Как уничтожили «танковый зоопарк» Гитлера
© waralbum.ru
Уничтоженный танк PzKpfw VI «Tiger» на месте боя, произошедшего 20 января 1944 г. в деревне Скворицы Гатчинского района Ленинградской области.

Как уничтожили «танковый зоопарк» Гитлера

В 1941 году советский средний танк Т-34 стал неприятным «сюрпризом» для вермахта. В ответ германская промышленность разработала тяжёлые танки «Тигр» и «Королевский тигр», но эти бронированные монстры так и не смогли изменить ход войны
29 марта 2025, 08:59
Реклама
Как уничтожили «танковый зоопарк» Гитлера
© waralbum.ru
Уничтоженный танк PzKpfw VI «Tiger» на месте боя, произошедшего 20 января 1944 г. в деревне Скворицы Гатчинского района Ленинградской области.
Читайте нас на: 

Подарок фюреру

Советский Союз делал ставку во Второй мировой войне на выпуск массовых, простых и недорогих средних танков, Германия производила дорогие, тяжёлые и технически сложные танки. Например, «Пантера», которая считалась средним танком (44,8 тонны), была на 18 тонн тяжелее нашего среднего танка Т-34. «Тигр» весил ещё больше - почти 57 тонн.

Справка

Всего с сентября 1942-го по август 1944 года немецкая промышленность выпустила 1355 «Тигров» Pz VIЕ/Н1 Ausf. «Tiger», а с января 1944 года по март 1945-го - 487 танков Pz VI Ausf. B «Tiger» II, получивших название «Королевских тигров». С января 1943-го по апрель 1945 года немцы отправили на фронт 5726 Pz.V Ausf. «Panther» - «Пантер» всех модификаций и назначений. К сегодняшнему дню на площадках и в ангарах военных музеев сохранились единицы этих машин, считавшихся в своё время «чудо-оружием».

Первый тяжёлый серийный танк Германии Pz VI до появления советского танка ИС-2 значительно превосходил все боевые машины той поры по бронированию и мощности вооружения. Испытания первых образцов состоялись в апреле 1942 года и были приурочены ко дню рождения Гитлера, который осмотрел танки и сделал выбор в пользу разработки фирмы «Хеншель», поскольку вариант, предложенный «Порше», оказался менее технологичным. По конструкции «Тигр» соответствовал немецкой танковой философии: масса и мощь оружия побеждают любого врага.

На Pz VI была установлена лучшая немецкая длинноствольная 88-мм пушка KwK 36 L/56, разработанная на основе знаменитой зенитной пушки FlaK 18/36, два пулемёта MG 34 - спаренный и курсовой. Несмотря на большую массу, танк в идеальных условиях отличался лёгкостью в управлении и благодаря мощному двигателю развивал высокую скорость. На базе Pz VIЕ выпускались командирские танки, эвакуационные тягачи и достаточно оригинальная самоходка вермахта - «Штурмтигр» с пусковой установкой для тяжёлых реактивных снарядов калибра 380 мм.

Танк «Тигр» Pz.Kpfw. VI Ausf.
© waralbum.ru
Танк «Тигр» Pz.Kpfw. VI Ausf.

Тактико-технические характеристики танка Pz VIЕ Ausf. «Тигр»

Боевая масса - 56,8 т; вооружение: одна длинноствольная 88-мм пушка KwK 36 L/56 c дальностью прямого выстрела 2000 м, 2-3 7,92-мм пулемёта; броня: лобовая - 100 мм, бортовая - 82 мм; силовая установка - 12-цилиндровый бензиновый двигатель «Майбах» HL230 P45 мощностью 694 л.с.; максимальная скорость - 38 км/ч; запас хода - 140 км; экипаж - 5 чел.

Однако у этого танка были и проблемы, которые регулярно проявлялись на фронте, затрудняя его использование в бою. Прежде всего, конструкция машины отличалась сложностью и высокой стоимостью производства. Одной из самых больших проблем оказалась ходовая часть, особенно расположение опорных катков. Движение мог парализовать любой застрявший между ними камень, а суровой зимой на советско-германском фронте многие танки утром не могли стронуться с места, поскольку катки и грязь намертво смерзались. Это обстоятельство учитывалось в советских подразделениях.

Были у «Тигра» и другие проблемы. Например, скорость поворота тяжёлой башни была столь низка, что экипаж должен был доворачивать всю машину в сторону цели. Кроме того, не все автомобильные мосты выдерживали тяжесть «Тигра», поэтому танки переправляли на платформах по железнодорожным мостам. При этом приходилось заменять широкие «боевые» гусеницы на узкие - транспортные.

Плюсы и минусы танка выявились и непосредственно в боевых условиях. При этом отметим, что основным предназначением танка «Тигр» была борьба с танками противника, и его конструкция соответствовала решению именно этой задачи.

Каков дебют, таков и эндшпиль

Первое боевое применение «Тигров» состоялось во время Синявинской наступательной операции советских войск. 29 августа 1942 года танки были выгружены с железнодорожных платформ на станции Мга, и поломки начались уже при выдвижении на исходные позиции. У двух «Тигров» вышла из строя коробка передач, у третьего - перегрелся и вспыхнул двигатель. Детали на замену доставили из Германии самолётом, и 22 сентября наконец-то состоялось боевое крещение.

Укомплектованный «Тиграми» взвод вместе с танками Pz.III участвовал в наступлении 170-й пехотной дивизии - там же под Ленинградом, в той же самой болотистой местности. Результат: у одного «Тигра» после попадания снаряда заглох двигатель, три других дошли до передовой, получив серьёзные повреждения, и остановились из-за бездорожья и технических проблем. Из четырёх танков три были эвакуированы, а один был захвачен советскими войсками.

Немецкие танкисты демонтируют башню танка «Тигр» Pz.Kpfw. VI Ausf. H. в расположении ремонтной базы.
© waralbum.ru
Немецкие танкисты демонтируют башню танка «Тигр» Pz.Kpfw. VI Ausf. H. в расположении ремонтной базы.

Немецкие историки считают, что более удачным для «Тигров» стал бой 12 января 1943 года, когда четыре танка, пришедшие на подмогу 96-й пехотной дивизии вермахта, якобы подбили 12 советских Т-34. Однако уже 16 января в ходе очередной попытки прорыва блокады Ленинграда советские войска захватили один ранее подбитый артиллерией «Тигр», а 17 января - ещё один практически неповреждённый. Экипаж покинул машину, не уничтожив новенький технический паспорт, приборы, оружие. Оба танка были эвакуированы и отправлены в подмосковную Кубинку на исследования.

Полноценным дебютом «Тигров» можно считать бои под Харьковом в феврале - марте 1943-го. Тогда моторизованная дивизия «Великая Германия», моторизованные дивизии СС «Адольф Гитлер», «Рейх» и «Мёртвая голова», действовавшие на этом участке фронта, имели в боевом составе 37 «Тигров». Но и в тех боях панцерваффе понесли потери.

Истребители «зверей»

По итогам первых боестолкновений советских частей с «Тиграми» в Красной Армии начался поиск средств и способов борьбы с новой техникой противника. К маю 1943 года Генштаб разработал первые рекомендации. В частности, предписывалось усилить оборону на танкоопасных направлениях, а в каждом стрелковом взводе мотострелковых батальонов подготовить группу истребителей танков, снабдив их противотанковыми гранатами, бутылками с «КС», дымовыми и ослепляющими шашками, двумя-тремя противотанковыми минами. Расчёты противотанковых орудий и ружей, а также экипажи танков предписывалось обучить ведению огня с близких дистанций по уязвимым местам танка Т-VI.

На счёт хорошей подготовки экипажей советских и артрасчётов можно смело записать уничтожение «Тигров» и «Пантер» в ходе битвы на Курской дуге. Как известно, вермахт полностью вложился в своё последнее грандиозное наступление и максимально использовал свои сильнейшие бронированные машины - 148 «Тигров», 200 средних танков Pz. V Ausf. П «Panther» («Пантера») и 90 тяжёлых самоходно-артиллерийских установок «Ferdinand» («Фердинанд»).

Командир танка лейтенант Б.В. Смелов показывает пробоину в башне «Тигра», которую сделал бронебойный снаряд из 76-мм танкового орудия.
© waralbum.ru
Командир танка лейтенант Б.В. Смелов показывает пробоину в башне «Тигра», которую сделал бронебойный снаряд из 76-мм танкового орудия.

Всего к началу операции немцы имели около 2,7 тыс. танков и штурмовых орудий. В составе советских Центрального и Воронежского фронтов и Степного военного округа было свыше 4,9 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок (САУ). Итог для панцерваффе оказался неутешительным: за месяц боёв немцы потеряли 73 «Тигра» - практически половину.

Вот какую оценку сражению на Курской дуге дал начальник штаба 48-го танкового корпуса генерал Фридрих фон Меллентин: «К исходу 14 июля стало совершенно очевидно, что наступление провалилось. Потери в личном составе были не так уж и велики, зато потери в танках были потрясающими».

Танкисты. 7 декабря 1943 года разгорелся бой у села Заньки Житомирской области. Перед экипажем гвардии младшего лейтенанта Василия Ермолаева оказались сразу три «Тигра». Бить их в лоб? Из этого ничего путного не получится. Офицер дождался, когда один из танков подставит борт, и только тогда открыл огонь. Несколько выстрелов, и «Тигр» загорелся, потом вспыхнул другой. А вот вести стрельбу по третьему было нечем - кончились подкалиберные снаряды, которые пробивали мощную броню «Тигра». Громыхнул ответный выстрел, и пламя охватило «тридцатьчетвёрку» Ермолаева. Но экипаж не покинул машину. Т-34 на полной скорости устремился навстречу «Тигру» и врезался ему в борт. Обе машины взорвались.

Командиру танка гвардии младшему лейтенанту Василию Ермолаеву и механику-водителю гвардии сержанту Андрею Тимофееву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Из шести уничтоженных экипажем в том бою танков четыре были Т-VIH «Тигр».

Семь «Тигров» на счету аса 200-й танковой бригады гвардии лейтенанта Михаила Замулы. Шесть «Тигров» уничтожил командир роты 53-й гвардейской танковой бригады гвардии младший лейтенант Александр Милюков. Пять «Тигров» сжёг гвардии старший лейтенант Григорий Бражников.

Герой Советского Союза гвардии капитан Михаил Кузьмич Замула.
© waralbum.ru
Герой Советского Союза гвардии капитан Михаил Кузьмич Замула.

Артиллеристы. Для артиллеристов рекомендации по борьбе с тяжёлыми немецкими танками разрабатывал штаб артиллерии Красной Армии во главе с генералом Фёдором Самсоновым. В соответствии с наработками, в армиях оборудовались специальные тыловые полигоны, на которых оттачивались навыки ведения огня по бронированным целям. В каждой батарее были созданы специальные команды истребителей танков и расчёты противотанковых ружей. Была издана серия инструкций: «Памятка по борьбе с танками «Тигр», «Памятка артиллеристу - истребителю вражеских танков» и др.

Герои Советского Союза командир орудия гвардии старший сержант Закир Лутфурахманович Асфандияров и наводчик орудия 322-го гвардейского истребительно-противотанкового артполка гвардии сержант Вениамин Михайлович Пермяков (справа).
© waralbum.ru
Герои Советского Союза командир орудия гвардии старший сержант Закир Лутфурахманович Асфандияров и наводчик орудия 322-го гвардейского истребительно-противотанкового артполка гвардии сержант Вениамин Михайлович Пермяков (справа).

Больше всех «Тигров» уничтожил наводчик орудия 322-го гвардейского истребительно-противотанкового артполка гвардии сержант В. Пермяков - 12. На счету наводчика САУ 1-го гвардейского самоходного артполка гвардии старшего сержанта А. Ушакова 9 «Тигров». По шесть «Тигров» сожгли командир 461-го артдивизиона капитан В. Мироненко и наводчик орудия 1966-го истребительно-противотанкового артполка старший сержант В. Михайлов.

Конец «королевской» династии

С января 1944-го в Германии начал выпускаться Pz VI Ausf. B «Tiger II», прозванный в Красной Армии и армиях союзников «Королевским тигром». До конца войны было произведено 487 таких машин. От предшественника танк в первую очередь отличался более мощным бронированием и просторной башней, был оснащён длинноствольной 88-мм пушкой, подкалиберный снаряд которой на дистанции прямого выстрела поражал все без исключения танки противника.

Мощная броня танков «Тигр II» обеспечивала надёжную защиту от огня большинства имевшихся у союзников противотанковых средств, однако высокий вес и недостаточная мощность двигателя обусловили невысокие ходовые качества и общую низкую надёжность «Королевского тигра». Эти тяжёлые и тихоходные машины не отличались высокой манёвренностью, эффективно они могли действовать только в оборонительных боях.

Тактико-технические характеристики танка Pz VI Ausf. B «Тигр II»

Боевая масса - 69,75 т; вооружение: одна длинноствольная нарезная 88-мм пушка KwK 43 L/71 c дальностью прямого выстрела 2000 м, два 7,92-мм пулемёта; броня: лобовая - 150 мм, бортовая - 80 мм; силовая установка - 12-цилиндровый бензиновый двигатель «Майбах» HL230 P45 мощностью 700 л.с.; максимальная скорость по шоссе - 38 км/ч; запас хода по шоссе - 110 км; экипаж - 5 чел.

Боевое крещение машины состоялось во время немецкой наступательной операции в районе Кана 17 июля 1944 года, когда 503-й батальон тяжёлых танков прибыл на фронт. В первом же бою батальону удалось подбить 12 танков «Шерман». На следующий день, 18 июля, позиции 503-го батальона подверглись массированному налёту авиации. Танкисты союзников предпочитали не ввязываться в бой с «Тиграми II». Обходили танки стороной.

Танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II» 503-го танкового батальона в Будапеште.
© waralbum.ru
Танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II» 503-го танкового батальона в Будапеште.

На Восточном фронте несколько десятков «Королевских тигров» впервые были применены 13 августа 1944 года на Сандомирском плацдарме - в бой был введён 501-й тяжёлый танковый батальон, однако, как и в случае с «Тиграми», начало оказалось неудачным. Танки попали в засаду 53-й гвардейской танковой бригады и приданных ей артиллерийских частей усиления. В бою у Оглендува двумя Т-34-85 из засады были уничтожены сразу три «Королевских тигра», ещё один повреждён.

По советским данным, было подбито 13 Pz VIВ, по немецким - 11. Три танка были захвачены в исправном состоянии. По словам участника этого боя с советской стороны, группа Т-34-85 выскочила из леса на поле, где находились танки «Тигр II», увязшие в грунте. «Тридцатьчетвёрки» стремительно атаковали и начали обстрел немецких тяжёлых машин, башни которых не успевали поворачиваться. Экипажи «Королевских тигров» покинули свои обездвиженные танки и бежали с поля боя.

Танки с номерами 102 и 502 были доставлены в Кубинку, где прошли тщательные испытания. Один из них, с номером 502, в настоящее время находится в экспозиции музея в Кубинке.

В Балатонской операции «Королевские тигры» от безысходности были применены вопреки их тактическому предназначению - брошены в атаку и понесли значительные потери. Для большинства советских танков и САУ заключительного периода Великой Отечественной войны «Королевский тигр» уже не являлся таким уж неуязвимым противником.

Немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II», подорвавшийся на мине в Берлине.
© waralbum.ru
Немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II», подорвавшийся на мине в Берлине.

Последний «Королевский тигр» был подбит в Берлине 2 мая 1945 года у моста Шпандау.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама