Выбор из трёх зол и злобы дня
Фактурные, а не чисто декларативные последствия переговоров 2 декабря в Кремле Стива Уиткоффа, спецпосланника президента США, и Джареда Кушнера, не имеющего статус чиновника высокого градуса, но близкого к Дональду Трампу, будучи мужем его дочери, проявятся уже в самое ближайшее время.
Это неизбежно хотя бы потому, что хозяину Белого дома на фоне проседающих рейтингов и повышения агрессивности его оппонентов дома как воздух необходима славная виктория на дипломатическом татами. Таковой викторией ему видится готовность Москвы пойти на уступки по 19 пунктам обновлённой версии плана урегулирования конфликта внутри и вокруг Украины.
Часть уступок, судя по утечкам в прессу, была заранее согласована с Кириллом Дмитриевым, спецпредставителем президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами, выступающим в роли шерпы на переговорном треке.
Кирилл Дмитриев даже назвал 2 декабря «важным днём для мира». Ожидания велики, что вполне объяснимо, но жёсткие, как подстилка йога из иголок, геополитические реалии способны внести свои коррективы, что вряд ли будет неожиданностью.
Стоит напомнить, что «украинский кейс», сложившийся после череды «цветных» путчей и майданов, приобретший характер гражданской междоусобицы в сочетании с гибридной войной НАТО против России, может быть разрешён только при достижении фундаментальных целей СВО. А это при любом раскладе предполагает обнуление угрозы безопасности со стороны выпестованной Западом «антиРоссии».
Вне зависимости от вполне возможного сближения переговорных позиций между США и Россией для достижения промежуточной договорённости - для осуществления любого компромиссного плана потребуется нейтрализовать… Европейский Союз, превратившийся в аналог НАТО и орудие в руках глобалистов.
Европейские оруженосцы в НАТО, только что констатировала The Wall Street Journal, пребывают в шоке от того, что Трамп взялся договариваться с Россией через их голову. Осознание того, что Москва рассматривает Европу как «недоговороспособного» участника каких-либо соглашений по урегулированию конфликта на Украине, вызывает истерическую реакцию у публичных и непубличных заправил «партии войны».
Не меньшее раздражение вызывает у них откровенный саботаж трансатлантической солидарности со стороны Вашингтона, откуда, с одной стороны, звучит требование повысить военные расходы до 5% ВВП, а с другой - раздаются голоса о том, что происходящее на Украине - «это не их война», и пусть европейцы сами разбираются.
Это глобалисты, заинтересованные в войне до последнего украинца (для высвобождения земель и доступа к недрам), дышат в затылок Стиву Уиткоффу. Это они устроили якобы утечку сомнительных по своей достоверности деталей его разговоров с российскими коллегами, чтобы обвинить в предвзятости и слабоволии.
Показательно, что в Белом доме для пиара задействовали даже Дональда Трампа-младшего, вступившегося за находящегося «на линии огня» главного переговорщика.
Прямая речь
«Кажется, эти медиа и деятели "глубинного государства" (Deep State) никогда в реальной жизни не заключали успешных сделок. Почти все критики Уиткоффа хотят провала любого мирного соглашения по Украине, чтобы война продолжалась без конца. Хватит уже!» - написал Дональд Трамп-младший в соцсети X.
Это ещё одно доказательство, что президент Трамп твёрдо намерен сбросить токсичный актив, но может это себе позволить только в том случае, если не потеряет лицо и сумеет частично монетизировать в свою пользу выход из этой очередной «большой игры».
Не смирившись с тем, что Вашингтон и Москва напрямую договариваются о приемлемых для них условиях прекращения войны, НАТО на украинском ТВД, а также ставленники во власти транснациональной финансовой олигархии, как главного выгодополучателя прежнего миропорядка, предпримут новые попытки заблокировать поиски компромиссной формулы, отвергающей идею войны с целью нанесения России «стратегического поражения».
Не желая оставаться в качестве «третьего лишнего», Европа - закопёрщиками выступят, скорее всего, британцы - попробует перевернуть шахматную доску и смешать все фигуры. Воспользуются они и недавним посланием Москвы: договариваться о прекращении конфликта можно только с легитимной властью в бывшей УССР, к которой с мая 2024 года нынешний глава киевской администрации не имеет никакого отношения.
Учитывая, что демонстративно выпущенный наружу коррупционный скандал и последовавшая отставка «серого кардинала» Андрея Ермака не могли быть случайными - этим озаботилось Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), находящееся под контролем США, - шансы у просроченного президента самосохраниться резко упали.
Предполагаю, что лондонские стратеги пожертвуют своей марионеткой, запустив процедуру как бы «демократических» выборов. С помощью этого нехитрого трюка они попытаются подвергнуть заморозке осуществление каких-либо договорённостей между Вашингтоном и Москвой. Ссылаясь на словах на необходимость проведения президентских выборов, они станут напористо проталкивать наверх своего запасного игрока - Валерия Залужного, похоже, купленного ими с потрохами.
При любом ходе предвыборной кампании, что едва ли обойдётся без правонарушений и даже просто технических накладок, глобалисты не будут внакладе, поскольку выигрывают время. Главный вопрос сведётся к следующему: удастся ли им таким способом затормозить продвижение русских войск и поставить на паузу завершение СВО.
Ничто не вечно под луной
Условные 19 пунктов Трампа напоминают разработанный президентом США Вудро Вильсоном проект мирного договора для завершения Первой мировой войны, известный как «Четырнадцать пунктов Вильсона» (The Fourteen Points). Трамп явно примеряет ореол своеобразного миротворца а-ля Вильсон.
Вот только у него ограничено временное поле для манёвра. С начала 2026 года, когда состоятся промежуточные выборы в Конгресс США, демократы будут чернить репутацию Трампа не только социально-экономическими напастями (неимоверные долги домохозяйств по ипотечным и образовательным кредитам, ползучая дороговизна, кризис фермерского агросектора, ветшающая инфраструктура, растущий госдолг и т.д.), но и поминать его обещание прекратить затратную и бесперспективную войну с Россией за 24 часа.
Припомнят Трампу и то, что его попытка добиться единогласия в западном альянсе и склонить к вынужденным уступкам киевскую хунту не увенчалась успехом. Припомнят Трампу и отсутствие прогресса по выявлению и возврату украденных киевским режимом денег. По приблизительным подсчётам, Зеленский и его сподручные присвоили от 54 до 108 миллиардов долларов из общего объёма средств, выделенных западными заинтересованными лицами, в том числе взятых из налоговых поступлений рядовых американцев.
И это происходит в тот момент, когда Владимир Путин 27 ноября снова (для непонятливых) обозначил одно из обязательных условий прекращения боевых действий - украинские войска должны покинуть территории ДНР и ЛНР, иначе Россия готова добиться перехода этих территорий под свой контроль «вооружённым путём».
Таким образом, у Трампа остаётся выбор из трёх вариантов действий.
Первый вариант. Трамп может разразиться грозными угрозами в адрес Москвы, посулить новую порцию «санкций из ада», пообещать предоставить просроченному президенту «страны 404» дальнобойные ракеты (те же «Томагавки»), словом, поднять ставки в начатой демократами при Бараке Обаме милитаризации бывшей УССР.
Второй вариант. Трамп может обрушиться на европейцев за пассивность в финансировании и предоставлении оружия своим киевским подопечным, заверив, что готов и дальше предоставлять спутниковые разведывательные данные и т.п.
Такой ход будет свидетельствовать о наличии давно припасённой «стратегии выхода» (exit strategy) из кризисной ситуации. В её основе будет угадываться доктрина президента Линдона Джонсона времён вьетнамской войны («азиаты против азиатов»). В данном случае - «европейцы против европейцев» с подтекстом, мол, пусть они там друг друга изничтожают.
Третий вариант. В контексте долгосрочной стратегии подготовки к неизбежной схватке с Китаем, бросающим самим фактом своего бурно прирастающего экономического могущества вызов гегемонии Соединённых Штатов, Трамп продолжит попытки найти приемлемую формулу урегулирования украинского цугцванга. Формулу - приемлемую для России, которую американцы будут и дальше пытаться оторвать от стратегического партнёрства с Китаем.
Вероятность третьего сценария высока. Это значит, что нынешний - шестой по счёту - визит Стива Уиткоффа в Москву далеко не последний. До тех пор, пока администрация США будет предлагать «невнятное» завершение СВО, что гарантированно запрограммирует отложенную войну с НАТО на горизонте трёх-пяти лет с повторным употреблением в качестве наёмников недобитых боевиков ВСУ, у Москвы не будет ни малейшего стимула договариваться с Западом.
В этом контексте символичен комментарий Алекса Брюзевица, советника президента США: «При всём моём уважении к RINO (Republican In Name Only), неоконсерваторам и разжигателям войны (которых не так уж много), американский народ не хочет слышать ваши мнения о том, как разрешить конфликт между Россией и Украиной. Ваша политика терпела провал десятилетиями…».
Не исключено, что среди американских политиков новой волны, знакомых с трудами теоретиков «школы реалистов», в отличие от крестоносцев-догматиков эпохи Обамы-Байдена, найдутся договороспособные прагматики. Уповать на это не стоит, но подпитывать надежду на лучшее - можно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.