Если что, война подскажет
Артиллерия: «цветок» к «цветку»
Специальная военная операция подтвердила прописную истину: без артиллерии на войне никуда. И сейчас в ход пошло всё, что способно вести огонь: тут и лёгкая плавающая 120-мм 2С9 «Нона-С», и 122-мм 2С1 «Гвоздика», и грозные 152-мм орудия 2С5 «Гиацинт-С», 2С3 «Акация» и 2С19 «Мста-С», а также самоходная пушка большой мощности 203-мм 2С7 «Пион» и её модернизированный вариант 2С7М «Малка». Наконец, это 240-мм миномёт особой мощности 2С4 «Тюльпан», способный одним выстрелом уничтожить хорошо укреплённый объект. Все эти артустановки передвигаются на гусеницах.
Отличительная особенность новинки российского оборонпрома с традиционным для нашей артиллерии цветочным названием - автомобильное шасси. Межвидовой артиллерийский комплекс 2С43 «Мальва» смонтирован на шасси полноприводного автомобиля БАЗ-6910-027 «Вощина» с колёсной формулой 8×8 производства Брянского автозавода. Шасси оснащено дизельным двигателем ЯМЗ-8424.10 мощностью 470 л.с. С его помощью боевая машина массой 32 тонны может развивать на шоссе скорость до 80 км/ч, запас хода - 1000 километров.
Шасси рассчитано на передвижение как по шоссе, так и по бездорожью. Это даёт «Мальве» важное преимущество: высокую мобильность. Разработчик нового вида вооружения - ЦНИИ «Буревестник», входящий в состав госкорпорации «Ростех», производитель - «Уралтрансмаш». Создатели провозгласили, что главным приоритетом является сохранение жизней российских военнослужащих, что достигается повышенной мобильностью системы. Гаубица «Мальва» благодаря колёсному шасси способна быстро разворачиваться на позиции и уходить от ответного огня, что очень важно в условиях контрбатарейной борьбы.
В качестве орудия в комплексе используется 152-мм нарезная гаубица с максимальной дальностью стрельбы обычным снарядом - 24-25 километров. У активно-реактивных и управляемых снарядов дальность поражения больше. Скорострельность орудия при расчёте в пять человек - до семи выстрелов в минуту. Благодаря отказу от башни и бронирования места установки орудия машина стала значительно легче, что позволяет транспортировку самолётами Ил-76. Орудие способно на автоматике вести стрельбу в режиме огневого налёта.
Подобная техника уже разрабатывалась в нашей стране, но ни один проект до серии так и не дошёл. Теперь же арткомплекс «Мальва», принятый на вооружение, стал эффектным дополнением линейки российских артсистем. При этом изготовление «Мальвы» обходится дешевле, что даёт комплексу существенные конкурентные преимущества.
«Шайтан-арба» нового поколения
Производство зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4, больше известной под названием «Шилка», началось в 1964 году. ЗСУ вооружалась и вооружается сейчас счетверённой автоматической 23-мм пушкой «Амур», темп стрельбы - 3400 снарядов в минуту. Наводка на цель может выполняться вручную, полуавтоматически и автоматически. Боевая машина предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальностях до 2500 метров и высотах до 1500 метров, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 метров.
Надо отметить, что «Шилка», как эффективнейшее средство противовоздушной обороны, пользовалась популярностью и в советские времена поставлялась в десятки государств. С той поры в некоторых арабских и африканских странах стали появляться варианты упрощённой «Шилки» - «Шайтан-арбы», как её там прозвали. На вид это та же счетверённая автоматическая пушка «Амур», но не на броне, а на шасси лёгкого автомобиля. Возможно, аналоги заводской «Шилки» не настолько эффективны, но они отличаются более низкой стоимостью производства и простотой в обслуживании.
Впрочем, «механизация» поля боя активно продолжается. Этот опыт востребован сегодня, разумеется, с учётом реалий времени. Например, акционерное общество «Ремдизель» (Набережные Челны) представило на форуме «Армия-2024» беспилотную бронированную бронемашину «Зубило». По заявлению разработчиков, основное назначение этого беспилотника - поддержка штурмовых групп, эвакуация раненых, подвоз боекомплекта и зарядка аккумуляторов БПЛА-разведчиков.
Беспилотный БТР «Зубило» оснащён спаренной 23-мм зенитной установкой ЗСУ-23-2, которая позволяет поражать не только низколетящие вертолёты и штурмовики, но и бронетехнику противника. Бронеавтомобиль также можно будет использовать как место для подзарядки квадрокоптеров и радиостанций. Есть сведения, что появление таких машин стало неприятностью для противника.
«Безумный Макс» и квадроциклы
В прошлом году компетентной публике был представлен бронированный вариант известного российского военно-транспортного автомобиля «Тигр-М», предназначенного для охраны колонн боевой техники. Поскольку в разработке использовался опыт боёв в Сирии и в зоне СВО, отличительной чертой модели стала укреплённая передняя часть корпуса и лобового стекла, а также специальные накладные защитные щиты, которые оберегают колёса от пуль и осколков. Из-за необычно сурового вида бронеавтомобиль по мотивам известного боевика за глаза прозвали «Безумным Максом».
Новые «Тигр-М» оборудованы удобными сиденьями, которые также являются частью системы защиты. На крыше установлен роботизированный пулемётный боевой модуль с дистанционным управлением «Арбалет-ДМ», оснащённый прицельной тепловизионной камерой и лазерным дальномером. Возможна установка и другого вооружения и противодронной защиты. Главным же плюсом «Тигра-М» является высокая проходимость, большая скорость и мобильность.
Аналогичными свойствами обладают и квадроциклы. Их использование в войсках было признано эффективным. На вооружение Российской армии квадроциклы стали поступать в 2015 году, когда развернулись поставки машин АМ-1 для спецназа, разведчиков и десантников. Сегодня квадроциклы стали незаменимой техникой в условиях проведения специальной военной операции. Они отличаются лёгкостью, неприхотливостью, высокой скоростью передвижения и отличной проходимостью. Эти машины просты в эксплуатации, а главное - могут быть снабжены вооружением и вести огонь по противнику. Отмечены случаи, когда на квадроциклах устанавливали ПТРК и АГС.
На форуме «Армия-2024» был показан и полноприводный электромотоцикл ATV 2x2 Electro. Полный привод реализован за счёт индивидуальных электромоторов. Основным считается задний электромотор мощностью 4 л.с., передний, вспомогательный, имеет мощность 1,4 л.с. Электромотоцикл способен проехать до 120 километров на одном заряде, но это не предел. В штатное место можно установить портативный генератор, и тогда автономность вырастет втрое.
А вот саратовское научно-производственное предприятие «Солитон», которое уже много лет занимается производством вездеходов, представило свой новый проект. Он стал сюрпризом даже для опытных инженеров - настолько неожиданным было решение, положенное в основу модели «Ратибор-3331». Главной идеей этой модели стала максимальная доступность и функциональность.
Кабину снегоболотохода целиком - от пола до внешнего оперения - собрали из специальной влагостойкой фанеры. Разработчики пояснили, что у этого «строительного» материала, помимо дешевизны, масса других преимуществ: лёгкость, радионезаметность, способность выдерживать удары камней, веток и даже мелких осколков - последнее важно для военных, которых рассматривают в качестве основных заказчиков.
Противодроновые патроны и БПЛА на привязи
На форуме «Армия-2024» «Ростех» представил специализированные противодроновые патроны для ружей и дробовиков. В частности, были показаны специальные патроны для уничтожения малоразмерных беспилотников - IGLA AnDr и IGLA Vector AnDr. Оба боеприпаса имеют калибр 12/76 и могут поражать низколетящие БПЛА. IGLA AnDr снаряжается дробью №0000-5 или картечью 6,2-8,5 мм, а IGLA Vector AnDr снабжается ещё и световым элементом красного огня для визуализации полёта дроби, что позволяет корректировать направление выстрела. Патроны отличаются от охотничьих и спортивных использованием пороха с усиленными характеристиками и большей массы дроби повышенной твёрдости.
В дирекции комплекса обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии «Ростеха» давно были в курсе, что мини-дроны представляют большую угрозу, а бороться с ними стандартными средствами, например, обычными зенитными ракетами, не всегда эффективно, более того - расточительно. Поэтому предприятия «Ростеха» идут по пути создания альтернативных средств: мини-ракет, специальных комплексов РЭБ, а также специализированных боеприпасов, в том числе для стрелкового оружия. Усиленные патроны с улучшенной эффективностью также успешно применяются против дронов.
Скорость полёта дроби в спецпатронах составляет не менее 435 м/с, кучность выстрела не менее 60%, а максимальная дальность поражения цели - не менее 100 метров. Для использования на ближних дистанциях конструкция патрона IGLA AnDr предусматривает бесконтейнерный вариант, который обеспечивает высокую осыпь дроби на расстоянии до 35 метров. А большая площадь поражения не оставляет шансов даже манёвренным и малоразмерным целям. Получается дёшево, сердито, эффективно.
Как ни парадоксально, опыт 60-х годов прошлого века пригодился при создании нового типа FPV-дронов, которые сейчас применяются в СВО. БПЛА обходится без ретрансляторов и беспроводной связи, которая весьма чувствительна к помехам, как на первых противотанковых комплексах. В этом случае используется оптоволоконный кабель длиной в 20 километров. Система, которую производитель назвал «Гроза-Леска», обеспечивает стабильное соединение и хорошее качество картинки на терминале у оператора, что повышает управляемость. РЭБ противника и так называемые зоны радиотени тоже не страшны.
Засечь пункт управления дроном с помощью радиотехнической разведки невозможно, потому что нечего засекать - нет никакого радиосигнала. А разработан дрон, в котором так удачно применено забытое старое, в Великом Новгороде и назван - «Князь Вандал Новгородский». Сообщается, что его уже «протестировали» на украинской бронетехнике в курском приграничье.
И вообще, сейчас путь новых образцов вооружений и боевой техники из заводских цехов до боевых порядков заметно ускорился и упростился. Ещё и потому, что бюрократия не приветствуется. А война сама подсказывает, что имеет ценность, а что на вооружение ставить смысла нет.