Слоган нового линкора: «Самый смертоносный военный корабль из когда-либо построенных». Причём класса «Трамп».

Президент и линкор

Военно-морские силы США объявили о намерении построить линкор класса «Трамп»
Реклама
Президент и линкор
© goldenfleet.navy.mil
Слоган нового линкора: «Самый смертоносный военный корабль из когда-либо построенных». Причём класса «Трамп».
Читайте нас на: 

22 декабря 2025 года министерство войны США объявило о намерении построить новый ракетный линкор класса «Трамп», вооружённый управляемыми ракетами класса Trump, стелс- и боевыми системами нового поколения, начиная с будущего корабля ВМС США Defiant (BBG-1), который станет центральным элементом более масштабного проекта «Золотой флот». 

Согласно Army Recognition, этот шаг возрождает концепцию линкора, но предлагаемый проект больше похож на тяжёлый ракетный корабль, предназначенный для ведения боевых действий в условиях насыщенной противокорабельной ракетной среды, а также выполняющий функции командного узла флота. В сообщении Pentagon News министерства войны говорится, что корабли водоизмещением от 30 000 до 40 000 тонн находятся на стадии проектирования, а строительство головного корабля запланировано на начало 2030-х годов.

«Дерзкий» Трамп

Президент Дональд Трамп объявил, что будет курировать разработку нового класса линкоров ВМС, который назван в его честь. Этот шаг отчасти был предпринят для того, чтобы дать толчок стагнирующей судостроительной отрасли страны, но он также перевернёт с ног на голову нормы ВМФ по присвоению имён кораблям, что с самого начала прочно свяжет президентскую политику с этой программой. 

Это заявление последовало за чередой недавних действий Трампа по переименованию существующих учреждений в честь его имени, в том числе Института мира США и Центра исполнительских искусств имени Джона Ф. Кеннеди.

Размещение вооружения на корабле.
© goldenfleet.navy.mil
Размещение вооружения на корабле.

Вместе с госсекретарём Марко Рубио, министром обороны Питом Хегсетом и главкомом ВМС Джоном Феланом в своём поместье Мар-а-Лаго во Флориде Трамп заявил, что на новых военных кораблях (его имени) будут установлены «орудия и ракеты высочайшего уровня», а также гиперзвуковое оружие, рельсовые пушки и лазеры. 

Первый линкор, который будет называться USS Defiant («Дерзкий»), станет частью более масштабных созданий современного «золотого флота» военных кораблей, сказал Трамп, подчеркнув, что он будет играть ведущую роль в этой программе. «Военно-морские силы США будут руководить проектированием этих кораблей вместе со мной, потому что я очень эстетичный человек», - сказал Трамп.

В своём пресс-релизе военно-морские силы США после заявления Трампа открыли, что это судно «станет самым смертоносным надводным боевым кораблём из когда-либо построенных» и будет в три раза больше нынешнего эсминца типа «Арли Бёрк», длина которого составляет около 505 футов, а вес - около 9000 тонн. При этом он будет меньше существующих авианосцев и десантных кораблей, которые обычно перевозят морских пехотинцев.

На логотипе нового класса кораблей изображён Трамп в момент после покушения на него в июле 2024 года с поднятым вверх кулаком.

Название класса Trump, о котором впервые сообщила The Wall Street Journal, бросило было вызов давним, хотя и неустоявшимся традициям военно-морского флота называть авианосцы в честь президентов, а линкоры - в честь штатов. Что осталось Трампу. Почти все нынешние авианосцы уже названы в честь бывших верховных главнокомандующих, включая USS Gerald R. Ford, головной корабль в классе авианосцев, который теперь, как ожидается, возьмёт «под свой борт» другие корабли, названные в честь президентов Джона Ф. Кеннеди, Билла Клинтона и Джорджа У. Буша. 

Предсказание: линкору Трамп не видать открытого моря

Во время Второй мировой войны военно-морской флот США в значительной степени полагался на линкоры, но в конечном счёте они были признаны устаревшими и выведены из эксплуатации. Последним линкором, находившимся на действительной службе, был USS «Миссури», который вывели из эксплуатации в 1992 году и превратили в музей в Пёрл-Харборе на Гавайях.

Линкор «Миссури» ведёт огонь во время Корейской войны, 1950 г.
© U.S. Navy
Линкор «Миссури» ведёт огонь во время Корейской войны, 1950 г.

Главком ВМС Фелан заявил, что новый линкор станет частью ядерного арсенала страны и будет нести на борту ядерные крылатые ракеты. Это было одобрено Трампом во время его первого президентского срока, отменено администрацией Байдена, а затем восстановлено Конгрессом в 2024 году.

Но вопрос в том и состоит, будет ли ядерная ракета на самом деле установлена на корабле, сказал Марк Канчиан, старший советник по вопросам обороны и безопасности аналитического «Центра стратегических и международных исследований». Он усомнился в том, что сам корабль вообще когда-либо будет построен, отметив, что из-за своих внушительных размеров линкор «имеет те же ограничения и уязвимости, что и другие крупные военные корабли страны». 

«Об этом корабле будет написано много статей, но он никогда не выйдет в море, - предсказал Канчиан. - На разработку такого большого корабля, который так сильно отличается от существующих моделей, уйдёт четыре, пять, шесть лет».

Современные эсминцы стоят около 2,8 миллиарда долларов каждый. По оценкам Канчиана, если будут построены корабли класса «Трамп», то каждый из них будет стоить от 10 до 12 миллиардов долларов.

Очевидное желание Трампа, чтобы в его честь назвали класс военных кораблей, «было бы забавным, если бы не было таким печальным», - сказал Томас Оппель, который при администрации Обамы занимал должность руководителя аппарата министра ВМС Рэя Мабуса.

Потопляемые по последнему слову техники и финансов

Прежде чем отказаться от новой затеи президента, ВМС США получат три проблемных линкора имени Трампа, каждый из них обойдётся в более чем 10 миллиардов долларов. Новые корабли будут в разы больше существующих надводных боевых кораблей. Первый из запланированных кораблей, ожидаемый как USS Defiant, будет более чем в три раза больше существующего эсминца класса «Арли Бёрк».

Так предположительно будет выглядеть огневая мощь нового корабля.
© goldenfleet.navy.mil
Так предположительно будет выглядеть огневая мощь нового корабля.

Как и следовало ожидать, главным преимуществом новых кораблей станет то, что они будут оснащены по последнему слову техники. Эти массивные новые линкоры, вооружённые самыми современными орудиями и ракетами, в том числе гиперзвуковыми и, в конечном счёте, крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. Корабли также будут оснащены лазерами и новейшими технологиями искусственного интеллекта.

Технико-технические характеристики

  • тип: многоцелевой ракетный эсминец;
  • двигатель: комбинированная газотурбинная и дизельная установка (CODAG);
  • скорость: более 30 узлов;
  • диапазон: ориентировочно 5000-7000 морских миль;
  • экипаж: 650-850 сотрудников;
  • вооружение: 12-ячеечная CPS, 128-ячеечная VLS Mk 41, 1; рельсотрон на 32 мегаджоуля, 2 5-дюймовых орудия, 2-4 лазера, пусковые установки RAM, 30-мм пушки, лазеры ODIN, системы противодействия UxS;
  • датчики/радары: SPY-6 AMDR, SEWIP Block III, ODIN, полный комплекс C4I с интеграцией JADC2;
  • размеры: длина: 256-268 м; ширина: 32-35 м; осадка: 7,3-9,1 м.

До 10 миллиардов долларов на шее ВМС США

Если вам кажется, что вы уже слышали эту историю, то вы правы. Это уже четвёртая попытка в этом столетии, когда органы национальной безопасности США пытаются построить новый надводный боевой корабль для ВМС. Для тех из вас, кто не ведёт счёт, скажу, что предыдущие три попытки закончились ужасающим провалом.

Чтобы освежить память, напомним, что в начале 2000-х ВМС уже пытались построить современную версию линкора. Это была программа по созданию эсминцев типа «Зумвальт». Руководство ВМС хотело построить 32 таких корабля, которые были бы вооружены футуристической артиллерийской системой для поддержки морских десантных операций. Создать такое орудие экономически выгодным способом не удалось, поэтому программу отменили.

Эсминец USS Zumwalt (DDG 1000) направляется в свой порт приписки - Сан-Диего, 2016 г.
© flickr.com/national_museum_of_the_us_navy
Эсминец USS Zumwalt (DDG 1000) направляется в свой порт приписки - Сан-Диего, 2016 г.

В результате у корабля не было чёткой миссии, и всю программу свернули после того, как было построено всего три корабля. У каждого из этих кораблей до сих пор нет чёткого предназначения, и теперь они висят на шее у ВМС как 8 миллиардов якорей.

Менее чем за месяц до того, как президент объявил о новой программе судостроения, министр военно-морских сил отменил программу по созданию фрегатов класса Constellation после того, как руководство военно-морских сил вложило в неё почти 9 миллиардов долларов и до того, как был введён в эксплуатацию хотя бы один корпус. 

Это заявление вызвало шок, поскольку фрегаты Constellation должны были стать менее рискованной заменой более ранней, провалившейся программы Littoral Combat Ship. Речь о кораблях прибрежной зоны - «рабочих лошадках» военно-морского флота, которые призваны охотиться за минами и подводными лодками, сражаться с другими надводными кораблями и обеспечивать безопасность остального флота. Изначально они должны были иметь сложную модульную конструкцию, позволяющую заменять системы в порту, чтобы придать им специализированные возможности для следующего развёртывания.

Эта программа потерпела сокрушительный провал: модули не работали, а стоимость резко возросла. Кроме того, корабли оказались довольно капризными и несколько раз выходили из строя из-за досадных механических поломок. Несколько боевых кораблей прибрежной зоны вообще пришлось спасать и буксировать обратно в порт.

Предполагалось, что программа Littoral Combat Ship поможет ВМС увеличить численность флота, поскольку на момент запуска проекта в 2002 году стоимость каждого корабля должна была составлять всего 220 миллионов долларов. К тому времени, когда 15 лет спустя ВМС отказались от этой программы, стоимость каждого корпуса выросла до более чем 600 миллионов долларов.

Пустая затея

После трёх крупных неудач в судостроении можно было бы ожидать, что те, кто был вовлечён в этот процесс, извлекут из него хоть какие-то уроки. Первый, который следовало бы усвоить и применить, заключался в том, что стремление построить самый футуристический корабль, какой только можно себе представить, - это пустая затея.

Боевые корабли прибрежной зоны (программа Littoral Combat Ship): USS Tulsa справа, USS Manchester в центре и USS Independence слева, идут строем в Тихом океане, 2019 г.
© flickr.com/compacflt
Боевые корабли прибрежной зоны (программа Littoral Combat Ship): USS Tulsa справа, USS Manchester в центре и USS Independence слева, идут строем в Тихом океане, 2019 г.

Программы Zumwalt, Littoral Combat Ship и Constellation провалились из-за того, что конструкторы, вместо того чтобы создавать надёжные корабли, разрабатывали причудливые конструкции, напичканные всевозможными гаджетами.

Затем возникла серьёзная проблема с системной интеграцией, которая не позволяет всем этим капризным компонентам работать вместе. Даже если эти две проблемы удастся решить, бедным экипажам этих кораблей придётся приложить немало усилий, чтобы поддерживать работоспособность всех этих устройств в море. Огромное количество проблем будет постоянно угрожать способности экипажа быть на шаг впереди технического монстра, которого сейчас создают для них проектировщики. Когда политики в Вашингтоне ставят политические и экономические интересы выше военной эффективности, катастрофы в сфере закупок становятся неизбежными.

Военно-морской флот потратит десятки миллиардов долларов в течение следующего десятилетия на программу «Трамп». В лучшем случае флот получит три проблемных корабля, каждый из которых будет стоить более 10 миллиардов долларов, прежде чем от всей этой затеи откажутся. Конечно, к тому времени люди, принимающие сегодня эти решения, уже уйдут со сцены, и им не придётся отвечать за последствия своих действий. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама