«Плести сети» - совсем не то, что думают далёкие от линии фронта
© Фото автора
Петровка залечит раны и возродится.

«Плести сети» - совсем не то, что думают далёкие от линии фронта

Дети Донецка, потерявшие отцов, бегут на детский новогодний утренник и сразу по его окончании спешат плести защитные сети бойцам СВО
01 января 2026, 10:01
Реклама
«Плести сети» - совсем не то, что думают далёкие от линии фронта
© Фото автора
Петровка залечит раны и возродится.
Читайте нас на: 

С началом СВО Петровский район, вплотную прилегающий к Марьинке, стал одним из самых обстреливаемых в ДНР - хуже приходилось, наверное, только Горловке. С 2014 года, как только Украина пошла войной на Донбасс, Петровка непрерывно находилась в «красной зоне». И на ремарки приезжих корреспондентов: «У вас же сейчас нет активных боевых действий», местные жители возражали: «Можно выпустить десять снарядов, они пролетят мимо, а можно один, и он разрушит чей-то дом или унесёт чью-то жизнь». Потому петровчане, особенно те, кто живёт в таких посёлках, как Трудовские, Жилплощадка, в селе Александровка, даже замороженную фазу конфликта не считали передышкой. Любые договорённости и перемирия киевский режим тут же нарушал.

Освобождение Марьинки.
© РИА Новости
Освобождение Марьинки.

Когда же в 2022 году российская армия стала штурмовать Марьинку, превращённую ВСУ за время действия Минских соглашений в мощный укрепрайон, всё активизировалось. Под ответный огонь неизбежно попала и Петровка.

Солдаты погибли, их семьи остались - не умирает только память

Вооружённые силы РФ теснят врага всё дальше на запад. Год назад Марьинка, наконец, пала, в 2025-м освободили Курахово, Селидово, совсем недавно - Красноармейск. Жизнь на Петровке постепенно возвращается в привычное русло. Ещё разрушены шахты и окна многих домов забиты фанерой, но восстанавливают дороги, автобус из центра города вновь ходит до станции Трудовская. В центре района на площади Победы, называемой в народе «Круг», где не успели убрать сгоревший киоск, установили новогодние иллюминации, коммунальщики кронируют старые деревья, куда-то спешат прохожие, молодая женщина гуляет с сынишкой лет пяти…

А на всё с фотографий безмолвно взирают глаза молодых парней и мужчин постарше в военной форме. Это народная Аллея славы погибших ополченцев и участников СВО, созданная по инициативе районного общественного объединения «Союз вдов и семей погибших защитников республики» при ассоциации ветеранов СВО.

Народная Аллея славы.
© Фото автора
Народная Аллея славы.

На радиальных аллеях сквера у памятника Ленину установлено около двадцати стендов с баннерными растяжками. Фото на баннерах с надписями: «Наши герои» и «Вечная память» - разместились рядами так плотно, что не виден фон с видами района.

Солдаты погибли, их семьи остались. По соседству в доме культуры вдовы и матери погибших бойцов плетут маскировочные сети, ещё недавно зелёные, теперь бело-серые. Вместе с женщинами приходят дети, совсем малыши и подростки, и даже в праздник первым делом включаются в работу. Более опытные, не обязательно старшие по возрасту, учат новичков. Как все обычные дети, они рады подаркам, бегут на детский утренник, но спрашивают, можно ли им по окончании вернуться и продолжить плести сети. Потому что они - дети погибших защитников Отечества. И если их собственных отцов уже не вернуть, жизнь другого бойца эта сеть сбережёт. Приходят и женщины, в семьях которых, к счастью, никто не погиб, просто они не могут быть в стороне, когда война и тяжело всей стране.

«Если бы не Россия, нацики нас бы здесь уничтожили»

- Мы плетём сети уже четыре года, - рассказывает Алла, она потеряла на СВО своего сына. - Я начала ходить, когда сын погиб. Аллею славы видели у нас? Низкий поклон Наталье Николаевне. Она, конечно, нас ругает, чтобы мы её не благодарили, но мы тихонечко. Если бы не она, никто бы даже не колотился за это. Сегодня мне ещё две фотографии принесли. Две! Надо увековечить память ребят. Они у нас первые пошли, бросили всё. Пятнадцатилетние стали на блокпостах, дети совсем. Стояли здесь и шестилетки, и восьми, и девяти. А ведь мы ещё с Россией не были.

Сын Аллы погиб 9 мая в первый год СВО, внучке было всего три года, внуку - два с половиной. Алла надеется, что девочка хоть немного помнит отца. Совсем маленькие дети. Оттого так важно женщинам сохранить память о сыновьях и мужьях, не только ради себя - ради будущих поколений.

Плетём сети для защитников.
© Фото автора
Плетём сети для защитников.

На вопрос, не жалеют ли, что вошли в состав Россия, Алла не задумываясь отвечает:

- Нет, нет! Если б ещё чуть-чуть раньше, может, и ребята наши были бы живы. Никто не жалеет. Никто. Если бы не Россия, нацики нас бы здесь уничтожили. Они приезжали в 2014 году с битами с Западной Украины, хотели устроить вторую Одессу. Хорошо, ребята тогда отстояли.

С Аллой полностью солидарна Наталья Конох, председатель общественного объединения «Союз вдов и семей погибших защитников республики Петровского района»:

- Лично я абсолютно не жалею. Я с 2014 года в этой теме. Мы все годы ждали Россию, молились на Россию. Учитывая события свидетелями, которых мы были, без помощи России, нас бы задавили. И я не верю, что с Украиной можно договориться. Потому что мы уже миллион раз видели, они никогда не придерживаются договорённостей. Чтобы искоренить зло, нам надо идти до конца. Хотя мне тяжело это говорить - у меня трое воюют. И война - это страшно. Но иначе всё равно поднимут голову. Вспомним опыт Великой Отечественной войны, когда не добили бандеровцев. Они из поколения в поколение, как крысы распространились. И что мы получили?

Наталья поясняет, что Аллея славы на площади Победы - задел для масштабного проекта по созданию целого сквера с офисом и музеем.

- Погибших очень много. С 2016 года, когда я начала заниматься семьями погибших защитников, и до начала СВО у нас в районе было 67 семей погибших. Сейчас, наверное, уже под 300. Готовы новые баннеры, но мы их не ставим из-за погодных условий. На тех, которые стоят, искусственные цветы, принесённые друзьями и близкими. Они приходят, приводят детей и так поддерживают память о наших ребятах. Нужен полноценный мемориал и офис. Ведь есть живые, их семьи и проблемы, которые нужно решать.

«Наша СВО началась в 2014 году»

Чтобы дать ход проекту к началу года, организация, которая входит в состав ассоциации ветеранов СВО, подготовила письмо-обращение к администрации района. Была предварительная встреча с представителем городской управы Донецка, который обещал содействие. Сквер планируется разбить недалеко от шахты Петровская, но нужно выяснить, кому принадлежит земля и решить вопрос с выделением участка. Мемориал, как и Аллея славы, будет создаваться на народные деньги, хотя от участия спонсоров и всех неравнодушных не откажутся - всё на уровне человеческих отношений, без пиара.

Автовокзал разбит, но работает.
© Фото автора
Автовокзал разбит, но работает.

Всей этой общественной работой Наталья Конох занялась с первых дней «Русской весны» в Донбассе. Правда, слова «общественник» и «волонтёр» очень не любит: слишком много повидала тех, кто под прикрытием помощи ищет личную выгоду. Сама Наталья сначала участвовала в организации референдума в мае 2014 года, а летом, когда начались обстрелы, просто пришла в создаваемый батальон ополчения и спросила, чем может быть полезной.

- У меня на тот момент уже и дома не было - его разбил снаряд ВСУ, - ничего. Только флаг и Родина, как я говорю, - смеётся Наталья. - Шили матрасы ребятам, подшивали всё, что надо было. Тогда же наши простые работяги, шахтёры побежали отбивать врага, у них ни одеться, ни обуться не было. Но даже когда были команды оставлять какие-то рубежи, они всё равно стояли и защищали свой народ. Наша СВО началась в 2014 году.

Ну а поскольку Петровка в эпицентре боевых действий с самого начала, в районе практически в каждой семье есть бойцы, есть погибшие или раненые. Постепенно Наталья взяла под опеку семьи погибших ополченцев. Ими тогда никто не занимался, и она поняла: нужно их объединять. Стали собирать информацию посредством «сарафанного радио», составляли списки.

Вся эта работа продолжается и по сей день. Сейчас у Натальи воюют сын и оба внука: младшему в прошлом году исполнилось восемнадцать, и он подписал контракт.

Каково это ждать и не смыкать глаз ночами?

- Мы все здесь с нашими ребятами на передовой, - говорит Наталья. - Помогаем, чем можем. Неважно, какое подразделение, у нас чужих нет. Количество людей в организации выросло. Многие уже о нас знают, приходят, кто регулярно, кто эпизодически. Благодаря администрации района нам выделили помещение. Поставили конструкцию и плетём сети: закупаем основу, из Ростова привозят обрезки. На Трудовских есть люди, которые шьют из пододеяльников и простыней маскировочные халаты для ребят, шьём «кикиморы». Воск достаём, парафин, варим окопные свечи для ребят. Пирожки, блинчики жарим, чтобы поддержать бойцов, их настроение и тонус...

Дети до и после занятий в школе активно спешат помочь фронту.
© Фото автора
Дети до и после занятий в школе активно спешат помочь фронту.

Память павших храним, ухаживаем за могилами. Заботимся о семьях, решаем проблемы. В тяжёлые периоды помогали продуктовыми наборами, особенно престарелым. Возили в такие места, куда никто не ездил. Детям праздники устраиваем. За эти годы у нас появилось много хороших друзей, которые помогают решать разные вопросы.

Неравнодушные, непобедимые

Наша встреча на Петровке проходила 19 декабря, в светлый праздник Святителя Николая, который принёс подарки детям павших защитников республики.

- Какова бы ни была обстановка в городе и в районе, детям важно ощущение праздника. Чтобы они не чувствовали себя забытыми. Муж погиб три года назад, когда моим детям было год и два, - Татьяна едва сдерживает слёзы. Она привела детей на утренник и принесла фото погибшего мужа для Аллеи славы. - Аня и Саша его помнят. Знают, что папа герой, что он их защищал, чтоб у них было светлое будущее без войны. Надеюсь, скоро так и будет.

Помогла Наталье Конох организовать детский праздник и Ренальда из ростовского филиала общественной организации «Северный человек», созданной для объединения русских людей в наше непростое время и возрождения традиционных ценностей. Ренальда - уроженка Донецка, в прошлом военнослужащая. Была в ополчении, участвовала в СВО, затем уволилась в запас, чтобы заниматься детьми, уехала в Ростов, а муж так и продолжает службу. Потому всё, чем живёт Донецк, Ренальде не чуждо. Отсюда и желание помогать.

Не забудем детей павших защитников республики.
© Фото автора
Не забудем детей павших защитников республики.

Жителей Ростова, расположенного в непосредственной близости от Донецка, происходящее коснулось в полной мере. Правда, не всех.

- На днях на Батайск был сильнейший налёт БПЛА. Дома, в основном частный сектор, разрушены, выгорели, люди в них пострадали, некоторые погибли. Касается война ростовчан так или иначе. Конечно, не в такой степени, как нашу республику, но если задевает, то жёстко.

Раньше те, с кем общалась, говорили: «Зачем вообще эта СВО? Зачем мы пошли в Донецк? Для чего наших туда послали? Пусть они там сами разбираются». Я отвечала одно: «Мы выступили все эти 8 лет для вас щитом, и весь удар приняли на себя. Если бы не мы, враги были бы уже не в Ростове, а дальше. И ваши мужья, отцы, братья были бы там».

Теперь многие это осознают. Помогают ребятам, собирают помощь просто от себя. Недавно у меня соседи купили машину ВАЗ-2110 для нужд СВО - у них там тоже служат родные, кумовья. Скинулись, купили машину, загрузили генераторами, продуктами, вещами первой необходимости и отправили.

Люди просто хотят быть полезными. Не все могут пойти служить: у кого-то есть какие-то обязательства здесь, какие-то причины не оставлять свою семью или работу. Если бы отправили абсолютно всех, кто бы тыл прикрывал? Там, на фронте, очень много чего нужно, на самом деле. И мы можем, в той или иной степени, это обеспечить. Ребята на передовой прикрывают нас, а мы их. Предприниматели, которые хорошо зарабатывают, считают своим долгом помочь, чем могут.

А один из руководителей нашей организации, Алексей, буквально недавно, в ноябре, заключил контракт и пошёл на СВО. Он давно вынашивал в себе эту идею.

Такси во время войны есть, льгот нет

Война идёт, жизнь продолжается. Петровка понемногу восстанавливается, но не все проблемы пока решены. По району, как и по всему Донецку, колесят водовозы: в отопительный сезон приоритет отдан бесперебойному снабжению водой котельных, для населения установили накопительные бочки - их централизованно ставят на улицах, в школах, население самостоятельно устанавливает в квартирах. Поселковая Татьяна развозит воду нуждающимся на посёлок Трудовские, нередко над головой зависает вражеский беспилотник.

Во дворах установили накопительные бочки - к счастью, пока бесплатные.
© Фото автора
Во дворах установили накопительные бочки - к счастью, пока бесплатные.

Обстановка в этом году опять не позволила поставить ёлку на главной площади Донецка. Ушла опасность артобстрелов, её сменила ракетная опасность и налёты БПЛА. Но призывно светятся новогодними огнями торговые центры, маня покупателей. Бизнес есть бизнес, а война - войной.

В маршрутном такси с ветерана СВО требуют оплату. Бесплатный проезд только участникам, но не ветеранам. После победы в Великой Отечественной даже семьи погибших имели льготы на проезд, на оплату коммунальных услуг, на повышенную пенсию. Забыли? Это история нашего государства. Единого и неделимого. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама