Скулшутинг в России: как предотвратить трагедии?
© РИА Новости/Следственный комитет РФ
После нападения в Успенской школе провели работу следователи и криминалисты ГСУ СК по Московской области.

Скулшутинг в России: как предотвратить трагедии?

Игнорирование проблем детей до добра не доводит
25 декабря 2025, 11:00
Реклама
Скулшутинг в России: как предотвратить трагедии?
© РИА Новости/Следственный комитет РФ
После нападения в Успенской школе провели работу следователи и криминалисты ГСУ СК по Московской области.
Читайте нас на: 

«Дети - это наше будущее. Им придётся продолжать дело своих отцов и матерей. Они, я уверен, сделают жизнь на Земле лучше и счастливее». Это цитата из выступления Леонида Ильича Брежнева.

Он мог позволить себе такие сантименты, потому что в годы его правления не было такого жуткого явления, как скулшутинг. Вернее, оно существовало, но на загнивающем Западе.

А теперь - российские школьники нападают на учителей и одноклассников по нескольку раз в году. Но последний месяц уходящего 2025-го выдался совершенно безумным.

15 декабря утром в Петербурге ученик 9-го класса несколько раз ударил ножом учительницу математики. В спину. Потом попытался покончить с собой, но неудачно. Учительница, к счастью, тоже выжила, так что самого страшного не случилось.

Вот только несостоявшийся убивец - вовсе не хулиган, по которому колония плачет. Он - почти отличник, победитель шахматных турниров.

Что заставляет подростков хвататься за нож?
© РИА Новости
Что заставляет подростков хвататься за нож?

За нож схватился, потому что… нахватал по математике двоек-троек, надо было исправлять, а с учительницей отношения не складывались. Ещё родители недавно разошлись, и лучший друг в другую школу перевёлся… Одно, другое, третье… А в результате - уголовное дело.

И, как обычно, никто вовремя не заметил, что у школьника сдают нервы: ни родители (его мать, кстати, работает учителем истории в той же школе), ни классный руководитель, ни школьный психолог. Вот уж, действительно, пока жареный петух не клюнет…

Но каким бы шокирующим этот случай ни был, на следующий день произошла ещё более ужасающая трагедия. В подмосковном посёлке Горки-2 девятиклассник тоже решил поквитаться с учительницей математики и устроил настоящий террор. Он принёс в школу нож, надел футболку с экстремистской надписью, нацепил каску и бронежилет с коловратом, собрал бомбу и пошёл «на дело», попутно снимая всё на видео. Охранник попытался его остановить.

Есть видео, на котором запечатлён этот момент. Подросток без малейшего колебания сначала посылает на три буквы взрослого, который уполномочен поддерживать порядок. А потом - бьёт его ножом.

После этого начинающий террорист погнался за младшеклассником, убил его и сделал селфи возле бездыханного тела. А дальше - схватил ещё одного парнишку из началки и заперся с ним в классе. То есть взял заложника. Но тут подоспел ОМОН, подозреваемого приняли и увезли в отделение.

И тут выяснилось, что он, оказывается, идейный. Поздравлял с днюхой террориста Брентона Тарранта, который в 2019 году устроил расстрелы в мечетях в Новой Зеландии. Восхищался американским нацистом Диланом Руфом, застрелившим в церкви девять человек. Перед терактом опубликовал в чате класса собственный манифест «Мой гнев». На 11(!) страницах он объяснял, что сильно ненавидит общество и разделяет людей по национальному признаку и религии.

Видео нападения подростка на охранника в Успенской школе в посёлке Горки-2 Московской области.
© РИА Новости
Видео нападения подростка на охранника в Успенской школе в посёлке Горки-2 Московской области.

Журналисты все эти обстоятельства выяснили буквально за несколько часов. Но почему-то ни родители, ни работники школы, ни компетентные органы, которые вроде как должны шерстить соцсети, чтобы выявлять потенциальных террористов, никто не обратил на все эти «звоночки» внимания. Да какие там звоночки, это уже набат!

Родители были не в курсе, что их сын увлёкся неонацистскими идеями, а ведь семья была полной и считалась благополучной. В школе тоже никто ничего тревожного в упор не замечал. Одноклассники и учителя уверяют, что парень ни с кем не конфликтовал, звёзд с неба не хватал, был типичным середнячком. Почему он вдруг стал восхищаться массовыми убийцами и задумался о «чистоте расы»?

«Это - история психологического неблагополучия, у нас формально присутствует психолог в школе. Если школьник одноклассникам рассылал сообщения - неужели было непонятно, что он находится в группе риска и совершенно очевидно нуждался во внимании, чтобы изолировать его и понять, что с ним происходит», - считает Нина Останина, председатель Комитета Госдумы РФ по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства.

Слова-то правильные. Только мы их слышим после каждого скулшутинга.

Скорее всего, этот случай станет поводом для новых дискуссий о том, что нужно запретить детям пользоваться соцсетями, как это сделали в Австралии. Там с 10 декабря 2025 года действует первый в мире полный запрет соцсетей для детей младше 16 лет.

Достанется наверняка и компьютерным играм, сейчас психологи именно их обвиняют в росте насилия среди несовершеннолетних. Возможно, они правы, ведь в некоторых играх кровища хлещет во весь экран, или нацизм героизируется, или унижаются представители других рас и культур. Но школьник из Горок-2 в такие игры, вроде бы, не играл. Парнишка из Питера - тем более, ему вообще было некогда в компе залипать.

Взрывное устройство, обнаруженное у нападавшего в школе в Горках-2.
© РИА Новости/Следственный комитет РФ
Взрывное устройство, обнаруженное у нападавшего в школе в Горках-2.

Раньше, помниться, мозговеды во всех бедах винили видеофильмы, дескать, народ смотрит их бесконтрольно, дети видят то, чего не должны. До этого доставалось телевидению. В СССР оно было образцово-показательно-образовательным, к контенту претензий не было, но считалось, что дети слишком много проводят времени перед экраном, соответственно, меньше читают, общаются со сверстниками. А ещё раньше - во всех бедах винили дворовые компании. Короче, всегда находили «козла отпущения». А толку?

Причины, которые толкают детей и подростков на преступления - на поверхности: одиночество, проблемы в семье и школе, стресс… Можно ещё поперечислять.

Но, если рассматривать ситуацию в целом, то тут, уж, за что боролись, на то и напоролись. Хотели систему образования как на Западе, где учитель не воспитывает, а только оказывает образовательные услуги, а школа вместо формирования личности учеников вколачивает в них «компетенции» - вот и получили.

Нужно принять, наконец, как данность: если раньше родители могли активно заниматься образованием и воспитанием детей, то теперь они слишком заняты зарабатыванием денег, и сил, в лучшем случае, хватает только на соблюдение приличий: чтоб дети не ходили в двоечниках, были одеты, обуты и накормлены. По результатам соцопросов почти 90% взрослых россиян имеют вторую работу либо подработку. Причём для более чем 30% из них дополнительно заработанные деньги являются серьёзным подспорьем.

А раз так, то, может, стоит, наконец, вспомнить советский опыт и вернуть школе воспитательные функции? Да и пересмотреть принцип преподавания гуманитарных дисциплин, чтобы ученики не только заучивали информацию, которая позволит поставить крестик против правильного ответа, а на литературных и исторических примерах учились отличать добро от зла.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама