СВО: новая война на старый лад
Когда нас в бой послал товарищ Сталин...
Немалая часть российского общества испытывает сложные чувства по поводу хода военной кампании на Украине, не понимая, почему мы не только до сих пор не победили, но порой и отступали, причём с территорий, официально включенных в состав РФ. Или почему мы ещё не применяем ядерное оружие, почему продолжаем проливать кровь на «пехотной войне», если у Запада здесь безусловное преимущество в живой силе и технике?
Подобная реакция на украинские события сама по себе вполне объяснима. По смыслу, но не по форме, тем более что нередко недовольство - это откровенная истерика, и почему-то весьма часто впадают в это состояние именно лица мужского пола, которым такая слабость не к лицу. Тут же хочется спросить: «Вы ведь, наверное, уже записались в добровольцы, не так ли?»
Ещё менее объяснимым бывает содержание части недовольства, при этом в качестве укора руководству нынешней России приводится пример СССР в годы Великой Отечественной войны. Причём как в военном плане, так и в политическом аспекте - имеется в виду якобы безупречная мудрость и несгибаемая воля товарища Сталина, а также всего советского военно-политического руководства в стремлении довести войну до победы. На самом деле и тогда не всё было так просто, и сразу - так, чтобы действительно малой кровью и могучим ударом - победить не получилось. Что, впрочем, хорошо известно.
По состоянию на 22 июня 1941 года на советско-германской границе РККА имела над вермахтом существенное (в разы) превосходство в живой силе и боевой технике, а в танках и артиллерии мы имели ещё и качественное превосходство. Впрочем, размотали мы это превосходство стремительно, понеся гигантские потери уже в первых сражениях (только не надо рассказывать про внезапность нападения, поскольку в неизбежности войны в тот момент не сомневался вообще никто) - в различные периоды войны противник занимал до 1926 тыс. кв. км (8,7% территории СССР) на которых проживало 84 852 000 человек (44,5% довоенного населения СССР!).
Сегодня даже представить сложно, что немцы тогда полностью заняли Кабардино-Балкарию, что их диверсионные группы проникали в Дагестан и подходили к Астрахани, а самолёты-разведчики долетали до Перми, Оренбурга, Аральского моря. В 1941-1942 годах РККА пережила несколько грандиозных катастроф (Белорусскую, Киевскую, Вяземскую, Керченскую, Харьковскую), крупнейших не только в нашей, но и вообще в мировой военной истории. Причём до весны 1944 года боевые действия шли исключительно на советской территории, но и в том году полностью освободить её так и не удалось: немцы удерживали Курляндский плацдарм на северо-западе Латвии до самого конца войны.
Ещё в марте 1945 года здесь попала в окружение и с большим трудом пробилась к своим 8-я гвардейская стрелковая дивизия - та самая бывшая 316-я, легендарная Панфиловская. Немцы в Курляндии капитулировали лишь 10 мая, но отдельные бои на плацдарме продолжались до конца месяца.
Нельзя не вспомнить и о миллионах советских военнослужащих, оказавшихся в плену, а также о сотнях тысяч граждан СССР, воевавших на стороне Гитлера. Да, многие шли служить врагу, чтобы при возможности перейти на советскую сторону. Но немало наших как бы сограждан выбирали сторону врага добровольно.
Другая страна, другая война
По состоянию на 24 февраля 2022 года группировка российских войск, сосредоточенная на украинской границе, не имела количественного превосходства над ВСУ и другими военными формированиями Украины, а качественное превосходство российской стороны было, да и остаётся не настолько принципиальным, чтобы компенсировать количественное превосходство противника. При этом боевые действия идут всё-таки исключительно на территории Украины. Так что при всех проблемах нынешней российской армии ставить ей в пример РККА 1940-х годов некорректно, да и вообще несколько странно.
Кстати, о предателях и так называемых «испугавшихся патриотах». Несколько сотен тысяч представителей «креативного класса», сбежавших в 2022 году в ближнее и дальнее зарубежье, вызывают глубокое и искреннее отвращение. Но их явно не больше, чем граждан СССР, воевавших за Гитлера. При этом 99,99% нынешних беглецов на стороне Киева абсолютно точно воевать не собираются. Они просто спасают свои шкуры, хотя на их шкуры никто по большому счёту и не покушался.
И ещё параллели. К сожалению, у нас стали забывать, что в годы Великой Отечественной войны в тылу, например, на Урале и в Сибири, ковавших нашу победу круглые сутки, имела место массовая смертность советских граждан от голода, особенно среди детей. Причём их никто не записывает в жертвы войны. Чуть не вымер от голода Архангельск, через который в СССР шла значительная часть ленд-лиза. От полного вымирания город спас практически промышленный забой тюленей, в том числе бельков - детёнышей. И сейчас в центре Архангельска, на набережной Северной Двины, стоит памятник тюленю-спасителю.
Кстати, о ленд-лизе. Невозможно отрицать тот очевидный факт, что Вторую мировую антигитлеровская коалиция выиграла в первую очередь благодаря СССР. Но и утверждать, будто бы ленд-лиз был нам абсолютно бесполезен, тоже нечестно, иначе Сталин не требовал бы у Черчилля всё новых конвоев в тот самый Архангельск, а также в полностью сожжённый немецкой авиацией, но всё-таки выстоявший Мурманск. Объективности ради надо признать, что продовольствие и медикаменты, пришедшие по ленд-лизу, в разы сократили смертность на фронте и в тылу от голода, ран и болезней. Ну и военные усилия англосаксов отвлекали немалые силы немцев с востока на запад и юг.
Если бы англосаксы не воевали против Гитлера, на которого работала почти вся континентальная Европа, да ещё и ленд-лиз поставляли бы не в СССР, а в Германию, нам пришлось бы очень плохо. А вот сегодня ситуация другая: на Киев работает вся континентальная Европа, туда же идёт весь англосаксонский ленд-лиз. Масштабы, конечно, не те, но и масштабы нашей военной промышленности тоже не те.
Современное военное производство в любой стране, как у нас, так и у них, несравненно сложнее и дороже, чем в 1940-е годы, поэтому те объёмы производства сегодня принципиально недостижимы. При этом тогда страна была объявлена единым военным лагерем, а Россия сегодня живёт так же, как и до 24 февраля. С интернетом, кредитными и дебетовыми карточками и забитыми товарами магазинами не только в Москве и Питере, а по всей стране - в Чердыни, Олёкминске, не говоря уже в том самом Архангельске, где магазины были абсолютно пустыми даже в «благословенные» 1970-е. Границы закрылись, зато резко вырос внутренний туризм, то есть гораздо меньше денег вывозится из страны. И от голода, как восемьдесят лет назад не умирает. Потому что у нас теперь совсем другая экономика - не такая, как при Сталине.
Некоторые наши нынешние патриоты СССР на чём свет стоит проклинают экономические власти современной РФ. Что, в общем-то, естественно: в нынешней экономике от советской системы хозяйствования не осталось почти ничего. Экономикой сегодня руководят наследники и ученики Гайдара, но менее идеологизированные и, соответственно, более адекватные, чем покойный Егор Тимурович. И именно поэтому в условиях беспрецедентных за весь период после Второй мировой санкций, введённых против какой-либо страны, наша экономика работает более чем успешно, а вот «цивилизованный мир», который эти санкции и ввёл, страдает от них не меньше России, а в ряде случаев больше.
Не надо рассказывать сказку и о том, как беспощадно карал Сталин бездарных генералов. За исключением, может быть, самого начала войны, бездарных военачальников, а таких, увы, хватало, даже за самые вопиющие провалы в лучшем случае понижали в звании и должности. Это же относилось и к «генералам» производства, то есть к директорам ВПК. За срывы планов производства оружия их в подавляющем большинстве случаев просто переводили на менее ответственные участки, как правило, даже без понижения в должности.
Мирный план
Ну и, конечно, о «несгибаемости». Летом и осенью 1941 года по указанию Сталина и Берии советские представители (в т.ч. знаменитый разведчик-диверсант Павел Судоплатов) через посла Болгарии в Москве (эта страна хотя и была союзником Германии, но войну нам так и не объявила) пытались передать в Берлин предложения о фактически полном повторении Брестского мира, то есть о сдаче немцам Прибалтики, Белоруссии, Украины, Молдавии, а может быть, ещё и Карелии. Но Гитлер рассчитывал получить всё это, а ещё и многое другое без переговоров - силой, поэтому предложение Кремля его не заинтересовало. Только после этого Сталин и стал несгибаемым. Так что большое спасибо Гитлеру за то, что он не оставил «вождю народов» шансов на сепаратный мир.
В этом аспекте параллели с сегодняшними событиями оказываются наиболее тягостными. Хотя мы не обладаем полной информацией, но попадающие в средства массовой информации подробности соглашений, которые почти были подписаны между Москвой и Киевом весной 2022 года в Стамбуле, вызывают тревогу.
В известной степени это тоже была капитуляция, не такая, конечно, абсолютная, как у большевиков в марте 1918 года или не состоявшаяся в 1941 году, но сути это не меняет. Так что спасибо англосаксам и Зеленскому с компанией: они, как и Гитлер в 1941 году, уберегли нас от опрометчивого поступка с непредсказуемыми последствиями, а может быть, и от колоссального позора, решив всё взять силой.
Озвученные Владимиром Путиным 14 июня 2024 года российские условия мира на Украине создали гораздо большую, чем была до этого, определённость. Хотя, откровенно говоря, кажется, что после всех затраченных нами усилий и понесённых потерь всего четыре новых региона - уже «маловато будет». Впрочем, президент достаточно ясно сказал, что любые следующие условия мира для Киева будут хуже предыдущих.
Кстати, если вернуться к аналогиям со Второй мировой, Уинстон Черчилль совершенно правильно предлагал разделить Германию на 10-15 стран, каждая из которых была бы совершенно бессильна в военном и экономическом отношении. Сталин, что сегодня тоже не вызывает сомнений, совершил грубую ошибку, отказавшись от этого предложения и добившись сохранения территориальной целостности Германии.
Этот горький опыт тоже необходимо учесть. Украинская ССР - совершенно искусственное образование, не имеющее никакого исторического прообраза и смонтированное большевиками из совершенно разных частей. Поэтому то, что в состав России не войдёт в любом случае, не обязательно должно остаться единой страной. И претензии Польши, Венгрии и Румынии Москва могла бы принять вполне благосклонно, кроме, пожалуй, румынских претензий на часть Одесской области.
Удивительно, почему мы не можем преодолеть наше бесполезное миролюбие? Возможно, причина кроется в психологии: мы слишком долго пытались стать частью «цивилизованного мира». По крайней мере, со времён Брежнева, а если рассматривать в более широком смысле, то ещё со времён Петра I. Впрочем, некоторые представители нашей элиты в личном плане этой цели уже достигли и втайне продолжают надеяться, что надо немного «порешать» за кулисами - и всё станет как раньше. На самом деле, это невозможно даже теоретически.
Главный союзник
К тому же, недавно появился ещё один неожиданный фактор - Китай, который является нашим «союзником». События на Украине мешают Китаю строить свой «Один пояс - один путь» и вести с Западом, особенно с ЕС, business as usual. Поэтому Пекин не может решить, стоит ли оказывать военную помощь Москве. А с конца прошлого года китайские фирмы потихоньку сворачивают торговлю с Россией, хотя никаких вторичных санкций США до сих пор не ввели, ряд китайских банков перестали проводить платежи в Россию и из России.
Кроме того, Китай не спешит подписывать соглашения об открытии газопровода «Сила Сибири-2», выбивая у Москвы такие скидки, при которых поставки российского газа станут откровенно убыточными.
Но самое неприятное, что в западных средствах массовой информации стали появляться статьи китайских военных и политических экспертов с утверждениями, что Россия обречена на поражение на Украине. И вряд ли эти публикации не согласованы с высшим руководством КНР - китайская система власти устроена так, что в противном случае их авторам было бы очень плохо. Поэтому такие публикации, по всей видимости, можно рассматривать как сигнал Москве сворачивать украинскую кампанию.
Особое внимание привлекла статья профессора Фэн Юйцзюня «Россия обязательно проиграет на Украине», опубликованная в английском журнале The Economist в апреле этого года и вызвавшая возмущение в России. Содержание статьи полностью соответствует её заголовку и отражает основные идеи, которые используются в западной пропаганде для формирования негативного образа России. В статье делается вывод, что до тех пор, пока ситуация в России не изменится, она будет продолжать провоцировать конфликты и представлять угрозу для международной безопасности.
Тут надо отметить, что Фэн Юйцзюнь является одним из крупнейших и наиболее уважаемых в Китае специалистов по России. Он был директором Центра изучения России и Центральной Азии, затем заместителем декана Института международных отношений престижного Фуданьского университета в Шанхае, сейчас работает преподавателем в Пекинском университете - главном вузе КНР, условном аналоге нашего МГУ. Из этого университета выходит почти вся научная и политическая элита Китая.
После публикации скандальной статьи Фэн как ни в чём не бывало продолжил работу в университете, так что попытки некоторых наших изданий представить автора неким маргиналом, шагающим не в ногу с линией китайской компартии, совершенно абсурдны. А старший полковник НОАК профессор Университета национальной обороны Гун Фанбинь написал статью о том, что сближение с Россией опасно и невыгодно Китаю. Например, там есть такой пассаж: «После распада СССР Россия была низведена до состояния третьесортной страны, за исключением её военной мощи. Но даже несмотря на это, до войны с Украиной Россия воспринимала себя как важного игрока на международной арене. Из-за этого международное сообщество также воспринимало её гораздо серьёзней, чем она того заслуживала. Судя по нынешней ситуации, кажется, что России нужно опустить свою высокомерную голову».
Вряд ли нужно пояснять, что действующий старший офицер НОАК в принципе не мог публично высказывать мнение, противоречащее позиции руководства НОАК и КНР в целом. Да, Китай признаёт, что Запад несёт свою долю ответственности за то, что происходит на Украине, но именно вот так - «свою долю ответственности», а отнюдь не всю ответственность. Пекин ни в коем случае не занимает сторону России, он подчёркнуто нейтрален. А официальные китайские пропагандисты постоянно указывают китайскому населению на то, что происходящее на Украине - «это не наша война».
При этом китайский мирный план, опубликованный в прошлом году, подразумевает, что мы должны вернуть Украине все территории, включая Крым. А китайские официальные формулировки очень политкорректны: с точки зрения Пекина, надо найти такую формулу мира, которая устраивает как Москву, так и Киев. Звучит это замечательно, но такой формулы заведомо не существует, и китайцы это понимают.
Таким образом, с этой стороны Россию тоже подталкивают к капитуляции, что очень опасно, учитывая, насколько велика сейчас наша экономическая зависимость от Китая.
Пожалуй, для нас это сейчас чуть ли не главная опасность, которую надо учитывать. И при этом помнить, что позиция Пекина напрямую зависит от успехов специальной военной операции. Чем они будут убедительнее, тем крепче и бескорыстнее российско-китайская дружба.