Больной «чемпион» Европы
Спустя несколько дней после окончательного подсчёта голосов на внеочередных парламентских выборах во Франции медийный туман рассеивается, и становится всё яснее, в какую дыру летит французская государственность. Амбиции самовлюблённого президента страны, импульсивно объявившего досрочные выборы, привели к системному сбою избирательной системы. Ценой президентской интриги стал раскол политической палитры на три не склеиваемых фрагмента, что не позволяет сформировать устойчивую правящую коалицию и ответственный кабинет министров для решения важнейших экономических и внешнеполитических задач.
Эмманюэль Макрон решил задачу по сохранению своего института власти до конца президентского срока. Однако «салат оливье» в парламенте, который он оставляет своему преемнику, может привести к ускорению заката Пятой республики и лишить её чётких перспектив развития в ближайшие три года.
Олимпийские игры без легитимной исполнительной власти
По итогам второго тура, прошедшего 7 июля, относительное большинство в 182 мандата получила левая коалиция «Новый народный фронт», опередившая пропрезидентский центристский альянс «Вместе за республику» (168 мандатов). Крайне правое «Национальное объединение» (НО), победитель первого тура выборов, стало третьей политической силой, набрав вместе с союзниками из числа «Республиканцев» 143 места в новом созыве парламента.
После обнародования результатов выборов премьер-министр Габриэль Атталь, который является открытым геем, подал прошение об отставке президенту. Однако Макрон отклонил это прошение и попросил премьер-министра временно остаться на своём посту, чтобы обеспечить стабильность в стране. Таким образом, Олимпийские игры придётся проводить в условиях отсутствия легитимной исполнительной власти.
Накануне второго тура Le Figaro писала, что в ЕС боятся, что Франция под властью партии Ле Пен потребует суверенитета. Функционеры и дипломаты в Брюсселе с беспокойством ждали результатов парламентских выборов во Франции из-за возможных последствий прихода к власти крайне правых политиков. Для евробюрократии и французского патроната это означало «беспросветный беспредел» с явным риском тупика в ЕС и «потерей влияния» для Парижа. Победа «Национального объединения» могла бы сорвать поддержку Украины, привести к конфликтам по поводу европейского бюджета, госдолга и свободы перемещения. Словом, кошмар, хотя рядовым французам было бы легче.
Программа правых, представленная Макроном и либералами, напоминает Frexit, но в крайне неудачное время - в период, когда Дональд Трамп может вернуться на пост президента США в начале 2025 года. Центристы обеспокоены тем, что в 2027 году, независимо от результатов выборов, к власти может прийти Марин Ле Пен. Газета Le Figaro сразу же обратила внимание на то, что их волнует не левое правительство, которое считает увеличение дефицита бюджета успешным способом управления, а перспектива появления в кабинете министров крайне правых политиков. Поэтому заключив «республиканский пакт», левые и центристы втихую сговорились, сняв по обоюдному согласию своих кандидатов в пользу друг друга, и не пустили Ле Пен и патриотов в Матиньонский дворец. Теперь они пожинают плоды хаоса.
Ле Пен: Нежданное поражение или отложенная победа?
Результаты второго тура потрясли всех. В штабе «Нацобъединения», где готовились праздновать хотя бы относительное большинство и первое место, царила недоверчивая оторопь. Её отчасти развеял молодой председатель партии Жордан Барделла, заявивший, что «Национальное объединение» вообще-то совершило исторический прорыв на выборах в парламент, удвоив число депутатов до 143. В партии уверены, что результаты выборов не стоит рассматривать как поражение. Марин Ле Пен успокоила своих соратников, сказав: «Волна поднимается, она не поднялась достаточно высоко на этот раз, но она продолжает подниматься и, как следствие, наша победа в действительности является лишь отложенной». Объективно: НО лучше переждать в оппозиции.
Мейнстрим-медиа поспешили назвать этот результат крупным провалом «Национального объединения». Однако партия получила более пятидесяти дополнительных мест в парламенте.
Хотя по количеству мандатов «Нацобъединение» проиграло «Народному фронту» и «Возрождению», голоса избирателей, отданные за эти партии, не всегда прямо пропорциональны количеству полученных мест в парламенте, особенно во Франции, где используется мажоритарная избирательная система. Это более мягкий вариант британской системы простого большинства, действующей по принципу «победителю достаётся всё» в каждом округе, которые хитро нарезаны. Депутаты избираются в 501 одномандатном округе, и количество голосов, полученных партиями в масштабе всей страны, оказывается скорректированным при привязке их к числу мест.
Если суммировать количество голосов, отданных за каждую партию, то станет ясно, что «Национальное объединение» одержало победу и во втором туре выборов, набрав 36,18% голосов избирателей. В то же время «Народный фронт», занявший первое место, получил всего 25,18%, что на 11% меньше. Ирония судьбы. Блок Макрона получил 21,24% и был единственным объединением, которое существенно улучшило свои показатели по сравнению с первым туром, в котором он набрал чуть больше 14%.
А вот на президентских выборах в 2027 во Франции будут учитываться «суммарные» голоса в национальном масштабе, Марин Ле Пен на данный момент была бы первой.
Клопами французов не запугать
В принципе, план Макрона перепугать на национальных выборах французский средний класс приходом «националистов, ксенофобов и шпионов Путина» сработал. «Левому блоку удалось соблазнить французов, напуганных перспективой перехода власти к ультраправым», - обрадовала Gazeta Wyborcza из Парижа. Парижский, лионский, марсельский, дижонский обыватели, растерявшись перед неизвестностью, голосовали за меньшее из зол - за знакомых им леваков, социалистов, маргинальных «Республиканцев», провалившихся либералов из «Вместе за республику» - лишь бы не было кардинальных перемен. Их пока и не будет, поскольку технический кабинет можно тянуть ещё год, не решая серьёзных проблем, кроме текучки. Но без активных действий вторая экономика ЕС продолжит стагнировать, производство будет сокращаться, а количество рабочих мест - уменьшаться. Уровень жизни французов будет снижаться.
Уже на начинающейся Олимпиаде, скорее всего, проявится слабость французского государства, что нанесёт добивающий удар по репутации действующего правительства. Один из самых известных музеев Марселя, Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (Mucem), объявил на днях, что часть экспозиции закрыта из-за нашествия клопов, сообщил французский телеканал BFMTV.
Для обеспечения общественного порядка в Париж прибывают по обмену полицейские из Молдовы, что говорит о явной деградации силового блока во Франции. Мэр столицы социалистка Анн Идальго на неделе полезет в Сену купаться, чтобы доказать очистку.
Понятно, что самая большая радость по итогам царила в стане «Народного фронта», который стал довольно эклектичным объединением левых партий, имеющих совершенно разные политические программы, зачастую прямо противоречащие друг другу. Победная речь Жан-Люка Меланшона, лидера «Непокорённой Франции» и всего фронта, строилась на двух моментах. Цель не пустить к власти крайне правых, для чего и объединялись, достигнута! Вторая мысль: президентская камарилья недостойна того, чтобы с ней сотрудничать в большой коалиции, а потому Макрон должен дать право сформировать правительство именно левым победителям, из которых премьером может стать сам Меланшон. Хоть голосов для его утверждения в парламенте не хватит, Меланшон непреклонен: никаких шашней с капиталистами!
Как отмечает аналитическое издание Responsible Statecraft, партии, которые договорились о сотрудничестве в воскресенье, 7 июля, перед вторым туром парламентских выборов, объединяет только одно: они не хотят, чтобы к власти пришло «Национальное объединение». В остальном же они активно противостояли друг другу на протяжении последнего десятилетия. Это касается не только левого «Народного фронта» и либерально-центристской коалиции «Вместе за Республику», но и ситуации внутри самого «Народного фронта». Жан-Люк Меланшон терпеть не может социалистов Рафаэля Глюксмана и его либеральный ревизионизм.
Французские центристы же и к Меланшону, и к «Зелёным» относятся брезгливо, даже местами с ужасом, который уступает по силе лишь их чувствам к Ле Пен. Поэтому неясно, кого в будущем французская элита будет бояться больше, если центр не способен впредь выигрывать выборы самостоятельно.
«Непокорённая Франция» и «Национальное объединение» при всех своих разногласиях разделяют идеи генерала де Голля и призывают Францию выйти из системы единого военного командования НАТО. «Непокорённая Франция» также выступает за компромиссный мир на Украине, НО - против наращивания помощи Киеву, тогда как союзники-социалисты решительно поддерживают Киев. Ещё более острый антагонизм «Непокорённых» со всеми по геноциду в Газе.
Чем ближе к власти, тем больший развал
Поэтому рано радовался Меланшон пирровой победе, поскольку на компромиссы он не способен, а Макрон не примет его требования об отмене пенсионного возраста, который сам ввёл с большим трудом. В краткосрочной перспективе нынешнее правительство макроновского назначенца премьер-министра Габриэля Атталя продолжит выполнять свои функции на временной основе - с одобрения президента. Одновременно будут продолжаться попытки сформировать эффективную коалицию. Сторонники Эмманюэля из банковских кругов будут использовать нечестные методы и постараются купить наиболее непостоянных членов «Народного фронта», чтобы создать коалицию с правящей партией президента. Возможны перебежчики и из окружения Меланшона.
Первые признаки такой тактической линии окружения президента уже имеются. Эмманюэль Макрон в письме, которое приводит региональное издание Sud Ouest, призвал политические силы к формированию прочного большинства по итогам выборов в Национальное собрание и пообещал оценивать кандидатов в премьеры по их готовности поставить стабильность в стране выше партии и личных амбиций. Макрон признал, что благодаря взаимным отказам кандидатов от участия во втором туре, чтобы не допустить победу «Национального объединения», «республиканские силы представляют абсолютное большинство». Хотя это антиконституционно и искажает истинные предпочтения электората. Но ему не до сантиментов, саммит НАТО требует выжечь железом «соглашателей с Путиным» по Украине, а Урсула фон дер Ляйен боится прецедента для АдГ!
Телеканал BFMTV разузнал, что часть левых во Франции уже предложила создать отдельную группу в парламенте после победы «Народного фронта». По информации телеканала, часть избранных депутатов «Непокорённой Франции» предложила «зелёным» и коммунистам, также входящим в коалицию, отделиться от НФ.
С такой инициативой выступили депутаты Клементин Отан, Алексис Корбьер и Франсуа Руффен, которые направили в эти партии официальное письмо. Даже Меланшон недооценил жажду власти среди своих. Целью создания новой группы заявлено «соперничество с партией Меланшона и партией социалистов». «Социал-предатели» уведомили, что «не станут участвовать в заседаниях в одной группе с Жан-Люком». Путь наверх требует жертв.
Бывший премьер-министр Эмманюэля Макрона Эдуар Филипп, наоборот, делает ставку на правых. Он призвал депутатов-центристов и правоцентристов объединиться, чтобы создать относительное большинство в новом парламенте, пояснило замысел лидера партии «Горизонты» агентство Bloomberg. Он также добавил, что коалиция пропрезидентских партий «Вместе за Республику» в случае достижения соглашения с неприсоединившейся консервативной партией «Республиканцы» может получить около 220 мест. Это позволит опередить левый «Новый народный фронт», получивший относительное большинство в парламенте с 182 местами. Тогда у Филиппа появляется эфемерный шанс снова возглавить правительство. Хороший план!
Внешнеполитическое сожительство кабмина
На внешнюю политику и политику безопасности исход парламентских выборов технически не повлияет, поскольку в конституции Пятой республики, созданной де Голлем, это остаётся прерогативой президента, независимо от большинства в Нацсобрании и партийной сексуально-нетрадиционной окраски премьера и кабинета министров. Так что, если Макрону не придётся принимать действительно судьбоносных решений против воли французов, то всё будет как обычно до 2027 года - в том числе и так называемое политическое «сожительство».
Бунт начнётся из-за отправки войск на Украину или поставок дальнобойного оружия с угрозой прямой конфронтации с Россией. Анатоль Ливен, аналитик издания Responsible Statecraft, полагает, что Макрон - авантюрист до мозга костей. Однако его действия могут привести к революционному политическому кризису в его родной стране.
Как выразилась турецкая газета Aydinlik, «джин выпущен из бутылки». Даже если «Национальному объединению» не удалось сейчас воспользоваться своим преимуществом, «большой коалиции», которую Макрон планирует создать с социал-демократами, будет трудно продолжать проводить пронатовскую, проамериканскую и антироссийскую политику. Результаты выборов в Европарламент и всеобщих выборов во Франции станут поворотным моментом в истории Пятой республики. Датская газета Jyllands-Posten пояснила суть тупика: Франция вступила в беспрецедентный парламентский кризис, когда ни один из основных блоков не сможет надолго получить абсолютное большинство в Нацсобрании и удержать власть. Отныне Франция - больной «человек» Европы.