Украинские десантно-штурмовые катера: триллер с элементами фарса
В конце первого летнего месяца 2022 года, после продолжительного раунда наземно-воздушно-морских боёв за обладание островом Змеиный - скальной «плешью» площадью всего 0,205 квадратного километра, возвышавшейся из черноморских волн примерно в 35 километрах восточнее материкового побережья на широте дельты Дуная, командование ВС РФ решило эвакуировать свои подразделения с острова.
«30 июня в качестве шага доброй воли Вооружённые Силы Российской Федерации завершили выполнение поставленных задач на острове Змеиный и вывели находившийся там гарнизон», - сообщили в Министерстве обороны России.
Случившееся немедленно было объявлено в Киеве величайшей победой ВСУ. Впрочем, обошлась эта перемога украинской стороне недёшево. Сразу признать это киевский режим по понятным причинам «постеснялся». Однако со временем ситуация стала меняться. Так, например, в марте 2023 года украинские источники оказались вынуждены не только подтвердить факт гибели у Змеиного десантно-штурмового катера ВМСУ «Станислав», но и опубликовать подробности этого события.
Спаслось лишь трое…
Сообщалось, что, имея на борту 8 человек, десантно-штурмовой катер проекта 58503 (шифр «Кентавр-ЛК») «Станислав» рано утром 7 мая 2022 года отправился к удерживаемому российскими войсками острову Змеиный, который украинская сторона в этот день планировала вернуть под свой контроль с помощью вертолётного и морского десантов. Реализовать задуманное украинцам не удалось. Около 10:30, когда «Станислав» уже находился вблизи от Змеиного, катер подвергся атаке российского многоцелевого истребителя Су-30СМ, выпустившего по обнаруженной им надводной цели противокорабельную ракету.
Десантно-штурмовой катер не располагал техническими средствами, позволявшими отразить удар ПКР, да и вообще всё произошло настолько быстро, что экипаж «Станислава» банально не успел что-либо предпринять. Русская ракета угодила точно в моторный отсек катера, где и взорвалась. Спустя 20 секунд после подрыва БЧ ПКР остатки «Станислава» уже лежали на морском дне на глубине в 20 метров. Из числа украинских военнослужащих, находившихся на борту «Станислава» утром 7 мая, спаслось лишь трое. Остальные погибли.
Несмотря на продолжавшийся в тот момент на Змеином бой и скоротечность гибели украинского катера, российские военные сумели совершенно правильно идентифицировать уничтоженную Су-30СМ цель.
«В районе острова Змеиный сбиты в воздухе: украинский бомбардировщик Су-24, истребитель Су-27, три вертолёта Ми-8 с десантом и два беспилотных летательных аппарата «Байрактар-ТБ2». Также уничтожен украинский десантно-штурмовой катер «Станислав», - отметило Минобороны РФ в своём брифинге от 7 мая 2022 года.
В июле 2024-го ВМСУ опубликовали видео, зафиксировавшее осмотр водолазами «Станислава», распотрошённого попаданием ПКР. Но это случилось только через два года после гибели катера, а тогда, в мае 2022-го, ВМСУ потерю «Станислава» официально не признали, попутно умолчав о том, что картина гибели десантно-штурмового катера до мельчайших деталей напоминала обстоятельства потопления 3 марта 2022-го российским истребителем возле Очакова украинского патрульного катера «Славянск» (бывший американский Cushing типа Island). Сознаваться в ошибочности своего решения применять беззащитные перед атакой с воздуха катера в зоне действия российской авиации украинские адмиралы не торопились. Выплачивать финансовое возмещение семьям погибших моряков они тоже не хотели. Поэтому отсутствующие среди спасённых члены экипажей «Славянска» и «Станислава» оказались оптом записаны в пропавшие без вести!
Возмущённые родственники погибших моряков стали обращаться в суды и Международный комитет Красного Креста. Только это заставило ВМСУ придать гласности правду об обстоятельствах потопления «Славянска» и «Станислава». Одновременно с этим на Украине вспомнили, что формально «Станислав» не мог находиться в составе ВМСУ, да и вообще с юридической точки зрения к моменту своей гибели десантно-штурмовой катер сохранял статус… вещественного доказательства в уголовном деле!
Давайте разберёмся, как так получилось.
Украинский клон
Не секрет, что до начала СВО украинский военно-промышленный комплекс «держался на плаву» исключительно за счёт использования доставшегося Киеву советского наследства. При этом украинский ВПК рассматривался руководством Незалежной, прежде всего, как пространство для личного обогащения и интриг, что порождало чудовищную коррупцию и фантастическую безответственность. Одним из наглядных примеров подобного алгоритма функционирования украинского ВПК как раз и стала история создания для ВМСУ десантно-штурмовых катеров проекта 58503 «Кентавр-ЛК».
Началась данная «одиссея» отнюдь не на Украине. В 1991 году шведская компания Dockstavarvet спроектировала десантно-штурмовой катер Stridsbåt 90, он же Combat Boat 90 (CB90). При водоизмещении в пределах 18 тонн, «швед» брал на борт 20 человек десанта, имел малую заметность, неплохую мореходность и фрагментарное противопульное бронирование. Катер разгонялся до 45 узлов, при необходимости мог транспортироваться в твиндеках десантных кораблей, а также на палубах гражданских судов и на автотралах. Такие тактико-технические характеристики Stridsbåt 90 позволяли использовать катер как для патрулирования прибрежной акватории, так и для ведения разведки, а также осуществления скрытой высадки на побережье диверсионно-разведывательных групп и их огневой поддержки.
Конструкция шведского десантно-штурмового катера оказалась настолько удачной, что CB90 пополнили состав многих иностранных ВМС, включая United States Navy. В России же на основе концепции «шведа» были созданы патрульные катера проекта 03160 «Раптор» (водоизмещение 23 тонны, ход до 48 узлов) и транспортно-десантные катера проекта 02510 «БК-16» (водоизмещение 19,5 тонны, ход до 42 узлов).
До Украины мода на CB90 докатилась в 2014 году после воссоединения Крыма с Россией. Очевидная слабость ВМСУ вкупе с явной неспособностью судостроительных предприятий «Неньки» строить крупные боевые корабли подтолкнула украинское государственное предприятие «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» (ГП ИПЦК) к идее создать в инициативном порядке собственный клон CB90, не очень-то и похожий на своего шведского прародителя.
Желание украинских разработчиков упростить конструкцию корпуса катера существенно добавило ей веса. Плюс к этому украинцы усилили противопульное бронирование ходовой рубки, моторного отсека и десантного отделения, увеличили количество десантников на борту до 32 человек, а также вооружили свой катер двумя боевыми модулями с 12,7-мм пулемётами и 30-мм автоматическими гранатомётами. Не удовлетворившись этим, проектировщики оснастили своё детище рельсами для установки морских мин и такой экзотикой, как РСЗО с двумя 20-зарядными блоками для 80-мм неуправляемых авиационных реактивных снарядов. В итоге десантно-штурмовой катер от ГП ИПЦК по сравнению со шведским прародителем стал выглядеть откровенным переростком, ибо имел водоизмещение в 54,5 тонны. Уже на стадии проектирования обещания разработчиков разогнать такую «тушу» до 45 узлов вызывали у ряда специалистов большие сомнения. Впрочем, на картинках презентации катер выглядел очень воинственно и впечатляюще...
«Печаль, боль, разочарование»
Пока в Николаеве ГП ИПЦК рождало проект своего десантно-штурмового катера, в Киеве не менее активно трудилось на ниве выполнения гособоронзаказа судостроительное предприятие «Ленинская кузница», контролируемое президентом Украины Петром Порошенко. Собственно, то обстоятельство, что «Кузница» оказалась завалена заказами, и объяснялось как раз высоким статусом Петра Алексеевича, а также его соответствующими административными (и не только) возможностями.
Через «своих» людей в министерстве обороны и иных госструктурах Порошенко продавливал размещение гособоронзаказа на «Кузнице», тем самым обеспечивая пополнение своего кошелька за счёт военного бюджета Украины. При этом Петра Алексеевича мало интересовала реальная боевая эффективность продукции, производимой «Кузницей». Тем более что у ВСУ был выбор: либо принять те «поделки», которые выпускало предприятие Порошенко, либо вообще остаться без них. Именно таким образом военно-морские силы Украины оказались вынуждены «усилиться» слабо пригодными для использования на море малыми бронированными артиллерийскими катерами проекта 58155, шифр «Гюрза-М», а также рыболовным морозильным траулером, «перелицованным» на «Кузнице» в разведывательный корабль.
Закончив разработку десантно-штурмового катера, ГП ИПЦК предъявило свой проект «наверх», где его одобрили. Строить катера решено было, разумеется, на «Кузнице». Далее произошло неожиданное. Не желая делиться прибылью с николаевцами, на «Кузнице» внесли небольшие изменения в документацию ГП ИПЦК, после чего зарегистрировали проект катера в рамках госзаказа как свой собственный проект с номером 58503 и шифром «Кентавр-ЛК» (ЛК - «Ленинская кузница»). 28 декабря 2016 года по этому проекту на предприятии Порошенко состоялась закладка двух десантно-штурмовых катеров, впоследствии получивших названия «Станислав» и «Малин». Добавлю, что сама «Кузница» в рамках компании декоммунизации в следующем году оказалась переименована в ЧАО «Завод «Кузница на Рыбальском».
Во время постройки первой пары «Кентавров-ЛК» в конструкции катеров «всплыло» немало проблемных мест, включая недостаточную прочность корпусов. Последние пришлось усиливать, что закономерно привело к дальнейшему утяжелению «Кентавров-ЛК». Кроме того, выяснилось, что на Украине отсутствовали необходимые для проекта 58503 главные двигатели, дизель-генераторы, водомёты, редукторы, а также навигационное и радиооборудование. Всё это пришлось закупать за границей, что существенно повысило стоимость катеров.
14 и 18 сентября 2018 года оба катера «Кентавр-ЛК» были спущены на воду. Когда в ноябре катера пришли в Одессу, на них было обнаружено множество недоработок и дефектов, которые выездная бригада сотрудников «Кузницы» планировала устранить до завершения испытаний и передачи «Кентавров-ЛК» ВМСУ.
Пожалуй, наиболее красноречиво и лаконично охарактеризовал состояние «Станислава» и «Малина» руководитель проекта «Український мілітарний портал», военный эксперт Тарас Чмут. «Был на них. Печаль, боль, разочарование», - так ответил эксперт на вопрос о том, как он оценивает «Кентавры-ЛК».
К этому моменту на продукцию «Кузницы» из ВСУ шёл уже нескончаемый поток рекламаций. Предприятие прямо на глазах превращалось в токсичный актив. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в ноябре 2018 года Порошенко поторопился от акций «Кузницы» избавиться. В следующем году на предприятии, уже чисто по инерции, заложили третий «Кентавр-ЛК». Но тут Пётр Алексеевич проиграл президентские выборы Зеленскому. После этого «проталкивать» десантно-штурмовые катера в ВМСУ стало некому, так что третий «Кентавр-ЛК» так и остался в цехе «Кузницы» в статусе недостроя.
Катер - братская могила
Продолжение же «одиссеи» тех двух «Кентавров-ЛК», что находились в Одессе, вылилось в какой-то триллер с элементами фарса. Дело в том, что после победы Зеленского на президентских выборах, Пётр Алексеевич для Владимира Александровича политическим противником быть не перестал. Поэтому Зеленский предпринял целый комплекс мер по прессингу бывшего президента, включая не только изгнание из госструктур порошенковских назначенцев, но и науськивание на Порошенко правоохранительных органов с разнокалиберными расследованиями его злоупотреблений на посту главы государства. Ну и, разумеется, в рамках этой травли Петра Алексеевича, госбюро расследований (ГБР) Украины не могло пройти мимо «художеств» Порошенко с гособоронзаказом.
Понимая, что запахло жареным, а бывший покровитель Порошенко уже не при делах, руководство «Кузницы» постаралось ускорить испытания катеров и их передачу ВМСУ. Однако это оказалась попыткой с заведомо негодными средствами.
Во-первых, катера на испытаниях продемонстрировали «странную» остойчивость, плохую манёвренность, недостаточную мореходность и ход не более 30 узлов. Скрытность у «Кентавра-ЛК» с учётом его больших размеров оказалась тоже не ахти.
Во-вторых, множество нареканий на испытаниях вызвал комплекс вооружения «Кентавров-ЛК», в особенности - та самая экзотичная РСЗО. На ходу эффективно поражать цели этой РСЗО катера не могли, а при стрельбе со «стопа» «Кентавр-ЛК» априори превращался в крупную и неподвижную, то есть крайне уязвимую цель.
В-третьих, лишившиеся давления «сверху», украинские военные эксперты принялись яростно критиковать катера проекта 58503. Например, уже упоминавшийся Чмут в марте 2020-го о катере «Кентавр-ЛК» отзывался следующим образом: «Проект вышел "тяжёлым" и несбалансированным. 32 морпеха, которых он должен доставить, превратят его в братскую могилу».
В-четвёртых, иностранные поставщики стали отказываться поставлять на Украину необходимое для «Кентавров-ЛК» оборудование и запчасти.
В-пятых, внезапно «прозревшее» после победы на президентских выборах Зеленского командование ВМСУ, тоже «заметило» множество недостатков у десантно-штурмовых катеров и принялось отбиваться от «Кентавров-ЛК» руками и ногами.
В общем, вместо быстрой передачи военным морякам, «Станислав» и «Малин» зависли на ответственном хранении у «Кузницы» в Практической гавани Одессы, время от времени вяло выгребая в море на очередной этап испытаний. При этом ГБР всё чаще наведывалось на «Кузницу», сотрудники которой перед следователями разворачивали проспекты с красивыми картинками «Кентавров-ЛК» и твердили, что все заявленные на стадии проектирования характеристики катеров вот-вот будут подтверждены испытаниями. Ну, а раз так, то никаких претензий со стороны ГБР к руководству и бывшему владельцу «Кузницы» быть не может, верно?
Однако в ГБР не верили этим доводам и продолжали «копать» под Порошенко и повязанное с ним руководство «Кузницы». Тем более что испытания катеров, которые могли бы продолжаться бесконечно, не давали никаких положительных результатов. Да и, замечу, не могли дать их, потому что ущербным оказался сам исходный проект, по которому создавались «Кентавры-ЛК».
Следственные эксперименты
Следующий этап данной «одиссеи» начался летом 2021 года, когда по подозрению в сговоре и поставках в ВСУ низкокачественной военной техники под арест угодили глава правления «Кузницы» Валерий Шандра и бывший заместитель министра обороны Украины Игорь Павловский. Из-за их действий в 2016-2018 годах, по данным стороны обвинения, Украина потеряла 475 млн гривен или 17,4 млн долларов. Зеленский и ГБР наверняка рассчитывали, что арестованные немедленно начнут давать показания на Порошенко, но этого не случилось.
Тогда, чтобы «прижать» Шандру, ГБР направило своих сотрудников в Одессу. Там 23 октября 2021-го «люди в чёрном» из госбюро расследований буквально с выламыванием пальцев отобрали у сотрудников «Кузницы» ключи от одного из «Кентавров-ЛК» и вывели катер в море на собственные испытания. После возвращения катера в Практическую гавань, следователи так лихо причалили, что, по словам представителей «Кузницы», повредили на катере конструкцию кормовой площадки ограждения водомётов.
28 октября следственные мероприятия были продолжены на втором «Кентавре-ЛК». Судя по попавшему в сеть ролику, насыщенному непарламентскими выражениями и запечатлевшему падение военнослужащего ВМСУ в воду, со швартовкой этого катера у сотрудников ГБР тоже возникли проблемы.
Представители «Кузницы» озвучили множество претензий в отношении действий «людей в чёрном», что не помешало ГБР 29 октября опубликовать следующее сообщение: «Следственный эксперимент подтвердил несоответствие боевых катеров производства ЧАО "Завод "Кузница на Рыбальском" требованиям заказчика - вооружённых сил Украины и Минобороны… Следственные эксперименты проводили с соблюдением всех правил технической эксплуатации судов, без нарушений, профессиональным экипажем военно-морских сил ВСУ. При этом представители ЧАО "Кузница на Рыбальском" проигнорировали приглашение принять в них участие, зато сотрудники завода во время проведения эксперимента пытались чинить препятствия».
Если отбросить в сторону претензии ГБР к сотрудникам «Кузницы», а также пану Порошенко, то главный вывод по итогам приключений «людей в чёрном» на «Кентаврах» мог звучать так: какой-либо ценности с военной точки зрения украинские десантно-штурмовые катера не представляют.
Тот факт, что «Кентавры-ЛК», совсем недавно именовавшиеся украинскими адмиралами «достойным ответом» ВМФ России, к осени 2021 года превратились в вещдоки уголовного дела и инструмент подковёрных баталий украинских власть предержащих, для ВПК Незалежной являлся, конечно, весьма симптоматичным. Ибо военно-промышленный комплекс Украины был плоть от плоти постмайданного украинского государства со всем характерным для последнего багажом коррупции и безответственности. Пример с Порошенко, «Кузницей» и «Кентаврами-ЛК» тут далеко не единичен, но, пожалуй, наиболее показателен.
Концы в воду!
В качестве своеобразного эпилога отмечу следующее.
Все старания Зеленского и его команды посадить за решётку имевшего немало покровителей на Западе Порошенко так и не увенчались успехом. Вещественные доказательства, они же десантно-штурмовые катера проекта 58503, простояли в Практической гавани Одессы вплоть до начала СВО, после чего ВМСУ принялись использовать «Кентавры», несмотря на то, что ТТХ катеров не соответствовали требованиям заказчика, а сами катера официально в состав Военно-морских сил Украины приняты не были.
«Станислав», как мы уже знаем, 7 мая 2022 года пошёл ко дну у Змеиного. Ну а «Малин» 23 июля того же года угодил под ракетный удар, который ВС РФ нанесли по территории одесского порта. Прямого попадания катер избежал, но осколками «Малин» посекло изрядно. Во второй половине июня 2023-го на украинском телевидении вышел новостной сюжет, в котором «Малин» был показан стоявшим в Одессе с хорошо заметными отметинами от осколков на броне ходовой рубки. Удалось ли украинцам отремонтировать этот «Кентавр-ЛК» - неизвестно. После июня 2023 года «Малин» полностью исчез из инфополя. Не исключено, что он к настоящему времени, подобно «Станиславу», уже тоже превратился из объекта надводного в подводный - a la guerre comme à la guerre.
Если и второй «вещдок» затонул, то пан Порошенко этому мог только порадоваться. Ведь в этом случае, с точки зрения Петра Алексеевича, «одиссея» с украинскими десантно-штурмовыми катерами завершилась для её главного бенефициара как нельзя лучше - буквальной реализацией выражения «концы в воду»!..