Противодроновый дозор морских лётчиков
Когда в один из летних дней солнце ещё только собиралось выходить из-за крымского горизонта, сразу двенадцать морских украинских дронов вышли из своей базы в Очакове и взяли курс на Крым. Спецы 385-й отдельной бригады морских беспилотных комплексов специального назначения Военно-морских сил ВСУ, отправившие их в море, взяли на вооружение не только разработанные натовскими специалистами диверсионной деятельности беспилотные лодки-камикадзе, но и террористическую по своему предназначению тактику их применения. В её основе - устрашение, и, прежде всего, мирного населения приморских городов России. Это было применение на практике той самой тактики «москитного роя», рассчитанной на то, что многочисленные засветки на поисковых радарах усложнят борьбу с этими современными мини-брандерами.
Роковой выбор для «укрокамикадзе»
Но террористы не учли, что наша морская авиация не спит в такие предрассветные часы. Самолёт-разведчик авиационного соединения флота точно определил координаты и параметры движения всех двенадцати украинских беспилотников, созданных по натовским стандартам.
На перехват вылетела пара морских вертолётов в составе Ка-29 и Ми-8. Обнаружив цели, экипажи вывели свои винтокрылые машины на боевой курс и принялись методично топить непрошенных беспилотных диверсантов. Практически на первых же кабельтовых российских территориальных вод «укрокамикадзе», поражённые точным огнём бортового оружия наших вертолётчиков, получили только два варианта дальнейшей своей судьбы: либо, вдосталь хлебнувши морской водицы через полученные пробоины, навечно нырнуть на дно, либо, получив детонацию боевого заряда от поражающего удара черноморских морских авиаторов, громыхнуть взрывом в качестве салюта ратной выучке наших летающих моряков.
Так что и против хитроумных натовских методов применения роботизированного «роя морских москитов» нашлись у наших флотских авиаторов эффективные средства борьбы. А вообще же вертолётчики флотской авиации научились мастерски вести свой морской противодроновый дозор. Экипажи транспортно-боевых вертолётов Ми-8 тоже показывают устойчивую результативность в борьбе с электронным «москитным» флотом Украины. Не утратив свою транспортную значимость, они успешно несут и морскую патрульную службу. А их НУРСы с внешней подвески способны накрыть сразу целый «рой» малоразмерных беспилотников. И пулемёт Калашникова в дверном проёме метко разит вражеские лодки-камикадзе.
Реалии требуют перемен
Очередной недавний эпизод специальной военной операции по ликвидации группы морских беспилотников у берегов Крыма в районе Севастополя стал ещё одним показателем результативности действий авиации нашего воюющего флота, которую и призвана была сформировать специальная программа борьбы с морскими и воздушными беспилотниками. Она была разработана в целях повышения эффективности применения средств морской авиации для уничтожения вражеских БПЛА, будь то крылатые или морские налётчики. Для истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков и вертолётов на основе опыта боевых действий в ходе спецоперации были разработаны различные методы борьбы с этой технологической угрозой.
В рамках этой программы, пилотов учат обнаруживать летящие над морем БПЛА и уничтожать их ракетами и огнём авиационных пушек. Также морские лётчики получают навыки поиска плавающих дронов и обучаются их поражению с помощью бортового вооружения - пушек, бомб и неуправляемых ракет.
Различного рода беспилотники стали инновационной реальностью современного боя, поэтому соответствующего подхода требует и борьба с ними. Лётчики морской авиации это хорошо понимают. Поэтому новая программа находит своё применение в авиачастях и соединениях всех флотов. В её основе предметно используется опыт, полученный авиаторами Черноморского флота. И если раньше задачи по борьбе с малоразмерными целями решала в основном истребительно-бомбардировочная авиация, то сейчас к поиску и уничтожению таких целей привлекается и тактическая авиация, и противолодочная, и вертолёты.
- Раньше подобной масштабной задачи по борьбе с плавающими малоразмерными скоростными целями перед морской авиацией не стояло, - прокомментировал ситуацию бывший начальник морской авиации ВМФ РФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин. - Чтобы своевременно обнаруживать безэкипажные катера, должно быть организовано постоянное наблюдение на опасных направлениях. Кроме того, необходимо изменить подготовку лётных экипажей. Теперь им требуются навыки работы с пикирования, с более точным и конкретным прицеливанием. При этом скорость самолёта и цели для опытного экипажа уже не играет большой роли.
Работает на повышение эффективности борьбы с морскими дронами и применение российскими военными комплекса дальнего радиотехнического мониторинга. Даже по свидетельству западных разработчиков беспилотного оружия терроризма, эта система способна обнаруживать катера-камикадзе на большом расстоянии.
Как говорят специалисты, имеющие опыт борьбы с подобными морскими роботами, эти катера оставляют за собой на водной поверхности большой кильватерный след, по которому их можно засечь на дальних и ближних подступах. Что и даёт больше шансов успешного радиомониторинга дальнего действия, чтобы найти и отследить в море «неуловимые» беспилотные катера врага. Особенно важным стало обнаружение морских беспилотников на дальних дистанциях после того, как натовские «рационализаторы» стали вооружать их компактными зенитными ракетами.
В любую погоду служба дня и ночи
К патрулированию акватории в районах, прилегающих к побережью Крыма, самолёты и вертолёты морской авиации Черноморского флота привлекаются ежедневно. На счету флотских авиаторов уже немало уничтоженных целей, которые несли прямую угрозу гражданскому судоходству в Чёрном море и пытались совершить террористические набеги на наши военно-морские пункты базирования и портовые города. В ходе боевой работы экипажи также совершенствуют навыки по применению штатного вооружения, изучают все изменения в тактике вражеских действий. А на флотских полигонах лётчики регулярно тренируются в уничтожении скоростных малоразмерных морских целей огнём из всех видов бортового вооружения.
По словам лётчиков-черноморцев, несущих противодроновый воздушный дозор, более крупные вылазки - от двух катеров и больше - противник предпринимает либо ночью, либо в погоду, которая считается нелётной. Но наши авиационные экипажи научились выполнять задачи в любых метеоусловиях и в любое время суток.
Работают и надёжные «старички»
Сообщения с морского театра боевых действий говорят о том, что авиация Черноморского флота применяет всё более эффективные меры противодействия «москитной» тактике украинских ВМС. Недавно патрульный вертолёт флота обнаружил семь безэкипажных катеров и один катер Willard, на котором находилась украинская диверсионная группа ВСУ. Эта «армада» была замечена в юго-западной части Чёрного моря и двигалась в сторону Крыма. Флотским авиаторам потребовалось менее получаса, чтобы нанести по этой катерной группировке уничтожающий удар с воздуха.
В этот раз особенно отличился экипаж противолодочного самолёта-амфибии Бе-12. В борьбе с украинскими безэкипажными катерами эти надёжные и проверенные временем боевые машины доказали свою эффективность, успешно противостоя быстрому и высокотехнологичному роботизированному врагу.
И хотя основной целью этой летающей амфибии являются подводные лодки, черноморские лётчики-противолодочники довольно быстро освоили науку поиска и уничтожения небольших радиоуправляемых быстроходных катеров ВМС Украины. Как подметил помощник командира Бе-12 по имени Дмитрий, каждая уничтоженная в море вражеская цель ложится трафаретным отпечатком на фюзеляж самолёта, и таких символов победных атак противолодочников в спецоперации - около десятка.
В морском патрулировании хорошо сказываются и боевые качества ветерана морской авиации - прославленной «кашки» Ка-29. Встроенные в систему противодействия безэкипажным катерам, они не только совместно с боевыми кораблями и береговыми наблюдательными постами ищут вражеские морские дроны и скоростные лодки ВСУ, но и успешно уничтожают их своим ракетно-пушечным огнём. Вертолётчики, имеющие подобный боевой опыт, отмечают, что весьма эффективным оружием против морских дронов оказался и обычный пулемёт Калашникова (ПК), установленный в дверном проёме вертолёта и отданный в распоряжение натренированного в стрелковом деле бортового техника.
Весомые секунды боеготовности
А вот пример того, какую роль у воздушных стражей флота играет время приведения в полную боеготовность. Операторы средств наблюдения на предельной дальности обнаружили безэкипажные катера ВСУ в одном из морских районов, которые шли курсом на Крымский полуостров. Информация была экстренно передана на командный пункт морской авиации, который поднял в воздух дежурную пару истребителей Су-30СМ авиационного полка Черноморского флота. В ходе отработки боевой задачи лётчики выполнили уточняющий поиск морских объектов, их идентификацию, а затем осуществили манёвр по заходу на цель и провели бомбометание по обнаруженным безэкипажным катерам-камикадзе, навсегда погрузив их в морские глубины.
Как рассказал пилот одного из самолётов, участвовавших в вылете, его надёжная боевая машина может выполнять различные задачи на разных высотах: предельно малых, средних и больших. Она также способна работать в простых и сложных погодных условиях как днём, так и ночью.
Во время дежурства в воздухе в постоянной готовности к применению на истребителе находятся все авиационные средства поражения противника. Из положения «дежурство на земле» по команде в кратчайшее время выполняется взлёт, перелёт в заданный район. Если необходимо обнаружить цели, лётчикам задают квадрат, и они выполняют поиск – радиолокационный или визуальный. Далее после обнаружения следует уничтожение цели.
Казалось бы, всё просто, но за этим - напряжённая работа служб управления полётами, наземных служб обеспечения, инженерно-технического состава, отточенные профессиональные навыки пилотов и их высочайший накал всех моральных и физических сил в боевом вылете.
В одной связке
От наземных инженерно-технических служб в условиях спецоперации потребовались повышенная мобильность и способность готовить и обслуживать технику в боевых условиях. «Технарям», порою, приходится готовить авиакомплексы в условиях аэродромов временного базирования, что для инженерно-технического состава создаёт весьма требовательные зачётные отметки уровня профессионализма. Каждую минуту полётного времени самолёта или вертолёта готовят часы напряжённой работы многих специалистов наземных служб.
Метеорологи и топливозаправщики, радиолектронщики и связисты, техники по вооружению, самолётам и двигателям, другие представители инженерно-технических служб в предполётные и полётные дни трудятся не покладая рук.
В любое время суток, в любую погоду боевые самолёты и вертолёты Черноморского флота готовы к вылету. И для этого первыми на авиастоянки приходят инженеры и специалисты групп обслуживания, которые вызывают специальную технику для зарядки и поддержания всех авиационных систем. Их задача - гарантировать, что каждый летательный аппарат находится в оптимальном состоянии для выполнения боевой задачи. Любой авиационный комплекс многогранен, и инженерно-технический состав знает каждую его особенность. Наземные специалисты проводят детальный осмотр, проверяя все системы и двигатели. От их мастерства зависит не только эффективность выполнения боевой задачи, но и безопасность полёта. Каждая гайка, каждое соединение, каждая панель контролируются в соответствии с жёсткими стандартами военной авиации. Ведётся доскональный учёт инструментов и деталей во время работы.
Когда самолёт или вертолёт взлетает и уходит в район выполнения боевой задачи, каждый «технарь» ощущает свою действенную роль в этом сложном процессе. Сегодня в условиях специальной военной операции лётный и наземный состав частей черноморской авиации работает в едином динамичном ритме в полной готовности к выполнению новых задач и к новым вызовам.