Сказ о потерянном времени
© globallookpress.com
Звали всех, приехал узкий круг ограниченных деятелей.

Сказ о потерянном времени

G20: диктат и принуждение вместо имитации консенсуса - станет ли саммит в Йоханнесбурге последним?
02 декабря 2025, 11:00
Реклама
Сказ о потерянном времени
© globallookpress.com
Звали всех, приехал узкий круг ограниченных деятелей.
Читайте нас на: 

Прошедший саммит G20 уникален. Впервые за всю историю существования этого неформального клуба, объединяющего правительства и центральные банки самых развитых и развивающихся государств, интерес к его очередной встрече был практически нулевой. В мировом медиаполе информация о происходящем - минимальная, многие ведущие СМИ вообще проигнорировали это обычно значимое для журналистов событие или отделались протокольными заметками.

Надо сказать, что саммиту G20 не повезло с информационным фоном - новостную повестку почти полностью перебил Дональд Трамп со своим мирным планом по Украине из 28 пунктов. Именно он занял все первые полосы, стал стержневой темой для ток-шоу и аналитических программ, вытеснив большинство других событий, имевших место в эти дни.

Можно также предположить, что причиной такого «игнора» обычно вызывавшего повышенный интерес мероприятия стал тот факт, что важнейшим событием прошедшего в ЮАР саммита стало отсутствие на нём руководителей трёх сверхдержав - России, Китая и США. Причём если Москва и Пекин направили на встречу свои делегации, то Вашингтон полностью проигнорировал мероприятие.

Впрочем, и уровень российской и китайской делегаций был не слишком высок. Это наводит на мысль, что в наших странах интерес к данной площадке в настоящее время снижается, и наше участие - это, скорее, знак вежливости в отношении организатора встречи, нежели интерес к самому предприятию.

Заместитель руководителя администрации президента РФ Максим Орешкин на саммите G20.
© РИА Новости
Заместитель руководителя администрации президента РФ Максим Орешкин на саммите G20.

«Большая двадцатка» - это часть системы глобалистов, выстроенной на рубеже XX и XXI столетий как один из инструментов планетарного управления. У G20 несколько иная задача. «Большую двадцатку» правильнее было бы называть G22, но двух её главных членов - МВФ и группу Всемирного банка - в качестве таковых не указывают, несмотря на их влияние и роль в данной структуре. Базельский Банк международных расчётов в «Двадцатке» формально не представлен, но МВФ и Всемирный банк являются проводниками его воли. Собственно, в отличие от G7, лишь транслирующей волю закулисья, G20 является (теперь уже, вероятно, являлась) органом глобального управления, подчинённым Базельскому БМР, который ряд экспертов именует «всемирным центробанком».

Если принять в расчёт это обстоятельство, то становится понятен смысл слов Сергея Лаврова, сказанных им в 2020 году. Он заявил, что G7 не представляет интереса для России, так как утратила реальные рычаги управления (которых у неё никогда и не было), и отныне наше внимание будет сосредоточено на G20, где представлены близкие нам страны БРИКС и движущиеся в этом направлении государства.

Очевидно, что наша страна, а также КНР и Индия рассчитывали перехватить лидирующую роль в «Двадцатке» или, по крайней мере, добиться учёта наших интересов в глобальной политике. Однако западные глобалисты использовали членство России, КНР, Индии и других стран из Азии, Африки и Латинской Америки для легитимизации своих действий в глазах Глобального Юга, или, проще говоря, для перекладывания части ответственности на эти государства.

Убедившись в неэффективности G20 в деле предотвращения кризисов, а также в невозможности её использования для продвижения интересов многополярного мира, Москва и Китай фактически снизили уровень участия в данной структуре. Хотя, конечно, об этом прямо не говорится, но налицо разочарование в «Двадцатке» как в площадке для диалога Коллективного Запада и Глобального Юга, для чего она якобы и создавалась.

Главы России и Китая не намерены тратить время впустую, они сосредоточили внимание на работе в таких структурах, как БРИКС и ШОС, а также на двусторонних контактах. С США же всё интереснее. Напомним, что в 2023 году на 18-м саммите G20, который проходил в Индии, также не присутствовали Владимир Путин и Си Цзиньпин. Тогда, как утверждал Bloomberg, президент США Джо Байден планировал использовать отсутствие лидеров враждебных держав на встрече «Клуба двадцати», чтобы перетянуть на свою сторону те страны, «на которые оказывали влияние Китай и Россия».

Джо Байден пытался наладить потерянный диалог с Саудовской Аравией при посредничестве Индии, получилось не очень, 9 сентября 2023 г.
© globallookpress.com
Джо Байден пытался наладить потерянный диалог с Саудовской Аравией при посредничестве Индии, получилось не очень, 9 сентября 2023 г.

Ни о чём подобном Дональд Трамп не помышлял. Он объявил, что ЮАР плохо обращается с белыми африканерами, и поэтому США бойкотируют саммит, на который не будет отправлено никаких американских представителей. Надуманность предлога совершенно очевидна.

Размышляя над решением Трампа, некоторые наблюдатели даже вспомнили ныне покойного сенатора Джона Маккейна, носившегося с идеей создать международную «Лигу демократий», которая объединит только те страны, которые США признают «демократическими», и заменит собой Совет Безопасности ООН, работа которого «парализована Россией и Китаем».

Трамп также крайне негативно относится и к ООН, и вообще к международным организациям, заявляя, что предпочитает им двусторонний формат. Напомним, что его присутствие на последнем саммите G7 оказалось скомканным, закончилось раньше времени и носило не слишком уважительный характер в отношении других участников встречи. Действия Трампа тогда объяснили попыткой европейских лидеров навязать ему встречу с Зеленским на полях саммита. Однако Трамп и раньше преждевременно покидал такие мероприятия, например, в 2018 году, когда он отказался подписывать совместное коммюнике после конфликта с тогдашним премьер-министром Канады Джастином Трюдо и уехал, не дожидаясь окончания саммита, объявив, что должен подготовиться к встрече с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном.

Так что нельзя исключать, что и отказ от его участия во встрече G20 связан с его личными особенностями, а также с тем, что на этом мероприятии он не увидел для себя подходящих собеседников. Кроме того, он понимал, что не может навязать саммиту свою повестку, а выступать не в центральной роли не желал. Но вместо Трампа могли поехать Вэнс или Рубио, однако присутствие там американцев вообще не имело смысла - предложить собравшимся им было нечего. А выслушивать претензии и требования «коалиции желающих» им категорически не хотелось.

В результате критика мирного плана Трампа осталась в рамках междусобойчика представителей ЕС и европейских лидеров, устроенного ими на полях саммита. Разочарование было столь велико, что Эмманюэль Макрон объявил, что само существование «Большой двадцатки» находится под угрозой. «Мы также должны признать, что G20, возможно, подходит к концу своего цикла», - заявил президент Франции.

У подобного заявления есть все основания. Можно, конечно, подобно канадскому премьеру Марку Карни, утверждать, что «саммит объединил страны, представляющие три четверти населения мира, две трети мирового ВВП и три четверти мировой торговли. И это без официального участия Соединённых Штатов».

Премьер-министр Канады заявил, что «нас и без США много».
© globallookpress.com
Премьер-министр Канады заявил, что «нас и без США много».

Однако дело в том, что прошедшее мероприятие никого не объединило. Декларация «за всё хорошее» была настолько формализована, что её легко подписали все делегации, даже имеющие диаметрально противоположные позиции, и это говорит о её пустоте. Глобальной переговорной площадки больше нет. На смену ей идут региональные союзы, стратегические альянсы, двух- и трёхсторонние договорённости.

Это не означает краха глобализма как такового, речь идёт о трансформации международной архитектуры, в которой не остаётся места площадкам, изображающим консенсус и обеспечивающим «легитимизацию» решениям наднациональных теневых структур. Им на смену придёт открытый диктат и принуждение.

Кстати, Европа в этом новом мире не является полюсом силы. Она утратила субъектность, а её экономика - в глубоком спаде. Её попытки обрести политическую и военную самостоятельность, используя Украину как точку кристаллизации, пока не слишком успешны.

Будет ли саммит G20 в будущем году, или этот - последний? Напомним, что хозяином следующей встречи должен стать сам Трамп, и он уже заявлял, что в 2026 году «будет рад приветствовать» российского и китайского лидеров.

Но очевидно, что именно от их присутствия на мероприятии и будет зависеть, состоится оно или нет. В то время как участие Владимира Путина и Си Цзиньпина остаётся под большим вопросом, Трампу нужно будет очень постараться, чтобы они сочли возможным приехать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама