Формула боевого успеха на каждый день
Как известно, голь на выдумку хитра. Это ещё раз подтвердилось, когда арабы стали устанавливать на различные платформы, даже на легковые автомобили, автоматические пушки АЗП-23 «Амур». И четырёхствольные зенитки советского производства отлично проявили себя в наземных боях.
В том числе и в Сирии, где заметную роль в разработке новой тактики ведения боевых действий в городе сыграли ещё и самоходные «Шилки» - ЗСУ-23-4, такая же зенитная установка, только на гусеничном ходу и с некоторыми переделками. ЗСУ приобрели дополнительные броневые листы и лишились антенны радиолокационной станции, которая оказалась бесполезной в городских боях.
Надо отметить, что универсальность автоматической зенитной пушки «Амур» проявилась задолго до Сирии. В качестве оружия поддержки пехоты «Шилка» применялась практически во всех войнах между Египтом и Израилем, на заключительной фазе войны во Вьетнаме и в Афганистане. Огонь счетверённых 23-мм автоматических пушек был эффективен как против живой силы, так и для разрушения полевых укрытий противника.
Впрочем, идея использования зенитного оружия по наземным целям не нова.
В годы Великой Отечественной войны зенитные батареи нередко превращались в противотанковые, поскольку только их снаряды гарантированно пробивали броню «Тигров». В боях под Курском летом 1943 года некоторым зенитным подразделениям в приказном порядке запретили вести огонь по воздушным целям, чтобы сберечь боезапас для борьбы с бронетехникой противника.
И вот в XXI веке история повторяется. В некоторых случаях достаточно простые изделия оказываются на поле боя намного эффективнее, чем «накрученные» боевые средства. Речь о так называемых джихад-мобилях или автомобилях-бомбах, способных доставлять большое количество взрывчатки в нужную точку. По мнению историков, их предшественниками считаются брандеры, которыми в XVI веке голландцы атаковали испанские корабли. Этот же принцип был положен и в основу применения современных боевых роботов.
Грамотное задействование управляемых автомобилей-бомб (наземных дронов) в условиях ограниченной видимости (в плотной застройке, в складках рельефа и т.п.) превращает их в опасное и эффективное оружие. В Советском Союзе, в частности, ещё с 30-х годов прошлого века много внимания уделялось созданию на базе Т-26 безэкипажных телетанков с дистанционным управлением. Потом это направление было предано забвению, и только в последнее время наземные боевые роботы стали появляться на выставках вооружения и на поле боя.
...Сегодня Российская армия уверенно движется к Днепру. Особенно стремительны штурмовики, скорость передвижения которых обеспечивается применением мотоциклов, квадроциклов и багги. Только в 2025 году этих средств «солдатской механизации» было доставлено на фронт более 38 тысяч единиц.
И опять ничто не ново под луной. В годы Второй мировой войны мотоциклы использовали практически все армии. А некоторые государства с учётом качества фронтовых дорог пытались запустить в производство ещё и полугусеничные мотоциклы. Но широкого распространения эти машины не получили. Единственным серийным полугусеничным мотоциклом периода Второй мировой войны являлся немецкий лёгкий артиллерийский тягач Sd.Kfz.2, который активно использовался в народном хозяйстве даже в 1950-е годы.
Главное же заключается в другом: было доказано, что такая техническая идея жизнеспособна. Близким аналогом полугусеничного мотоцикла является так называемый сноубайк - мотоцикл, оснащённый лыжно-гусеничным движителем. В отличие от пригодных для использования в различных условиях полугусеничных машин, такие мотоциклы являются исключительно снегоходными. Но самыми востребованными как были, так и остаются «классические мотоциклы».
И что мы наблюдаем в зоне специальной военной операции? Практически всегда российские штурмовики атакуют противника не на бронированных машинах при интенсивной поддержке танков, а на мотоциклах, квадроциклах, на четырёхколёсных багги и даже на электросамокатах. Главное - быстро и максимально незаметно преодолеть опасный участок, чтобы не попасть под неприятельский огонь. И это один из основных факторов эволюции современной тактики.
Чтобы вывести из строя БМП или бронетранспортёр с десантом и экипажем, противнику по опыту вполне может хватить и одного FPV-дрона. А когда личный состав «вооружается» лёгкими мотоциклами, картина меняется, тут одним дроном уже не отделаться.
Помимо штурмовых действий, мотоциклетная техника очень помогает в доставке провизии, боеприпасов и оружия подразделениям, находящимся на передовой или в оперативном окружении. В таких ситуациях сухопутные беспилотники разного предназначения практически незаменимы. Их на фронте всегда не хватает.
На встрече с работниками атомной отрасли в августе 2025 года Владимир Путин отметил, что, по его наблюдениям, условия и способы ведения боевых действий меняются если не каждый месяц, то каждые полгода точно. Стоит только отстать на несколько недель, утверждает президент, и потери резко возрастают или динамика продвижения на линии боевого соприкосновения падает. Путин отметил, что повышение эффективности применения различных средств ведения вооружённой борьбы во многом определяют специалисты, которые анализируют ситуацию и выдают соответствующие решения и рекомендации.
При этом «содержание» боя заметно усложнилось, и офицерам, планирующим боевые действия, приходится учитывать и массу современных реалий, и опыт различных войн, чтобы выработать эффективную формулу боя на каждый день.
Использовать артиллерию и танки, как это было во время штурма Кёнигсберга или штурма Берлина в 1945 году, уже невозможно: из-за наличия у противника большого количества дронов и противотанковых средств бронетехника сама становится завидным объектом поражения. Не допускается и концентрация значительных сил любого рода войск, так как сосредоточение достаточно быстро будет выявлено разведывательными дронами и другими средствами разведки. Что тоже необходимо учитывать.
Вот почему современная тактика требует активного использования так называемых окопных средств РЭБ, подтвердивших свою эффективность. Среди них - «Оберег», «Пероед», «Силок», «Соседка» и другие. 17 декабря на расширенном заседании коллегии Министерства обороны России было отмечено, что с начала 2025 года на передовую поставлено свыше 130 тысяч комплексов, что в 6,5 раза больше, чем в прошлом году. Тем не менее, необходимо продолжить насыщение подразделений на ЛБС эффективными средствами РЭБ.
Какая бы новая техника ни применялась на фронте, без нестандартных тактических решений не обойтись, поскольку наша армия воюет с противником, оснащённым самыми современными техническими средствами поражения, разведки и наблюдения. И вариантов тут много - в первую очередь всё зависит от командирского творчества.
Например, в боях за Артёмовск (Бахмут) был применён такой тактический приём. Сначала наносится удар на одном направлении, а когда противник перебрасывает сюда резервы, атака следует с другого направления. Задача - опережать противника, не дать ему возможности маневрировать резервами. И это получилось.
Но никакая тактика, даже самая изощрённая, не принесёт успеха без высокой мотивации, героизма и самопожертвования личного состава. Слава богу, всё это у нас есть, поэтому наша армия и наступает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.