Рабочим местом конструкторов стала ЛБС: вражеские беспилотники в перекрестье «лучей смерти»
© РИА Новости
Задача - очистить небо.

Рабочим местом конструкторов стала ЛБС: вражеские беспилотники в перекрестье «лучей смерти»

Западные военные эксперты признают, что по адаптивности к постоянно меняющейся обстановке на поле боя оружейники России «впереди планеты всей». Одним из наиболее важных факторов, определяющих успехи в этой сфере, стало то, что наши конструкторы нередко лично тестируют свои новинки на передовой
Реклама
Рабочим местом конструкторов стала ЛБС: вражеские беспилотники в перекрестье «лучей смерти»
© РИА Новости
Задача - очистить небо.
Читайте нас на: 

Из окопа видно далеко

Основатель и руководитель московской инновационной компании, конструктор с позывным Дядя (в рекламе организация не нуждается, те, кому положено знать, знают и изобретателя, и его команду) уже более десяти лет создаёт средства антидроновой борьбы, которые используют наши военные в зоне проведения специальной военной операции.

«Изделия для ведения вооружённой борьбы лучше всего испытывать там, где эта борьба идёт - на линии боевого соприкосновения (ЛБС), - говорит Дядя, в недавнем прошлом кадровый военный инженер, выпускник академии. - Впервые мы, несколько конструкторов из нашей компании, поехали сами в прифронтовую зону в июне 2022 года. До этого в инициативном порядке отправили несколько антидроновых ружей нашего производства в войска. Волонтёры, которые их везли конкретно в одну из воинских частей, раздали большинство изделий по дороге. В частности, электромагнитное оружие попало в батальон "Восток" Александра Ходаковского и в подразделения, атаковавшие противника со стороны Крыма. Отзывы от пользователей мы получили положительные и одинаковые от всех пожелания: присылайте ружья ещё и как можно больше».

Тем временем на фронтах СВО у врага стали появляться всё новые разновидности воздушных беспилотников. В компании раньше многих других специалистов в этой тематике поняли, что выпускать антидроновое оружие большими партиями бессмысленно: пока ты налаживаешь крупносерийное производство одного изделия, «супостат» запускает в небо дроны, против которых оно бессильно.

На страже донбасского неба.
© Архив автора
На страже донбасского неба.

«Выигрывает тот, кто быстрее создаёт против новой модификации "меча" новую модификацию "щита", - считает конструктор. - Главное здесь - постоянно держать руку на "пульсе" линии фронта. Есть такая старая солдатская присказка, что дальше всего видно из окопа. Вот мы и стали регулярно ездить в окопы в приграничье».

Линия госграницы с Украиной в 2022-м году была спокойной на земле, но в небе уже летали чужие дроны. В основном это были воздушные разведчики. «Сбивая» или аккуратно присаживая их направленным излучением, столичные конструкторы старательно искали «птичек» в белгородских полях, курских оврагах и брянских лесах.

«Изучение электронной начинки чужих дронов часто способствовало рождению - прямо там, на месте - идей, как бороться именно с такими системами управления БПЛА, - рассказали еженедельнику специалисты. - Возвращаясь в Москву, мы нередко воплощали уже готовые технические решения в "железо", которое опять же ехали проверять на местности. Такая механика работы у нас продолжается до сих пор: она себя оправдывает, она эффективна».

С 2022 года по настоящее время эта компания разработала и поставила заказчикам около сотни модификаций, несколько десятков базовых моделей антидроновых средств собственной разработки - всего несколько десятков тысяч изделий. Они активно использовались и продолжают использоваться в Вооружённых силах и других силовых ведомствах нашей страны.

«Есть у нас и "штатские" заказчики, постоянно обновляющие свой арсенал антидроновых средств, - говорит глава компании. - Например, на юге страны работает один "неубиваемый" нефтеперерабатывающий завод. Мы с его руководством сотрудничаем с 2022 года. За это время украинские дроны атаковали предприятие более полусотни раз. Прорвался через "завесу" электромагнитного излучения только один вражеский беспилотник, который упал, но не принёс вреда сооружениям и оборудованию завода».

Подготовка к отражению атаки с моря.
© Архив автора
Подготовка к отражению атаки с моря.


Прямая речь

«Опыт проведения специальной военной операции должен в полной мере учитываться при определении приоритетных направлений развития отечественного оружия и техники, тактики их использования… И конечно, надо и дальше делать всё необходимое, чтобы ускорить внедрение передовых технологий и других инноваций в военную сферу».

Верховный Главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации Владимир Путин. Из выступления на расширенном заседании коллегии Министерства обороны РФ. Москва, Национальный центр управления обороной, 16 декабря 2024 года.

Почему чужие дроны перелетают границу

Что мешает полностью обезопасить российскую землю от налётов украинских беспилотников?

«В принципе, на границе с Украиной есть менее десятка хороших "коридоров" и несколько десятков относительно неплохих трасс для запуска на нашу территорию беспилотников, и о них известно, - рассказывают специалисты. - Это русла рек, другие невидимые или плохо видимые для средств противовоздушной обороны участки местности. Почему невозможно перекрыть их полностью? Да потому, что и размеры этих "коридоров" не в сантиметрах измеряются, и тактика применения врагом БПЛА меняется, и "начинка" дронов тоже. К примеру, чтобы работать по защищённой восьмиэлементной системе навигации, нам надо ставить на земле "заглушки" на восьми позициях, и делать это на огромной площади. Создать такой "забор" невозможно ни технически, ни экономически».

По оценке бойцов на передовой, сейчас в России выстроена достаточно хорошо работающая система борьбы с беспилотными летательными аппаратами противника. Подавляющее большинство чужих дронов не долетает до назначенных им целей. Какие-то падают после искажения навигационного поля комплексами радиоэлектронной борьбы, другие сбиваются огневыми средствами.

Борьба с бешенством: в небе и на земле

На днях команда сотрудников компании вернулась из очередной поездки в прифронтовую зону. У разработчиков антидронового оружия сложились прочные связи с главами администраций ряда приграничных районов и военным командованием. Выезды, как правило, происходят на местность, где враг проявляет повышенную активность беспилотной авиации или стал применять очередные новинки.

Тот самый «луч смерти».
© Архив автора.
Тот самый «луч смерти».

«Работали сейчас в Белгородской области, - рассказывает конструктор. - "Доводили до ума", в том числе, модификации систем навигационного воздействия типа "Бермуд", а также новые системы оптического воздействия "Прожектор" и "Стиратель". Работа прошла успешно: обезврежено около двух десятков БПЛА противника».

Сказать, что сейчас на юге Белгородчины неспокойно, - ничего не сказать. Но, по словам главы компании, выезды проходят с учётом всех мер безопасности.

«Против FPV-дронов у нас есть надёжные "ручники" - проверенные и постоянно обновляемые по функционалу ружья, также в районе работы мы узконаправленно "давим" украинские средства РЭР (радиоэлектронной разведки), а ещё и обставляем место своими предназначенными для стационарной защиты локальных объектов и транспортных средств "Пломбирами", - делится тем, что не составляет военной тайны конструктор. - HIMARS же навести за короткое время нашей работы у противника не получится: на это ему требуется около суток».

По словам Дяди, в ходе поездок на прифронт он сам и его сотрудники оценили все плюсы плохой погоды, особенно им по душе дождь. В ливень не надо опасаться прилёта «истеричек» (сленговое название FPV-дронов), но дождь не мешает самим работать по беспилотным летательным аппаратам самолётного типа.

«А из базовых мест для развёртывания аппаратуры и оборудования мы "полюбили" - только не смейтесь! - деревенские свалки, - утверждают специалисты компании, побывавшие на передовой. - Отличное место для маскировки: много разных блестяшек, пакеты по воздуху летают, зверьё всякое бегает. "Побочные эффекты" терпим стоически - не на отдых же приезжаем».

Кстати, насчёт зверья. В боевой обстановке приходилось отбиваться лазерным ружьём и от бешеного зверя.

Отработка ночной «стрельбы» по воздушному противнику.
© Архив автора
Отработка ночной «стрельбы» по воздушному противнику.

«Наша новинка, лазерный "Прожектор", предназначен для подсветки вражеских беспилотников в интересах мобильных огневых групп, - уточнил конструктор. - Однажды, отработав по украинскому дрону, стою в лесополосе и вдруг чувствую, что в штанину кто-то вцепился и треплет её. Смотрю, а это лиса. Замызганная какая-то, облезлая. Понимаю, что бешеная. В руках у меня "Прожектор", навожу зверю в глаза, и лиса от неожиданности с визгом убегает».

Цитата

«Солдат академий не кончает, ему надо просто и надёжно».

Михаил Тимофеевич Калашников, российский оружейник.

Высший экзамен

«Всё умозрительное требует проверки, а единственный критерий истины - реальная боевая работа», - говорит инженер-испытатель с позывным Немец (его дед в 1945-м Берлин брал!).

«Безусловно, - соглашается с ним коллега с позывным Шрэк. - На позиции в поле сидишь в ожидании пролёта укродрона и понимаешь, что вот тренога, которую ты так усердно за компьютером рисовал, на самом деле для этого изделия лишняя, только мучиться с ней солдат потом будет так же, как мучаешься сейчас с ней ты».

А ещё инженеры-оборонщики в шутку называют себя «потрошителями». Вернувшись из белгородского приграничья, они сейчас изучают «внутренности» посаженных ими самими или сбитых нашими военными вражеских дронов.

«С учётом выявленной новизны в схемах, если она, конечно, в этих "птичках" есть, будем готовить новые модификации своих антидроновых устройств, - говорит легендарный Дядя, имя которого до поры до времени засекречено. - Проверять вновь поедем поближе к зоне проведения специальной военной операции. Такая практика теперь: рабочим местом конструктора стала ЛБС».

В режиме ожидания.
© Архив автора
В режиме ожидания.

Сотрудники этой инновационной московской компании - не единственные из отечественных конструкторов-оборонщиков, которые по собственной инициативе и невзирая на опасность ездят на передовую и смотрят на созданные ими изделия глазами не теоретиков, а бойцов. Например, не единожды выезжали в зону проведения спецоперации и конструкторы «Калашникова». Как сообщала пресс-служба концерна, рабочие группы оружейников возглавлял, в том числе, генеральный директор «Калашникова» Алан Лушников.

Кстати, это ему принадлежит авторство чёткой формулы, которую должны знать все российские производители вооружений и боевой техники: «Проверка боевыми действиями - это высший экзамен, который может пройти оружие».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама