Стоунхендж - Хоровод Великанов из Уэльса
© globallookpress.com
Стоунхендж в тумане веков.

Стоунхендж - Хоровод Великанов из Уэльса

Если составить валуны в правильном порядке, как это сделали друиды, может получиться и обсерватория, и календарь, и даже храм под открытым небом
01 февраля 2026, 09:22
Реклама
Стоунхендж - Хоровод Великанов из Уэльса
© globallookpress.com
Стоунхендж в тумане веков.
Читайте нас на: 

Стоунхендж, что можно перевести с английского как «висячие камни» или по-гэльски «танцующие камни», - это, без преувеличения, настоящая тайна, воплощённая в камне. Если верить легендам друидов, камни Стоунхенджа танцевали по ночам и даже сами по себе спускались к реке, чтобы попить. А иногда над ними замечали блуждающие огоньки…

Живые камни, заговорённые, как утверждала легенда. Характерно, что похожая история связана с Россией, где у Плещеева озера лежит двенадцатитонный Синь-камень, умеющий сам по себе передвигаться. Таково поверье.

Парад камней

На холмистой пустоши недалеко от английского города Солсбери примерно на тысячу лет позже египетских пирамид появился грандиозный памятник. Этот Хоровод Великанов - ещё одно название сооружения - возникал в три этапа. Древняя часть Стоунхенджа составлена из центрального земляного рва диаметром 100 метров, двух валов и, видимо, вертикально установленных камней, не сохранившихся до нашего времени. Кромлех - комплекс, состоявший из каменных колец (есть версия, будто первоначально строительным материалом тут использовалось дерево, что, на мой взгляд, кажется маловероятным, хотя кельты и строили из этого материала), как считают учёные, трижды перестраивался. И служил гигантским календарём для определения дней солнцестояния, равноденствия и солнечных затмений. Эта часть Стоунхенджа датируется 2280-2075 годами до нашей эры.

Позднее, примерно в 1700-1600 годах до нашей эры, вокруг рва воздвигли 38 пар камней, которые расположили в два круга. Для доступа к ним провели дорогу длиной в 500 метров. Двумя столетиями позже было добавлено сооружение из вертикальных каменных плит высотой до восьми с половиной метров. Установленные вместе, они выстроились в замкнутый круг диаметром 30 метров. К ним был добавлен в 30 метрах от входа так называемый Пяточный камень, в честь которого друиды и устраивали церемонии.

Самая ранняя из известных реалистичных картин Стоунхенджа (акварель Лукаса де Хере, 1573-1575 гг.).
© wikipedia.org
Самая ранняя из известных реалистичных картин Стоунхенджа (акварель Лукаса де Хере, 1573-1575 гг.).

Легенда утверждает, будто огромный Пяточный камень образовался, когда некий монах убегал от дьявола, но не успел - демон бросил камень в убегавшего раба Божьего и придавил ему пятку. Ровно над Пяточным камнем в день летнего солнцестояния и восходит Солнце.

Вес и габариты этих камней поражают. Каждый из камней трилитов весит по 50 тонн. Каждый из 82 мегалитов «тянет» на 5 тонн, а любой из 30 гранитных блоков - на 25 тонн. Алтарь же весит 6 тонн. Опять напрашивается вопрос: каким образом эти титанические «стройматериалы» могли быть доставлены тысячи лет назад на пустошь под Солсбери? Тем более, как показали исследования, материал, из которого построен Стоунхендж, это в основном голубой камень, происхождением с гор в Южном Уэльсе. Примерно в 320 километрах от места расположения загадочной конструкции.

Может, камень был привезён морем? Но ведь от моря до Солсбери около 80 километров по суше и по мелководной реке Эйвон, где баржи с неподъёмными камнями наверняка сели бы на мель. А колесо в то время вряд ли было известно на Британских островах, да и животных для перевозки тяжестей люди в регионе практически не использовали.

То есть все работы были выполнены человеческими руками?.. Реально ли это? Неслучайно потомки обитателей долин вокруг Стоунхенджа считали, что тут не обошлось без ведовства. В Средние века бытовало поверье, будто главное чудо Британии - дело рук величайшего волшебника всех времён и народов Мерлина.

Пяточный камень

Во второй половине XVII века обследование Стоунхенджа проводил историк Джон Обри. Он выдвинул предположение, что видимая часть Стоунхенджа - не самая загадочная и не самая древняя часть этого архитектурного феномена друидских мистерий. И оказался прав. Обри принялся раскапывать землю вокруг кольца и обнаружил странные углубления, наполненные мелкими кусками мела. Эти 56 углублений располагались на равном расстоянии друг от друга. Впоследствии их так и назвали «лунками Обри». И это ещё одна тайна друидов.

План Стоунхенджа 2004 года (рисунок Адамсана).
© wikipedia.org
План Стоунхенджа 2004 года (рисунок Адамсана).

В XVIII столетии пионер археологических исследований в Англии Уильям Стьюкли, друг Исаака Ньютона, выступил с гипотезой, что место и особенности построения Стоунхенджа связаны с солнечным циклом. Главная линия Стоунхенджа ведёт на северо-восток, пересекаясь с Пяточным камнем и указывая туда, где встаёт Солнце во время летнего солнцестояния. Позднее англичанин Джон Смит измерил все камни и выяснил, что Стоунхендж является не только древним храмом Солнца, но ещё и каменным календарём.

В одном круге Стоунхенджа - 30 камней, по одному на каждый лунный день месяца. Если умножить это число на 12, то получится 360 - число, равное количеству дней в древнем солнечном году. От Пяточного камня Стоунхенджа можно было вести счёт времени, начиная с момента солнцестояния.

Только в последние полтора столетия удалось примерно выяснить истинное назначение Стоунхенджа. В увлекательнейшей книге «Разгадки тайны Стоунхенджа» Джеральд Хокинс доказал, что во втором тысячелетии до нашей эры лунные и солнечные затмения происходили тогда, когда Луна восходила зимой как раз над Пяточным камнем. Интервал совпадения точки восхода Луны с определённым камнем внешнего круга составлял 18 лет. Три цикла - это ровно 56 лет. Именно таково число «лунок Обри».

Таким образом, друиды Стоунхенджа с помощью этих лунок предсказывали моменты сближения Солнца и Луны. Достаточно было переложить меловой камень из одной лунки в другую. Используя шесть таких перекладных камней, древние астрологи могли предвидеть как год, так и сезон, в который произойдёт лунное или солнечное затмение.

Иными словами, Стоунхендж и предшествовавший ему по времени Карнак, равно как и другие английские памятники - каменный курган в Раунд-Лоуф (дословно: круглая буханка), Радстонский монолит весом 40 тонн и высотой 7,6 метра, дольмен-коридорная гробница Ла-Хуг-Би на острове Джерси, сооружённые в эпоху неолита, - являются звеньями малоизученной цивилизационно-культовой цепочки, простирающейся от Египта до Британских островов и далее.

Юго-западная сторона Пяточного камня.
© wikipedia.org/Heikki Immonen
Юго-западная сторона Пяточного камня.

Куда? Как? Получается, что египетские и греческие Мистерии перекликались с кельтскими. Тем более что некоторые современные специалисты утверждают, будто последний этап строительства Стоунхенджа проходил под руководством архитектора не то с Крита, не то из Микен на Пелопоннесе. А возникшая за четыре тысячелетия до нашей эры крито-микенская цивилизация, прозванная также и «минойской», как известно, была одной из самых развитых в ареале Средиземноморья.

И тут на одном из каменных блоков Стоунхенджа был обнаружен «автограф» в виде изображения топора и характерного крито-микенского кинжала. Это дало повод предположить, что последним этапом строительства руководил представитель знаменитой крито-микенской архитектурной школы, использовавший опыт древних египтян. Если верить Геродоту, этим человеком мог быть легендарный мастер Дедал, изобретатель искусственных крыльев (вспомните популярный миф об Икаре!), создатель топора и бурава. Он бежал по воздуху от жестокого критского царя Миноса на Сицилию, а оттуда...

Почему бы Дедалу было не умчаться из солнечного Средиземноморья на берега Туманного Альбиона? По воздуху, если верить мифу, на крыльях из перьев, скреплённых льняными нитками и воском.

Не плотина и не водохранилище…

Практически у всех учёных, изучавших феномен Стоунхенджа и подобных сооружений, вновь и вновь звучит уже ставший неразрешимо классическим вопрос: как люди, существовавшие на заре бронзового века в кромешной нищете, находили силы и средства для возведения каменных мемориалов, которые требовали от их создателей запредельного коллективного напряжения? Зачем древние строители и ваятели на протяжении многих поколений трудились над созданием мегалитических сооружений, которые не имели очевидного практического назначения? Это ведь не плотины и не каналы, не дороги и не водохранилища. Даже не оборонительные стены с башнями, контрфорсами и рвом.

Гранитные великаны, очевиднее всего, сооружения культовые - друидские храмы под открытым небом. Нечто вроде иудейской скинии (походный храм) только из камня - своего рода «капитальное» свидетельство о пребывании Бога среди смертных на земле. То, что звучит в Ветхом Завете как: «И построят Мне святилище, и буду Я пребывать среди них (Исх. 25:8)».

Величие и мощь перед маленьким человеком.
© globallookpress.com
Величие и мощь перед маленьким человеком.

Застывшие каменные великаны - это ещё и своеобразный образ мира в восприятии древних людей: маленький, как насекомое, человек рядом с Небесными колоссами. Именно Святыне на Небесах и посвящалось гранитное художественное творение, высший взлёт неолитического и бронзового архитектурного искусства.

Джон Грэм Кларк, британский специалист в палеоэкономике, эту одержимость древних людей назвал «самосознанием»: несмотря на отсутствие эффективных технических средств (тоже вопрос!), люди парадоксальным образом отдавали всю свою сноровку возведению гигантских сооружений без вящей прикладной, очевидной практической пользы. Дескать, несколько поколений кряду на протяжении веков становились заложниками этого пресловутого мистического «самосознания».

Древние люди, поклонявшиеся не всегда ведомым нам сегодня богам, готовы были безраздельно тратить силы на создание столь глобальных композиций только при условии, что, как и друиды, воспринимали окружавший их ландшафт единым и неделимым целым - как пространство общения с Высоким. Вряд ли на какую-нибудь обсерваторию было бы затрачено столько усилий, как на Стоунхендж. Небо и земля в представлениях людей того времени являлись отражением друг друга, своеобразными «сообщающимися сосудами». Внося необходимые, тщательно рассчитанные коррективы в это вечное соотношение, имея под рукой Стоунхендж, можно было получить доступ к мощным духовным влияниям, вливать энергию в ландшафт посредством архитектуры и геометрии.

Причём грубый камень друидов ещё и неиссякаемый источник вдохновения. Рудименты этого «каменного» культа можно найти и в Евангелии: Святой Андрей говорит о Небесном Иерусалиме, который именует «краеугольным камнем Христа». Как писал французский поэт-эзотерик XX столетия Виктор-Эмиль Мишле, в каждом придорожном камне (такие валуны обычно ставились в древности на перекрестье путей и служили для странников указателями: «Налево пойдёшь - коня потеряешь. Направо пойдёшь - жизнь потеряешь. Прямо пойдёшь - жив будешь, да себя позабудешь…») спит тайна Сфинкса.

Люди обрабатывали камни и поклонялись им.
© globallookpress.com
Люди обрабатывали камни и поклонялись им.

Сакральные геометрические формы - пусть даже самые простейшие: обтёсанные гранитные валуны - были важнейшими инструментами для интеллектуального и духовного роста людей. Создавая их, люди всё больше осознавали силу, заключённую в чётких геометрических линиях. Эти формы помогали им находить общий язык с Богом.

И построили храм

Геометрия Стоунхенджа и иже с ним - это самобытный тезаурус, поиск геометрических символов, благодаря которым можно описать окружающий древних людей мир - мир детства человечества. Ведь каменные гиганты, застывшие стражами будущего землян по обе стороны Атлантики, это не что иное, как самый ранний этап - непростой, многострадальный - храмового зодчества с его неповторимой религиозной философией. Без дольменов и менгиров не было бы ни готического прорыва в архитектуре, ни совершенства православных церквей.

Обрабатывая грубый камень, древние вступали в контакт с богатейшим информационно-энергетическим миром, без знания и понимания законов которого невозможно было воздвигать «мегахрамы» под открытым небом. Постижение истин сакральной геометрии помогало духовному и физическому развитию смертных, освещало пространство, на котором беспорядочные, многоязыкие и аморфные племена сплавлялись в тигле Истории в слитые единым языком, одним вождём и общими верованиями - ещё не Верой! - народы.

Камни Стоунхенджа для древних словно несущие балки, поддерживающие свод вечного Неба, которое венчает сакральное пространство Бытия, совершенной Природы. Там, в горних высях, живут боги, для которых людьми и возведён земной дом. Мироздание воспринимается древними центрично, а собственное «я» - эгоцентрично. И связь между землёй и небом непременно осуществляется в особом, ключевом, сакральном месте. Каменные гиганты и есть суть этой изотерической друидской вертикали, накрепко связующей земное и небесное, минутное и вечное. Именно для обретения этого контакта древние и ставили мегалитические сооружения по всей Земле.

Тысячи людей посетили ежегодный фестиваль и наблюдали восход солнца в Стоунхендже, празднуя летнее солнцестояние, 21 июня 2025 г.
© globallookpress.com
Тысячи людей посетили ежегодный фестиваль и наблюдали восход солнца в Стоунхендже, празднуя летнее солнцестояние, 21 июня 2025 г.

Впрочем, до камней у кельтов были ритуальные земляные сооружения. Их называют «хенджи» (от ст.-англ. - «висячий камень»). По форме они представляли круглую (круг - эмблематическая вселенная) или овальную (ассоциация с «всемирным яйцом») площадку диаметром не меньше 20 метров. Вокруг неё - земляной вал с четырьмя входами. Внутри располагались деревянные круги, композиции из камней и отдельные монолиты. Порой - колодцы и курганы с захоронениями. Весьма часто хендж перерастал в каменный кромлех, что, по версии, могло произойти и со Стоунхенджем.

Остаётся только догадываться, какие церемонии там совершались.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама