Война, о которой знали заранее
За полчаса спецназ США похитил и вывез президента Венесуэлы из страны
США напали на Венесуэлу под надуманным предлогом «пресечения» наркотрафика из этой страны в США. Президент Трамп, как будто специально подтверждая тезисы, которые читатель найдёт ниже, показал всему миру, что он хладнокровно и планомерно утверждает контроль США над Западным полушарием. Трамп возрождает доктрину Монро, теперь уже имени Трампа.
Вторжение США в Венесуэлу 3 января длилось менее 30 минут. Как сообщило агентство Associated Press, президент США Дональд Трамп заявил, что США успешно нанесли масштабный удар по Венесуэле. Он также сказал, что президент Венесуэлы Николас Мадуро и его жена были захвачены и вывезены за пределы страны. В свою очередь телеканал CNN со ссылкой на осведомлённые источники передал, что команда агентов ФБР в составе спецназа США, которые осуществили задержание президента Венесуэлы Николаса Мадуро, доставили Мадуро в Нью-Йорк, где ему предъявят обвинения в федеральном суде Манхэттена.
Этого нападения на Венесуэлу не могло не быть. Во-первых, потому что контролировать Западное полушарие при наличии страны, которая является союзником России, и которая питает энергоресурсами других союзников Москвы - Кубу и Никарагуа - практически невозможно.
Во-вторых, что следует из первого пункта, сменив режим в Венесуэле, Вашингтон одновременно подрывает Кубу и Никарагуа.
В-третьих, с имиджевой точки зрения Трамп не мог не напасть на Венесуэлу при том, что к её берегам была согнана беспрецедентная по количеству боевых кораблей флотилия ВМС США. Сделав такой замах, Трамп не мог не ударить.
В-четвёртых, захват венесуэльских месторождений нефти, крупнейших в мире, является частью глобального плана установления Штатами контроля над мировыми энергетическими ресурсами. Без этого невозможен глобальный контроль над миром, о котором грезит Трамп и к которому он планомерно продвигается.
В-пятых, захват венесуэльской нефти просто необходим в контексте планируемого Израилем и США повторного нападения на Иран с целью полного уничтожения и самой этой страны, и её ядерной программы, которая видится израильтянам как фактически единственная на данный момент экзистенциальная угроза существованию еврейского государства. Нападение на Иран может спровоцировать коллапс экспорта энергоресурсов с Ближнего Востока в другие районы мира и, в частности, в США. И в этом смысле венесуэльская нефть является просто жизненно необходимой Вашингтону.
Так что, нападение на Венесуэлу - это, перефразируя название одной из известнейших повестей Габриэля Гарсиа Маркеса, война, о которой знали заранее. Это конкретная реализация доктрины Монро. Это свист американского хлыста для всей Латинской Америки.
Америка американцам
Если взглянуть на действия администрации президента Трампа в глобальном масштабе, то трудно не заметить, что глава Белого дома и его окружение кардинально меняют вектор внешней политики Соединённых Штатов.
США в их трамповском изводе столбят за собой разные регионы планеты в качестве своей вотчины, вероятно, уже по исторической инерции. Однако всю тяжесть своего внимания Соединённые Штаты переносят на Западное полушарие.
США времён Трампа как будто бы отделяются от всего мира двумя океанами, но при этом объявляют сушу от Гренландии до Магелланова пролива не просто зоной своих жизненных интересов, а именно своей землёй, где они, несмотря на существующие границы и национальные правительства, являются полноправными хозяевами.
Всё это получило и документальное закрепление в обновлённой Стратегии национальной безопасности США, которую Белый дом опубликовал в первой декаде декабря. Это не тривиальный стандартный документ, который появляется в подретушированном виде почти каждый год. Фактически это декларация о намерении Трампа и его сторонников полностью изменить геополитический курс США.
В этом документе, кроме всего прочего, есть два раздела, которые внешне не связаны, но на самом деле объединены общим замыслом: долой Европу и да здравствует Америка, которая должна служить только американцам, то есть жителям США, а не всего континента.
Писано под копирку с доктрины Монро
Стратегия практически прямым текстом говорит о противостоянии администрации Трампа Евросоюзу в его нынешнем виде. Даже американская пресса, в частности The Wall Street Journal, пишет, что «США переворачивают историю, выставляя не Россию, а Европу злодеем в новой политике безопасности».
В Стратегии прямо говорится: «Администрация Трампа находится в противоречии с европейскими чиновниками, которые возлагают нереалистичные надежды на войну, заседают в нестабильных правительствах меньшинств, многие из которых попирают базовые принципы демократии, чтобы подавить оппозицию. <...> Значительное большинство европейцев хочет мира, однако это желание не воплощается в политику - в значительной степени из-за того, что правительства этих стран подрывают демократические процессы».
Новая Стратегия нацбезопасности, имея в виду подогреваемую ультралиберальными доктринёрами неконтролируемую иммиграцию в Европу, прямо предрекает, что «в долгосрочной перспективе, самое позднее через несколько десятилетий, более чем вероятно, что большинство некоторых членов НАТО станут неевропейцами». «Таким образом, - подчёркивается в документе, - остаётся открытым вопрос, будут ли они рассматривать своё место в мире или свой союз с США так же, как те, кто подписал устав НАТО».
И параллельно с этим, в другом разделе документа, читаем почти точное воспроизведение духа доктрины пятого президента США Джеймса Монро, обнародованной им в послании Конгрессу 2 декабря 1823 года.
В Стратегии указывается: «После многих лет пренебрежения Соединённые Штаты вновь утвердят и будут применять доктрину Монро, чтобы восстановить американское превосходство в Западном полушарии и защитить нашу родину и наш доступ к ключевым географическим объектам во всём регионе. Мы лишим конкурентов, не относящихся к Западному полушарию (прежде всего европейцев, русских и китайцев. - Авт.), возможности размещать войска или использовать другие угрожающие возможности, а также владеть стратегически важными активами или контролировать их в наших странах».
«Конкуренты, не относящиеся к Западному полушарию, совершают серьёзные вторжения в наше полушарие, ставя нас в невыгодное экономическое положение как в настоящее время, так и в стратегическом плане, что может нанести нам ущерб в будущем. Допущение подобных вторжений без серьёзного противодействия - ещё одна большая стратегическая ошибка Америки последних десятилетий. Соединённые Штаты должны занимать ведущее положение в Западном полушарии, что является условием нашей безопасности и процветания. Это то условие, которое позволяет нам уверенно заявлять о себе в регионе там, где и когда нам нужно», - говорится в Стратегии.
Такое впечатление, что это списано под копирку с доктрины Монро.
США готовят мир к аннексии всех стран Западного полушария
Напомним, что главная идея доктрины Монро в её оригинальном тексте заключалась в провозглашении американского континента зоной, закрытой для вмешательства европейских держав. Поводом для её провозглашения послужили планы Священного союза (Россия, Пруссия и Австрия) восстановить власть испанской короны над латиноамериканскими колониями, объявившими о своей независимости.
С виду доктрина Монро защищала интересы молодых государств Латинской Америки, объявивших независимость от Мадрида. Но на самом деле речь шла о том, что Вашингтон де-факто провозглашал теперь свой контроль над всем континентом, потому что попытки европейских стран установить свою власть над каким-либо государством в Западном полушарии заранее объявлялись в доктрине актом агрессии по отношению к США.
И в обновлённой Стратегии национальной безопасности США прямым текстом говорится практически то же самое, только преломлённое через призму современности.
Итак, мир должен быть готов, что в Латинской Америке могут начаться спровоцированные Вашингтоном процессы, которые нацелены на уничтожение суверенитета государств региона. Сначала - через приведение к власти там проамериканских президентов. А затем, нельзя исключать, - через подписание неких обязывающих юридических документов, которые превратят государства Латинской Америки в вотчину США по аналогии с документами, дающими право США владеть базой Гуантанамо на Кубе.
Сюда же можно отнести прежде действовавший договор о Панамском канале от 1903 года, по которому эта водная артерия между Тихим и Атлантическим океанами принадлежала Соединённым Штатам, пока в 1977 году президент США Джимми Картер и панамский лидер Омар Торрихос не подписали договор о переходе канала под контроль Панамы после 1999 года.
С левого поворота на правый крен
Как работают США, угнетая суверенитет стран Латинской Америки?
Начиная примерно с 2018 года, когда к власти в Мексике пришёл левый президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор, на континенте происходил - с некими оговорками - процесс последовательной победы левых сил на всеобщих выборах. Такими тенденциями отметились в разные годы последнего десятилетия такие «киты» Латинской Америки, как Аргентина, Чили, Боливия, Бразилия, Колумбия, Перу. Всё это назвали «розовым приливом» в Латинской Америке.
Впрочем, тенденция «левого поворота» зародилась ещё раньше, когда с начала нулевых силу стал набирать венесуэльский лидер Уго Чавес. На волне популярности идей «социализма XXI века» два президентских срока в Эквадоре правил идейный союзник Чавеса Рафаэль Корреа. А в уже упомянутой Аргентине в тот же примерно период - с 2003 по 2015 год - тоже у руля стояли социалисты, супруги Нестор и Кристина Киршнеры.
Однако латиноамериканские политические качели сейчас летят в другую сторону, обозначая уже правый крен континента. Началось всё с приходом к власти в Аргентине в декабре 2023 года первого в мировой истории президента-либертарианца Хавьера Милея.
Формально к его приходу к власти имел отношение не Трамп, а администрация Байдена, которая всеми силами пыталась столкнуть Аргентину с пути в БРИКС. Впрочем, главное в том, что именно США содействовали приходу Милея к власти. Важно и то, что новый президент Аргентины является страстным поклонником Трампа. И с точки зрения нынешнего курса Вашингтона победа Милея выглядит даже промыслительной.
Правый крен пошёл дальше. И это уже, можно не сомневаться, работа администрации Трампа, которая обеспечивает реализацию доктрины Монро, проталкивая к власти лояльных себе политиков.
Перед Новым годом прошли президентские выборы в Чили. Победу одержал лидер ультраправой Республиканской партии Чили Хосе Антонио Каст. Он внушительно опередил проправительственного левого кандидата Жанетт Хара. Как отмечают политические наблюдатели, на протяжении своей многолетней политической карьеры Каст неизменно придерживался жёстких правых взглядов. В канун выборов его коньком были тезисы против незаконной иммиграции, которой попустительствовало правительство предыдущего левого президента Габриэля Борича. И Каста поддержало большинство чилийцев. Он предлагал построить пограничные стены, направить военных в районы с высоким уровнем преступности и депортировать всех нелегальных мигрантов.
Между тем борьба с наплывом мигрантов и ростом преступности - это только часть программы, которую намерен выполнять Каст и которая стала мотором его победы. Однако главная причина его победы кроется в более глубоких факторах. Это, повторимся, успех закулисной и открытой дипломатии США, которые на протяжении последнего десятилетия упорно боролись с «левым приливом» в странах Латинской Америки.
В результате сейчас, кроме упомянутых Чили и Аргентины, протрампистские правительства правят в Боливии, Перу, Парагвае, Эквадоре, Сальвадоре, Панаме, Коста-Рике, Доминиканской Республике.
Трамп пытается вернуть на проамериканский путь крупнейшую страну региона Бразилию, где у власти левый президент Лула да Силва. Побывав в тюрьме «за коррупцию» с подачи Дональда Трампа при предыдущем бразильском президенте Жаире Болсонару, Лула снова занял пост президента при Байдене, противнике Трампа. Теперь Лула всласть отыгрался на стороннике - экс-президенте Болсонару, инициировав судебный процесс против него по обвинению в попытке устроить госпереворот по итогам последних президентских выборов, на которых Лула выиграл, а Болсонару проиграл. Суд признал Болсонару виновным и приговорил его к 27 годам тюрьмы.
В чём изюминка? В том, что Трамп требует от Лулы освободить Болсонару и в качестве наказания Бразилии ввёл 50-процентные пошлины на все бразильские товары.
И Панама, и Гренландия - всё это американское, родное
Трамп действует в рамках доктрины Монро. Именно приверженность заложенной в ней идее заставила Трампа заявить, что Панамский канал теперь снова переходит под контроль США, с чем власти Панамы, проглотив язык, согласились.
Правда, ещё не решён вопрос, что делать с Китаем, который вложил в последнее десятилетие десятки миллиардов долларов в расширение канала и модернизацию всей его портовой инфраструктуры. Но Трамп действует вне рамок международных законов, и потому в его сознании вопрос о возвращении контроля над каналом и о возобновлении деятельности военных баз США в зоне канала уже решён.
Именно с доктриной Монро связаны заявления Трампа о вероятной аннексии Канады и Гренландии. Но если в случае с Канадой он пока не предпринимает активных действий, столкнувшись с сильной оппозицией Оттавы, то Гренландия по-прежнему на повестке дня в Белом доме. Буквально на днях Трамп заявил: «Гренландия нужна нам для национальной защиты. Гренландия нужна нам для национальной безопасности, не из-за ресурсов».
Возвращаясь к высказанным ранее мыслям, можно предположить, что разрыв между США и Европой - свершившийся факт. И впереди реальные шаги по аннексии Гренландии, что, конечно, вызовет истерику в Дании и в других странах Европы. Но Трампа это не волнует всё по той же причине: международные нормы написаны для слабых и трусов.
И Венесуэла, и Колумбия, и Мексика
Похоже, Венесуэлой Трамп не ограничится. Хотя бы потому, что Венесуэла никаких наркотиков не производит. Именно поэтому Трамп не мог не привлечь внимания к тем странам, где кокаин производится уже традиционно. Выступая недавно перед журналистами в своём поместье во Флориде, Трамп обвинил президента Колумбии Густаво Петро в потворстве производителям наркотиков. «Пусть он (Петро) бережёт свою задницу, потому что он делает кокаин, и они отправляют его в США из Колумбии», - заявил Трамп.
Каков контекст сказанного? Незадолго до этого Трамп не исключил, что США могут рассмотреть возможность расширения военно-морской операции по борьбе с наркотрафиком в Карибском море на Колумбию и Мексику.
Кстати, в столице Мексики на днях «неожиданно» вспыхнули манифестации в стиле цветных революций. Их участники, молодые люди, требовали от президента страны Клаудии Шейнбаум уничтожить действующие в стране наркокартели.
Заметим, что Шейнбаум у власти чуть более года. А наркокартели, которые на самом деле занимаются «экспортом» наркотиков в США, поделили Мексику на зоны криминального влияния ещё лет двадцать назад. Потому Шейнбаум прямо заявила о провокационном характере беспорядков в Мехико, которые явно инспирированы извне.
Министр войны США Пит Хегсет сообщил в середине ноября о новой операции против наркоторговцев в Западном полушарии, которая называется Southern Spear («Южное Копьё»). Её заявленная цель - «защитить США от наркоторговцев и наркотиков, которые убивают американский народ».
Трамп объявил всё руководство Венесуэлы одним большим наркокартелем, с которым, мол, США находятся в состоянии войны.
И стянутая к берегам Венесуэлы американская армада, топила утлые рыбацкие шхуны, которые объявлялись транспортом для переправки кокаина в Штаты. Никаких доказательств тому Вашингтон до сих пор не представил. Было бы логично арестовать любое такое судёнышко, схватить наркокурьеров и показать их и их товар в прямом эфире. Однако этого не произошло. Так что для прикрытия своего бесстыдного ложного обвинения в адрес Венесуэлы Трамп вполне может одновременно ударить и по Колумбии, и по Мексике.
Все пути ведут к войне
Впрочем, истинный интерес Трампа - нефть - всем очевиден. За несколько дней до нападения на Венесуэлу Трамп сорвал маску борца с наркокартелями и прямо заявил, что ему нужна венесуэльская нефть, которая, мол, принадлежит Америке, а злые венесуэльцы её присвоили путём национализации предприятий нефтяной промышленности в конце 90-х при президенте Уго Чавесе.
Вчера Министерство иностранных дел России призвало к «немедленному разъяснению» ситуации в Венесуэле.
«Предлоги, приводящиеся в обоснование таких действий, несостоятельны. Идеологизированная неприязнь взяла верх над деловым прагматизмом, готовностью выстраивать отношения доверия и предсказуемости. <...> В складывающейся ситуации важно, прежде всего, не допустить дальнейшей эскалации, настроиться на нахождение выхода из положения путём диалога. Исходим из того, что все партнёры, у которых могут быть претензии друг к другу, должны искать пути к решению проблем через диалоговые развязки. Мы готовы их в этом поддерживать», говорится в заявлении МИД РФ.
Но самое страшное в том, что архитектура международных отношений окончательно сломана. Последствия нападения США на Венесуэлу имеют не региональный, а глобальный характер. Мир стал ближе к Третьей мировой войне.