Из палачей - в «герои»
© РИА Новости
Литовские флаги на сходке прибалтийских нацистов в Риге.

Из палачей - в «герои»

Рассекреченные документы ФСБ вскрывают военные преступления литовских приспешников фашизма в годы Великой Отечественной войны
05 октября 2024, 09:05
Реклама
Из палачей - в «герои»
© РИА Новости
Литовские флаги на сходке прибалтийских нацистов в Риге.
Читайте нас на: 

В Литве на советских мемориалах в местах захоронений солдат Красной Армии времён Великой Отечественной войны власти инициировали установку табличек, на которых указано, что надписи на памятниках «не соответствуют исторической действительности». А член Сейма Миндаугас Скритулскас обратился в Департамент культурного наследия с просьбой исключить монумент в честь советских воинов, освободивших республику от нацизма, в курортном городе Паланге из регистра памятников. Подобных заявлений от литовских неонацистов, находящихся при власти, множество. И это при том очевидном факте, что при освобождении Литвы от фашистской оккупации погибли свыше 137 тысяч красноармейцев.

Гриф секретности снят

Всего с учётом захоронений 1941 года в Литве было установлено 269 мемориальных знаков и захоронений Великой Отечественной войны. И это, наверное, раздражает власти республики, которые на официальном уровне занимаются фальсификацией исторических данных: советских воинов называют «оккупантами», закрываются музейные экспозиции, повествующие о героической борьбе с фашизмом, сносятся памятники советским воинам. Что же касается исторической действительности литовского пособничества германскому фашизму, сейчас, когда в рядах нацистских подразделений Украины всё чаще встречаются наёмники с литовскими шевронами на рукавах, говорить в полный голос, безусловно, имеет особый смысл. Тем более что сам факт преданной службы нацизму литовских «идейных бойцов» находит документальное подтверждение.

ФСБ России обнародовала рассекреченные документы об участии литовских пособников нацистской Германии в массовых убийствах мирного населения на оккупированной территории Литовской ССР. «После нападения Германии на СССР на оккупированной территории для выполнения "грязной работы" гитлеровцами привлекались прибалтийские националисты из числа местных жителей. Ими проводились карательные акции в отношении мирного населения, советских военнопленных и ликвидации граждан еврейской национальности», - говорится в пояснительной статье ЦОС ФСБ к документам.

Из рассекреченных документов ФСБ.
© Архив ФСБ РФ
Из рассекреченных документов ФСБ.

Члены пронацистской литовской организации «Союз стрелков» с началом войны подняли восстание, привлекая националистически настроенную молодёжь. К ним присоединялись бывшие офицеры и солдаты литовских формирований, оказавшиеся в Красной Армии. Так, из 16 тысяч этнических литовцев, числившихся в РККА на начало июня 1941 года, дезертировало или перешло на сторону немцев около 14 тысяч человек. Начальник штаба 29-го стрелкового корпуса генерал-майор Йонас Чернюс дезертировал в первом же бою, а полковник Масюлис вообще оказался агентом абвера.

На улицах литовских городов развернулся настоящий террор. Хватали советских и партийных активистов. Фактически мятежникам удалось захватить власть в республике. 23 июня националисты провозгласили в Каунасе создание Временного правительства. Позднее немцы так и не признали это правительство, но в современной Литве не ослабевает стремление объявить его единственной законной властью на территории республики в 1941 году. Развивается во властных структурах республики и тенденция героизации фашистских приспешников и доморощенных нацистов. Но опубликованные документы, долгое время носившие гриф секретности, проливают свет на кровавые дела всех этих «героев».

Кровавый след нацизма

В докладной записке начальника отдела контрразведки «Смерш» 11-й гвардейской армии полковника Митрофанова от 24 октября 1944 года приводятся собранные сотрудниками военной контрразведки данные о преступлениях на основании показаний свидетелей. «По материалам разоблачённой агентуры противника карателей, предателей и активных немецких пособников, установлено, что только в Мариампольском, Алитусском и Вилковышском уездах за период пребывания фашистских оккупантов расстреляно и казнено свыше 20 000 ни в чём не повинных советских граждан, особенно из среды еврейского населения и партийно-советского актива», - говорится в ней. Согласно показаниям свидетелей, в том числе арестованных участников массовых расстрелов, в августе 1941 года в Мариамполе и близлежащих деревнях была проведена трёхдневная облава на еврейское население. Организаторами этого мероприятия выступили немецкий полковник и капитан, а также литовский начальник уездной полиции.

Задержано 7700 человек, в том числе женщин, стариков и детей, которых заперли в конюшне военного городка, затем мужчин заставили рыть могилы, после чего всех расстреляли, выводя группами по 100-200 человек. «В период расстрела было большое количество раненых, которые добивались одиночными выстрелами, а в основном зарывались живыми», - приводятся показания участника расстрелов Германа Павлайтиса.

Привычная работа полицейских карательных батальонов.
© waralbum.ru
Привычная работа полицейских карательных батальонов.

Одна из свидетельниц рассказала, что в Вилковышской тюрьме немцы содержали около 10 тысяч человек из числа советско-партийного актива, граждан еврейской, польской и литовской национальностей, а также пленных красноармейцев. Арестованных систематически подвергали истреблению путём расстрелов и зверских издевательств. У многих специальным аппаратом забирали кровь в таком количестве, что они умирали, арестованным отрезали уши, носы, пальцы рук и подвергали другим издевательствам - этим занимался немецкий батальон смерти из числа немцев и литовцев.

Для карательных акций немцы использовали не только местную полицию, но и членов националистической организации «Шаулис». В документе содержатся показания одного из арестованных членов организации «Шаулис», который признался в участии в расстрелах коммунистов. Комиссия, выехавшая на место расстрелов, обнаружила два массовых захоронения. В первом захоронении находились тела примерно 900 мужчин, а во втором - около 1000 тел женщин и детей.

Среди опубликованных документов - акт комиссии по осмотру места расстрелов в местечке Серея, а также протокол допроса арестованного 32-летнего литовца Германа Павлайтиса, вступившего в полицию после начала оккупации и участвовавшего в расстрелах евреев и коммунистов в Серее.

Опубликованные в рубрике «Архивные материалы» на сайте ФСБ документы были рассекречены в рамках проекта «Без срока давности», направленного на сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения СССР - жертв военных преступлений гитлеровцев и их пособников в годы Великой Отечественной войны. 

Каратели с литовским триколором

Ранее расследованиями правоохранительных органов установлено, что из литовских националистических формирований было создано 22 батальона вспомогательной полиции, каждый численностью 500-600 человек. Общая численность этих формирований достигала 20 тысяч. Отряд литовских нацистов под руководством Климайтиса в ночь на 26 июня уничтожил более 1500 евреев. Двенадцатый литовский батальон «Шумы» под командованием майора А. Импулявичуса дислоцировался в Каунасе, а в октябре 1941-го года переведён в Белоруссию для борьбы с партизанами.

По прибытии в Минск батальон был включён в состав немецкого 11-го полицейского резервного батальона под командованием майора Лехтгаллера. В Минске батальон принял участие в уничтожении около 9 тысяч советских военнопленных, а в Слуцке - 5 тысяч евреев. В марте 1942-го года батальон переправлен в Польшу для охраны концлагеря Майданек. В июле 1942-го года 12-й литовский охранный батальон участвовал в депортации евреев из Варшавского гетто в лагеря смерти.

Колонна неугодных мирных жителей под конвоем каунасской самообороны, 24 июня 1941 года.
© waralbum.ru
Колонна неугодных мирных жителей под конвоем каунасской самообороны, 24 июня 1941 года.

В августе-октябре 1942 года литовские батальоны располагались на территории Украины: 4-й - в Сталино, 7-й - в Виннице, 11-й - в Коростене, 16-й - в Днепропетровске, 254-й - в Полтаве, 3-й - в Молодечно (Белоруссия), 255-й - в Могилёве (Белоруссия).

В феврале-марте 1943 года 12-й литовский батальон участвовал в проведении крупной карательной акции «Зимнее волшебство» на территории Белоруссии, взаимодействуя с несколькими латышскими и 50-м украинским шуцманшафт-батальонами. Помимо уничтожения деревень, подозреваемых в поддержке партизан, производились расстрелы евреев.

Третий литовский батальон принимал участие в антипартизанской операции «Болотная лихорадка», проводившейся в Барановичском, Березовском, Ивацевичском, Слонимском и Ляховичском районах в тесном взаимодействии с 24-м латышским батальоном.

В литовских национальных частях, использовался нарукавный жёлто-зелёно-красный щиток-нашивка, который и сегодня носят литовские наёмники в украинских воинских формированиях.

Органами «Смерш» было установлено, что летом 1944-го года, по инициативе двух литовских офицеров Изидорюса Ятулиса и Йонаса Чесны, из остатков литовских батальонов были сформированы «Силы обороны отечества», которыми командовал полковник вермахта Хельмут Медер. Туда же собрали и литовских полицаев («шуцманшафт»), которые уничтожали евреев, поляков и русских в Вильно, сжигали деревни в Белоруссии, Украине и России.

Недобитки

После войны недобитки из этих нацистских формирований составили костяк террористических бандитских формирований «лесных братьев», боевики которых властями сегодняшней Литвы возводятся на пьедестал. В так называемой Армии свободы Литвы была установлена жёсткая субординация, система штабов. Новобранцы обучались централизованно, существовала эффективная система связи, снабжения медикаментами и боеприпасами. Основу этой армии составили люди, которые до войны проходили подготовку в «Союзе стрелков», а также те, кто служил в немецкой оккупационной власти и органах сельского самоуправления под контролем фашистов. Кроме того, в неё вошли бывшие солдаты и командиры «охранных батальонов» и дезертиры из Красной Армии.

К началу 50-х годов в рядах нацистского подполья насчитывалось около 30 тысяч боевиков. От их «братских» рук уже в послевоенные годы погибло более 25 тысяч человек, включая женщин и детей, 90 процентов которых - литовцы. Большинство преступников понесло заслуженную кару, хотя некоторые и нашли убежище за щитом западной «демократии».

«Лесные братья» образца 1946 года.
© wikipedia.org
«Лесные братья» образца 1946 года.

Сегодня же отрицание прославления «лесных братьев» в Литве приравнивается к уголовному преступлению. К примеру, в Клайпеде был осуждён депутат городского совета Вячеслав Титов, который выступил против установки мемориальной таблички в честь одного из руководителей боевиков нацистского подполья Адольфаса Раманаускаса, на совести которого тысячи невинных жертв.

Титов заявлял, что Раманаускас несёт ответственность за массовые убийства мирных жителей, лояльно относившихся к СССР, поэтому советский суд в 1957 году и постановил его расстрелять. Прокурор запрашивал для Титова тюремный срок, однако в итоге суд приговорил депутата к штрафу в размере 12 тысяч евро. Впрочем, после процесса коллеги лишили его и депутатского мандата. А в Вильнюсе всё же был установлен памятник этому «герою нации».

Шиворот-навыворот

На сегодняшний день ветераны фашистских полицейских батальонов и «лесные братья» вошли в пантеон борцов за литовскую независимость, их героизация стала одной из важнейших составляющих национального строительства в этой прибалтийской республике. Дело в том, что современная история Литвы как независимого государства не так уж велика. Вероятно, стране недостаточно лишь средневекового обоснования своей государственности, поэтому «вооружённое движение за независимость» становится неотъемлемой частью её исторического мифа. Даже если его члены участвовали в военных преступлениях против собственного народа и были прямыми пособниками фашизма.

Памятник литовскому палачу, командующему «лесными братьями» Адольфасу Раманаускасу в Вильнюсе.
© Соцсети
Памятник литовскому палачу, командующему «лесными братьями» Адольфасу Раманаускасу в Вильнюсе.

Подобный выбор «национальных героев» призван обосновывать для населения Литвы и текущий внешнеполитический курс республики. Пособники оккупантов и нацистские бандиты становятся системным элементом государственной идеологии в Литве. Их история помогает мобилизации населения в противостоянии «русской угрозе». А неудобные моменты, связанные с тем, что «герои сопротивления» убивали своих же соотечественников, объявляются не соответствующими исторической действительности.

Очевидно, что сами власти Литвы встали на курс забывчивости уроков истории, которая уже ведёт Украину с её подобными наклонностями в политическую пропасть.      

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама