Америка для глобалистов: «Доктрина Трампа»
© globallookpress.com
Будущие «европейцы» прибывают на новую родину.

Америка для глобалистов: «Доктрина Трампа»

Обнародование Стратегии национальной безопасности, составленной стратегами Белого дома и датированной 4 декабря этого года, показало - США Европа не нужна, США отсидятся, в лучшем случае, в Латинской Америке, в очередной раз спровоцировав войну старой Европы с новой Россией
12 декабря 2025, 11:00
Реклама
Америка для глобалистов: «Доктрина Трампа»
© globallookpress.com
Будущие «европейцы» прибывают на новую родину.
Читайте нас на: 

Количество и качество уничижительных характеристик европейцев в 33-страничном документе, представляющем собой руководство к действию администрации США, запредельно. Вот несколько свидетельств радикальной переоценки достоинств заявленных партнёров по неформальному альянсу «коллективный Запад».

Старый Свет утратил для Нового Света былое очарование по многим причинам. Это и наплыв иноконфессиональных мигрантов, размывающих культурно-социальную идентичность коренных (?) обществ. Это и подавление гражданских свобод, в том числе и свободы слова. Это и шельмование альтернативных партий и политиков, называемых «популистами». Это и находящиеся у власти «нестабильные правительства меньшинства» в странах, растративших суверенитет. Как следствие, европейцы сами «разрушили демократические процессы».

Всё по совокупности, резюмируют в программном документе аналитики Трампа, ведёт Европу к «цивилизационному вымиранию».

На одном крыльце стояли: самые непопулярные в своих странах лидеры.
© globallookpress.com
На одном крыльце стояли: самые непопулярные в своих странах лидеры.

Тщательно выверенная стратегия трамповских аналитиков направлена на смягчение возможного финансово-структурного кризиса в американской экономике за счёт союзников-вассалов, что для бизнесмена-президента Трампа сводится к выгодной сделке. Однако это не означает полного забвения Европы как естественного партнёра. Европа остаётся для США рынком сбыта (в том числе и сверхдорогого сланцевого СПГ), источником инвестиций, поставщиком кадров через «утечку мозгов» и, в широком смысле, стратегическим тылом в будущей эпической битве с Китаем.

Но сегодня, рассуждая в духе американских изоляционистов позапрошлого века, трамписты не хотят тратиться на бесперспективные конфликты, исход которых нельзя будет монетизировать в свою пользу. Отсюда и пока символическое сокращение присутствия американских «джи-ай» на закрытых объектах в Европе, коих насчитывается порядка 100 тысяч. Первые сокращения начались с отдалённых баз - в Румынии.

Уменьшение количества американских войск в Европе не подорвёт обороноспособность континента, выказал объяснимый казённый оптимизм верховный главнокомандующий НАТО в Европе генерал Алексус Гринкевич. Согласно публикации в издании Politico, четырёхзвёздный американский генерал на днях заявил: «Я уверен в возможностях» Европы и Канады.

У этой ожидаемой бравады, впрочем, есть и тревожный подтекст для европейцев: сами, мол, справитесь, отныне - как большие, а не как детский сад, младшая группа с короткими штанами на лямках.

Верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе Алексус Гринкевич не знает, что говорит и что творит.
© flickr.com/nato
Верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе Алексус Гринкевич не знает, что говорит и что творит.

Не стоит обольщаться. Схватка за сохранение западноцентричного миропорядка уже происходит в вялотекущем режиме, если не считать войны НАТО с Россией на украинском ТВД. В условиях формирования опорных конструкций многополярного мироустройства, таких как БРИКС, ШОС, ЕАЭС, архитекторы которых предлагают странам Глобального Юга освободиться от неоколониальных пут, инстинктивное тяготение друг к другу прежних метрополий и выгодополучателей несправедливых торгово-экономических норм и практик сохранится. Запад будет отчаянно сопротивляться.

Это означает, что Америка при Трампе и его преемнике, даже если в этой роли окажется выглядящий прагматиком вице-президент Джей Ди Вэнс, продолжит выискивать любые возможности по сдерживанию экономического роста России. А если представится случай, то и для нанесения «стратегического поражения» нашей тысячелетней державе, представляющей альтернативную модель американского цивилизационного развития.

Именно поэтому в Стратегии вписаны два знаковых пункта. Первый: «Мы также будем поощрять восстановление промышленных баз всех наших союзников и партнёров для укрепления коллективной обороны». И второй: «Нам нужна сильная Европа, которая поможет нам успешно конкурировать и работать сообща с нами, чтобы не допустить доминирования в Европе любого противника».

Эти два пассажа свидетельствуют о том, что Соединённые Штаты унаследовали у другой англосаксонской империи стратегию постоянного провоцирования конфликтов в Европе, чтобы исключить её превращение в самостоятельный и самодостаточный центр экономической и политической мощи. В понимании американских стратегов «сильная Европа» может существовать только под жёстким диктатом Америки на правах не равноправного союзника, а вассала.

Оборонные концерны, в первую очередь германский Rheinmetall, выходят вновь из тени.
© globallookpress.com
Оборонные концерны, в первую очередь германский Rheinmetall, выходят вновь из тени.

Да, Трамп своей завуалированно национал-эгоистичной Стратегией национальной безопасности начал бракоразводный процесс с Европой. Да, итогом станет пересмотр взаимных обязательств и «поражение в правах» слабого звена в этом матримониальном тандеме. Но только Европа - единственный резерв, обеспечивающий для США «стратегическую глубину» в противостоянии с Китаем.

Мир не будет прежним после разворота вовнутрь Соединённых Штатов не только потому, что евроатлантические скрепы сорваны трамповской философией и практикой национал-эгоизма, а ещё и потому, что основной кормовой базой и зоной исключительных финансово-сырьевых интересов ныне объявлено… Западное полушарие.

По сути, это второе издание доктрины Монро. Напомним, 2 декабря 1823 года в ежегодном послании президента США Джеймса Монро к Конгрессу США был обозначен краеугольной камень внешней политики, выраженной формулой «Америка для американцев». Подразумевалось, что весь континент от Берингова пролива на севере до Огненной земли на юге представляет собой вотчину Соединённых Штатов, куда вход закрыт для европейских держав, в первую очередь тех, что превратились в метрополии, грабившие свои заморские колонии.

Доктрина Монро предполагала полную свободу рук для самих американцев в отношении центрально- и южноамериканских стран. Как было сказано в послании Джона Куинси Адамса, «мы не можем рассматривать любое вмешательство европейской державы с целью угнетения этих стран или установления какого-либо контроля над ними иначе, как недружественное проявление по отношению к Соединённым Штатам». Расшифровывается эта формулировка незамысловато: устанавливать контроль и «угнетать» местных туземцев имеют право исключительно американцы.

Дядя Сэм стоит на двух концах Америки, размахивая большой палкой с надписью «Доктрина Монро 1824-1905». Палка - метафора военной силы (карикатура Луиса Далримпла).
© wikipedia.org
Дядя Сэм стоит на двух концах Америки, размахивая большой палкой с надписью «Доктрина Монро 1824-1905». Палка - метафора военной силы (карикатура Луиса Далримпла).

Чужие, читай - европейцы, здесь не пляшут. Вашингтон не только проповедовал, но и реализовывал (practiced what it preached) свою претензию на гегемонию в регионе. По итогам американо-мексиканской войны 1846-1848 годов США захватили более половины территории Мексики. Оккупированные земли в дальнейшем превратились в штаты Техас, Калифорния, Аризона, Колорадо, Нью-Мексико, Невада, Юта.

Только что Пит Хегсет, возглавляющий министерство войны (ещё недавно - министерство обороны), без всяких обиняков и околичностей прямолинейным американским языком объявил: «После многих лет пренебрежения США восстановят военное господство в Западном полушарии... Мы также лишим противников возможности размещать силы или другой угрожающий потенциал в нашем полушарии».

Когда в Стратегии отдельным пунктом записано, что «мы должны приложить все усилия, чтобы вытеснить иностранные компании, которые строят инфраструктуру в регионе», это читается как прямая угроза инвестиционной активности Китая в Центральной и Южной Америке. Трампом движет и чисто денежный интерес.

Если же посмотреть в широком контексте, то переориентация на то, что все идейные империалисты в Вашингтоне называли «нашим задним двором», то сама по себе мера эта вынужденная. Американцам приходится по одёжке протягивать ножки. Быть мировым жандармом, как выяснилось, чересчур накладно. Амуниции и ресурсов на данном этапе хватит только на роль регионального жандарма.

При этом «огораживание» эксклюзивных охотничьих угодий в Западном полушарии будет иметь более серьёзные геополитические последствия, на которые в Вашингтоне явно не рассчитывают.

Министр войны Пит Хегсет прибег к афористическому лозунгу для раскрытия глубинного смысла скорректированной Стратегии национальной безопасности: «Покончить с идеалистическим утопизмом. Принять жёсткий реализм» («Out with idealistic utopianism. In with hard-nosed realism»).

Осуществление доктрины «Трампа-Монро» неизбежно приведёт к ускоренному разрушению глобализации как инструменту диктата транснациональной финансовой олигархии и вызовет дробление международного ландшафта на замкнутые региональные союзы, объединённые либо торгово-экономическими, либо военно-политическими интересами, либо сочетанием обоих этих мотивов взаимодействия и солидарности.

Министр войны США Пит Хегсет дал приказ: «Убить всех!».
© flickr.com/secdef
Министр войны США Пит Хегсет дал приказ: «Убить всех!».

Любопытное суждение высказала швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung (NZZ): «Особенно настораживает, что Россия больше не воспринимается как угроза - наоборот. Стратегия принимает ключевые требования Кремля, в том числе по поводу того, что НАТО не должно продолжать бесконечно расширяться». Не меньшей, а скорее большей крамолой для европейских правителей, намеренных воевать до последнего украинца, стал призыв Белого дома к «восстановлению стратегической стабильности в отношениях с Россией».

В Москве приняли Стратегию со сдержанным оптимизмом. Официальный представитель президента России Дмитрий Песков одобрил готовность администрации США к диалогу, но сослался на наличие невидимого оппонента Трампа и в целом прагматиков в виде «глубинного государства», которое способно пустить под откос любое разумное начинание. Словом, по делам их судить их будем.

В любом случае замыкание самой драчливой на планете нации в пределах Западного полушария, возможно, задуманное как временная ретирада (пока, мол, снова «не осильнеем»), окажет благоприятное влияние на переформатирование матрицы международных отношений.

Как бы это ни звучало парадоксально, но сегодня Дональд Трамп выступил - невольно - как прораб складывания многополярного мироустройства. Такого мироустройства, при котором место диктата займёт диалог, а признание многообразия цивилизационной самобытности сделает его уважительным и конструктивным.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама