Ледокол «Трамп». Как назвали, так и плывёт
Прогноз погоды от Пентагона
Идея Дональда Трампа не мытьем, так катанием присоединить к США Канаду и Гренландию многим кажется следствием излишней эксцентричности, а то и горячности нынешнего американского лидера. Такое мнение особенно укрепилось после инаугурационной речи нового лидера Штатов, в которой он в очередной раз обозначил именно эти территории (наряду с Панамским каналом) в качестве ключевых приоритетов своей внешней политики.
В действительности дело вовсе не в своеобразном психотипе Трампа, а в неуклонном воплощении в жизнь новым американским лидером стратегических решений прежнего руководства Соединённых Штатов о необходимости завоевания ключевых позиций в Арктике. А что касается перевода конкретно Канады и Гренландии под звёздно-полосатый флаг - так это просто частности. Так сказать, этапы трудного пути Вашингтона к заветной цели.
Ещё летом 2024 года, задолго до инаугурации Трампа, в Вашингтоне было решено: Соединённые Штаты опасно задержались на пути к участию в предстоящем не за горами дележе ископаемых сокровищ Арктики и отстали в строительстве новой логистики на стремительно освобождающихся ото льдов просторах Северного Ледовитого океана. Поэтому США просто обязаны с огромной скоростью навёрстывать наметившееся отставание в этих краях от России и Китая.
А в минувшем июле Пентагон опубликовал обновлённую «арктическую» доктрину, в которой в качестве нарастающей угрозы среди прочего было отмечено «укрепляющееся взаимодействие Москвы и Пекина в регионе». И особенно - растущие военные возможности России в Арктике, «которые потенциально представляют угрозу территории Соединённых Штатов и союзников».
Американское руководство прогнозирует, что лето 2030 года окажется первым, которое Арктика встретит вообще безо льдов: впервые они окончательно растают до наступления очередной полярной ночи. Но потом, правда, над частью приполярных акваторий опять сомкнутся на полгода.
«Потеря льдов приведёт к оживлению арктических морских путей и повышению доступности подводных ресурсов. Увеличение человеческой активности, в свою очередь, повысит риски случайностей, просчётов и ухудшения экологической ситуации», - сказано в американском документе.
Как Пентагон намерен противостоять новым угрозам? Как обычно: интенсивным наращиванием военных усилий за Полярным кругом. А этому, несомненно, способствовал бы перевод (неважно - добровольный или силовой) под флаг США новых участков побережья Северного Ледовитого океана, на которых можно было бы в этом случае расставить новые военные, военно-воздушные и военно-морские базы.
Самыми лакомыми с точки зрения Пентагона территориальными приобретениями в этом смысле являются как раз Канада и Гренландия. Потому, если их удастся заполучить, то США станут обладателями почти половины побережья самого холодного океана на планете. Именно от границ этих участков подводного шельфа, в соответствии с нормами морского права, определяются контуры территорий, переходящих под национальную юрисдикцию того или иного государства. Естественно, для последующей и самой энергичной добычи полезных ископаемых этим самым государством из океанских глубин.
Таким образом, поломав чужие границы (а Штатам не привыкать!) и прихватив Гренландию с Канадой, американцы мгновенно и просто сказочно озолотились бы. Умеющий профессионально считать деньги миллиардер Трамп прекрасно это осознаёт. Поэтому и предлагает своим соотечественникам не откладывать полярные дела в долгий ящик.
А никто, судя по всему, и не собирается откладывать. В Конгрессе США, по сведениям Reuters, с декабря 2024 года уже лежит подготовленный республиканцами законопроект под названием Make Greenland Great Again Act, который даёт Трампу разрешение на начало переговоров о покупке Гренландии у владеющей ею пока что Дании.
Ошеломлённые таким лихим ковбойским натиском датчане пока слабо брыкаются. Но когда такое поведение останавливало США? Поэтому, господа датчане, будьте любезны, начинайте покрасивее заворачивать бывшую свою Гренландию для её нового хозяина!
А теперь предлагаю повнимательней присмотреться, что же Вашингтон прямо сейчас предпринимает для осуществления плана, детализированным изложением которого «арктическая» доктрина Пентагона и является.
«Ледяной пакт». Силы и средства
Первое. Минувшим летом США, пока ещё независимая от Штатов Канада и Финляндия заключили так называемый «Ледяной пакт» (Icebreaker Collaboration Effort, или ICE Pact). Главная цель соглашения - усиление влияния в Арктическом регионе и совместное наращивание ледокольного флота с целью догнать и перегнать в этой сфере Россию. У которой, как известно, таких исполинских судов пока в разы больше, чем у США, Канады, Финляндии, Дании и Китая вместе взятых.
Справка
У нас нынче, к примеру, семь атомных ледоколов - «Таймыр» (1989 г.), «Вайгач» (1990 г.), «Ямал» (1992 г.), «50 лет Победы» (2007 г.), «Арктика» (2020 г.), «Сибирь» (2021 г.) и «Урал» (2022 г.). Последние три относятся к проекту 22220 и являются самыми мощными в мире. Ещё пять судов с ядерными реакторами в разной стадии постройки и проектирования: «Чукотка» (в минувшем году спущен на воду, ввод в строй запланирован в 2026-м), «Якутия» (тоже в 2026 г.), «Ленинград» (2028 г.), «Сталинград» (2030 г.) и «Россия» (2030 г.).
В помощь этим гигантам Россия располагает ещё 34 дизельными (дизель-электрическими) ледоколами. И практически вся эта атомная флотилия прямо сейчас работает на бесперебойное функционирование Севморпути, который прямо на глазах превращается в важнейшую логистическую артерию мира.
Но это если рассуждать только об исключительно мирной работе в Арктике. Но поскольку таковую России никто не гарантирует, наша страна приступила к строительству ещё и неплохо вооружённых патрульных ледоколов проекта 23550. Первый из них, «Николай Зубов», спущен на воду в конце прошлого года.
Недавно британская The Telegraph с плохо скрытой завистью и некоторым опасением написала по этому поводу: «При длине всего 114 метров и сравнительно скромном водоизмещении в 8500 тонн, корабли проекта 23550 не такие неповоротливые громады, как проекта 22220. Однако с обычными двигателями они развивают скорость не больше 18 узлов».
Тем не менее, они, безусловно, - самые тяжеловооружённые корабли ледового класса в мире. С 76-миллиметровой пушкой, рядом орудий меньшего калибра, ракетными комплексами «земля-воздух» типа «Игла» или «Верба» и местом для восьми контейнерных установок для запуска крылатых ракет «Калибр».
А что же в этом смысле в наличии у США? О, этот список выгладит крайне хило не только с точки зрения Трампа.
Снова заглянем в The Telegraph. Там чёрным по белому: «У США всего два ледокола. Оба с обычными двигателями. Невооружённые, хотя и принадлежат Береговой охране. Одному из них больше полувека. А на другом недавно приключился сильный пожар. Прямо сейчас Береговая охрана приобретает в дополнение к ним коммерческий ледокол, чтобы хоть как-то заткнуть образовавшуюся в результате этой аварии брешь».
Естественно, при таком соотношении сил в ледокольном флоте американцам нечего и пытаться вступать в силовое противостояние с русскими в Арктике. Поэтому, с точки зрения Пентагона, Штатам и их союзникам надо срочно пускаться в погоню.
«В качестве первой инициативы в рамках ICE Pact мы возьмём на себя обязательство прилагать совместные усилия для продолжения строительства лучших в своём классе арктических и полярных ледоколов и других арктических и полярных возможностей в каждой из наших соответствующих стран путём обмена опытом, информацией и возможностями», - заявили в своём основополагающем документе страны-участницы противостоящего нам «Ледяного пакта».
Что получится в итоге? Трудно сказать. Но первый шаг в начавшейся погоне уже сделан. Американские военные в рамках программы Polar Security Cutter в феврале 2017 года заказали своим судостроителям сразу три вооружённых тяжёлых патрульных ледокола типа «Полярный страж».
По замыслам Береговой охраны они должны были оказаться куда внушительней, чем наш «Николай Зубов». По водоизмещению - втрое больше (23 300 тонн против 8500 у нашего судна). Вооружение - в том числе и наступательное, на основе хорошо проверенной в ВМС США и надёжной многофункциональной боевой системы ПРО Aegis, позволяющей ракетами типа SM-3 сбивать даже баллистические цели на больших высотах.
Что особенно важно, ибо всем известно: в случае начала большой войны между Соединёнными Штатами и Россией и обмена ударами стратегическим оружием траектории полёта и наших, и «их» МБР пройдут по кратчайшему расстоянию - через приполярные районы. Иными словами, как раз над мачтами американских «Полярных стражей». Если те, конечно, к тому роковому моменту выйдут на маршруты боевого патрулирования в Северном Ледовитом океане. А вот с этим у наших заклятых друзей, судя по всему, дела как-то не складываются.
Предполагалось, что по программе Polar Security Cutter головное судно будет сдано заказчику летом 2024 года. Второе - ещё через год. А третье - в 2027 году. Однако осуществление намеченного Вашингтоном сразу же пошло у разучившихся, похоже, строить что-то толковое американцев через пень-колоду.
Сначала долго тянули резину заокеанские проектировщики. Потом в мае 2024 года Бюджетное управление Конгресса США выяснило, что общая стоимость всех трёх ледоколов минимум на 60% превысит первоначальные оценки заказчика - Береговой охраны страны. И составит никак не менее 5,1 млрд долларов.
В общем, все «ледокольные» планы Штатов рухнули. Теперь первое такое судно там надеются увидеть на арктических путях-дорогах не ранее 2030 года. То есть ко времени, когда тамошние льды и сами практически растают.
«Морские волки»
Но это не значит, будто США и их союзники по НАТО смирились с тем, что Россия доминирует в Арктике по всем статьям. Самое энергичное наращивание военных усилий в этих широтах нашими всё более и более вероятными противниками налицо. А это - второе. И, пожалуй, главное для нас на сегодня, поскольку уже сейчас напрямую угрожает национальной безопасности России.
При этом отметим, что основным плацдармом американцев за Полярным кругом предсказуемо считается Норвегия, от границы РФ с которой до ключевых баз стратегических атомных подводных ракетных крейсеров Северного флота буквально рукой подать. Так вот, по информации американского журнала Newsweek, на севере Норвегии, в городке Сёррейсе, к 1 декабря 2024 года НАТО открыла свой постоянно действующий Центр десантных операций.
И это при том, что в норвежской армии вообще нет собственных частей морской пехоты. Не беда, видимо, решили в Брюсселе. В Сёррейсе прекрасно будут чувствовать себя и флотские десантники из США, Великобритании и Нидерландов. Несколько сотен которых сейчас надолго обустраиваются в тамошних фьордах.
И, наконец, возможно, самое для нас неприятное. Есть данные, что Пентагон всерьёз задумал перебазировать в Норвегию свои самые мощные многоцелевые атомные подводные лодки типа «Сивулф» (с англ. - «Морской волк»). С очевидной задачей: в час «Ч» быть готовыми атаковать российские атомные подводные ракетные крейсера стратегического назначения на выходе из собственных баз на Кольском полуострове на маршруты боевого развёртывания.
Пентагон выбрал в качестве укрытия для американских «Морских волков» Олавсверн - бывшую военно-морскую базу подводных лодок Королевского флота Норвегии, вырубленную в гранитной скале ещё в годы холодной войны с СССР. Это всего 15 километров к югу от города Тромсё, у места слияния в Норвежском море фьордов Рамфьорден и Баллс-фьорд. И что самое скверное для нас при таком обороте дела: Олавсверн построен менее чем в 600 километрах от любой из главных баз российского Северного флота.
Что представляла собой прежде эта совершенно секретная база НАТО, построенная к 1967 году и обошедшаяся альянсу почти в 500 миллионов долларов (гигантская по тем временам сумма)? По сути, получился небольшой подземный город-завод общей площадью в 25 тысяч квадратных метров, укрытый под 300-метровой толщей скального массива. Внутри современные ремонтные мастерские, небольшая автономная электростанция, хранилища топлива и пресной воды, склады, казармы, госпиталь. Но главное - сухой док и более чем километровой длины причалы, пригодные для комфортного обслуживания и подготовки к выходу в море подводных лодок.
Узкий канал для входа субмарин под своды этого укрытия прикрывали массивные бронированные ворота, разрушить которые возможно разве что с помощью тактических ядерных боеприпасов.
Формально владельцем базы являлось правительство Норвегии. Но больше Олавсверн использовали ВМС США, реже - британские подводники, для которых задачи организации непрерывного слежения за советскими атомоходами в те годы считались главнейшими. После развала Советского Союза и значительного снижения боевых возможностей нашего Северного флота руководство НАТО на время перестало считать Олавсверн ключевой точкой формирования и поддержания тактического баланса в регионе. Последний раз тамошнее подземелье американская атомная подводная лодка посетила в 2009 году. Затем базу закрыли, и в 2013 году норвежские власти официально выставили базу на открытые торги - в обширном общем списке самого разного имущества, наряду с частными домами и подержанными автомобилями.
За 4 миллиона 400 тысяч евро суперсекретное прежде укрытие субмарин на аукционе приобрёл малоизвестный норвежский бизнесмен Гунар Вильгельмсен. А затем он же - вот уж нежданная ухмылка судьбы! - абсолютно легально перепродал его не кому-нибудь, а русским. Точнее, одной из наших фирм, якобы тесно связанной с «Газпромом».
Пару лет после этого бывшей военно-морской базой никто ни в Норвегии, ни в НАТО не интересовался. Но потом грянули трагические события на Украине, и на Западе тут же обнаружили, что, оказывается, теперь в Олавсверн регулярно заходят работающие в Арктике российские научно-исследовательские суда «Академик Немчинов» и «Академик Шатский». Мало того. За рубежом появились утверждения, будто на кораблях науки, официально занятых гидрологией и сейсмическими исследованиями, с неизвестными хозяевам этой территории целями находятся секретные автономные подводные аппараты.
В разгоравшиеся страсти жару добавил норвежский адмирал Ян Рекстен, заявивший: «Мы не знаем, что происходит на этих судах. И не можем их контролировать». Ему вторил другой норвежский адмирал - Эйнар Скорген. Который заявил в 2015 году: «Мы продали единственную достойную базу подлодок. Это чистое безумие. Мы лишили себя важнейшего плацдарма и заставили свои субмарины проделывать сотни дополнительных миль от своих баз до российских границ в Баренцевом море».
В обстановке нарастающей в Европе и США антироссийской истерии этого было достаточно, чтобы пересмотреть результаты давнего аукциона. И, как следствие, выгнать русских из Олавсверна. Взамен сюда вновь зачастили американские военные.
Как пишут норвежские СМИ, в настоящее время Олавсверн принадлежит «поставщику услуг военной логистики WilNor Governmental Services». А база в основном используется для ежегодных зимних учений голландской морской пехоты. Как похвастался местным журналистам генеральный директор названной фирмы Видар Холе, «инфраструктура для приёма подводных лодок и их экипажей не повреждена и находится в хорошем рабочем состоянии». Поэтому хоть завтра там готовы принять первые американские атомные субмарины.
Скорее всего, этот тревожный для нашего Северного флота день не за горами. Потому что, как проговорился господин Холе, вряд ли случайно на пустующей пока военно-морской базе некоторое время назад побывали несколько сенаторов США и сотрудники посольства США в Норвегии.
Нет сомнений, что это была скрытая рекогносцировка перед тем, как под скалами Олавсверна снова поселится свора штатовских атомных «Морских волков», натасканных вести охоту на наши стратегические подводные ракетоносцы, составляющие основу морской компоненты ядерной триады России.
Так что, с американской точки зрения, ледокол «Трамп» плывёт в правильном направлении.