Мир или война, вот в чём вопрос
Европейский парламент подавляющим большинством голосов - 405 за, 70 против и 90 воздержавшихся - проголосовал за резолюцию по Украине, фактически бросив вызов мирному плану Трампа. В числе других резолюцию поддержали итальянские партии «Братья Италии» (правые), «Вперёд, Италия» (правоцентристы), «Зелёные» и Демократическая партия (левоцентристы) - все вместе, несмотря на внутренние противоречия. И над этим стоит поразмыслить.
Не без умысла, что абсолютно понятно, Евросоюз стоит на том, что любому соглашению о прочном мире якобы должно предшествовать прекращение огня. А Россия уже три с половиной года повторяет: так не пойдёт. Минские соглашения, подписанные в 2015 году, тоже должны были положить конец гражданской войне на Украине и сначала тоже предусматривали прекращение огня. Однако Украина использовала эту паузу для перевооружения, и семь лет спустя мы оказались в нынешней ситуации.
При этом Россия декларирует очень простую вещь: мирное соглашение заключается для того, чтобы гарантировать безопасность всем - россиянам, украинцам, европейцам, а не для того, чтобы одна из сторон, получив передышку, могла реорганизоваться, довооружиться и с новой силой возобновить боевые действия.
По опыту известно: если противник, с которым вам приходится вести переговоры, требует сначала остановить огонь, а мирное соглашение обсудить когда-нибудь потом, это значит, что не о мире речь. К сожалению, именно в таком стиле и действует сегодня ЕС.
А ещё Европейский союз заявляет, что Украина свободна выбирать политические и оборонные союзы, а Россия не в праве препятствовать её вступлению в НАТО. Но причина, по которой и началась война в 2022 году - это перманентное расширение альянса на восток, и Россия категорически не хочет, чтобы ядерные ракеты НАТО оказались на украинской территории - буквально в нескольких минутах полёта до Москвы. Точно так же Кеннеди в 1962 году не испытывал восторг, когда советские ядерные ракеты оказались под боком у США на Кубе. Это довольно очевидно для понимания.
Вот только Никита Хрущёв и Джон Кеннеди сумели тогда договориться. В результате СССР убрал свои ракеты с Кубы, а США из Турции. Но с Украиной дело обстоит иначе. Даже после трёх с лишним лет войны Европейский союз упорно проталкивает Украину в НАТО, хотя эту «хитрость» давно раскусил и осудил Папа Франциск, полагающий, что Североатлантический альянс такими действиями провоцирует Россию:
«Я не исключаю, что "лай" НАТО прямо у дверей России подтолкнул Кремль к конфликту. <...> Не знаю, было ли это спровоцировано умышленно - я часто спрашиваю сам себя об этом - но кто-то здесь явно приложил руку».
И понятно, по какой причине. За втягиванием Украины в НАТО просматривается вполне конкретное намерение: продолжать войну любой ценой. При этом Европейский союз планирует финансировать эту войну, используя замороженные российские активы. Речь примерно о трёхстах миллиардах евро. Пока что в дело идёт только прибыль с активов, которую ЕС регулярно изымает и направляет на военные закупки для Киева. Но глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен хочет полностью изъять эти триста миллиардов и распоряжаться ими как собственными. Ничего подобного никогда не случалось. Даже во время Второй мировой войны средства германского Рейха, размещённые за границей, никто не решался конфисковать.
В международных финансовых операциях пока что работает правило: если вы куда-то инвестируете, то ваши деньги не будут изъяты ни при каких обстоятельствах. Это правило стараются свято блюсти все приличные финансисты. Но не Евросоюз.
Бельгийская финансовая компания Euroclear, хранящая российские средства, заявила, что не согласна заниматься воровством, и разъяснила, что ЕС, если это произойдёт, может полностью потерять международное доверие и никто впредь не станет размещать свои средства в европейских банках.
Надо понимать, что Euroclear - это банк, вокруг которого выстроена система евро. Следовательно, существует риск, что десятки, сотни и даже тысячи миллиардов долларов, как только ЕС найдёт подходящий предлог и изымет российские активы, будут экстренно затребованы инвесторами. Что, как минимум, чревато выходом евро из международной кредитной системы. Бельгия, где базируется Euroclear, тоже категорически против воровства, потому что ответственность за хранение денег несёт не только банк, в котором они размещены, но и страна, на территории которой этот банк расположен.
Отметим: Королевство Бельгия против воровства! Так за что, спрашивается, проголосовал Европейский парламент?..
А теперь к европейскому проекту мирного плана, в котором - и другого мнения нет! - декларируется, что территориальная целостность Украины должна быть сохранена, поэтому, например, Крым должен снова стать украинским. Россия с этим никогда не согласится. Украина может добиться своего только одним способом: нанести России военное поражение. И ЕС готов поддерживать Киев всеми правдами и неправдами, хотя шансов у них практически никаких.
Так какой же это мирный план? Это, скорее, план войны! Именно из-за таких идей и начались боевые действия, которые можно было закончить ещё в марте 2022 года, если бы Украина и Россия заключили соответствующие соглашения в Стамбуле. Но британский премьер Борис Джонсон, получив взятку в миллион фунтов стерлингов, убедил Зеленского продолжить войну. В результате уже более миллиона украинцев сложили головы. Но Джонсон продолжает в том же духе:
«Единственный шанс закончить эту войну - это если все мы усилим давление на Путина. Это моя главная мысль. Нет смысла европейцам перекладывать вину на американцев, когда Европа всё ещё покупает российский газ и перечисляет примерно миллиард долларов в месяц прямо в его военную машину».
Это означает только одно: Европейский союз, включая «Братьев Италии», Демократическую партию, «Вперёд, Италия» и «зелёных», решил бойкотировать любой мирный план, представленный Трампом. Только чтобы война не закончилась.
Но Украина на данный момент проигрывает на всех фронтах, и чтобы боевой дух украинцев совсем не угас, необходима эскалация. С чем европейские элиты вполне справляются. Итальянский министр обороны Крозетто утверждает: если мы случайно проиграем на Украине, это автоматически означает начало большой войны. Начальник Генштаба Пятой республики генерал Мандон призывает французов быть готовыми к тому, что их сыновья будут погибать на войне. Немецкий представитель партии «Зелёные» Писториус, успевший побывать министром обороны и при левоцентристском социал-демократе Шольце, и при правоцентристском христианском демократе Мерце (однопартийце Урсулы фон дер Ляйен), пророчествует, что война, возможно, начнётся уже следующим летом...
В общем, эти безумцы изо всех сил работают над созданием климата, в котором война будет считаться нормой, в то время как Трамп предлагает обсудить действительно мирный план, который может обеспечить взаимную безопасность для всех - для Европы, Украины и России - и гарантировать мир на годы, на десятилетия. Но Европейский союз, похоже, выбирает логику войны.
К счастью, эта кучка воинствующих безумцев не всесильна, что обнадёживает. Однако это лишь одно соображение. Второе заключается в том, что мы, очевидно, не можем продолжать рассматривать политику в Европе с тех же позиций, что и десять лет назад, поскольку сегодня мы находимся не в рамках нормальной диалектики, а, скорее, в ситуации, когда значительная часть правоцентристских и левоцентристских сил не только разделяет либеральную повестку этих лет, но и саму идею войны.
Единственный путь вперёд - резко взять «влево», работая над созданием альтернативы правоцентристской и левоцентристской системе - над созданием политического полюса, основанного на силах, поддерживающих мир. Primum vivere, deinde philosophare (сначала жить, а затем философствовать. - Ред.)!
Причём тема мира - основополагающая, и уже вокруг неё должны выстраиваться справедливость, защита окружающей среды и другие правильные ценности. Но мир - это фундаментальный принцип, потому что иначе всё остальное просто не имеет значения. Силы войны достаточно попировали. Хватит!
Нам нужна альтернатива, основанная на коалиции за мир, на социальной справедливости и равенстве, говорящая «нет» войне и военным расходам - как и положено любому левому движению, достойному этого названия.
К сожалению, левые как в Италии, так и в Европе в целом разделены, фрагментированы, раздроблены на десятки мелких группировок, которые не в состоянии отстаивать свою точку зрения в национальных парламентах. Так что же делать? Это очень русский вопрос. И ответ тоже будет в русском стиле: объединяться! Российские политические силы нашли способ, как этого добиться, поэтому Россия и стала похожей на монолит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.