Военная помощь и поставки американского оружия Израилю, октябрь 2023 - сентябрь 2025 гг.
© globallookpress.com
Через мгновения жилая башня «Тайба-2» в Газе рухнет, после того как израильские военные самолёты нанесли по ней удар ракетами.

Военная помощь и поставки американского оружия Израилю, октябрь 2023 - сентябрь 2025 гг.

С начала войны в Газе 7 октября 2023 года Соединённые Штаты предоставили Израилю военную помощь на сумму не менее 21,7 миллиарда долларов. Эта цифра не включает в себя десятки миллиардов долларов в рамках соглашений о продаже и поставках оружия[i]
Реклама
Военная помощь и поставки американского оружия Израилю, октябрь 2023 - сентябрь 2025 гг.
© globallookpress.com
Через мгновения жилая башня «Тайба-2» в Газе рухнет, после того как израильские военные самолёты нанесли по ней удар ракетами.
Читайте нас на: 

Как при администрациях Байдена, так и при Трампе были заключены на десятки миллиардов долларов дополнительные соглашения о продаже оружия и услуги, которые будут оплачены Израилем в ближайшие годы. В настоящем отчёте рассматриваются потоки расходов, которые составили эти 21,7 миллиарда долларов, а также подробно описываются миллиардные обязательства правительства США по поставкам оружия в будущем, большая часть или все из которых будут оплачены за счёт дополнительных ассигнований на военную помощь Израилю.

Без «помощи» США Израиль не смог бы расправиться с Газой

Учитывая масштабы текущих и будущих расходов, становится ясно, что Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) не смогла бы нанести такой урон Газе или активизировать военные действия по всему региону без финансовой и военной помощи, а также политической поддержки со стороны США. Согласно докладу профессора Линды Билмес, представителя Соединённых Штатов в Комитете экспертов ООН по государственному управлению, США потратили дополнительно 9,65-12,07 млрд долларов на военные операции в Йемене и в регионе в целом в поддержку израильских военных операций, начиная с 7 октября.

Из 21,7 миллиарда долларов, уже предоставленных в качестве военной помощи, США выделили 17,9 миллиарда долларов в первый год войны и 3,8 миллиарда долларов во второй год. Часть из них уже доставлена Израилю в виде оружия, бомб и финансовых средств, в то время как оставшиеся средства будут предоставлены в последующие годы.

Отдельно стоит вопрос о том, сколько времени потребуется для производства или доставки оружия, или что требуется для его поддержания в рабочем состоянии и управления в разгар войны. С точки зрения боеспособности, это наиболее важные вопросы. Тем не менее, это относится к сфере, закрытой для публичной информации.

Захваченный террорист в кибуце Зиким после атак исламистских боевиков ХАМАС 7 октября 2023 года.
© globallookpress.com
Захваченный террорист в кибуце Зиким после атак исламистских боевиков ХАМАС 7 октября 2023 года.

Нынешняя война Израиля, поддерживаемая США, была начата в ответ на террористические атаки ХАМАС 7 октября 2023 года, в результате которых погибло около 1200 человек и ещё тысячи получили ранения. Успех израильских вооружённых сил зависит от американского оружия, особенно самолётов, бомб и ракет, которые нанесли основной ущерб Газе и другим странам региона.

Чтобы любые усилия по препятствованию военным операциям Израиля в Газе и за её пределами были эффективными, должен быть введён запрет на новые продажи, а также приостановлена поставка оружия, которое уже было запланировано, но ещё не доставлено, и прекращены поставки оружия в другие страны правительством США. 

На что были потрачены 21,7 миллиарда долларов

Военная помощь Израилю в размере 21,7 миллиарда долларов поступает по нескольким каналам:

  • Иностранное военное финансирование (Foreign Military Financing, FMF) - программа помощи, санкционированная государством и реализуется Пентагоном.
  • «Оффшорные закупки»: средства, выделяемые США правительству Израиля, которые могут быть использованы для создания собственной военной промышленности Израиля.
  • Сокращение и пополнение существующих запасов США для замены оружия, поставляемого и используемого Израилем, включая военный резерв, расположенный в Израиле;
  • Специальное финансирование закупок боеприпасов и мощностей по производству оружия для продолжения военных поставок в Израиль.

С технической точки зрения, все описанные выше каналы расходования средств поддерживают «поставщики» - общий термин, обозначающий поставки американского оружия иностранному государству. Но в большинстве случаев, особенно в начале процесса, эти поставки называются «продажей оружия», которая предполагает заключение соглашений о поставках оружия независимо от того, оплачивается ли оно в результате за счёт американской помощи или за счёт иностранного заказчика. В случае с Израилем большая часть продаж оружия в конечном счёте оплачивается из американской помощи, но часть её может быть ещё оказана и будет санкционирована в последующие годы по мере продвижения сделок от первоначальных соглашений к окончательной поставке.

Самоходная гаубица ЦАХАЛ ведёт огонь по сектору Газа.
© globallookpress.com
Самоходная гаубица ЦАХАЛ ведёт огонь по сектору Газа.

Продажа оружия осуществляется по двум каналам:

  • Продажи военного имущества за рубеж, которые осуществляются при посредничестве правительства США и в ходе переговоров с иностранным заказчиком. Как только достигается соглашение о цене, сроках и графике поставки, компания-поставщик получает поэтапную оплату в зависимости от того, насколько далеко продвинулось производство системы [вооружений] на экспорт.
  • Прямые коммерческие продажи (Direct Commercial Sales, DCS), в которых используются товары, лицензированные Государственным департаментом, и которые дают большую свободу действий для компании-поставщика, чтобы обсудить условия сделки. Как правило, подразумеваются «товары», которые не считаются «основным оборонным оборудованием», включая стрелковое оружие и лёгкие вооружения.

О крупных продажах оружия определённой стоимости необходимо уведомлять Конгресс, и они могут быть заблокированы резолюцией о несогласии, принятой двумя третями каждой палаты Конгресса.

Как отмечалось выше, общая сумма военной помощи Израилю в размере 21,7 миллиарда долларов не включает соглашения о продаже оружия, которые должны быть оплачены США в будущем.

Израиль развивает собственный военно-промышленный комплекс, наращивание потенциала которого стало возможным отчасти благодаря положению, которое исторически позволяло направлять на эти цели 25% военной помощи США. В 2025 финансовом году эта цифра сократилась до 250 миллионов долларов американской военной помощи Израилю.

Оружие, имеющееся на вооружении Израиля и используемое в Газе и на Ближнем Востоке в целом, поступает в основном из Соединённых Штатов. Весь запас боеспособных самолётов Израиля поступает из США, включая 75 F-15, 196 F-16 и 39 F-35. Все ударные и транспортные вертолёты Израиля также американского производства, включая 46 вертолётов Apache, 25 транспортных вертолётов Sea Stallion и 49 транспортных вертолётов Black Hawk. Кроме того, это и десятки тысяч бомб и ракет, а также современные системы наведения, которые нанесли огромный гуманитарный ущерб населению Газы.

Ударный истребитель израильских ВВС F-35I Adir на авиабазе Неватим.
© globallookpress.com
Ударный истребитель израильских ВВС F-35I Adir на авиабазе Неватим.

Более 60 000 палестинцев погибли в результате прямых израильских боевых ударов, ещё десятки тысяч умерли от голода и болезней, спровоцированных жестоким нападением израильских военных на Газу, которые можно было предотвратить и которые многие независимые эксперты, включая правозащитные организации, базирующиеся в Израиле, определили как геноцид.

Что мы знаем о поставках оружия

Согласно «Мониторингу помощи в обеспечении безопасности» (Security Assistance Monitor) за август 2025 года, проведённому Центром международной политики (Center for International Policy, CIP), с 7 октября 2023 года в Израиль было поставлено американского оружия на сумму почти 4,2 миллиарда долларов, в том числе бомб, ракет и мин на - на 2,3 миллиарда долларов и огнестрельного оружия ещё на 416 миллионов долларов - оружия, имеющего непосредственное отношение к военным действиям Израиля. Как отмечается в отчёте CIP, это лишь верхушка айсберга:

«Эта цифра отражает только оружие, экспортированное из Соединённых Штатов за этот период времени, но не включает то, которое было санкционировано, но ещё не доставлено. Военно-политическое бюро Госдепартамента (State Department’s Bureau of Political Military Affairs) сообщило, что по состоянию на апрель 2025 года в Израиле был зарегистрирован 751 активный случай продажи оружия за рубеж на общую сумму 39,2 миллиарда долларов. Сюда также, вероятно, не входит какое-либо оружие, переданное в рамках программы "Излишки" Службы товаров оборонного назначения, а также оружие, изъятое из резерва военных запасов Израиля. Это оружие, которое Израиль закупает через оффшорные компании, используя доллары налогоплательщиков США для покупки оружия у израильских компаний, также не контролируется».

Истребитель F-16I ВВС Израиля с 2000-фунтовой (910 кг) проникающей бомбой для уничтожения бункеров BLU-109 JDAM.
© wikipedia.org
Истребитель F-16I ВВС Израиля с 2000-фунтовой (910 кг) проникающей бомбой для уничтожения бункеров BLU-109 JDAM.

Нынешняя администрация Трампа ускорила поставки военной помощи Израилю, остановив поставки 2000-фунтовых бомб Mark 84 и BLU-109, которые израильское правительство широко использовало для уничтожения жилых домов, больниц, объектов инфраструктуры водоснабжения и других гражданских объектов. Администрация Трампа также возобновила поставку 20 000 штурмовых винтовок, одобренных Государственным департаментом, которая была отложена администрацией Байдена из-за опасений, что оружие, предназначенное для израильской полиции, попадёт в руки поселенцев.

Обязательства на будущее

Одним из важных примеров обещанного, но ещё не оплаченного или не поставленного оружия - и, таким образом, исключённого из общей суммы в упомянутом отчёте о 21,7 миллионов долларов - является то, что в течение последнего месяца своего пребывания у власти, в январе 2025 года, администрация Байдена объявила о продаже оружия Израилю на сумму 8 миллиардов долларов, включая, но не ограничиваясь только этими видами:

  • ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности;
  • артиллерийские снаряды калибра 155 мм для дальнобойного поражения целей;
  • ракеты AGM-114 «Хеллфайр»;
  • 500-фунтовые бомбы и другие снаряды.

Эта сделка стоимостью 8 миллиардов долларов касается систем, которые будут поставлены и оплачены в течение следующих нескольких лет. Выплата израильским правительством будет произведена либо за счёт военной помощи, поставляемой Израилю с 7 октября 2023 года, либо, что более вероятно, за счёт нового пакета помощи, который ещё предстоит выделить в 2026 финансовом году и в последующий период.

Нынешняя администрация Трампа также пообещала в будущем значительные трансферты, большинство из которых, если не все, вероятно, будут оплачены за счёт финансирования военной помощи США. Конгресс уведомлён о продаже оружия Израилю с тех пор, как администрация Трампа вступила в должность в январе 2025 года. Общий объём продаж составил не менее 10,1 миллиарда долларов.

Бомбы малого диаметра GBU-39.
© flickr.com/kaiserjp
Бомбы малого диаметра GBU-39.

Эти продажи оружия включают в себя:

  • Увеличение на две тысячи сто шестьдесят шесть (2166) бомб малого диаметра GBU-39/B 1 (SDB-I), (письмо-уведомление от 28 февраля 2025 года, номер передачи 24-13);
  • Две тысячи восемьсот (2800) корпусов 500-фунтовых бомб общего назначения MK 82. (письмо-уведомление от 28 февраля 2025 г., регистрационный номер 24-13);
  • Тринадцать тысяч (13 000) комплектов наведения KMU-556E/B или KMU-556H/B с боеприпасами прямого поражения SABR-Y, KMU-556F/B или KMU-556J/B для корпуса бомбы MK-84 (письмо-уведомление от 28 февраля 2025 г., номер передачи 25-26);
  • Три тысячи четыреста семьдесят пять (3475) KMU-557E/B, или KMU-557F/B, или KMU-557H/B с комплектами наведения SABR-Y или KMU-557J/B JDAM для корпуса бомбы BLU-109 (письмо-уведомление от 30 июня 2025 г., номер передачи 25-59);
  • Одна тысяча четыре (1004) KMU-572E/B, или KMU-572F/B, KMU-572H/B с SABR-Y, или комплекты инструкций KMU-572J/B JDAM для GBU-38v1 (письмо-уведомление от 28 февраля 2025 г., номер передачи 24-13);
  • Семнадцать тысяч четыреста семьдесят пять (17 475) взрывателей FMU-152A/B (письмо-уведомление от 28 февраля 2025 года, сопроводительное письмо № 24-13);
  • Ракеты «Хеллфайр» стоимостью 660 миллионов долларов (письмо-уведомление от 7 февраля 2025 года, сопроводительное письмо № 24-104);
  • Бульдозеры Caterpillar стоимостью 295 долларов США (письмо-уведомление от 28 февраля 2025 г., регистрационный номер 24-38);
Бронированный бульдозер ЦАХАЛ.
© globallookpress.com
Бронированный бульдозер ЦАХАЛ.
  • Двести один (201) корпус 1000-фунтовой бомбы общего назначения MK 83 MOD 4/MOD 5 (письмо-уведомление от 28 февраля 2025 г., номер передачи 25-26);
  • Четыре тысячи семьсот девяносто девять (4799) корпусов 1000-фунтовых бомб общего назначения BLU-110A/B (письмо-уведомление от 28 февраля 2025 г., номер передачи 25-26);
  • Одна тысяча пятьсот (1500) боеприпасов прямого поражения KMU-559C/B (JDAM) комплекты для наведения на корпус бомбы MK 83 (письмо-уведомление от 28 февраля 2025 г., номер передачи 25-26);
  • Три тысячи пятьсот (3500) комплектов наведения KMU-559J/B JDAM для MK 83 корпус бомбы (письмо-уведомление от 28 февраля 2025 г., передаточные номера 25-26);
  • Тридцать пять тысяч пятьсот двадцать девять (35 529) MK 84 или BLU-117 общего назначения корпуса бомб специального назначения (GP) или их сочетание (письмо-уведомление от 28 февраля, 2025, передаточный номер 25-34);
  • Четыре тысячи (4000) боеголовок I-2000 Penetrator; 180 миллионов долларов на «силовые установки» (письмо-уведомление от 14 апреля 2025 г., передаточные номера 25-28);
  • Три тысячи восемьсот сорок пять (3845) единиц KMU-558B/B для совместного применения при непосредственном ударе - Комплекты наведения боеприпасов (JDAM) для корпуса бомбы BLU-109 (письмо-уведомление от февраля 28 декабря 2025 года, передаточный номер 24-13);
  • Три тысячи двести восемьдесят (3280) комплектов руководства KMU-572 F/B JDAM для корпуса бомбы MK 82 (письмо-уведомление от 28 февраля 2025 г., номер передачи 24-13).

Основные предложения, объявленные администрацией Трампа в феврале 2025 года, были в основном согласованы в течение последних недель правления администрации Байдена, но уведомлены в Конгресс были только после того, как администрация Трампа вступила в должность.

19 сентября этого года представители администрации сообщили Associated Press, что администрация Трампа проинформировала Конгресс о своём плане предложить Израилю ещё 6 миллиардов долларов, включая продажу за 3,8 миллиарда долларов 30 вертолётов AH-64 Apache, что почти вдвое увеличивает имеющиеся запасы, и продажу за 1,9 миллиарда долларов 3200 штурмовых машин пехоты для израильской армии.
Израильский вертолёт AH-64D.
© wikipedia.org
Израильский вертолёт AH-64D.

Поддержка администрацией Трампа совпала с увеличением военного присутствия и операций США вблизи Йемена и в других районах, включая бомбардировки по Ирану. Как отмечалось выше, расходы на развёртывание вооружённых сил США и воздушные удары, вызванные военной деятельностью Израиля или поддерживающие её, рассматриваются в дополнительном отчёте Линды Дж. Билмес и составляют в общей сложности 9,65-12,07 миллиарда долларов.

Текущие политические дебаты

В Конгрессе растёт оппозиция использованию оружия США для поддержки военных действий Израиля в Газе и на Ближнем Востоке, но в настоящее время этого недостаточно, чтобы воспрепятствовать поступлению долларов и оружия израильским военным.

Сенатор Берни Сандерс проголосовал тремя голосами против поставок американского оружия Израилю. Все три варианта провалились, но второй получил поддержку большинства избирателей. Демократы в Сенате - это, безусловно, самый высокий уровень оппозиции, когда-либо зарегистрированный в Конгрессе против вооружения Израиля. Борьба против вооружения Израиля будет продолжаться, и она начинает завоевывать двухпартийную поддержку, в том числе со стороны представителя Республиканской партии Марджори Тейлор Грин, которая назвала действия Израиля в Газе геноцидом.

На заднем плане маячит пересмотр десятилетнего «Меморандума о взаимопонимании» (Memorandum of Understanding, MoU). MoU относительно военной помощи США Израилю, заключённый при администрации Обамы, истекает в 2028 году и предусматривает военную помощь в размере 3,8 миллиарда долларов в год, которая включает иностранное военное финансирование, оффшорные закупки (средства, используемые для создания собственной военной промышленности Израиля) и поддержку израильских программ противоракетной обороны. Обсуждение следующего «Меморандума о взаимопонимании» может начаться в ближайшее время.

Учитывая экстремистские, дестабилизирующие и преступные действия, предпринимаемые израильским правительством с использованием поставляемого США оружия, переговоры по следующему «Меморандуму о взаимопонимании» должны проводиться максимально открыто и с существенным участием Конгресса и общественности США.

Вывод

Без американских денег, оружия и политической поддержки израильские военные не смогли бы совершить столь быстрое и широкомасштабное уничтожение человеческих жизней и инфраструктуры в Газе или с такой лёгкостью перенести свои военные действия на региональный уровень, бомбя Сирию, Ливан, Катар и Иран.

Остатки жилых зданий, разрушенных в результате израильской атаки в Иране, июнь 2025 г.
© globallookpress.com
Остатки жилых зданий, разрушенных в результате израильской атаки в Иране, июнь 2025 г.

Без поддержки США у израильского правительства не было бы боевых самолётов для бомбометания, а бомб было бы гораздо меньше. Без помощи правительства США или американских подрядчиков-механиков и запасных частей всё большая часть израильского арсенала нуждалась бы в техническом обслуживании. Кроме того, правительство Израиля не смогло бы создать вооружённые силы нынешнего размера и уровня подготовки без финансовой поддержки США.

До сих пор правительство США не предприняло никаких действий, чтобы остановить убийства, прекратив военную помощь, продажу и поставки оружия или помощь в техническом обслуживании и поставках запасных частей.
________________________________
[i] Опубликовано в  The Thomas J. Watson Jr. School of International and Public Affairs 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама