-XII веков. Позже он поправился, заявив, что под «Киевской Русью» имел в виду «империю» Рюриковичей. Но советским историкам термин понравился, и его сделали общепризнанным.
Второй язык Овидия
После развала Советского Союза профессора и академики Незалежной начали выводить различные теории происхождения украинского народа и языка. Они стремились доказать, что украинцы не имеют ничего общего с «москалями».
«Украинский язык - один из древнейших языков мира... Есть все основания полагать, что уже в начале нашего летосчисления он был межплеменным языком». («Украинский язык для начинающих». Киев, 1992 г.). «Таким образом, у нас есть основания считать, что Овидий писал стихи на древнем украинском языке» (Гнаткевич Э. «От Геродота до Фотия»//«Вечерний Киев» за 26 января 1993 г.). «Вполне возможно, что украинская лексика... несла терминологические, колонизационные, жизнеутверждающие заряды на все четыре стороны Света-Первокрая, осваивая и оплодотворяя иноязычные и малоязычные территории... Мы можем допустить, что украинский язык стал одной из живых основ санскрита... Украинский язык - допотопный, язык Ноя, самый древний язык в мире, от которого произошли кавказско-яфетические, прахамитские и прасемитские группы языков» (Чепурко Б. «Украинцы»//«Основа», Киев, № 3. 1993).
Ну а академик, он же профессор и доктор филологических наук, П. Кононенко, в своём учебнике «Українознавство» отождествляет князя Кия с Атиллой и пишет, что «самі протоукраїнці творили життя у згоді зі своїм зовнішнім і внутрішнім світом. А той світ був глибоким, як сама історія, представники якої ще в давнину вважали скіфів-українців найпершим народом у світовій генеалогії».
Предками украинцев были древние укры. «Укры - это специфическая группа людей, древняя каста, интеллектуальная верхушка древнего общества, носители высоких духовных знаний. Это одарённые от Бога люди, люди древних духовных Знаний, люди с чрезвычайно развитой собственной энергетикой (биоэнергетикой), которые способны влиять на окружающих людей и мир». Так, по крайней мере, считают «учёные люди» из Киева, но особенно - из Львова.
Вот эти укры в VIII-IX веках трансформировались в «гарных украинцев», которые ничего не имели общего с другими славянскими племенами. И националистам такая версия понравилась. Ну а профессоров, пытавшихся возражать, стали выгонять с кафедр и запрещать печататься. Советская версия истории начала повсеместно изыматься из библиотек.
Весьма остроумно высмеял националистическую версию истории Украины и украинства Олесь Бузина в книгах «Докиевская Русь», «Тайная история Украины-Руси», за что его и застрелили средь бела дня во дворе своего дома. Но самое интересное, что эти и другие книги Олеся Бузины издавались исключительно на Украине. Российские власти побаивались печатать и даже распространять подобные издания.
А вот пример вполне благонамеренного академика Петра Петровича Толочко, который был осторожен и не высмеивал щирых историков. Разве что как-то высказался, что не понимает, как у великого украинца Владимира Мономаха сын Юрий Долгорукий оказался злостным москалём... В результате Толочко, который занимал как минимум два десятка должностей, лишили всех должностей и постов, а затем отдали под суд по обвинению в государственной измене. Пётр Петрович не дожил до суда и умер 28 апреля 2024 года на 87-м году жизни под домашним арестом.
Впрочем, к середине двухтысячных в Киеве осознали, что древние укры не годятся в создатели великой Украинской державы, и предложили новую мифологию - «Русь-Украина». Возможно, расчёт был на то, что люди, привыкшие к бредовым сказкам о древних украх, легко поверят более правдоподобной версии. И вот 25 июля 2008 года президент Виктор Ющенко учредил праздник - «День Крещения Киевской Руси-Украины».
В 2021 году уже президент Владимир Зеленский, поздравляя украинцев с Днём Крещения Киевской Руси, заявил: «Между Киевской Русью и Украиной - тысяча лет и один знак. В тексте соответствующего указа президента Украины между ними стоит тире. И это не просто знак препинания. Это знак того, что Украина является наследницей одного из самых могущественных государств средневековой Европы». И посоветовал России не претендовать на наследие Киевской Руси по причине «сомнительного родства».
Город на склонах Днепра
А что ответили московские историки? К сожалению, практически ничего, хотя Киев после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году, формально оставаясь местом пребывания великого князя, фактически перестал быть столицей государства, да и Древнерусского государства как такового уже не существовало. Во многом это произошло из-за амбиций Рюриковичей. Они отчаянно воевали за Киев, потому что он был важным транспортным пунктом на пути «из варяг в греки». В период с 1054 по 1240 год на киевском престоле сменилось более 30 князей из рода Рюриковичей. Некоторые из них занимали престол дважды или трижды. При этом все они рассматривали Киев как завоёванную территорию, и все они имели столицу в своём уделе.
В 1240 году хан Батый взял и разрушил Киев, который превратился в захолустный городок, о чём поведал итальянский путешественник Плано Карпини, посетивший Киев в 1246 году. Итальянец писал, что город Канев в 100 километрах от Киева контролировал какой-то атаман-бродник, в самом же Киеве и князя-то не было. Формально хан Батый выдавал ярлыки на Киев великим князьям Ярославу Всеволодовичу, а затем его сыну Александру Невскому. Но они туда ни разу не ездили. Современные историки вообще толком не знают, что творилось в Киеве с 1240 по 1340 год, и называют тот период «тёмными годами».
С 1340-х годов Киев контролируется литовскими князьями. Но никогда гетманской столицей город не был. Все гетманы, включая мятежных, непризнанных поляками, выбирали себе в качестве столиц города Глухов, Переяславль, Батурин и др. В документах, принятых в 1653 году на Переяславской Раде, Киев тоже упомянут не был. Смоленск и Киев в 1654 году были заняты русскими войсками не в результате какого-то акта «о воссоединении земель», а в ходе войны с поляками.
К моменту входа в Киев русских войск Верхний город лежал в руинах, практически всё население жило тогда на Подоле. Восстановить Верхний город приказали русские воеводы Ф.С. Куракин и Ф.Ф. Волконский. Через 7 месяцев через Киев проезжал антиохийский патриарх Макарий и его сын архимандрит Павел Алеппский, который высоко оценил сделанное русскими воеводами в Верхнем городе. Вот пусть теперь Зеленский покажет, что было построено в Киеве с 1240 по 1654 год. Будет очень любопытно. Уточним только, что сам он живёт в Киеве, построенном царями и комиссарами с 1654 по 1990 год.
Чужие имена
Как бы там ни было, украинская мифология успешно проникает в статьи и книги западных историков. Так, журнал Ukrainian Magazine утверждает, что украинские цивилизации восходят к 4800 году до н. э., и Запад в припадке русофобии начал тотально записывать в украинцы знаменитых русских людей. Ещё в 1996 году в городе Санлисе (Франция) на памятнике королеве Франции Анне Ярославне надпись «Анна Русская» заменили на «Анна Киевская». Её официально назвали первой представительницей Украины в Европе. В 2001 году в Венгрии установили памятник королевской чете с подписью «Андраш I и украинская княжна Анастасия». Анастасия - родная сестра Анны Ярославны.
Отец сестёр, Ярослав Владимирович, по отцовской линии был варяг, а их мать, Ингигерд, была дочерью шведского короля Олафа. Как же получились, что девочки стали украинками? В начале 2023 года в музее Метрополитен в США изменили подписи под картинами. В результате Репин и Айвазовский были представлены как украинские художники. Впрочем, чему удивляться, если у нас самих нет чётких ориентиров в безбрежном историческом море. Например, сейчас много говорят об улучшении преподавания истории в школе. Особенно это актуально в XXI веке, когда вопрос о происхождении Руси приобрёл особую важность.
Возьмём, к примеру, учебник академика РАН А. В. Толкунова для шестого класса, изданный в 2022 году издательством «Просвещение». В нём рассматриваются три основные версии происхождения слова «Русь». Согласно первой версии, слово «Русь» может быть связано с названием датского острова Рюген. Вторая версия связывает происхождение слова с рекой Рось. И, наконец, третья версия предполагает, что слово «Русь» связано с мифическим островом Русов. Однако в том же учебнике двумя страницами ранее говорится об употреблении слова «Русь» в Бертинских анналах (Франкской империи) в 839 году. А вот о сообщениях арабских и византийских историков и географов IX-XI веков в учебнике даже не упоминается.
Между тем в трудах арабских учёных неоднократно упоминаются русы - мореплаватели и воины, в IX-XI веках регулярно плававшие в Чёрном и Средиземном морях. Причём арабы именовали Чёрное море Русским морем. Термин «Чёрное море» появился после захвата турками Константинополя в 1453 году, тогда же турки переименовали Эгейское море в Белое. Во второй половине XIX века Эгейскому морю вернули историческое название, а Чёрному - нет.
Термин «Русское море» широко использовался и в Европе. Его упоминал испанский путешественник Вениамин из наваррского города Тудела. А монах Нестор в «Повести временных лет» писал: «А Днепр втекает в Поньтское море тремя устьями, это море зовётся Русским».
Данные арабских учёных подтверждаются византийскими и западноевропейскими хрониками. Согласно арабским источникам, впервые русы появились на юге Каспийского моря в 880 году. По свидетельству арабского историка Ибн Исфендийара, они напали на город Абаскуна. В августе-сентябре 844 года русы напали на Лиссабон, а в октябре - на Севилью. Об этом известно из трудов арабских историков IX века. Причём они утверждают, что русы прибыли из моря Понт (греческое название Чёрного моря).
Из всего этого и многих других свидетельств современников и данных археологических раскопок следует однозначный вывод: русы представляли собой отряды, состоявшие из норманнов (варягов) и славян. Обратим внимание, что финны зовут русских «рюсси» (ryssä), что весьма похоже на финское «routsi» - «гребцы». На Русском Севере в XIX веке ходила пословица: «Не рой зря воду», то есть в древние времена рыли не только землю, но и воду (гребли).
Как же возникло Древнерусское государство? В учебнике Торкунова об этом написано кратко и не совсем понятно. Всё начинается по старой схеме - с убийства в Киеве в 882 году «неких варягов Аскольда и Дира». Далее «киевляне признали власть Олега, который назвал Киев "матерью городов русских"». И это хороший подарок киевским историкам, позабывшим о древних украх и выдавшим новую сказку «Русь-Украина». Как и всякая недосказанность.
До сих пор и киевские, и московские историки повторяют нам сказку об Аскольде и Дире. Аскольд предводительствовал отрядами русов, напавшими в 844 году на Севилью, а в 860 году - на Константинополь. В летописях Дир упомянут где-то раза три и всегда в сочетании «Аскольд и Дир». А вот арабские историки писали: «Аскольд аль Дир», то есть «Аскольд по прозвищу Зверь». На древнеготском языке «дир» - «зверь». А затем какой-то малограмотный летописец из одного князя сделал двух...
Но вот что самое примечательное. По легенде в Киеве с V по IX век правила украинская династия князей, родоначальником которой был князь Кий, а последними князьями - Аскольд и Дир, кстати, дружинники Рюрика. Как они затесались в украинцы, вопрос риторический. Но никаких иных князей, правивших Киевом в эти 400 лет, щирым профессорам обнаружить не удалось. Согласитесь, куда проще было заявить, будто Овидий писал стихи на древнем украинском языке. Кто это может проверить? А тут столько теней «забытых» предков появляется… Вот и приходится придумывать им биографии.