Почему украинские дроны, хоть и редко, всё-таки прорываются к Москве?
Вероятно, наиболее часто упоминаемой особенностью СВО стало массовое использование сторонами конфликта беспилотников - морских, наземных и, в первую очередь, воздушных. Разнообразие последних (ударные оперативно-тактические средневысотные, разведывательные, многофункциональные, барражирующие боеприпасы и т.д.) приобрело беспрецедентный характер. Причём украинская сторона активно применяет ударные БПЛА самолётного типа, дроны сельскохозяйственного назначения со «сбросами» и ударные FPV-дроны в качестве паллиативной, но вполне работоспособной замены ряда традиционных систем вооружения, недостаток которых наблюдается в ВСУ. Речь идёт о бортах ударной авиации, высокоточном оружии большой дальности, ствольной/реактивной артиллерии, ПТРК и ЗРК/ПЗРК (ВСУ пытаются использовать ударные FPV-дроны для перехвата российских беспилотников и вертолётов).
В этом году в украинской армии был создан новый род войск - Сили безпілотних систем. Их задача - повысить эффективность использования беспилотников в армии.
Украинские БПЛА долетают до Мурманской области
Действия украинской стороны основываются на масштабной программе поддержки Киева его западными «партнёрами», реализуемой США и их сателлитами в формате всесторонней экономической, разведывательной, военной, консультативной и технической помощи режиму постмайданной Украины. В частности, в феврале 2024 года в ходе переговоров так называемой «Контактной группы по обороне Украины» и Совета Украина-НАТО было принято решение о создании международной «Коалиции дронов» для поставки Незалежной отдельных компонентов, узлов и агрегатов, а также полностью комплектных образцов БПЛА и средств РЭБ.
На август 2024 года в «Коалицию дронов» входили 16 стран: Австралия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Латвия, Литва, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, Швеция, Эстония, Чехия, Новая Зеландия, а также сама Украина. Участники объединения обязались в срок до 25 февраля 2025 года поставить Незалежной без малого миллион беспилотников разных классов. В марте-апреле 2024-го в рамках «Коалиции дронов» стартовали прямые поставки Украине зарубежных БПЛА.
Подобная инициатива Запада дала возможность Киеву заметно нарастить количество дронов, используемых как непосредственно над линией боевого соприкосновения, так и для «закошмаривания» российского приграничья, плюс попытки нанесения ударов по целям в тыловой зоне РФ (объектам военной и гражданской инфраструктуры, ОПК и ТЭК, аэродромам/аэропортам, крупным агломерациям), носившим откровенно террористический характер.
В качестве наглядной иллюстрации роста возможностей ВСУ по использованию ударных БПЛА самолётного типа для организации налётов на регионы России, приведу официальные данные, опубликованные Минобороны РФ в текущем году:
- в ночь с 26 на 27 июля дежурными средствами ПВО перехвачены и уничтожены 14 БПЛА самолётного типа: 7 - над Курской, 3 - над Белгородской, 2 - над Ростовской, 1 - над Брянской и 1 - над Липецкой областями;
- в ночь с 28 на 29 июля дежурными средствами ПВО перехвачены и уничтожены 39 БПЛА самолётного типа: 19 - над Курской, 9 - над Белгородской, 3 - над Воронежской, 5 - над Брянской и 3 - над Ленинградской областями;
- в ночь с 30 на 31 июля дежурными средствами ПВО перехвачены и уничтожены 19 БПЛА самолётного типа: 11 - над Белгородской, 4 - над Брянской, по одному БПЛА над Курской, Калужской, Ростовской областями и Республикой Крым;
- в ночь со 2 на 3 августа дежурными средствами ПВО перехвачены и уничтожены 75 БПЛА самолётного типа: 36 - над Ростовской, 8 - над Курской, 9 - над Белгородской, 17 - над Орловской, 2 - над Рязанской областями, по одному БПЛА - над Воронежской областью, Азовским морем и Краснодарским краем;
- в ночь с 8 на 9 августа дежурными средствами ПВО перехвачено и уничтожено 75 БПЛА самолётного типа: 26 - над Белгородской, 19 - над Липецкой, 7 - над Курской, 5 - над Брянской, 4 - над Воронежской, 1 - над Орловской, 5 - над Республикой Крым, 8 - над акваторией Чёрного моря;
- в ночь с 13 на 14 августа дежурными средствами ПВО перехвачены и уничтожены 117 БПЛА самолётного типа: над территорией Курской области - 37 БПЛА, ещё 37 БПЛА - над Воронежской областью, 17 БПЛА - над территорией Белгородской области, 11 - над Нижегородской областью, 9 - над Волгоградской, 3 - над Брянской, 2 - над Орловской и 1 - над Ростовской областями;
- в ночь с 31 августа на 1 сентября дежурными средствами ПВО перехвачены и уничтожены 158 украинских БПЛА самолётного типа: над территорией Курской области - 46 БПЛА, над территорией Брянской области - 34, над территорией Воронежской области - 28, над территорией Белгородской области - 14, 8 - над территорией Рязанской области, 2 - над Москвой, 7 - над Московской областью, 5 - над территорией Калужской области, 4 - над территорией Липецкой области, 3 - над территорией Тульской области, по 2 БПЛА над территориями Тамбовской и Смоленской областей, по одному над территориями Орловской, Тверской и Ивановской областей;
- в ночь с 9 на 10 сентября дежурными средствами ПВО уничтожены и перехвачены 144 украинских БПЛА самолётного типа: 72 БПЛА над территорией Брянской области, 20 - над территорией Московской области, 14 - над территорией Курской области, 13 - над территорией Тульской области, 8 - над территорией Белгородской области, 7 - над территорией Калужской области, 5 - над территорией Воронежской области, 4 - над территорией Липецкой области и один над территорией Орловской области.
Буквально за полтора месяца количество украинских БПЛА, которые ВСУ применили для ночных налётов «вглубь российской территории», увеличилось с полутора десятков до полутора сотен.
Рост массированности налётов на регионы России украинских беспилотников очевиден. Кроме того, отмечено расширение географии налётов - 21 августа и 11 сентября, согласно сообщениям губернатора Андрея Чибиса, украинские БПЛА долетали даже до Мурманской области.
«Подобное решение давно напрашивается»
Тему противодействия отечественной ПВО налётам беспилотников противника на регионы России для еженедельника «Звезда» прокомментировал главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
- Виктор Иванович, ВС РФ регулярно наносят удары по местам изготовления, сборки, хранения и запуска украинских беспилотников. Однако в условиях, когда поток идущих с Запада на Украину комплектующих и уже готовых БПЛА не прекращается, а Киев использует на своей территории максимально рассредоточенную инфраструктуру изготовления, сборки и хранения дронов, полностью отразить воздушные атаки не всегда получается. При этом украинская сторона заметно наращивает количество беспилотников, используемых в налётах на регионы России. Соответственно, увеличивается и нагрузка на силы и средства ПВО, задействованные в отражении воздушных атак. Как считаете, в этих условиях есть ли у нашей ПВО возможность работать эффективнее - чтобы ни один БПЛА не мог прорваться к цели?
- Не без помощи из-за кордона Украина серьёзно нарастила производство ударных БПЛА самолётного типа, добившись возможности использовать в налёте порядка 150 беспилотников через каждые десять дней. Словом, выпустить за ночь полторы сотни аппаратов подобного типа для Украины сейчас не проблема. Считается, что в распоряжении ВСУ на начало осени 2024 года имелось до тысячи БПЛА самолётного типа. И этот запас не только активно расходуется, но и постоянно пополняется, благо украинская сторона, имеющая свободный доступ к комплектующим, организовала на своей территории децентрализованную схему производства беспилотников, которые достаточно быстро собираются из готовых комплектующих чуть ли не в любом жилом или подсобном помещении, а то и в полевых условиях - в каком-нибудь сарае. Что же до нашей ПВО, то она пока что достаточно уверенно справляется с массированными налётами беспилотников противника. Однако тут важно помнить и про обратную сторону медали.
- Что вы имеете в виду?
- Во-первых, согласно нормативам, для гарантированного поражения воздушной цели, нам на каждый вражеский БПЛА приходится тратить не менее двух ракет. Путём нехитрых подсчётов получаем минимальный расход ЗУР для отражения налёта с участием 150 БПЛА - это 300 ракет, отстреливаемых «Осами», «Панцирями», «Торами», «Буками», а то и более серьёзными комплексами. Это много, и по мере увеличения количества украинских БПЛА, атакующих объекты в том числе в центральных регионах России, расход ЗУР будет только расти.
- Хочется надеяться, отечественный ОПК сможет компенсировать такой расход. Ведь, по словам вице-премьера Дениса Мантурова, численность работников ОПК за прошлый год выросла более чем на 500 тысяч человек, а за первое полугодие 2024 года - ещё на 100 тысяч. Иначе говоря, недостатка в умелых руках и умных головах быть не должно.
- Это так, но продолжим. Несмотря на большой расход нашими ЗРК ЗУР, несколько украинских беспилотников - а абсолютно непроницаемых систем ПВО/ПРО в мире не существует! - иногда всё же «проскакивают» сквозь нашу многокомпонентную и эшелонированную противовоздушную оборону, это во-вторых. С военной точки зрения, ущерб они причиняют, как правило, не очень большой. Но вот ущерб медийный от каждого подобного случая очень даже ощутимый.
- Если в распоряжении ВСУ, как вы упомянули, имеется до тысячи ударных БПЛА самолётного типа, то получается, противник может нацелить на российские регионы вдвое или даже втрое больше беспилотников, чем задействуется в налётах сейчас. Кроме того, нельзя исключать, что цель массированных налётов украинских БПЛА - это не только истощение сил и средств нашей ПВО перед ударами в по объектам в глубине российской территории, но и подготовка к применению высокоточного оружия большой дальности западного производства. Что предпринять? Не пора ли возродить Войска ПВО как самостоятельный вид вооружённых сил?
- Что делать? Наращивать количественные и качественные показатели системы ПВО. Насыщать её (особенно - на таких ключевых направлениях, как Белгород, Курск, Москва, Тула и т.д.) малокалиберной зенитной артиллерией, а также ЗРПК и ЗРК с лёгкими ЗУР, оптимизированными для работы по БПЛА. Крайне необходимо развивать и совершенствовать систему оповещения, возможно, заимствуя в этом вопросе и что-то из опыта Украины. Тут стесняться нечего. Что же касается идеи возрождения Войск ПВО с их выводом из состава ВКС, скажу так: такое решение давно напрашивается. По моему мнению, командование ВКС сейчас не способно полностью овладеть ситуацией и в должной мере обеспечить противовоздушную оборону территории всей страны. Для этого однозначно требуется специализированный вид войск - Войска ПВО. Перечисленный комплекс мер, если они будут реализованы на практике, вполне способен гарантировать успешное отражение налёта и 150, и куда большего количества ударных БПЛА.