И переименуют Балтийское море в «море НАТО»
Зачем «камеры безопасности» на Балтике?
Военно-морская группировка НАТО стягивается к эстонским берегам, где в распоряжении базы альянса есть глубоководный причал. Британская газета The Guardian 19 января сообщила, что сюда уже прибыли тральщик из Германии, фрегат и военно-морское исследовательское судно из Нидерландов. Ждут минный тральщик из Франции и дополнительные корабли из ФРГ и Швеции.
«В ближайшем будущем группа будет расширяться, к нам присоединятся другие суда, так что в конечном итоге у нас будет около шести-семи кораблей», - заявил бельгийский руководитель оперативной группы по противоминной борьбе Эрик Кокс. По его словам, группировка будет заниматься наблюдением и выполнять роль «камер безопасности», чтобы «не дать другим кораблям нанести какой-либо вред критической подводной инфраструктуре».
Несколько кораблей уже вошли в Финской залив и приступили к осуществлению патрульной миссии.
В тот же день газета The Washington Post сообщила: США и другие страны Запада не нашли доказательств, что Россия якобы причастна к повреждению кабелей в Балтийском море.
Цитата
«Реальная цель этого - ограничение экспорта российской нефти любыми средствами, чтобы создать предпосылки для введения ограничений международного судоходства в Балтийском море в свете спекуляций о его превращении во внутреннее море НАТО».
Мария Захарова, официальный представитель МИД РФ.
Натовцы погнали волну на Балтике
В Хельсинки 14 января прошёл неформальный саммит НАТО. Финский президент Александр Стубб позвал в гости глав государств и правительств прибалтийских и близко расположенных стран - Германии, Дании, Латвии, Литвы, Эстонии, Польши и Швеции, а также брюссельских ВИПов - генсека альянса Марка Рютте и свою землячку Хенну Вирккунен, вице-президента Еврокомиссии и еврокомиссара, которая отвечает за безопасность и демократию.
По итогам междусобойчика были сформулированы две ключевые задачи в широком формате балтийского региона: защищать надводную и подводную инфраструктуру, а также бороться с так называемым российским теневым флотом.
«Мы полны решимости сдерживать, выявлять и пресекать всяческие попытки саботажа. На любые нападения на нашу инфраструктуру будет дан жёсткий и решительный ответ», - говорится в совместном заявлении.
Наш сайт недавно в публикации «"Война кабелей", или Идёт сбор компромата на Россию» спрогнозировал, что Запад станет использовать аварии на морских телекоммуникационных магистралях, чтобы голословно обвинить Москву в покушениях на критическую инфраструктуру. Стратегическая линия просматривается чётко: после присоединения Швеции и Финляндии к альянсу в Варшаве, Хельсинки и столицах «прибалтийских карликов» раздаются голоса, что Балтика «стала внутренним бассейном НАТО», а это даст возможность «блокировать активность России в этой акватории».
К началу саммита финские власти обнародовали новые детали расследования по танкеру Eagle S, который был задержан по подозрению в причастности к разрыву 25 декабря в Финском заливе электрического подводного кабеля Eastlink 2 (между Финляндией и Эстонией).
По версии следствия, танкер повредил его якорем, который на протяжении 60 миль (около 97 км) волочил за собой по дну моря. Позднее четырёхметровый анкер весом в 10 тонн нашли в районе места происшествия. Копы полагают, что судно, следовавшее из Санкт-Петербурга под флагом Островов Кука, совершило диверсию... по заданию российских спецслужб. Примечательно, что капитан - гражданин Грузии, а остальные - Индии и той же Грузии. Из 24 членов команды под подозрением находятся девять человек.
А тем временем
Командование ФРГ по чрезвычайным ситуациям 10 января сообщило, что танкер Eventin с 99 тыс. тонн российской нефти, следовавший под флагом Панамы, потерял управление в Балтийском море и был отбуксирован в немецкий порт Засниц на острове Рюген. Глава МИД ФРГ Анналена Бербок поспешила заявить, что использование таких ветхих судов угрожает европейской безопасности, и обвинила Владимира Путина (!) в «циничном использовании флота ржавых танкеров».
Брюссель боится «теней»
Но вернёмся к расследованию финской прокуратуры. В НАТО и ЕС считают, что злосчастный Eagle S относится к так называемому «теневому флоту» России. Он-де используется преимущественно для торговли нефтью в обход западных санкций. По оценке британской морской информационной службы, таких танкеров около 460, что составляет до 15% всемирных танкерных мощностей. По другим данным, судов «на службе Москвы» значительно больше - до 600.
Для сведения
С лета прошлого года страны ЕС стали вводить санкции против конкретных танкеров, причём не всегда идущих под российским флагом. В чёрном списке сейчас числятся около 80 танкеров, в британском - более 50, в американском - 183. Брюссель в экстренном порядке готовит 16-й пакет антироссийских рестрикций, который планируется принять к третьей годовщине СВО. Список судов будет расширен.
«Использование Россией так называемого "теневого флота" представляет собой особую угрозу для морской и экологической безопасности в регионе и в глобальном масштабе. Мы оставляем за собой право принимать в соответствии с международным правом меры против всех судов, подозреваемых в обходе санкций и представляющих угрозу нашей безопасности, инфраструктуре и окружающей среде», - отметили участники саммита в совместном заявлении.
Осторожный канцлер Олаф Шольц заметил, что необходимо проверить, какие возможности на этот счёт предоставляет действующее морское право. А если таковых окажется недостаточно, то «следует создать дополнительные в рамках ЕС и национального законодательства».
Кстати
Единственная легальная возможность задерживать для проверки наши корабли в нейтральных водах - это получение разрешения на такие действия со стороны Москвы. Чего ожидать, надо полагать, не приходится. Тем более на фоне выдвинутой в ноябре прошлого года Эстонией провокационной инициативы: вовсе перекрыть России выход из Балтики в Мировой океан, что может повлечь за собой открытый военный конфликт. Соответствующей будет реакция и на попытку логистически изолировать Калининградскую область.
«Балтийский» часовой» заступил на пост
А вот генсек Рютте миндальничать не стал и объявил о запуске 90-дневной миссии по патрулированию Baltic Sentry. Уже поговаривают, что она может стать бессрочной. Название можно перевести как «Балтийский часовой». Непосредственное руководство возложено на верховного главнокомандующего объединёнными ВС НАТО в Европе, американского генерала Кристофера Каволи.
Общее число участвующих в операции военных кораблей Рютте не назвал, нагнав тумана странной и смешной фразой: «Чтобы не делать противника умнее, чем он уже и так есть».
На самом деле уже объявлено, что к выполнению задач приступили или в ближайшее время приступят 10 кораблей (в основном немецких и шведских). Будет значительно увеличено число самолётов-разведчиков, надводных и подводных дронов, задействованы подводные лодки и спутники.
Решено также подключить региональный штаб морского командования НАТО - Commander Task Force Baltic, - базирующийся в Ростоке. Говоря по-русски, оперативно-тактической группы «Балтия». Он занимается круглосуточным мониторингом всего происходящего в регионе и координацией действий союзников по НАТО в акватории Балтийского моря, а также планированием совместных учений и управлением ими. Это та самая структура, из-за которой немецкого посла недавно вызывали «на ковёр» в российский МИД. На Смоленской площади предупредили, что её создание нарушает договор «2+4» об объединении Германии, по которому запрещено иметь натовские объекты на территории бывшей ГДР.
Справка
Формально штаб находится под командованием ВМС ФРГ. Но службу здесь несут и 60 офицеров (треть состава), прикомандированных из 11 других государств альянса (Дании, Эстонии, Финляндии, Франции, Великобритании, Италии, Латвии, Литвы, Нидерландов, Польши и Швеции). Сейчас командует им немецкий адмирал Штефан Хайш, заместитель - польский адмирал, начальник штаба - шведский офицер. Каждые четыре года предусмотрена ротация с Польшей и Швецией основных начальствующих кадров.
Германии вообще отводится ключевая роль в сдерживании России в этом регионе. Её военно-морской потенциал значительно превосходит остальных участников инициативы Рютте. Одиннадцать из 18 фрегатов и шесть из 11 подводных лодок натовского флота, курсирующих в этих водах, принадлежат Берлину.
Западные стратеги прогнозируют, что ответом Кремля может стать введение практики не выборочного, а тотального военного сопровождения торговых кораблей, а это, в свою очередь, резко повысит вероятность возникновения крайне опасных инцидентов.
Глядя на сбор натовской флотилии у берегов Эстонии и заход её передового отряда в Финский залив, добавим собственную оценку: после разрешения в том или ином виде украинского кризиса балтийский регион станет для Североатлантического альянса следующей зоной острого геополитического противостояния с Россией. Подготовка, как видим, уже идёт полным ходом.
Крупнейший вклад Швеции
18 января в Латвию прибыли 550 шведских военнослужащих, чтобы присоединиться к многонациональной бригаде, возглавляемой Канадой, на восточном фланге НАТО. Корабль, на борту которого находились части механизированного пехотного батальона, прибыл рано утром в порт Риги в сопровождении шведских военно-воздушных сил и подразделений военно-морских сил Швеции и Латвии.
Вооружённые силы Швеции заявили, что миссия военнослужащих будет способствовать сдерживанию и обороне альянса, а также обеспечит стабильность в регионе и «станет крупнейшим вкладом Швеции с момента вступления в НАТО» в прошлом году.
А тем временем
В самой Швеции предприимчивые ассоциации похоронных бюро уже пустились в поиски земли под кладбища. Ассоциация похоронных бюро Гётеборга в эти дни пытается решить проблему приобретения как минимум 10 акров (40 470 кв. м) земли, чтобы обеспечить возможность срочного захоронения в гробах около 30 тыс. погибших в случае войны. Это в дополнение к ещё 15 акрам (60 700 кв. м) земли, необходимой для строительства кладбищ для регулярного использования в Гётеборге.