Как Су-57 пролетел мимо Индии
© РИА Новости
Сможет ли Индия купить Су-57?

Как Су-57 пролетел мимо Индии

Почему экономически вполне благополучная страна осталась без новейших российских истребителей? И стоит ли нам сокрушаться по этому поводу?
16 декабря 2025, 06:36
Реклама
Как Су-57 пролетел мимо Индии
© РИА Новости
Сможет ли Индия купить Су-57?
Читайте нас на: 

Боевой триумф С-400

Ещё до начала госвизита Владимира Путина в Индию зарубежные источники утверждали, что в Нью-Дели, помимо стандартных в таких случаях тем, речь будет идти о продаже партнёрам лучших образцов наших вооружений, по самым скромным прикидкам - на десятки миллиардов долларов. В частности, как утверждала зарубежная печать, в том числе и индийская, в стадии полной готовности было соглашение о покупке Индией пяти дивизионов зенитных ракетных систем С-400 «Триумф». Это в дополнение к такому же числу этих же систем ПВО, с которыми индийцам удалось выиграть у Пакистана очередной вооружённый конфликт в мае нынешнего года.

Уточним, что каждый индийский дивизион «Триумфов» состоит из 16 пусковых установок, разделённых на две батареи, каждая из которых оснащена автономной системой командования и контроля, а также радиолокационной станцией наблюдения и наведения. Именно с таким количеством дивизионов С-400, приобретённых у России в 2018 году на сумму 5,43 млрд долларов, страна и схлестнулась с Пакистаном.

Начавшуюся тогда операцию в Нью-Дели назвали «Синдур», и всего пять дивизионов дальнобойных «Триумфов» (зона поражения каждого - около 400 км) обеспечили индийской армии полное превосходство в воздухе.

Российские зенитные комплексы обеспечили индийской армии полное превосходство в воздухе.
© globallookpress.com
Российские зенитные комплексы обеспечили индийской армии полное превосходство в воздухе.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди, слова которого привела газета India Today, так подвёл итоги участия «Триумфов» в тех боях: «Координация действий техники в операции "Синдур" была фантастической. Будь то традиционная индийская система противовоздушной обороны, которая была участником нескольких сражений, или наши платформы, разработанные в рамках программы "Сделано в Индии", такие как Akash, - все они получили беспрецедентно мощную поддержку современной системы обороны, такой как С-400. Надёжное оборонное прикрытие стало отличительной чертой Индии».

По всей видимости, после майских боёв с пакистанцами у Нью-Дели и дозрело решение просить Москву об усилении на перспективу боевых возможностей системы ПВО. Более того. За рубежом поговаривали, будто индийцы были намерены просить у Путина продать им ещё более совершенную и сверхдальнобойную ЗРС С-500 «Прометей», способную сбивать цели не только на удалении до 600 километров, но и спутники в ближнем космосе.

Правда, у нас самих таких чудо-комплексов пока что не так много. Поговаривали, будто один поставлен на оборону Москвы, другой якобы стережёт небо над Крымским мостом. Проблемных направлений хватает. Так заходила ли речь о поставках Индии С-500? Официальные комментарии отсутствуют, но почему бы и нет, учитывая особые отношения Москвы и Нью-Дели?

Жертва торгового дисбаланса

Но настоящей «вишенкой на торте» обещала стать договорённость о продаже Индии солидной партии экспортных вариантов российских тяжёлых истребителей пятого поколения Су-57Э. Как уверяло американское издание Military Watch Magazine, «Министерство обороны Индии рассматривает возможность приобретения до 140 Су-57, включая лицензионное производство ещё 100 единиц».

Повышенный интерес военного ведомства Индии к этой боевой машине заокеанское издание поясняло тем, что Су-57 уже прошёл боевые испытания в операциях по подавлению плотной противовоздушной обороны и при этом использовался гораздо чаще других представителей своего поколения для борьбы с истребителями противника. А в начале августа сообщалось, что на истребителе впервые была установлена гиперзвуковая ракета класса «воздух-земля» для оперативного использования, что «может представлять особый интерес для ВВС Индии».

Глава штаба ВВС Индии Амар Прит Сингх осматривает российский истребитель Су-57 на XV международной выставке авиакосмической техники Aero India 2025.
© РИА Новости
Глава штаба ВВС Индии Амар Прит Сингх осматривает российский истребитель Су-57 на XV международной выставке авиакосмической техники Aero India 2025.

Продолжение статьи в МWM и вовсе захватывало дух: «Весьма вероятно, что в случае подписания соглашения о лицензионном производстве Су-57 индийские ВВС аналогичным образом закупят гораздо больше изначально планировавшихся 140 истребителей».

Несколько скромнее, но всё равно весьма значительные цифры называл прессе накануне визита глава «Ростеха» Сергей Чемезов. С его слов, предварительный план предусматривал поставку индийцам от 20 до 30 самолётов в течение трёх-четырёх лет. А к началу 2030-х годов общий заказ Нью-Дели должен был составить примерно от 70 до 100 самолётов.

Если учесть, что по подсчётам экспертов с 2010 года в Комсомольске-на-Амуре построено всего 32 Су-57, то можно предположить, что Чемезову известен чудесный способ, как нарастить производство истребителей Су-57 на берегах Амура, чтобы хватило всем - и нам, и индийцам. Ладно, допустим. Почему же тогда по итогам госвизита Путина в Нью-Дели не было подписано ни одного документа на эту тему?

Таким же вопросом в столице Индии задалась и местная газета The EurAsian Times. В статье под красноречивым заголовком «Никаких Су-57, никаких С-400/С-500» её авторы написали: «Многие аналитики, следящие за военной тематикой, вероятно, разочарованы тем, что в совместном заявлении, опубликованном после 23-го саммита Индия-Россия в Нью-Дели 4 и 5 декабря, не было указано никаких меморандумов о взаимопонимании или соглашений, связанных с обороной».

Ключевая проблема, с точки зрения индийского издания, в том, что на сегодня их страна просто не в силах выплачивать Москве столь гигантские деньги. В долларах нельзя - мешают санкции, введённые Соединёнными Штатами против России. В рупиях?.. Но к чему русским местная валюта в таком несусветном количестве, если общий объём торговли между нашими великими странами до сих пор Москву не очень-то и радует - в нынешнем году он оценочно составит всего примерно 64 млрд долларов. Что, во-первых, не столько уж и много, учитывая роль и размеры обеих государств в мире, а, во-вторых, нам в этой экзотической стране закупать особо и нечего. 

В цехе авиационного завода имени Ю.А. Гагарина, Комсомольск-на-Амуре.
© РИА Новости
В цехе авиационного завода имени Ю.А. Гагарина, Комсомольск-на-Амуре.

Что касается рублей, то и их в требуемых количествах в распоряжении Нью-Дели пока нет. Поэтому нашим партнёрам необходимо сначала увеличить экспорт в Россию до уровня, превышающего её импорт из нашей страны. И лишь затем размещать стратегической важности военные заказы. Словом, никакие сделки по С-400 и Су-57, считает The EurAsian Times, на данном этапе невозможны.

Противник по вызову

Хорошо ли это для нас или плохо? Рискну выразить сугубо личное мнение: слава богу, что случилось именно так. Во-первых, передовые образцы вооружений нам самим необходимы как воздух. Во-вторых, в чём была возможность неоднократно убедиться, Индия для нас и не вечный друг, и не вечный военный союзник. Что, в принципе, нормально. Индия - это огромное азиатское государство, которое всегда и во всём прагматично исходит исключительно из собственных интересов. Практика наших предыдущих взаимодействий в оборонительной сфере не раз доказывала: если индийцам нужно, они способны пойти вразрез с интересами России.

Как, например, сегодня происходит с частично проданными нами индийцам, а частично с произведёнными ими самими по российской лицензии технологическими предшественниками Су-57 - тяжёлыми истребителями Су-30МКИ поколения 4++. Но прежде небольшое предварительное отступление.

То, что страны НАТО в открытую и в крайней спешке готовятся к большой войне с Россией, давно уже не новость. Их лидеры сами рассказывают об этом на всех мировых перекрёстках. Настоящая новость, на мой взгляд, в том, что наши пока ещё только потенциальные противники в последние годы в русле того же самого подготовительного процесса стали в учебных боях активно и системно сравнивать боевые возможности своего вооружения с российским. Понятно, для чего - для последующей конструкторской доработки и достижения военно-технических преимуществ над полем боя. А ещё для заблаговременного обучения пилотов НАТО тактическим приёмам воздушных боёв с русскими.

Французы тренируются.
© flickr.com/nato
Французы тренируются.

Самое «свежее» сообщение из этого ряда: 16 ноября 2025 года на авиабазе Мон-де-Марсан во Франции прошли крупные военно-воздушные учения Garuda 25, в ходе которых французы запланировали и провели сразу несколько групповых схваток в небе своих основных истребителей Rafale и Mirage 2000 с тяжёлыми аналогами российского производства, с нехваткой которых проблем не было. В таких случаях чаще всего на помощь натовцам приходит как раз Индия, в боевой авиации которой на сегодняшний день 261 истребитель типа Су-30МКИ (поколения 4++). А поскольку военно-техническое сотрудничество с Москвой успешно продолжается, вскоре будет ещё больше - 272.

И вот что любопытно. Регулярными «клиентами» индийцев в таком не самом красивом с точки зрения интересов РФ деле давно уже являются не только французы. Например, уже в нынешнем году боевые качества своих истребителей в боях с Су-30МКИ испытали британцы. Случилось это в минувшем октябре в воздушном пространстве над Аравийским морем, куда ради такого случая был специально направлен авианосец флота Его величества «Принц Уэльский». С авиакрылом, в состав которого может входить до сорока палубных стелс-истребителей пятого поколения типа F-35B американского производства.

Вот как те воздушные манёвры по горячим следам описывал уже упомянутый американский журнал Military Watch Magazine: «В небе над Аравийским морем прошли учения, за которыми внимательно наблюдали военные аналитики со всего мира. Индийские Су-30МКИ, находящиеся на вооружении ВВС страны, вступили в тренировочный бой с новейшими британскими стелс-истребителями F-35B. Манёвры предоставили исключительную возможность сравнить характеристики машин поколения "4++" с возможностями истребителей пятого поколения в реальных условиях».

Многоцелевой истребитель Су-30МКИ ВВС Индии.
© flickr.com/deanwestphotography
Многоцелевой истребитель Су-30МКИ ВВС Индии.

Уточним, что в тот день в небесах над водами Индийского океана действовала группа из восьми Су-30МКИ, которую поддерживал самолёт дальнего радиолокационного наблюдения и управления А-50ЭИ российского производства, оснащённый израильским радиолокационным комплексом EL/M-2075. Который, согласно открытым данным, способен на большом расстоянии обнаруживать цели с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) 0,1 кв. м. Что примерно соответствует ЭПР истребителя-невидимки F-35B. Последнее обстоятельство, как считают на Западе, «значительно улучшило возможности пилотов Су-30МКИ, которые при отсутствии самолёта ДРОиУ вынуждены были использовать свои устаревшие бортовые РЛС Н011М "Барс" с дальностью обнаружения F-35A не более 60-70 километров».

…Навстречу этой смешанной индийской эскадрилье и вылетела с «Принца Уэльского» шестёрка палубных F-35B. Воздушный бой между условными противниками проходил на больших дистанциях. Британцы осуществили «цифровые пуски» ракет AIM-120C-7/D с дальности 120 или 160 километров. Индийские лётчики в ответ отстрелялись ракетами Astra Mk.1 класса «воздух-воздух» производства своей страны с удаления от целей в 110 или 130 километров.

Западные авиационные эксперты оценили результаты учений как «просто отличные для Су-30МКИ… Их мощные сенсоры в сочетании с поддержкой радара самолёта A-50 смогли компенсировать преимущество F-35 В в малозаметности». В то же время на Западе отметили и кое-что ещё, куда более серьёзное на фоне усиливающейся конфронтации НАТО с Россией. А именно: индийская модификация знаменитой «сушки» по тактико-техническим характеристикам всё же слабее подобных истребителей, стоящих на вооружении Воздушно-Космических сил РФ.

В частности - Су-30МКИ слабее Су-30СМ2 с бортовыми РЛС «Ирбис-Э» с активной фазированной решёткой вместо стоящих на «индийцах» Н011М «Барс». Особенно в сочетании с новейшими российскими ракетами класса «воздух-воздух» Р-77М. Известными также за рубежом как «Изделия 180», которые у ВВС РФ есть, а у индийцев пока нет. Предельная дальность поражения этим оружием составляет порядка 200 километров, что почти вдвое больше, чем у использованных нашими партнёрами над Аравийским морем Astra Mk.1.

Техники подвешивают ракету класса «воздух-воздух» Р-77 на истребитель, задействованный в СВО. 
© РИА Новости
Техники подвешивают ракету класса «воздух-воздух» Р-77 на истребитель, задействованный в СВО. 

Нет и доли сомнений, что даже с учётом «девальвирующих» обстоятельств результаты октябрьских учений для британцев оказались очень ценными. Настолько, что было сочтено не очень расточительным ради них гонять «Принца Уэльского» буквально за тридевять земель.

А ещё ранее, в сентябре 2024 года, ради испытательных учебных боёв с Су-30МКИ не менее сильно потратились испанцы. Те вообще направили целый авиаотряд своих истребителей Eurofighter в Индию. И за серьёзные, надо полагать, деньги поднимались в воздух прямо с аэродромов этой страны.
Полученные результаты Мадрид до сих пор не разгласил. Разве что Фернандо Рохас, один из испанских пилотов, вернувшись из Индии, так охарактеризовал Су-30 МКИ местному изданию Infodefensa: «В визуальном бою с Eurofighter это просто зверь с невероятным потенциалом. Он очень большой, его легко достать, если правильно действовать. Но и у "сухого" много своих возможностей».

А теперь задайтесь простеньким вопросом: в случае, если на вооружении ВВС Индии вскоре появятся не только Су-30МКИ, но и наши Су-57, не станут ли новые хозяева этих машин предоставлять и их для натаскивания пилотов НАТО на борьбу с русской авиацией? На случай, если большая война в Европе действительно вспыхнет?

Хотя чего бы им себя ограничивать, если наши чересчур «многовекторные» партнёры подобными заботами никогда особенно не заморачивались? И продолжают, как мы видим, не заморачиваться.

Сидеть как собака на сене, конечно же, неразумно. Никто и не спорит: Су-57Э - ходовой товар, и выгоду упускать не надо. Но и слишком торопиться не следует. Можно подождать, пока чёрные тучи над западными границами Отечества хотя бы малость рассеются и когда в частях ВВС РФ появится боевая машина, превосходящая Су-57.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама